Ирина Юдина
Пространственная предметно-развивающая среда (вторая младшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Нет такой стороны воспитания, на которую
обстановка не оказывала бы влияния,
нет способности, которая не находилась бы
в прямой зависимости от непосредственно
окружающего ребенка конкретного мира…
Тот, кому удастся создать такую обстановку,
облегчит свой труд в высшей степени.
Среди нее ребенок будет жить – развиваться
собственной самодовлеющей жизнью,
его духовный рост будет совершенствоваться
из самого себя, от природы…
Е. И. Тихеева
Публикация «Пространственная предметно-развивающая среда (вторая младшая группа)» размещена в разделах
Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.
Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них.
Содержание предметно-развивающей среды соответствует интересам мальчиков и девочек, периодически изменяется, варьируется, постоянно обогащается.
Функции предметно-развевающей среды во второй младшей группе:
Познавательная – удовлетворяет потребность ребенка в освоении окружающего мира, стимулирует познавательную активность;
Коммуникативная – стимулирует речевое развитие, позволяет ребенку познать азы общения и взаимодействия;
Оздоровительная – стимулирует двигательную активность, обогащает двигательный опыт, приобщает к культуре здоровья;
Творческая – приобщает детей к творческой деятельности, способствует саморазвитию и самореализации.
В нашей группе развивающая предметно-пространственная среда разделена на уголки-микроцентры для самостоятельной деятельности детей.
Центр конструирования.
Цель: Развитие пространственных представлений, мелкой моторики, творческого воображения.
-Крупный строительный конструктор.
-Средний строительный конструктор. -
-Конструкторы типа «Лего».
-Нетрадиционный материал: картонные коробки разных размеров, оклеенные самоклеющейся бумагой.
- Небольшие игрушки для обыгрывания построек (фигурки людей и животных и т. п.).
-Игрушечный транспорт средний и крупный.
Центр по правилам дорожного движения
Цель: Ознакомление со светофором, с правилами поведения в соответствии со световыми сигналами светофора
- «Светофорчик»
- Стол с изображением дороги, пешеходных переходов.
- Средний транспорт.
- Макеты домов, деревьев, светофор, дорожные указатели.
- Небольшие игрушки (фигурки людей, животных).
Центр художественного творчества
Цель: Развитие пальчиковой моторики, тактильных ощущений, цвето-восприятия и цвето-различения, творческих способностей.
-Толстые восковые мелки, цветной мел, цветные карандаши,фломастеры, гуашь, пластилин, глина.
-Цветная и белая бумага, картон, обои, наклейки, ткани.
-Кисти, поролон, печатки, клейстер, трафареты.
-Стаканчики, подставки для кистей, салфетки из ткани, доски,палитры для клея и гуаши.
Центр дидактических игр
Цель:1. Развитие мышления и пальчиковой моторики. Освоение операций соединения частей в целое.
2. Развитие зрительного восприятия и внимания. Формирование обследовательских навыков.
3. Знакомство с геометрическими фигурами и формами предметов.
4. Обучение группировки предметов по цвету, размеру, форме.
5. Выявление отношения групп предметов по количеству и числу (много, мало, один).
6. Обучение определению количества путем пересчета (1,2,3).
7. Воспитание правильного физиологического дыхания.
8. Развитие способности использовать речь для определения смысла своих действий.
9. Формирование умения группировать предметы, последовательно составлять картинки.
10. Обогащение активного словаря детей.
11. Формирование умения описывать и называть предметы на картинках.
Материалы по сенсорике и математике .
-Крупная мозаика, сборные игрушки, пирамидки,шнуровки, игры с элементами моделирования и замещения, лото, парные картинки и другие настольно-печатные игры.
-Нетрадиционный материал: закрытые емкости с прорезями для заполнения различными мелкими и крупными предметами, крупные пуговицы для нанизывания.
-Комплект геометрических фигур, предметов различной геометрической формы.
-Различные мелкие фигурки и нетрадиционный материал для счета.
-Разрезные предметные картинки, разделенные на 2-4 части (по вертикали и горизонтали).
Материалы по развитию речи и познавательной деятельности.
-Наборы картинок для группировки: домашние животные, дикие животные, овощи, фрукты, одежда, транспорт, предметы обихода.
-Наборы предметных картинок для последовательной группировки по разным признакам (назначению и т. п.).
-Серии из 4 картинок: части суток (деятельность людей ближайшего окружения).
-Серии из 4 картинок: времена года (природа и сезонная деятельность людей).
-Сюжетные картинки крупного формата.
-Лепбук по развитию речи.
Книжный центр
Цель: 1. Формирование навыка слушания, умения обращаться с книгой.
2. Формирование и расширение представлений об окружающем.
-Книжки по программе, любимые книжки детей, книжки-малышки.
-Альбомы для рассматривания: «Профессии», «Времена года», «Детский сад» и т. д.
-Лепбук по навыкам самообслуживания.
Театрально - музыкальный центр
Цель: 1. Формирование навыков слушания.
2. Развитие творчества детей на основе литературных произведений.
3. Развитие слухового восприятия и внимания.
4. Формирование исполнительских навыков.
-Ширма, отделяющая зону от зон подвижных игр; маленькие ширмы для настольного театра.
-Набор масок сказочных животных.
-Различные виды театра.
-Костюмы, маски, атрибуты для разыгрывания сказок.
-Звучащие инструменты: металлофон, барабан, погремушки, игрушки-пищалки, бубен, молоточки.
-Магнитофон.
-Пластиковые прозрачные емкости с разными наполнителями: горохом, камешками и другие нетрадиционные музыкальные инструменты.
-Карточки с картинками.
Центр физической культуры
Цель:1. Развитие ловкости, координации движений.
2. Обучение согласованным действиям.
3. Формирование умения бросать и ловить мяч, проползать в обруч, перешагивать через палку или веревку, положенную на пол, ходить по прямой ограниченной дорожке.
-Мячи, корзина для метания мячей
-Обручи.
-Толстая веревка или шнур.
-Флажки.
-Платочки.
-Кегли.
-Мешочки с грузом малые (для бросания).
-Нетрадиционное спортивное оборудование.
-Коврики, дорожки массажные со следочками, атрибуты для проведения подвижных игр и утренней гимнастики.
Центр сюжетно-ролевой игры
Цели:1. Формирование ролевых действий.
2. Стимуляция сюжетно- ролевой игры.
3. Формирование коммуникативных навыков в игре.
4. Развитие подражательности и творческих способностей.
-Кукольная мебель: стол, стулья,кровать, диванчик, кухонная плита, холодильник, стиральная машина и др.
-Игрушечная посуда.
-Куклы.
-Коляска для кукол.
-Атрибуты для игр «Магазин», «Больница», «Семья», «Детский сад», «Парикмахерская» и т. д.
-Различные атрибуты для ряженья.
-Мягкие игрушки: крупные и средние.
Центр природы
Цель: 1. Расширение чувственного опыта детей, стимуляция тонких движений руки.
2. Развитие умения экспериментировать с разными материалами.
3. Формирование знаний о комнатных растениях.
4. Формирование понимания о необходимости ухода за растениями и животными.
5. Развитие наблюдательности.
6. Формирование умения определять состояние погоды.
-Комнатные растения.
-Растения, характерные для различных времен года:
- осенью: выставки ярких, крупных или необычной формы овощей и фруктов; зимний огород: посадки лука, овса, проращивание гороха, бобов – для проведения наблюдений; летом: букеты из декоративных растений: астры, хризантемы, тюльпаны.
-Леечки, палочки для рыхления почвы, опрыскиватель, тряпочки, фартуки.
-Алгоритмы посадки лука, ухода за цветами.
-Календарь природы
-Дидактическая кукла, одетая по сезону.
-Контейнеры с песком и водой.
-Природный материал: песок, вода, глина, камешки, ракушки, деревяшки, шишки, высушенные листья и т. д.
-Емкости разной вместимости, ложки, лопатки, палочки, воронки, игрушки резиновые и пластмассовые для игр с водой, трубочки.
-Зеркальце для игр с солнечным зайчиком.
-Экологический лепбук.
Уголок уединения
Место, отгороженное от всех ширмой.
Мини – музей «Бурёнушка»
Цель: Знакомство детей с ролью коровы в жизни человека; воспитание заботливого отношения к животному миру; формирование навыков исследовательского поведения.
-Различные виды игрушечных коров.
Информационный центр для родителей
Цель: Доступно и удобно для восприятия (чтения) родителей донести до них актуальную, достоверную информацию с учётом возрастных особенностей детей.
-Стенд «Я пришёл» с фото наших детей;
-Уголок творчества;
-Стенд с режимом, НОД, «Наши успехи», «Выучите дома с детьми»;
- Стенд «Будь здоров» с рекомендациями медсестры;
-Папки-вкладыши: «Меню», «Благодарим», «Поздравляем»;
-Папки с нормативной документацией;
-Стенд «Я сам» с информацией по культурно-гигиеническим навыкам и навыкам самообслуживания;
-Папка-передвижка «Правильная одежда и обувь»;
-Алгоритм одевания на прогулку;
-Уголок «Обратите внимание» - родителям о ФГОС в ДОУ;
-Папка-передвижка с консультациями и родительской платой;
-Журнал здоровья;
-Интерактивная доска с информацией о работе по теме недели, с рекомендациями.
Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.