МААМ-картинки

Из опыта по обучению игре на музыкально-шумовых инструментах

Елена Шехватова
Из опыта по обучению игре на музыкально-шумовых инструментах
▼ Скачать + Заказать документы

Дети очень любят играть в шумовом оркестре – это знают все, кто хоть раз дал в руки ребенку незатейливый инструмент.

Как одна из форм работы с детьми она существовала давно, но немногие педагоги уделяют ей достаточное внимание, потому что не знают с какой стороны к ней подступиться в условиях работы в детском саду.

Работа по обучению игре в шумовом оркестре должна удовлетворять 4-м простым условиям:

- быть легкой для детей и педагогов;

- быть интересной для них;

- быть систематической;

- быть групповой формой обучения.

Темочки:

Учение для дошкольника должно быть не только легким и приятным, но и интересным.

Если просто дать в руки ребенка какой-нибудь инструмент, его заинтересованности хватит на 2-3 минуты. И подержав в руках бубен, ему захочется сменить его на маракас, а потом на барабан и т. д. Если интерес будет отсутствовать в самой работе с инструментом, то даже при наличии различных «шумелок», скука в глазах ребенка неизбежно появится. Музыка, которую дети в состоянии исполнить в оркестре должна быть яркой, доступной, недлинной, не очень быстрой, понятной по структуре и, лучше всего жанровой или образной. (песня, танец, марш или изображающей какой-либо образ, персонаж).

У шумового оркестра в детском саду есть свои особые задачи:

-активное приобщение детей к музыке в одном из самых привлекательных видов деятельности – игре в детском оркестре.

-воспитание интереса и любви к музицированию.

-практическое овладение детьми музыкального языка и некоторыми понятиями музыкальной грамоты.

-создание предпосылок для развития творческого мышления.

-знакомство с отдельными произведениями классической и детской музыки в практике инструментального музицирования.

Все партии вначале исполняются без инструмента – в воздухе, с помощью звучащих жестов, что уберегает от грубых ошибок, а, следовательно, замечаний со стороны взрослого, и таким образом придает уверенности в своих силах.

Все дети при исполнении какой-либо пьесы или песенки знают все партии и могут легко заменить друг друга.

Для этого партии должны быть легкими.

Во время игры или смены куплета песни, дети меняются инструментами, а, следовательно, выучивают все партии.

В основу работы над шумовым оркестром должно быть положено формирование и развитие метроритмического чувства. Этому помогает активное слушание музыки, то есть соединение восприятия музыки с каким – либо движением, исполнением звучащих жестов (хлопки, шлепки, щелчки, различные виды тактирования, подчеркивания окончания, повторение отдельных ритмических фигур. Детский шумовой оркестр под фонограмму – это замечательная возможность для детей почувствовать себя оркестрантами и услышать, как звучит настоящий оркестр.

Взрослый может быть реальным дирижером и руководить детьми во время исполнения.

Шумовым оркестром я занимаюсь 8 лет. В наличии есть все необходимые инструменты : ложки, маракасы, металлофоны, ксилофоны, румба, кастаньеты, разные трещотки и др.

Детям очень нравится играть на инструментах, и они всегда с удовольствием играют в оркестре.

Какого-то особого выбора детей для оркестра не делаю. Участвуют все дети группы, но я распределяю инструменты исходя из индивидуальных особенностей детей.

- Дети, обучающиеся в музыкальной школе, вокальной группе и с достаточно развитым чувством ритма, играют на диатонических колокольчиках, металлофонах, ксилофонах.

- Детям с более слабым чувством ритма предлагаю маракасы, бубенцы и другие инструменты, не требующие ритмичной игры.

С шумовыми инструментами детей начинаю знакомить с 1 младшей группы: как называется, как правильно держать и извлекать звук. Со 2 младшей группы – уже даю детям по 2 инструмента. Здесь уже приучаю играть по очереди, слушать партию одной группы инструментов, а затем играть свою партию. Развивается выдержка, умение слушать, вовремя вступать, играть дружно.

Из группы в группы усложняется репертуар и партии инструментов.

Игру на музыкально-шумовых инструментах я включаю в любые виды деятельности: пение, музыкально-ритмические движения, восприятие. Дети играют на инструментах как группой, так и индивидуально. Стараюсь во время игры на инструментах развивать артистичность (исполнять лёгкие танцевальное движения – пружинка, качание головой, полуобороты телом).

Очень тщательно подхожу к выбору музыки. Не вся музыка подходит для оркестровки. (Быстрый темп, длинная фонограмма, не слышно мелодии, сложная аранжировка, акценты в музыке, не слышно музыкальных фраз). Поэтому некоторые фонограммы обязательно необходимо корректировать.

В корректировке фонограмм мне очень помогают служба Медиа центра Краевого Центра Образования.

Также в КЦО есть большая сцена, на которой мы выступает 1-2 раза в год. На эту сцену у нас получилось вывести оркестр, состоящий из 60 мальчиков старших групп.

Таким образом можно украсить любое событие в группе: день рождения ребенка, развлечение или досуг. Конечно, участие воспитателя в этом виде деятельности очень желательно, чтобы этот процесс не превратился в стихийный трам-тара-рам. И фонограмма очень способствует организации игры в оркестре.

Музыка – искусство временное, она отзвучала и смолкла. В паузе можно обменяться инструментами, заняться исследовательской деятельностью, то есть подумать и поэкспериментировать какие звуки можно еще извлечь из инструмента, оказавшегося у тебя в руках. Ударить по нему пальцем, ладошкой, кулачком, палочкой, специальным молоточком по верхней крышечке или боковой стороне, а может быть встряхнуть его несколько раз или потрясти длительно, исполняя тремоло и т. п.

Исследовательская деятельность – необходимый этап в познании нового, только следует его дозировать и направлять. Важная вещь - развитие тембрового слуха. Начинать его развивать нужно с самого раннего возраста, недаром первая игрушка младенца – погремушка. Но и у простой погремушки бывают разные голоса, разные тембры. Предложите детям три-четыре «волшебных» яичка из-под «киндеров» с разными наполнителями. Одно яйцо молчит, другое шепчет, третье трещит, а четвертое позвякивает. Пусть дети разложат их от самого тихого к самого громкому. И придумают определения для звука, который издает яйцо или звучащая коробочка. Не просто громко или тихо, а оно шелестит, шуршит, шепчет на ушко по секрету, или весело бренчит, звенит, хохочет, дребезжит и т. п. Вот вам и обогащение словаря.

Интересны и доступны малышам речевые игры. Для исполнения метрического пульса яйцами-маракасами надо стучать по коленям, потому что манипулировать ими в воздухе малышам еще сложно и продекламировать ритмично стихотворение про мячик:

Чуть ударишь этот мячик,

Начинает он скакать.

Скачет, скачет, скачет, скачет,

И не может перестать.

Потом дети под звук бубна или барабана сами могут попрыгать как мячики. Использовать игру можно на 3-4-х занятиях, что способствует у детей развитию чувства метроритмической пульсации через телесное чувство, слух, зрение.

А вот игра с бубном. Покажите детям красивый бубен. Предложите побегать врассыпную, пока бубен весело звенит. Когда он остановится, все должны присесть на корточки. Взрослый тоже присаживается и, равномерно ударяя в бубен, произносит:

Дзинь-бум, дзинь-бум,

Бубен нам устроил шум.

Постучим, пошумим

И все снова побежим.

Дети должны услышать два разных способа игры на бубне: равномерные удары и звон-тремоло.

Еще одна увлекательная игра, доступная детям в группе :«Угадай, на чем я играю». На столике лежат несколько разных инструментов, в зависимости от возраста детей - от3-х до 8-ми штук, разнотембровых. Один из детей играет на любом из них, а другой, отвернувшись, слушает. И затем, повернувшись, указывает на прозвучавший инструмент, называя его.

Рекомендую для игры в младшей группе использовать маракасы (у кого нет маракасов, можно сделать самим. Например, яйца из-под киндеров, коробочки-ягодки из-под мороженного). Под запись любой 2-х частной польки дети на 1-ую часть ритмично стучат по ладошке маракасом. А на 2-ую часть потряхивают ими в воздухе. Пальчиковые барабанчики (коробочки из-под творога и йогуртов с крышечкой или натянутой сверху пленкой под резинку). Напевая или проговаривая слова песенки «Веселые барабаны» :

Весело играем мы все в барабаны,

Весело играем мы все в барабан!

Ля-ля-ля…

Дети вначале ритмично учатся хлопать в ладошки и шлепать по коленям, а затем ударяют пальчиком по крышечке маленького барабанчика, которым можно подыгрывать себе на ходу, что помогает координировать шаги с ударами в инструмент.

Со средней группы в музыкальный уголок добавляются бубны, бубенчики на палочках, озвученные коробочки с палочками или молоточками для постукивания. Для облегчения освоения ритмического рисунка мелодии придумываются подговорки типа:

Молоточек, тук-тук-тук,

Молоточек, ты мой друг,

Молоточек, тук-тук-тук,

Ты мой верный друг! (затем вступают бубенчики)

Дили-дили-дили-дон.

Бом - бом! (удары по тарелке) (повторение ритмической фигуры трижды. А заканчивают все инструменты все вместе :

Слышат все наш звон!

В старшей группе под фонограмму пьесы Ж. Рамо «Тамбурин» осваиваем прием игры на бубне – тремоло, соединяя его с ударом на сильную долю. Вначале этот прием выполняется без инструмента - хлопок в ладоши и «фонарики». В средней части пьесы играет металлофон на звуке «ми» и треугольник, чередуясь между собой.

В подготовительной группе открываем музыкальную мастерскую. Даем детям разноцветные коробочки из-под йогурта с заранее сделанными насечками и круглые канцелярские резинки, и предлагаем им подумать, как можно сделать из этого музыкальный инструмент, чтобы резинка звучала как струна. Пусть дети поэкспериментируют с натяжением резинки, которое меняет звук по высоте и, чередуя щипки на разных коробочках, послушать какая выходит мелодия. Пусть дети убедятся, что в руках у них действительно музыкальный инструмент. Резинкой можно громко щелкать, оттягивая ее сбоку. Украсить коробочку можно пучком из полосок гофрированной бумаги, заправленной снизу под резинку. Им можно пошуршать, потряхивая коробочку. Получился симпатичный музыкальный «кальмарчик». С помощью этого щипкового инструмента исполним польку Лео Делиба «Пиццикато» под фонограмму.

Игра «Музыкальное приветствие». Дети держа в руках «кальмарчики», двигаются врассыпную легким бегом, а на акцентированные концы фраз повернувшись к произвольному партнеру, щелкают резинкой и говорят «Привет!». В средней части дети импровизированно танцуют, помахивая хвостиками «кальмарчиков».

Игра для любого возраста «Музыкальная карусель». Дети берут любые инструменты и встают в круг. На 1-ую часть музыки играют на своем инструменте, затем со сменой музыки, кладут его на пол и переходят по кругу к другому. На повторение музыки 1-ой части берут новый инструмент и играют на нем. Взрослый может исполнять роль дирижера.

Публикации по теме:

Фотоотчет о музыкально-спортивной квест-игре «Спорт ребятам очень нужен!»Фотоотчет о музыкально-спортивной квест-игре «Спорт ребятам очень нужен!» "Спорт ребятам очень нужен!" В "Зыковском детском саду" по итогам спортивной недели прошла масштабная музыкально - спортивная квест игра.

Конспект занятия по обучению игре в шахматы «Знакомство с шахматной доской»Конспект занятия по обучению игре в шахматы «Знакомство с шахматной доской» Главная цель обучения игре в шахматы – заинтересовать и привить интерес к игре, вызвать желание играть в неё, ненавязчиво помочь детям самим.

Конспект занятие по обучению детей игре в шашки «Знакомство. Королевство шашек» Королевство шашек. Цель: Обучение дошкольников принципам шашечной игры, воспитание у них интереса и любви к этой игре. Задачи: 1. Познакомить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Из опыта по обучению игре на музыкально-шумовых инструментах
Опубликовано: 16 февраля 2025 в 10:49
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Из опыта по обучению игре на музыкально-шумовых инструментах» (включая файлы) размещена пользователем Елена Шехватова (УИ 2895338) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 февраля 2025 суббота
Президент подписал закон о ратификации Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между РФ и ДНР
23 февраля 2025 воскресенье



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД