Любовь Комова
Сценарий открытого мероприятия «Прощание с русской азбукой»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого мероприятия «Прощание с русской азбукой».
Методическая цель: создание условий для реализации индивидуальных возможностей обучающихся через внеурочную деятельность.
Цели:
формировать ценностное отношение к традициям школы, к учебе, стремлению получать знания;
обеспечить комфортное вхождение детей в школьную жизнь;
способствовать формированию благоприятной эмоционально – психологической атмосферы в классных коллективах;
Публикация «Сценарий открытого мероприятия „Прощание с русской азбукой“» размещена в разделах
- Прощание с букварем и азбукой. Сценарии для 1 класса
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» октябрь 2024
развивать у детей вариативное мышление, творческое воображение;
ориентировать детей на творческое начало в совместной деятельности, включать детей в систему жизненных отношений;
воспитывать стремление к здоровому образу жизни и бережное отношение к природе;
прививать любовь к народным традициям.
Планируемые результаты:
Предметные: чтение наизусть стихотворных отрывков, воспроизведение диалогов героев, разгадывание ребусов, отгадывание загадок.
Личностные: проявление интереса к своей культуре, овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, готовность слушать собеседника и вести диалог.
Универсальные учебные действия (метапредметные) :
Регулятивные: планирование решения учебной задачи, стремление её выполнить, ответы на вопросы, обобщение собственного представления, соотнесение изученных понятий с примерами из реальной жизни, владение диалогической формой речи в заданной ситуации.
Познавательные:
- общеучебные: воспроизведение по памяти информации, необходимой для решения учебной задачи;
- логические: анализ, синтез, классификация, обобщение;
- коммуникативные: умение обмениваться мнениями, слушать других учеников и учителя.
Методы и формы: частично-поисковый, словесный, наглядный; фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование:компьютерная презентация, музыкальное сопровождение, шапочки с буквами, костюмы для проводниц и сказочных персонажей, флажки, раздаточный материал.
Ход мероприятия.
I Вступление.
Учитель. Ребята! Сегодня у нас немного грустный, но и приятный праздник. Мы пришли прощаться с очень уважаемой, а для многих - первой в жизни, прочитанной самостоятельно, книгой - «Русской Азбукой».
Ученик 1 Мы сегодня очень рады
Всех приветствовать гостей.
Всех знакомых, незнакомых,
И серьёзных, и весёлых.
Первый класс, первый класс
Пригласил на праздник вас.
Ученик 2 Знают взрослые и дети,
И шахтёр, и водолаз,
Что трудней всего на свете
Самый первый школьный класс.
Ученик 3: Первый класс - это первый задорный звонок.
Первый класс - это первый серьёзный урок.
Первый класс-это первая в жизни отметка,
Это шумная, радостная переменка.
Знают девочки в классе и знают мальчишки:
Первый класс- это первая школьная книжка.
Ученик 4: Потрудились мы немало,
Ведь, по правде говоря,
Русской грамоте учились
На страницах азбуки, друзья.
- Давайте, вспомним, что произошло у нас в школе в первый учебный день - 1 сентября.
На сцену слева выходит девочка - «Русская Азбука», справа первоклассник с букетом.
Первоклассник
Если сад цветами запестрел,
В поле колос налился пшеничный,
В огороде урожай поспел -
Значит, праздник близится отличный.
Надеваю брюки и жилет,
От волнения сердечко ноет,
Мама приготовила букет -
Подарю учительнице в школе.
Русская Азбука
Ждет с волнением
И девчонок, и мальчишек
Книга скромная - Русская Азбука.
Среди ярких, толстых книжек
Эта книга всем нужна:
Учит грамоте она.
II Знакомство с буквами.
Азбука. Я пришла к вам в гости не одна.
33 родных сестрицы,
писаных красавицы,
в одном городе живут
и повсюду славятся.
- Кто же пришел со мной вместе?
Все вместе. Буквы! .
- А сейчас мы послушаем стихи про буквы
(Дети читают стихи, показывая рисунки «На что похожа буква».)
А. А-начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать её легко:
Ноги ставит широко.
Б. Буква Б с большим брюшком,
В кепке с длинным козырьком.
В. Словно букву В Алена
Держит трубку телефона.
Г. Перед вами буква Г
Стоит подобно кочерге.
Д. Вот стоит, дымок пуская,
Буква Д - труба печная.
Е. На дворе - какая жалость!
Наша лесенка сломалась,
Наша лесенка сломалась,
Буква Е зато осталась.
Ё. Е и Ё - родные сестры.
Различить сестер непросто.
Но у буквы Ё две точки,
Словно к лесенке гвоздочки.
Ж. Эта буква широка
И похожа на жука
И при этом точно жук
Издаю жужжащий звук.
3 На эту букву посмотри:
Она совсем как цифра три.
И. На калитку посмотри,
Чем она не буква И?
Между двух прямых досок
Одна легла наискосок.
Й. Букву Й зовут «И кратким»
Й как И в твоей тетрадке.
Чтобы Й не путать с И,
Сверху галочку пиши.
К. Сигнальщик держит два флажка
С флажками он, как буква К.
Л. Алфавит продолжит наш
Буква Л - лесной шалаш.
М. Взявшись за руки, мы встали
И на М похожи стали.
Н. На букве «Н», я как на лесенке,
Сижу и распеваю песенки.
О. В старом дереве дупло
Ну совсем, как буква О.
П. На хоккее, на футболе
Буква П - ворота в поле.
Р. Буква Р - на мачте парус
Вдаль летит, небес касаясь.
С. Полумесяц в небе темном
Буквой С повис над домом.
Т. Молоток стучит: «Тук-тук,
Букве Т я старый друг».
У. У - сучок. В любом лесу
Ты увидишь букву У.
Ф. Филин, в книжку залетев,
Превратился в букву «Ф».
X. «Х» - забавная игрушка.
Деревянная вертушка.
Ц. Буква «Ц» - внизу крючок.
Словно с краником бочок.
Ч. Да, вы правильно решили:
Ч мы пишем как четыре,
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.
Ш. На что похожа буква Ш?
На зубья этого ковша.
Щ. Буква Щ поможет нам
Чистить зубы по утрам.
Ъ, Ь: Ь живёт беспечно,
Он без кепки ходит вечно.
А упрямый Ъ
Кепку носит только так.
Ы. Вот топор, полено рядом.
Получилось то, что надо.
Получилась буква Ы,
Все мы знать ее должны.
Э. Буква Э на С дивится,
Словно в зеркало глядится.
Сходство есть наверняка,
Только нету языка!
Ю. Чтобы О не укатилось,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотри-ка,
Что случилось:
Получилась… буква Ю.
Я. И сказала буква Я:
«Хоккеист известный я.
Шайба прямо в цель летит -
Гол! Закончен алфавит».
Азбука Ты эти буквы заучи.
Их три десятка с лишком,
А для тебя они – ключи
Ко всем хорошим книжкам.
(обращается к Первокласснику)
Хочешь многое узнать-
Научись, малыш, читать.
Первоклассник (недовольно отвернувшись)
И зачем было идти?
Я читаю лет с пяти;
Нужен этот первый класс!
Ухожу домой сейчас,
Попрошу купить компьютер,
Буду целый день играть,
В Интернет письмо писать.
Азбука
Подожди, не торопись,
Лучше к школе приглядись,
А уйти всегда успеешь
И включиться в Интернет.
Грамотой не овладеешь -
Подключаться толку нет:
Насмешишь весь белый свет!
Первоклассник (возмущенно) :
Как же так? Ведь я читаю,
Цифры знаю, буквы знаю.
Азбука (показывает на вошедшую букву Р). Эту тоже?
Первоклассник
Ну а как же!
Скажет каждый во дворе:
Перед нами буква «Рэ».
Буква Р
Я - не рэ, не рэ, не рэ,
Хоть пишусь я во «дворе»!
Ты меня найдешь в «горах»,
«Тундре», «речке», «берегах».
Рокочу я громким громом
И реву звериным ревом -
Вот тигриным, например.
Мое имя - буква «эр»!
Первоклассник (смущенно)
Извините, я не знал,
Ноя правильно читал.
(Буква Р уходит.)
Ученик:
Спасибо, Азбука, за все,
Что сделала для нас!
За слово первое твое, за стих,
За первый твой рассказ.
III Путешествие по станциям (внеурочная деятельность).
Азбука :
Нет, не верю я, друзья,
Что без меня вы обойдётесь.
Я в путешествие отправить вас хочу
И посмотреть, как с трудностями справитесь,
Какими вы вернётесь.
- Вы узнаете, на каком транспорте предстоит отправиться в путешествие, выполнив задание.
В этом слове звуков больше, чем букв.
самолёт поезд
ракета пароход
На каком же транспорте вы отправитесь в путешествие? (поезд)
Звуковое сопровождение – шум поезда.
1. ОТГАДАЙКА?
Скорый поезд, как экспресс,
Быстро мчит ребяток в лес.
Вот и станция, друзья,
Выходить нам здесь пора.
(взмахивает флажком – показывает остановку)
Проводница 1.
Для глазок сделайте зарядку –
Расставьте буквы по порядку,
Соедините их в слова,
И станет станция ясна.
Как называется станция?
4 6 2 5 1 3 7 9 8
А А Т Д О Г Й А К
(ОТГАДАЙКА)
1) Есть добрая вещица у меня
Нельзя мне без неё прожить и дня,
Помогает мне во всем,
Но живёт моим умом.
Я решу – она решит,
Я спешу – она спешит…
Занимательная штучка
Как зовётся она? (Ручка)
2) Пишет он, когда диктуют.
Он и чертит и рисует.
А сегодня вечерком
Он раскрасил мне альбом. (Карандаш)
3) Новый дом несу в руке
Двери дома на замке,
Обитают в доме том
Книжки, ручки и альбом. (Портфель)
4) Чёрные, кривые,
От рождения немые,
А как только станут в ряд-
Сразу вдруг заговорят. (Буквы)
5) Знаки, чёрточки и точки,
Если их составить в строчки,
На страницы поместить –
Начинают говорить.
Небольшой для текстов дом,
А как много мыслей в нём! (Книга)
Первоклассник - Как ловко отгадали все загадки эти дети. Наверно, в школе вы все хорошо учились? Это ты их научила, Азбука?
Азбука : Нет, не я, а мой дедушка – букварь. Он мне рассказывал, какими робкими и несмышлеными они приходили в школу. А он учил их так, как я сейчас учу. Я многому научила этих девочек и мальчиков.
Первоклассник Каких девочек и мальчиков? Буквы здесь, а где ребята?
Азбука : Ах да, пора моим помощникам-буквам превращаться в учеников
«Шарма, фарма», - я скажу,
Покажу пять пальчиков.
Буквы превращайтесь
В девочек и мальчиков.
Дети снимают шапочки
Физкультминутка (активная).
Быстро в поезд мы садимся
И по рельсам мчимся, мчимся.
Раз – присели, два – привстали,
Вовсе, вовсе не устали.
Песня
2. Кукольный театр.
Проводница 2.
Мы в поезд вновь садимся,
Он быстро нас везёт.
И следующая станция
Теперь уже нас ждёт.
Ум, смекалку примените
И название станции определите.
(Кукольный театр)
Сценка 1 «Неграмотный Андрей»
Ведущий 1: Вот, что, ребята, порою бывает,
С теми, кто грамоты вовсе не знает.
Надо читать научиться скорей,
А то ты впросак попадешь, как Андрей.
Ведущий 2: Хлеба купить попросили Андрея,
Вот и пошел он, читать не умея.
Вывесок много, а мальчик один.
(мальчик заглядывается на вывески, которые держат дети: «Хлеб», «Молоко»,
«Обувь», «Одежда» и т. д.)
Ведущий 1: Входит несмело Андрей в магазин.
Кто-то в халате молвит Андрею.
Парикмахер: Сядьте, я бороду вашу побрею.
(Андрей садиться на стул, парикмахер с расческой и ножницами в руках пытается его подстричь)
Ведущий 2: Только тогда, покраснев от стыда, он закричал:
Андрей: Я попал не туда. (Убегает.)
Учитель: Тому, кто хочет много знать,
Кто хочет книги прочитать
Про горы и долины,
Про водные глубины,
Про реки, звезды и моря,
Не обойтись без Азбуки, друзья!
- А вот ещё какая история произошла с двумя мальчиками однажды.
Сценка 2 «Овсянка»
Встретились два друга: Саша и Матвей.
- А у меня дома овсянка!
- Подумаешь, у меня дома тоже овсянка!
- Как я люблю овсянку!
- И я люблю овсянку!
- Она желтая, красивая такая!
- И вкусная, особенно с молоком!
- Как это вкусная? Как это с молоком?
- Да так! А еще хороша, с маслом и с сахаром!
- Да ты про что говоришь?
- Как это, про, что? Про овсянку! А ты про что?
- И я про овсянку!
- Ты про какую овсянку?
- Про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.
- Каша песни пела?
- Какая каша? Не каша, а птица! Не слыхал про такую что ли!
- Идем ко мне - мою овсянку слушать!
- Идем! А потом ко мне – мою овсянку кушать!
3. Школа здоровья.
Проводница 3.
Мы снова в поезде сидим,
Играем, поём и фрукты едим.
Но слышим кто-то здесь
Так тяжело вздыхает
И просит помощи,
Почти уже рыдает.
Нам нужно сделать остановку,
Больному помощь оказать.
А вас прошу лишь я, ребята,
Название станции этой расшифровать.
ш к л о а.
з д р в ь о о я
(Школа здоровья)
Ученик.
А вот и знак дорожный
У нас на пути.
Он нам поможет
Место нужное найти.
Учитель.
Как называется дорожный знак?
(Пункт первой медицинской помощи)
Учитель.
Посмотрите встречу нашего героя Карлсона с доктором и скажите:
Почему наш герой заболел?
Какой совет дал ему доктор?
Почему нужно есть много овощей и фруктов?
Айболит:
Здравствуйте, Карлсон!
Карлсон:
Привет! (грустно)
Айболит:
Что грустишь ты?
Дай ответ.
Карлсон:
Я обкушался варенья!
А ещё было печенье,
Торт и множество конфет
Очень вкусный был обед!
А теперь мотор заглох,
Ох, зачем я ел пирог?
Айболит:
Карлсон, мера нужна в еде
Чтоб не случиться нежданной беде.
Плюшки, конфеты, печенье, торты –
Сладкого меньше есть должен ты.
Фрукты, овощи нужны,
Витаминов ведь полны.
Ты, дружок, их больше ешь –
Будешь бодр, здоров и свеж.
Карлсон:
Спасибо, доктор, теперь буду знать
И ваши советы впредь выполнять.
Учитель: Да, дорогая Азбука! С тобой мы сегодня распрощаемся : ты останешься в 1 классе, а мы отправляемся дальше по дороге знаний и открытий.
Неожиданно входят три героя: лень, жадность, баловство.
Герои: А нас возьмете с собой, милые ребятки?
Дети: А кто вы такие?
Герои: Читайте сами
(Показывают карточки, прикрепленные на рубашках, там написано: лень, жадность, баловство)
Учитель: Ребята, возьмем их с собой?
Дети: Нет
Лень: А как же? Неужели вы без нас обойдетесь? Неужели не будете лениться, баловаться, жадничать?
Жадность: Вы же такие некультурные, невоспитанные, читать – писать научились, а как вести себя не знаете.
Дети: Знаем.
Баловство:
Ну-ну, сейчас посмотрим, знаете ли вы волшебные слова.
Лень:
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: Доброе (утро)
Жадность:
Если в ночь случилась встреча,
Говорим мы (добрый вечер)
Баловство:
И всегда при расставанье
Говорите (до свиданья)
Лень:
Уезжает, кто-нибудь
Пожелайте (в добрый путь)
Жадность:
Попал я в дедушку мячом,
И закричал: А я при чем?
Но досчитав до 30
Сказал: «Ну, дедушка, (прости)
Баловство:
Встретил Витю я, соседа,
Встреча грустная была.
На меня он, как торпеда,
Налетел из-за угла.
Но, представьте, зря от Вити
Ждал я слова (извините)
Учитель: Молодцы, первоклассники. Не подвели Азбуку!
(К лени) Убедились, что наши ученики научились не только грамоте и письму.
Лень: Да, пожалуй нам здесь делать нечего, бежим скорее отсюда.
Учитель.
Сегодня вы доказали, друзья,
Что Азбуку вы изучили не зря.
ЧАСТУШКИ
Волшебница Азбука. Молодцы, первоклассники! Читать научились, подружились с моими буквами, умеете отгадывать загадки, составлять слова и предложения. Умеете дружно работать с другими ребятами.
Сегодня я прощаюсь с вами, ребята, но мои буквы останутся в каждой книжке на каждой страничке, в ваших тетрадках, в письмах и открытках, в афишах и на экранах телевизора. Останутся с вами и моидрузья - сказочные герои.
До свидания! До свидания!
Д е т и.
Вдоль картинок мы шагали,
По ступенькам-строчкам шли.
Ах, как много мы узнали!
Ах, как много мы прочли.
Был наш путь не очень долгим,
Незаметно дни бегут.
А теперь на книжной полке
Нас другие книжки ждут.
Учитель.
Вы прочли Азбуку до корки,
Вам по чтению - пятерка!
Позади нелегкий труд
Слогового чтения.
И теперь без передышки,
Вы прочтете любые книжки…
На смену вам пришло Литературное чтение
В дорогу лишь взять не позабудьте
Ключей волшебных связку.
В любой рассказ найдёте путь,
Войдёте в любую сказку.
Прочтёте книги о зверях,
Растеньях и машинах.
Вы побываете на морях
И на седых вершинах.
И вам чудесные края
Откроет путь от «А» до «Я».
(учащимся раздаются ключи к знаниям)
Так что в путь, друзья! Не робейте!
Песня
Не грустите! Не жалейте,
Что закончили Азбуку.
Мы желаем всем вам
Унестись в эту неведомую даль,
Научиться дружить.
И в беде помогать,
И решительными быть.
Дети (поют хором на мотив «Удивительный сосед»).
Как же нам не веселиться,
Вот уж учимся мы год.
В наших классах подобрался
Замечательный народ.
Мы учиться обожаем,
И грызём наук гранит,
И, конечно, твёрдо знаем –
В каждом третьем гений спит.
Па-па, па, па, па, па, па-па па-ру-ра-ру-ра.
Наши мамы, папы тоже
Здесь учились раньше нас.
Очень мы на них похожи,
Ждёт и нас свой звёздный час.
На Юбилейной кто родился,
На Строителе живёт.
Кто по азбуке учился –
Быстро к знаниям придёт.
Па-па, па, па, па, па, па-па па-ру-ра-ру-ра.
Нашим лучшим педагогом
Благодарны очень мы.
Не судите нас уж строго,
Если баловались мы.
Были очень озорными,
Повзрослели, подросли.
Обещаем, что учиться
На пятёрки будем мы.