елена соколова
Пропедевтическая работа с детьми раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОПЕДЕВТИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Романова Е. Н., учитель-логопед
МБДОУ «Детский сад № 6» компенсирующего вида, г. Орёл
Ранний возраст является уникальным, важным для всего последующего умственного, физического, речевого и эмоционального развития ребенка. По временным рамкам определяется периодом от 1 года до 3 лет. Для этого времени характерны: развитие понимания речи, активного словаря, формирование функции обобщения в речи, способности подражания, грамматического строя, умение пользоваться речью.
Публикация «Пропедевтическая работа с детьми раннего возраста» размещена в разделах
Одним из главных событий в развитии ребёнка раннего возраста является овладение речью, которое открывает возможность произвольного поведения ребёнка. Первым шагом к произвольному поведению является выполнение речевых инструкций взрослого. В середине второго года происходит увеличение объема словаря и повышается интерес ребёнка к речи. Третий год жизни характеризуется резко возрастающей речевой активностью ребёнка. Дети уже могут слушать и понимать не только обращённую к ним речь, но и прислушиваются к словам, которые к ним не обращены. Ситуация, в которой возникает речь, не сводится к прямому копированию речевых звуков, а должна представлять предметное сотрудничество ребёнка со взрослым. За каждым словом должно стоять то, что оно обозначает. Потребность и необходимость говорить предполагает два главных условия: потребность в общении со взрослым и потребность в предмете, который нужно назвать. Ни то ни другое в отдельности к слову ещё не ведёт. И только ситуация предметного сотрудничества ребёнка со взрослым создаёт необходимость назвать предмет и значит произнести своё слово. В таком предметном сотрудничестве взрослый ставит перед ребёнком речевую задачу, которая требует перестройки всего его поведения: чтобы быть понятым, он должен произнести определённое слово. Уровень развития речи ребенка раннего возраста определяет путь его дальнейшего развития. Чем раньше начата активная работа по стимуляции речевого развития ребенка, тем выше обучающий эффект. Пропедевтическая роль коррекционной работы учителя-логопеда проявляется в подготовке детей раннего возраста к овладению знаниями, навыками и умениями для дальнейшего вхождения в общеобразовательный процесс.
Работа по логопедической пропедевтике детей раннего возраста проводится по следующим направлениям:
-развитие подвижности артикуляционного аппарата и фонационного дыхания;
-развитие мелкой моторики пальцев рук;
-развитие слухового внимания;
-обогащение словаря ребенка.
Игры и упражнения по логопедической пропедевтике детей раннего возраста включаются во время проведения индивидуальной и подгрупповой работы, в режимные моменты, как рекомендации родителям для занятий с детьми дома.
Работа с детьми строится поэтапно и включает постепенно усложняющиеся упражнения. Первое, что делают дети - это учатся фиксировать взгляд на лице логопеда, на крупных ярких игрушках. Артикуляционная гимнастика проводится в игровой форме с использованием несложных движений речевого аппарата. «Гимнастика язычка» проводится не только логопедом, но и воспитателем и родителями дома.
Все задания и упражнения предлагаются в игровой, непринуждённой форме, давая возможность выполнить задание по образцу, копируя действия взрослого. На первом этапе работы речевой отклик ребёнка необязателен. Ребё нок участвует в диалоге со взрослым любым доступным способом: жестом, мимикой, действием. Материал для работы (игрушки, картинки) можно использовать многократно и вариативно. Опосредованно, через игрушку, участвуя в диалоге со взрослым, малыш учится звукоподражанию и отражённо повторять 2- 3 лёгких слова. Большое значение при формировании общих речевых навыков, прежде всего имеет развитие диафрагмального дыхания. С малышами работа над дыханием проводится только в игровой форме по подражанию. Работаем над коротким спокойным вдохом через нос и плавным выдохом. Упражнения по развитию моторики рук включаются во все режимные моменты в стихотворной форме и сопровождаются простыми, понятными для возрастного периода действиями. Развитие слухового внимания целесообразнее начинать с игры на музыкальных инструментах. На занятиях речь детей поднимается от уровня звукоподражаний до первых слов, что способствует обогащению активного словаря и увеличению пассивного словаря. Уменьшение количества жестикуляции в поведении, говорит о развитии речевой функции данного возраста, чему важно помогать, активизируя речь детей.