Татьяна Малышева
Прокладывая дорогу к нравственному в детстве с помощью эстетического воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание человечности, отзывчивости, чуткости к окружающим – задача, которую общество должно решать с самого раннего возраста и она является основой нравственного развития личности.
Эстетическое воспитание – это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Начинается оно с первых лет жизни детей [1, с. 29].
Публикация «Прокладывая дорогу к нравственному в детстве с помощью эстетического воспитания» размещена в разделах
Эстетическое воспитание – понятие очень широкое. В него входит воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству. Однако познание искусства настолько многогранно и своеобразно, что оно выделяется из общей системы эстетического воспитания как особая его часть. Воспитание детей средствами искусства составляет предмет художественного воспитания.
В свою очередь, эстетическое воспитание является частью всестороннего коммунистического воспитания детей. Особенно тесна его связь с нравственным воспитанием.
Знакомство с красотой в жизни и искусстве не только воспитывает ум и чувства ребенка, но и способствует развитию воображения и фантазии. И здесь многое зависит от нашего понимания сущности эстетического воспитания, от понимания внутреннего механизма взаимовлияния эстетического и нравственного. Прежде всего, важно уяснить, что под эстетическим, часто понимают исключительно художественное воспитание [1, с. 48].
Хотя грани между этими понятиями проведены, все же в реальном процессе жизни семьи, школы, трудового коллектива ориентируют только на художественное воспитание детей. Речь идет о том, что эстетическое воспитание на всех ступенях социализации личности до сих пор в сущности ограничивается заботой о подготовке детей к умению правильно воспринимать и ценить произведения литературы и искусства. Но ведь задача и семьи, и школы, и кружков состоит не в подготовке ценителей искусства, знатоков музыки, живописи, вообще художественного творчества, а в том, чтобы выработать у человека эстетическую восприимчивость к миру в широком смысле слова.
Эстетическое, нравственно-эстетическое воспитание вообще не может быть сведено только к правильному пониманию прекрасного, возвышенного в природе, общественной жизни, искусстве, хотя такое понимание само по себе чрезвычайно важно. Как ни горько, приходится признать, что недостаточное внимание к включению детей в активное эстетическое освоение мира, освоение, которое обеспечивается, прежде всего, деятельностью, и есть одна из причин бездуховности в юношеском и даже в зрелом возрасте [2, с. 29].
Как воспитывать малыша-дошкольника в освоение природы? Ведь это первая ступенька в формировании их эстетических чувств и вкусов. И здесь многое зависит от семьи. Родители должны научиться выкраивать время для того, чтобы вместе с детьми побывать на природе, вместе с ними почитать им захватывающую книгу. Ведь именно в процессе такого общения все впечатления и знания ребят о внешнем мире преломляются через предметы и явления природы, через феерию чудесных красок лугов, лесов, через симфонию звуков, букеты запахов, через осязание бодрящей прохлады утра, освежающей радости соприкосновения тела с кристально чистой водой.
Соединение «чувствования» и «думанья» на природе развивает в ребенке пытливого исследователя, открывателя. Чудесный мир в красках, ярких и трепетных звуках, в игре, в воодушевляющей сердце красоте природы вызывает в детях стремление делать людям добро. Человек, который по-настоящему чувствует красоту природы, красоту человеческих чувств и мыслей, не способен на дурные поступки.
В достижении детьми увиденного, ничем не заменимого мира природы наиважнейшая роль принадлежит кружкам экологического профиля, успехи которых в экологическом образовании бесспорны. Только в кружках дети учатся охранять муравейники, строить искусственные гнездовья для птиц, дети вместе с тем приобретают навыки активных наблюдателей природы, постигают жизнь леса, у них появляется желание внести личный вклад в сохранения и преумножение богатств природы [2, с. 37].
Эта работа, и тоже с самой активной помощью родителей, может органически сочетаться с соответствующей деятельностью детей в окрестностях школы, дома. Ведь каждая школа имеет возможность создать свои «уголки красоты», «сады дружбы». Надо только вдохновлять ребят идеей, превратив какую-нибудь неприглядную, обычно заросшую сорной травой поляну в уютный зеленый уголок. Влияние природы на формирование эстетических чувств детей огромно. Начало детских эстетических эмоций образуется путем соединения впечатлений о самой природе с впечатлениями о предметах, явлениях, его пространственной среде, созданных умом и руками человека.
Эстетическое в природе, в социальной среде и у взрослых, и у детей вызывает побудительные мотивы к деятельности, причем к деятельности, направленной на создание красивых рисунков, изделий, вызывающих радость, и наслаждение трудом в работе с соломкой, тканью, бумагой, природным материалом в кружках ИЗО и декоративно-прикладного творчества. Пусть у детей не все получается так, как им хотелось бы, пусть даже они изведают чувство огорчения, когда что-то не выходит (это неизбежно, зато они шаг за шагом движутся вперед в своем постижении прекрасного.
Природа, благотворная, внутрисемейная атмосфера – это что-то вроде необходимых подготовительных ступеней к художественно-образному освоению детьми мира. Еще раз подчеркнем: речь идет не об открытии и развитии способностей писателей, художников, музыкантов, а о проблеме более будничной – о художественном просвещении вступающих в жизнь.
При всем том и семья – особенно если она имеет прочные связи со школой, сможет сделать немало хорошего в художественном развитии детей, даже в том случае, если родители не имеют специальной художественной подготовки. Каким образом? [3,с. 29].
Да обыкновенным родительским участием. Отец и мать, конечно, не против того, чтобы их сын или дочь посещали, скажем, театр юного зрителя. Но часто они сами находят возможность бывать там с детьми? И тут на помощь приходят кружки театральные при центрах внешкольной работы, ибо в действительности детям младшего школьного возраста очень нравится, очень хочется путешествовать вместе с родителями в таком необыкновенном и загадочной мире искусств. Посещение выставок детских рисунков, картинных галерей, художников, живопись и театр дополняют друг друга и делают встречу с прекрасным еще более насыщенной и впечатляющей.
Телевизионные передачи порой смотрят всей семьей – дети вместе со старшими. От родителей во многом зависит, что смотрят юные зрители, какой след оставляют в их душе те или иные передачи. Важно помогать детям и подросткам правильно сориентироваться в том, что приносит в каждый дом телеэкран, экран компьютера, обсуждать в семейном кругу передачи, взволновавшие юных, умело использовать их в воспитании подрастающего поколения.
Следует тактично регулировать, направлять в нужное русло досуг своих детей, следить, чтобы экран не отвлекал их от других занятий, был не соперником, а помощником в учебе, спорте, общественной работе ребят, содействовал развитию их способностей, увлечений.
Каждый человек способен учиться музыке, способен научиться петь, играть на музыкальном инструменте, овладеть нотной грамотой. Это вовсе не значит, что надо сделать каждого ребенка музыкантом-профессионалом. Цель заключается в том, чтобы воспитать квалифицированного любителя, для которого музыка была бы органической составной частью его жизненного уклада, подлинной эстетической потребностью. Ведь кружки, студии, ансамбли – именно массовая музыкальная самодеятельность является мощным средством выявления талантов [2, с. 61].
Следует поэтому всемерно развивать работу музыкальных кружков. Когда ребенок прикасается к музыкальному инструменту, «держит музыку в руках», то это большой качественный скачок в овладении музыкальным искусством. Дальнейшему развитию народного творчества, его массовости, разнообразию форм, росту исполнительского мастерства, способствует регулярное проведение праздников песни и танца, творческих конкурсов.
Поддерживая и воспитывая эмоционально окрашенные традиции семейного и национального характера, открывая ему дорогу к восприятию искусства, мы это делаем не в узколичных интересах ребенка; будем надеяться, что эстетическо-нравственное воспитание найдет отражение в его собственном творчестве, которое обогатит народ, а может быть, и все человечество [2, с. 26].
Список литературы:
1. Геффдинг, Г. Этика или наука о нравственности : методическое пособие / Г. Геффдинг. – М. : Просвещение, 2007. – 157 с.
2. Комарова Т. Программа эстетического воспитания : учебное пособие / Т. Комарова. – М. : Сфера, 2005. – 214 с.
3. Мальцев, В. А. Основы нравственности : хрестоматия / В. А. Мальцев. – Спб. : Кино, 2009. – 367 с.