Виктория Багдасарова
Проявление влияний социокультурной среды на основу образования речемоторных навыков
Проявление влияний социокультурной среды на основу образования речемоторных навыков
Учитель-логопед
Багдасарова В. В.
Здесь мы попытались разобраться в причинно-следственных связях между определенными условиями социальной и культурной среды и их влиянием на становление становления речемоторных навыков у детей дошкольного возраста. Современные реалии, к сожалению, соответствуют тенденции, в которой различные (и многие) факторы замедляют развитие языковых способностей у детей, делает труднодоступным освоение речемоторных навыков.
Публикация «Проявление влияний социокультурной среды на основу образования речемоторных навыков» размещена в разделах
В последнее двадцатилетие вектор коммуникационных исследований находится на изучении социокультурной среды как формирующей речевое развитие индивида [6]. Лингвистическое осознание и словарный запас складывается под влиянием окружения : то, как говорят в семье, в детском саду (дети и педагоги, другие контакты коммуникации. Языковые способности определяют качество социального взаимодействия ребенка, напрямую оказывает влияние на развитие речемоторных навыков. Речевая способность часто может являться «атрибутом» социального статуса человека (когда мы говорим, ругается как сапожник, мы не ждем, что человек будет изъясняться высоким слогом; или от подростка чаще слышим жаргоны, заимствованные слова, реплики из кино, нежели цитаты авторов классической литературы).
Следовательно, и процесс усвоения человеком культурных ценностей, и процесс его самореализации осуществляется посредством коммуникации, и в первую очередь — речевой» [3, c.51]. Речевое развитие и поведение ребенка фокусирует его внимание на осознании своих действий внутри социального сообщества, их планировании, помогает урегулировать конфликты и другие аспекты. Речемоторные навыки представляют собой совокупность комплекса социокультурных факторов и врожденных предпосылок. Иными словами, речь ребенка - это и его личные особенности и индивидуальные способности, но также представляют собой полученные знания и навыки из внешнего мира, основанные на его мировоззрении.
Нарушения речемоторных навыков — отклонения от речевой нормы, принятой в языковой среде, которые частично или полностью препятствуют речевому общению, ограничивают возможность познавательного развития и социокультурной адаптации детей [6]. Между устной речью и мышлением тесная связь. Если мышление ограничено в социальных и речевых контактах, то это накладывает негативный отпечаток на высших уровнях познавательной деятельности окружающей действительности.
Отечественные и зарубежные исследователи-логопеды сходятся во мнении, что правильное развитие речемоторных навыков у детей дошкольного возраста достигаются с помощью грамотное построенной коммуникации между детьми и родителями. Например, в многодетных семьях, в семьях, где растут дети-билингвы или в семьях, где по каким-то причинам ограничено общение детей с родителями, чаще наблюдаются определенные отклонения и заторможенность в речемоторных навыках у ребенка. Мама играет особую роль в становлении речевой способности индивида. Важно учитывать поведенческие особенности ребенка, сохранять психологический контакт и комфорт. Можно утверждать, что именно повторяемость различных единиц речи дает ребенку возможность усвоить в полном объеме речемоторные навыки. Это усвоение базируется на материнских образцах и усваивается поэтапно в процессе коммуникации [4, с. 48].
Нарушение звукопроизношения может отрицательно сказываться на формировании личности ребёнка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных черт характера. Самыми распространёнными недостатками нарушенного звукопроизношения являются неумение произносить тот или иной звук, замена одного звука другим, искажения имеющегося звука [2, с. 96].
Как правило, дети чаще всего начинают развивать речь путем имитации различных слов при помощи звуков. Например, произнося «ба» вместо «Бабушка». На наш взгляд, переход от «звукового» способа к «слоговому» имеет прогрессивный характер и обусловлен активным общением матери с ребенком, предоставлением правильного речемоторного образца и стимуляцией полноценных повторов данного образца [4, с. 49]. Мама выступает для ребенка посредником и проводников той, социокультурной среды, где бывает ребёнок. От родителя мозг ребенка получает первичную информацию о языковых правилах, общение стимулирует развитие познавательной языковой функции. Чем выше уровень речевой культуры матери, чем совершеннее ее речемоторные навыки, тем продуктивнее идет процесс становления речевой способности ребенка.
Целостных систематизированных исследований о влиянии социокультурной среды на развитие речемоторных навыков очень немного. Комплексно и подробно рассмотрены лишь некоторые аспекты (Чернова Д. Н. [6, с. 80]). Активная воспитательная позиция, максимальная заинтересованность и вовлеченность в процесс со стороны взрослых поможет сформировать у ребенка богатый словарный запас, релевантное применение правил русского языка в социальной системе, характерной для окружения ребенка. Многие родители (исследования основаны на данных анкетирования) не осознают степень выраженности речевых нарушений своих детей и не понимают взаимосвязи артикуляционной моторики и качества речи [5].
Социокультурная среда обеспечивается в первую очередь семейным окружением ребенка и развитием детско-родительских отношений. Коррекционные мероприятия имеют больший прогресс те дети, которые имеют постоянную и позитивную коммуникацию со своими родителями. Наибольший эффект достигается при применении гибких манипуляций в воспитании и обучении ребенка, основанных на готовности понять и помочь малышу в освоении материала или преодолении других трудностей. Вступая с ним в отношения кооперативного взаимодействия и стремясь к развитию у ребенка инициативности.
Психологический комфорт адекватных взаимоотношений играет важную роль в формировании отношений между учителем-логопедом и достижении высоких результатов в обучении в речеязыковой сфере. Своевременное проведение коррекционной работы позволяет устранить причины потенциальной неуспеваемости детей в школе и снизить риск их дезадаптации в новых социальных условиях.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что становление речемоторных навыков напрямую зависит от влияния социокультурной среды и от полноценной реализации всех составляющих ее факторов.
Список используемой литературы:
1. Бабушкина, Н. Е. Двуязычие: социальный аспект и тенденции / Н. Е. Бабушкина. Автореферат кандидатской диссертации. Улан — Удэ: 1997.- 17 с.
2. Белогай К. Н., Сонина Н. А. Факторы речевого развития ребенка в период раннего детства // Психолог в детском саду. — 2009. — № 3. — С. 96–106.
3. Воейкова М. Д. Ранние этапы усвоения детьми именной морфологии русского языка. — М. : Знак, 2011. — 328 с.
4. Равич-Щербо И. В., Чернов Д. Н. Психогенетическое исследование индивидуальных особенностей речи в младшем школьном возрасте // Журнал прикладной психологии. — 2005. — № 1. — С. 21–29.
5. Чернов Д. Н. К проблеме социокультурной обусловленности речевого развития // Системная психология и социология : Всероссийское периодическое издание научно-практический журнал.
6. Калашникова, А. Р. Влияние социокультурной среды на становление речемоторных навыков / А. Р. Калашникова, Е. А. Чалышева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 45 (231). — С. 247-250. — URL : https://moluch.ru/archive/231/53631/ (дата обращения : 16.01.2022).