Светлана Аксененко
Прогулки весной в природу
▼ Скачать + Заказать документы
Встав взрослыми, мы часто вспоминаем своё детство. Многое, конечно забылось, но, то что связанно с природой, навсегда осталось в памяти. Разве можно забыть те чудные ощущения, которые вы испытывали когда босиком шлёпали по теплым лужам после дождя? Или запах сена, на котором вы лежали и смотрели в небо? А там плыли облака, а вы сравнивали их со сказочным городом, то с каким-то животным. А кто не радовался, когда неожиданно в траве находил крепкий белый гриб?
Публикация «Прогулки весной в природу» размещена в разделах
- Весенние прогулки и наблюдения
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
Возьмите любую книгу воспоминаний выдающихся людей. Кем бы ни был автор: художником, артистом, космонавтом, рабочим – в книге вы обязательно найдете место посвященное природе, которая в детстве оказала благотворное влияние на развитие наблюдательности, воображения, чувств и в последствии это влияние сказывалось на творческой деятельности человека, на складе его характера.
Русский художник П. А. Федотов писал: «Сила детских впечатлений, запас наблюдений, сделанных мною при самом начале моей жизни, составляют, если будет позволено так выразиться, основной фонд моего дарования. Всё что вы видите в моих картинах, было выдано и даже обсуждено во время моего детства».
Природа оставляет глубокий след в душе ребёнка, потому что она своей яркостью, многообразием, динамичностью воздействует на все его чувства. Ребёнок радуется видя зелёную траву, слушая щебетание птиц или стрекотание кузнечиков, ощущая запах цветов.
Мир огромен, а ребёнок ещё мал и опыт его ограничен. Поэтому нужно знакомить его с природой постепенно, сначала с близкими и доступными его пониманию явлениями, помочь ему накопить факты, полученные от общения с природой, направить его интерес, создать условия, чтобы у ребёнка формировались правильные представления о ней. Для этого не нужно специально везти ребенка за город. И в городе, во дворах, скверах и парках, можно всесторонне развивать ребенка, воспитывать у него многие положительные качества, которые будут нужны ему в жизни. Рассматривая, обдумывая, сравнивая, сопоставляя, ребенок одновременно развивает своё мышление и речь. «Если хотите научить ребенка логически мыслить – ведите его в природу» - советовал известный русский педагог К. Д. Ушинский. Общение с природой воспитывает у ребенка чувство прекрасного. Если взрослые научат ребенка любоваться яркими красками неба при закате солнца, замысловатой формой хрупких снежинок, величием гор, простором полей, - у ребенка разовьётся чувство прекрасного, он будет радоваться красоте и глубже познает окружающий мир.
Итак, дорогие родители, возьмите своих малышей и идите с ними на прогулку. Сначала посетите двор, ближайший сквер или парк, затем побывайте на речке, в лесу. В саду, огороде и поле, покажите сельскохозяйственный труд.
Начнем знакомство ребенка с природой весной. Прогулки с детьми весной следует удлинить, особенно днем. Они благотворно влияют на рост и развитие ребё нка: улучшается кровообращение и обмен веществ, организм, под влиянием ультрафиолетовых лучей делается более стойким к инфекционным заболеваниям.
Даже самые маленькие дети замечают, что весеннее солнце совсем иное, чем зимой: оно яркое, что слепит глаза. День немного удлинился и вечером можно гулять подольше. С крыш скатываются прозрачные, блестящие капельки, падают прямо в ведерко, подставленное ребенком.
Это капель – скажите ребенку, послушай, как она звенит. Обращайте внимание на весенние приметы в природе. Старайтесь больше спрашивать о том, что он видит сейчас, что было раньше. Пусть сравнит, подумает и скажет, что изменилось. Почему сосульки висят с этой стороны крыши? Почему днем они падают?с какой стороны их больше? Почему?
Можно выучит небольшой стишок:
«Смотрит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнату,
Мы захлопаем в ладоши-
Очень рады солнышку!
Солнце греет сильнее. На прогулке отметить, что поделки из снега оплывают, делаются все меньше. А как интересно помогать весне! На улицах и во дворах оживление: дворники колют ломом снег смерзшийся и разбрасывают на тротуарах. Можно смотреть за работой снегоуборочных машинами. Предложите понаблюдать, где быстрее тает снег, на темном тротуаре или на дорожке.
Почему около деревьев образуются воронки? – от солнца деревья нагреваются и снег подтаивает. Чем больше тает снег, тем больше на небе кучевых облаков. Они часто меняют форму, поэтому предложите детям полюбоваться ими и подумать, на что они похожи. Обратите внимание детей, что облака не закрывают небо, как было зимой, а держаться кучками. Очень красивы облака на нежно-голубом небе, каким оно становится ранней весной. Посмотрите на кружевную сеть веток березы, тополя, рассмотрите почки.
Можно прочитать стихотворение Е. Баратынского:
«Весна, весна! Как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!
Выходя на улицу утром ребенок видит небольшие лужицы, затянутые ледком, который можно разбить лопаткой. Хрупкие льдинки разлетятся во все стороны. Появляются ручейки. Детям очень нравится бросать камешки, палки щепки, смотреть как они плавают. Почему камушек не плавает? Можно сделать лодочки из дерева, бумаги и по пускать их.
Наблюдая за птицами, отметить, что вороны и галки летают парами, высматривая места для гнёзд и громко крича. А синички скоро перестанут прилетать за кормом и переберутся на опушку леса. Воробьи стали звонче чирикать, затевают драки. Очень забавно для детей видеть, как воробьи купаются в весенних лужах. В эти дни можно выучить веселую песенку:
«Воробей с березы
На дорогу –прыг,
Больше нет мороза, чик-чирик!
Вот журчит в канавке быстрый ручеек,
И не зябнут лапки-скок, скок, скок!
Высохнут овражки – прыг, прыг, прыг!
Вылезут букашки – чик, чирик!
Расскажите ребенку, что скоро из теплых стран прилетят птицы, которые улетели от нас на время холодной зимы. Первыми появятся грачи. Загадайте загадку:
«Всех перелётных птиц черней
Враг личинок, друг полей,
Взад, вперёд по пашням вскачь,
А зовется птица. (грач)
Более старшим детям очень нравится стихотворение, которое так и называется «Грач».
«По чёрным пашням, сам весь чёрный
То вперевалочку, то вскачь,
Как будто взялся сеять зёрна,
В полях разгуливает грач.
А солнце с высоты жар-птицей
На первого грача косится.
А я от радости кричу:
Привет весеннему грачу!
Тут мой грачонок испугался,
Взмахнул крылом и улетел,
А я пугать не собирался,
Я поздороваться хотел.
А вот и появились скворцы! Приучайте детей слушать пение птиц. О чем они поют? В присутствии малыша постарайтесь починить старые скворечники или сделать новые домики и развесить их за долго до прилёта.
Полюбуйтесь первыми весенними цветами. Объясните ребенку, что не стоит их рвать – они быстро вянут. Обращайте внимание на красивые формы, цвет, слабый, но очень приятный аромат весенних цветов. Весной люди стараются украсить свой город. Они высаживают саженца деревьев и цветов. Понаблюдайте за их работай, а при желании можно и по участвовать в озеленении своего двора.
Вот так наступает время, о котором в стихотворении А. Плещеева «Весна» говориться:
«Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
За свищут скоро соловьи
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало;
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала!
Не теряйте времени, скорее собирайтесь на весеннюю прогулку!