Инякина Вера Григорьевна
Прогулка в нетрадиционной форме «Мы юные геологи»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект прогулки в нетрадиционной форме для детей подготовительной группы
«Мы юные геологи»
Воспитатель: Инякина Вера Григорьевна
МБДОУ «Детский сад №4», г. Бугуруслан, Оренбургская обл.
Цель: познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами и особенностями.
Задачи:
Образовательные: познакомить детей с разнообразием камней; с профессией геолог;
Публикация «Прогулка в нетрадиционной форме „Мы юные геологи“» размещена в разделах
- Геолог. Знакомство с профессией
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Прогулки. Конспекты прогулок
- Темочки
учить классифицировать камни по различным признакам: размер (большой, средний, маленький); поверхность (гладкая, ровная, шероховатая, шершавая); температура (теплый, холодный); вес (лёгкий, тяжелый, плавучесть (тонет в воде); прочность (твердый, рассыпчатый, мягкий);
закрепить представления детей о том, что камни - это компонент неживой природы.
Развивающие: совершенствовать двигательные навыки и физические качества детей,
развивать сенсорные ощущения, умение обследовать камни разными органами чувств;
развивать память, внимание, речь, наблюдательность;
логическое мышление, умение устанавливать причинно- следственные связи в природе.
Воспитательные: воспитывать интерес к объектам неживой природы.
Материал:
1. Сундучок с изделиями из камней.
2. Рюкзак, игрушки, вода в бутылке, пластиковый контейнер, молоточки, лопатки, грабельки, компас.
3. Карта – схема.
4. Карточки правила поведения в горах.
5. Упавшее дерево, горка, арка, кочки.
6. Набор камней разные по размеру, форме, цвету.
7. Бассейн с водой.
8. Лупы.
9. Макет вулкана.
10. Незаконченная картина.
11. Палатка.
Предварительная работа:
Рассматривание коллекции камней.
Просмотр мультфильмов: «Серебряное копытце», «Каменный цветок».
Просмотр презентаций «Драгоценные камни», «Самоцвет», «В мире камней».
Чтение произведений:
- П. Бажов «Данила Мастер», «Медной горы хозяйка»
- Ф. Кривин «Сказка о полезных ископаемых».
- Л. Токмакова «Мишин самоцвет».
Ход прогулки
Дети выходят на прогулку, видят - на участке Незнайка рассматривает предметы из сундучка.
(У Незнайки в руках сундучок с разными предметами, изготовленными из камней: статуэтка, бусы, кольца, сережки, браслет, подвески).
Воспитатель: Ребята, на нашем участке гость? Отгадайте кто это
В шляпе с круглыми полями
И в штанишках до колен,
Занят разными делами,
Лишь учиться ему лень.
Он – художник знаменитый,
Он – известный всем поэт,
Замечательно воспитан,
Очень модно он одет.
Кто он, быстро отгадай-ка!
Как зовут его? (Незнайка)
Воспитатель: Подойдем к нему поздороваемся! Здравствуй, Незнайка! Что ты тут делаешь?
Незнайка: - Мои друзья из Солнечного города, опять собираются в поход. Искать какие-то ис-ка-е-мые или ис-по-ка-е-мые, тьфу ты не помню. А меня брать не хотят.
Воспитатель: - Во-первых, ищут ископаемые. А почему они тебя с собой не берут? Что ты, Незнайка, опять натворил?
Незнайка:- Да, они говорят: «Ты, Незнайка, ничего не знаешь. И опять что-нибудь перепутаешь!». И устроили мне настоящий экзамен, задавали разные вопросы. А я на них не смог ответить. Они мне дали сундучок с интересными красивыми предметами, чтобы я выяснил, из чего сделаны эти красивые вещи. Набрался ума – разума. Помогите мне, пожалуйста.
Воспитатель: - Ребята поможем Незнайке? Возьмите предметы, рассмотрите их, назовите и скажите, из чего они сделаны.
Воспитатель: - Как называют одним словом золото, серебро, янтарь, малахит? (полезные ископаемые) Сейчас вы назвали только часть полезных ископаемых, в природе их гораздо больше.
Незнайка: - Почему полезные? (приносят пользу)
Воспитатель: - Вот когда-то давным-давно, на земле очень многого не было. Не было чайников, карандашей, велосипедов, телевизоров. Ну, раз на земле ничего не было, пришлось добывать из-под земли. Сначала стали добывать чайники, сковородки, ключи, а потом паровозы и пароходы, самолеты и звездолеты. Космические корабли летают в космос, но добывали-то их из-под земли! Правда не в готовом виде. В готовом виде под землей даже простого гвоздя не найдешь – разве что его туда зароешь.
Незнайка: - Почему ископаемые? (их выкапывают)
Воспитатель:- Правильно, потому что приходится много земли перекопать, чтобы добыть то, что для нас на земле полезно.
Незнайка: - Кто занимается поиском полезных ископаемых? (геологи)
Воспитатель: - Правильно. Ищут и изучают полезные ископаемые геологи.
Незнайка: - Как интересно. Вот бы стать геологом хотя бы на время.
Воспитатель: - Незнайка мы с ребятами как раз собрались в экспедицию.
Незнайка: - Возьмите меня с собой, пожалуйста. Я тоже хочу изучать полезные ископаемые. (Далее Незнайка продолжает общение с воспитателем и детьми по ситуации)
Воспитатель: - Ребята возьмем Незнайку и поможем набраться ума – разума? - Ребята, скажите, а что нам надо взять с собой, чтобы отправиться в путь? (Надо собрать рюкзак).
Дидактическая игра «Собери рюкзак»
Цель: умение классифицировать предметы по их необходимости.
Воспитатель предлагает детям выбрать и положить необходимые предметы для экспедиции.
Материал: рюкзак, игрушки, вода в бутылке, пластиковый контейнер, молоточки, лопатки, веревка, компас.
- Компас один, обычно он находится у руководителя. Ребята, вы не против если я возьму на себя роль руководителя экспедиции? (воспитатель берёт компас)
Дидактическое упражнение «Волшебная карта»
Цель: формирование навыка работы с географической картой, развивать любознательность и наблюдательность.
Воспитатель: -Ну что, можно отправляться в путь? А куда же нам идти? О чем мы забыли? (О карте) Что нам подскажет карта? (Карта - направление нашего маршрута). (Воспитатель достает из сундука карту).
Воспитатель: - У меня есть вот такая карта, которая нам покажет направление пути. Давайте ее рассмотрим.
Дети читают план-схему, определяющую направление маршрута.
Воспитатель: - Молодцы. Теперь мы с вами знаем направление маршрута нашей экспедиции и можем отправиться в путь. Но раз мы решили отправиться в горы, то должны соблюдать правила безопасности. Давайте вспомним, как нужно вести себя в горах?
Дидактическое упражнение «Правила поведения в горах».
Цель: вырабатывать первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе. (на столе лежат карточки)
1. Не шуметь, (почему)
2. Если разожгли костер, то его нужно потушить (почему)
3. Не мусорить (почему)
4. Внимательно смотреть вперед и по сторонам, (почему)
Дети выбирают необходимую карточку и объясняют. Предполагаемые ответы детей:
1. Потому что может случиться обвал и засыплет камнями.
2. Чтобы не произошел пожар.
3. Потому что надо беречь окружающую нас природу.
4. Чтобы вовремя заметить, нет ли обрыва и можно ли пройти по тропинке.
Воспитатель: - По компасу нам нужно двигаться на восток. Будьте внимательны, на нашем пути встретятся препятствия, которые необходимо преодолеть. А чтобы нам не потеряться, встанем друг за другом.
Динамическая пауза «В путь - дорогу»
Цель: профилактика утомляемости детей. (Движение по плану-схеме под речевку)
Бодрым шагом мы идем,
Песни звонкие поем.
Раз, два – дружно в ногу!
Три, четыре – тверже шаг!
Что геолог взял в дорогу?
Песню, ложку и рюкзак!
Дети выполняют движения под музыку.
1. Перешагнуть через упавшее дерево.
2. На пути пригорок – подняться и спуститься с него.
3. Проползти через пещеру (арка).
4. Перейти горную реку по камням.
(Воспитатель заранее прячет камешки в песочнице.)
Воспитатель: - Ребята, давайте обратимся к карте. Вот мы с вами и пришли к горе, где мы и начнем поиски полезных ископаемых. (изображение песочницы под номером 1)
Воспитатель: - Давайте воспользуемся инструментами, которые мы взяли с собой. Работаем аккуратно, не мешая друг другу, аккуратно снимаем верхний слой. (Дети ищут в песочнице камни с помощью лопаток и грабель.)
Воспитатель: - На что похожи ваши полезные ископаемые? (на камни) Да. Полезные ископаемые бывают каменные, жидкие и даже газообразные. Послушайте стихотворение про камни.
В сережках у мамы огнем он горит.
В пыли на дороге ненужным лежит.
Меняет он форму, меняет он цвет,
А в стройке годится на тысячу лет.
Он может быть мелкий — в ладошке лежать.
Тяжелый, большой - одному не поднять.
Воспитатель: - Давайте рассмотрим карту. Как называется следующий пункт назначения? (лаборатория под номером 2) (Речевка) Доберёмся до полевой лаборатории и откроем тайны камней, которые мы нашли. Вот мы добрались до лаборатории.
Исследовательская деятельность.
Цель: переключение детей на другой вид деятельности. Формировать умение классифицировать камни по разным признакам, выявлять их свойства и особенности.
Опыт №1. Цвет.
Воспитатель: - Рассмотрите свой камень, какого он цвета? Какой вывод можно сделать?
Вывод: камни разного цвета.
Опыт №2. Определение характера поверхности.
Воспитатель: - Закройте глаза, потрогайте свои камни и скажите, какие они на ощупь, гладкие или шероховатые? (Воспитатель спрашивает несколько детей).
Вывод: камни бывают гладкие и шероховатые.
Опыт №3. Определение твердости-мягкости.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите какой камень, я нашла, он называется глина. Давайте пальцем надавим на свой камень, постучим молотком. Что-нибудь изменилось? То же самое проделаем с глиной. - Покатаем в руках камни. Что-нибудь произошло? А теперь покатаем в руках глину. Она мягкая и может принимать разную форму, её можно разделить на части руками. От пальца остаются вмятины-ямки.
Вывод: камни бывают твердые и мягкие.
Опыт №4. Определение температуры.
Воспитатель: - Теперь прислоните камень к щеке. Какой он, теплый или холодный? (Холодный) - Давайте их погреем.
Дыхательная гимнастика.
Дети берут все камни, кладут их на ладони, делают вдох носом, а выдох через рот, губы трубочкой (3 раза). Затем снова прикладывают камни к щеке.
- Что изменилось? (Камни стали теплыми). - Что мы можем сказать?
Вывод: камни могут быть холодными и теплыми.
Опыт №5. Плавучесть.
Воспитатель: - А как вы думаете, что произойдет с камнем, если мы его опустим в воду? (Камень утонет). - Давайте проверим. (Дети опускают камень в воду и камень тонет). - А почему камень утонул? (Тяжёлый) - Да, вы правы, камень тонет в воде, потому что его плотность выше, чем плотность воды. - А сейчас достаньте камень из воды. Что с ним произошло? (он мокрый)
Опыт № 6. Рассматривание камней через лупу.
Воспитатель: - Чтобы еще лучше увидеть поверхность камней мы воспользуемся лупами. (Дети берут лупы и рассматривают все свои камни). - Что интересного вы увидели? (Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т. д.)
Воспитатель: - Молодцы, вы очень внимательные дети. Ребята, в старину люди считали, что камни различаются магическими свойствами: лечат разные болезни, влияют на самочувствие человека, его настроение. А чтобы у нас было веселое настроение, предлагаю поиграть.
Подвижная игра «Гора и камешки».
Цель: снять напряжение, восстановить умственную работоспособность детей.
Воспитатель: - Представьте, что я – это гора, а вы мои камушки.
Стоит гора – старушка-
До небес макушка,
Ее ветер обдувает,
Ее дождик поливает.
Стоит гора, страдает –
Камешки теряет.
И каждый день, и каждую ночь
Катятся, катятся камешки прочь.
Раскатились камешки, и с той самой поры
Ничего не осталось от нашей горы!
Раз, два, раз, два – собирается гора
(Дети разбегаются и присаживаются на корточки, затем возвращаются. Игра повторяется)
Воспитатель: - Мы продолжаем нашу экспедицию, рассмотрите карту и назовите следующий пункт назначения.
(На карте изображен вулкан под номером 3). (речевка)
Опыт №7 Извержение вулкана.
Воспитатель: - Ребята, вы догадались, что это? Давайте подойдем и рассмотрим его. (вулкан) - Как называется верхняя часть вулкана? Кратер вулкана - это огромная чаша с крутыми склонами. - А вы знаете, как называется огненная жидкость, выходящая из вулкана? (лава)
-Какие бывают вулканы? (спящие, действующие, потухшие).- Вы хотите увидеть пробуждение вулкана? Сейчас резервуар наполняется необыкновенной жидкостью и вы увидите, что произойдет (извержение вулкана). - Некоторые горы образовались после извержения вулкана.
Воспитатель: - Смотрите, ребята, сколько камней лежит у подножья вулкана. А для чего же они нам могут пригодиться? Может они нам пригодятся в нашей творческой мастерской? Предлагаю их собрать и взять с собой. (Дети собирают разноцветные камешки в контейнеры)
Воспитатель: - Давайте обратимся к карте, где у нас находится творческая мастерская? (на карте изображена веранда под номером 4).
Воспитатель: - Посмотрите, художник начал изображать картину, но не закончил ее. - А какими изобразительными средствами можно создать картину? (мелками, карандашами, красками). -Ребята, картины могут создаваться не только красками и карандашами, но и природными материалами. Как вы думаете, чем мы можем ее украсить? -Какого цвета камни подойдут для изображения реки? -Для изображения горы, солнца, облаков? - Ну что ж, приступаем к работе.
Практическая часть: выкладывание картины из камней. Дети выполняют работу под музыкальное сопровождение.
Воспитатель: - Посмотрите, как удачно у нас получилось, гора выглядит, как настоящая. - Какая красивая и необычная картина у нас получилась, мы обязательно вечером покажем ее своим родителям.
Воспитатель: - Нам пора продолжать экспедицию. О чём говорит карта? На карте изображен последний пункт: палатка. Ребята, мы проделали с вами огромный путь, предлагаю устроить привал: разбить палатку, приготовить обед, отдохнуть. А из чего мы соорудим палатку для отдыха?
Трудовая деятельность: установление палатки.
Самостоятельная игровая деятельность с выносным материалом.
Список используемой литературы
1. Белая К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников.
Мозаика – Синтез М. 2016;
2. Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников. Мозаика – Синтез М. 2016;
3. Дыбина О. В., Разманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2005;
4. Кравченко И. В., Долгова Т. Л. Прогулки в детском саду старшая и подготовительная к школе группы. М. 2009;
5. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников: учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования / С. Н. Николаева. - 5-е изд., стер. - М. : Академия, 2011;
6. Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. Методическое пособие. – Педагогическое общество России, 2005;
7. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе/ авт. -сост. С. В. Машкова [и др. ]. - Волгоград: Учитель, 2012;
8. Рыжова Н. Я. Песок, глина, камни: Экологическое воспитание дошкольников/ Н. Рыжова Дошкольное воспитание: Ежемесячный научно-методический журнал. - М. ,2003. №10 -11.
9. Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду. Подготовительная группа. Мозаика – Синтез М. 2016;
10. Уланова Л. А., Иордан С. О. Методические рекомендации по организации и проведению прогулок для детей 3-7 лет. Санкт-Петербург 2009;
11. https://sajtpedagoga.ru/servisy/publik/pub