Наталья Кучерова
Программирование познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе организации исследовательской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Программирование познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе организации исследовательской деятельности
Актуальной проблемой современного образования является поиск эффективных путей воспитания и развития креативной, инициативной личности, способной к реализации своего творческого потенциала и исследовательской активности в разных видах деятельности.
Публикация «Программирование познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе организации исследовательской деятельности» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Роботы и робототехника. Программирование
- Темочки
У детей дошкольного возраста, а особенно старшего возраста, исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, хочет все знать, исследовать, открыть, изучить. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.
У дошкольника она проявляется как очень широкая любознательность к предметам и явлениям окружающего мира, как стремление к познанию нового и завершается приобретением новых знаний и достижением более высокого уровня понимания действительности.
Таким образом исследовательская активность ребенка проявляется как внутреннее стремление, порождающее исследовательское поведение.
Исследовательская активность в поведении ребенка рассматривается в современной педагогике как важнейший ресурс, позволяющий трансформировать процесс развития личности в процесс саморазвития.
Исследовательская активность дошкольника проявляется в его поисковой деятельности.
Все этапы поисковой деятельности осуществляются в ходе активного наблюдения, участия в опытах, в процессе бесед эвристического характера.
Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.
Одним из эффективных средств формирования познавательной и исследовательской активности, способствующей воспитанию социально-активной личности, формированию навыков общения и сотворчества является робототехника. Она дает ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.
Образовательная робототехника – это вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности. С его помощью образовательные и воспитательные задачи можно решить посредством увлекательной созидательной игры, в которой не будет проигравших, так как каждый ребёнок может с ними справиться.
Основными методами обучения в робототехнике выступают:
1)проектные методы обучения;
2)исследовательские методы в обучении;
3)групповая и индивидуальная работа;
4)информационно – коммуникативные технологии.
В процессе занятий по робототехнике происходит интеграция всех образовательных областей:
1)Познавательное развитие (ребенок сам того не замечая осваивает устный счет, особенность деталей конструктора в том, что они имеют неодинаковое количество кнопок с разных сторон, и, чтоб правильно собрать модель, необходимо правильно расположить детали, предварительно их подсчитав; развиваются представления об окружающем мире);
2)Речевое развитие (при обсуждении с детьми постройки, ребенок рассказывает о своих действиях, тем самым развивается связная речь.)
3)Художественно – эстетическое развитие (созданную постройку можно обыграть при помощи спектакля, сказки и т. д. ; также дети учатся предварительно зарисовывать свой замысел относительно будущей модели, работают с цветной бумагой, клеем и т. д. и т. п.)
4)Социально – коммуникативное (формирование умения работать в коллективе – умение быть лидером или помощником.)
5)Физическое развитие (в основном развитие моторики).
Для занятий по робототехнике в нашем саду мы используем образовательный конструктор HUNA (Роботрек «Малыш 2»).
Это серия образовательных конструкторов, направленных на всестороннее развитие. Работа с данным типом конструкторов включает в себя 3 принципа (рука, голова и сердце) – проектирование, построение и программирование, что развивает моторику и творческие способности детей.
Все детали конструкторов пластмассовые, яркие, электроники минимум. Это предварительный, непрограммируемый этап знакомства с робототехникой для детей 5-7 лет. Наборы учат основам конструирования, простым механизмам и соединениям. Из конструкторов HUNA юные техники создают по-настоящему трехмерные модели. Благодаря запатентованной конструкции деталей сборку моделей можно производить с шести сторон. Это отличие от большинства аналогичных конструкторов позволяет лучше развивать пространственное мышление.
Роботы этого уровня не программируются и это плюс для детей дошкольного возраста – дети получают быстрый результат своей работы, не тратя время на разработку алгоритма, написание программы и т. п. При этом конструкторы включают электронные элементы: датчики, моторы, пульт управления – все это позволяет изучить основы робототехники. Наборы сопровождаются подробными инструкциями и методическими материалами. Весь материал изложен в игровой форме – это сказки, рассказы, примеры из окружающей жизни.
Работа с данным конструктором дарит возможность создавать яркие "Умные" игрушки, научиться работать с моторами и датчиками. Это позволяет почувствовать себя настоящим инженером-конструктором.
Знакомство с робототехникой начинается со знакомства с деталями образовательного конструктора и уникальными способами крепления. На начальном этапе дети только конструируют. Причем дети не просто собирают модель, но изучают ее и видоизменяют.
Наряду с традиционными методами и приемами, используем инновационные технологии обучения и воспитания дошкольников. В процессе экспериментально-исследовательской деятельности применяем компьютерные и мультимедийные средства обучения. Ведь намного интереснее не просто послушать рассказ воспитателя, а посмотреть на объекты или явления исследования своими собственными глазами.
Конструирование с помощью образовательного конструктора HUNA объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а, следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует расширению кругозора.
Собирая простые модели роботов, ребята знакомятся с простыми механизмами и соединениями. Затем учат роботов передвигаться с помощью двигателей, задавая движение вперед или назад. Что касается простых механизмов, то, например, изучая зубчатые колеса (шестерёнки, где они применяются, постепенно подводим детей к понятию повышающей и понижающей передачи.
Знания не даются детям в готовом виде, дети получают их в процессе экспериментирования. Что происходит, если мы крутим маленькое колесо (т. е. передаем движение на большое колесо? Если переставим ручку на большое колесо (большую шестеренку, как будет вращаться маленькое (маленькая шестерёнка? Как меняется скорость вращения? В каком направлении вращаются шестеренки? Что будет, если между двумя шестеренками поместить третью? Как изменится направление вращение шестерёнок?
Таким образом, робототехника позволяет в режиме игры показать ребенку законы физики или электроники, изучать базовые структуры программирования, необходимые для управления роботами. Все это способствует формированию личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий, развитию технического творчества.
Метод проектов очень актуален и эффективен в развитии исследовательской активности ребенка. Этот метод даёт возможность ребёнку экспериментировать, развивает его творческие способности и коммуникативные навыки.
Развитие познавательной активности как качества личности достигает уровня, когда ребенок способен сам мотивировать, организовывать, анализировать, контролировать и оценивать свою познавательную деятельность.
Техническое детское творчество является одним из важных способов формирования профессиональной ориентации детей, способствует развитию устойчивого интереса к технике и науке, а также стимулирует рационализаторские и изобретательские способности. В процесс развития познавательно-исследовательского интереса детей очень важно включить родителей. С этой целью оформляется наглядная информация для родителей (на сайте, родителям предлагается поэкспериментировать дома, используя конструктор ЛЕГО. / Рассказать о некоторых экспериментах, раскрывающие понятия прочности, баланса и др. / Главное, чтобы наши родители поняли, что исследовательская деятельность всесторонне влияет на развитие ребёнка.
Использование робототехники в дошкольной организации является новым направлением работы, тем самым вызывает интерес не только у детей, но и у родителей, которые становятся активными участниками педагогического процесса. Внедрение робототехники именно в дошкольные организации предоставляет детям возможность проявить творческие, конструктивные способности, а также способствует развитию исследовательской активности детей.