Елена Иордан
Программа «Здоровый малыш» под редакцией З. И. Бересневой
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемы коллеги, хочу представить к вашему вниманию программу " Здоровый малыш" под редакцией З. И. Береснвой. Данная программа направлена на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
Программа " Здоровый малыш"
Раздел 1
1.1. Общие положения.
Публикация «Программа „Здоровый малыш“ под редакцией З, И, Бересневой» размещена в разделах
В уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физического дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Оно является важнейшим показателем, отражающим биологические характеристики ребёнка, социально-экономическое состояние страны, условия воспитания, образования детей, их жизни в семье, качество окружающей среды, степень развития медицинской помощи, служб охраны материнства и детства, в конечном счете – отношение государства к проблемам здоровья.
По данным, опубликованным в Государственном докладе о состоянии здоровья населения РФ, 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья и только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми. Поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте.
С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья детей должны находиться, во-первых, семья, включая всех её членов и условия проживания, во-вторых, ДОУ, где ребёнок проводит большую часть своего активного времени, т. е. социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья детей.
Поэтому в ДОУ необходим поиск новых подходов к оздоровлению детей, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребёнка, учёте и использования особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий, создании определённых условий.
1.2. Цель программы
Программа «Здоровый малыш» направлена на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
1.3. Основные задачи
1. Воспитание у детей осмысленного отношения к физическому и духовному здоровью. Расширение на этой основе адаптивных возможностей детского организма.
2. Формирование и совершенствование двигательной сферы ребёнка через рациональную организацию двигательной активности.
3. Развитие и стабилизация эмоциональной сферы ребёнка как основы психического здоровья.
4. Развитие познавательного интереса к своему телу и его возможностям.
1.3. Идея программы
Здоровьесберегающая модель образовательной системы ДОУ как переход к ориентации на реально существующие типы детей, уровень их здоровья, максимальное развитие имеющихся у них способностей, учёт основных психофизических характеристик.
1.4. Гипотеза
Образовательный процесс в ДОУ будет значительно эффективнее, если педагоги будут работать в рамках единой комплексной оздоровительно-развивающей среды.
1.5. Законодательно-нормативное обеспечение программы
Конституция Российской Федерации;
Конвенция о правах ребенка от 13.12.1989 г;
Семейный Кодекс Российской Федерации;
Закон Российской Федерации № 273–ФЗ от 29.12.2012. «Об образовании в Российской Федерации»;
«Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.3049 – 13»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Конвенция о правах ребенка от 13.12.1989 г;
Уставом детского сада №511 от 22.11.1993г, утверждён приказом департамента образования мэрии города Ярославля. № 01-05/419 от 22.06.2015.
Лицензией: от 27.10.2015. №334/15 серия 76Л02 №0000586 бессрочная.
О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организационных формах обучения. Письмо Минобразования России от 14.03.2000 г. № 65/23-16;
Договор об образовании по образовательным программам дошкольного образования.
1.5. Объекты программы
Дети дошкольного образовательного учреждения.
Семьи детей, посещающих образовательное учреждение.
Педагогический коллектив образовательного учреждения.
1.5. Ожидаемые результаты
1. Создание здоровьесберегающей развивающей модели, способствующей не только сохранению, но и развитию здоровья физического, психического, социального.
2. Осуществление здороьесберегающей организации воспитательного процесса.
3. Апробация и внедрение в практику работы ДОУ развивающих оздоровительных технологий с учётом психотипа, уровня здоровья, способностей детей.
4. Снижение заболеваемости у детей на 3 %.
5. Отсутствие травматизма.
6. Снижение поведенческих рисков, представляющих опасность для здоровья.
7. Обеспечение статистического учёта, контроля и анализа на всех уровнях.
8. Совершенствование системы физического воспитания на основе реализации индивидуального подхода.
9. Повышение заинтересованности работников детского сада и родителей в укреплении здоровья детей.
Раздел 2
О принципе программы
1. Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.
2. Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей.
3. Принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.
4. Принцип адресованности и преемственности – поддержание связей между возрастными категориями, учёт разноуровневого развития и состояния здоровья.
5. Принцип результативности и гарантированности – реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня физического развития детей.
Раздел 3
Онаправления программы
1. Работа с детьми.
2. Работа с педагогами.
3. Работа с родителями.
Раздел 4.
Обеспечение реализации основных направлений программы
4.1. Условия реализации задач, намеченных
программой «Здоровый малыш» :
В детском саду имеется:
физкультурно-музыкальный зал, оборудованный необходимым инвентарём.
спортивная площадка для занятий на воздухе, оснащённая необходимым инвентарём и оборудованием.
картотека подвижных игр с необходимыми атрибутами.
картотека физкультминуток и пальчиковых игр.
в каждой возрастной группе уголки движения (спортивные уголки) для самостоятельной и совместной деятельности.
территория детского сада оборудована малыми игровыми и спортивными формами для организации двигательной деятельности. Площадки озеленены, что даёт возможность для детского отдыха, организации поисковой и опытнической деятельности.
наличие специалистов: педагога-психолога, музыкального руководителя, медицинских сестёр по массажу.
наличие кабинета психологической разгрузки, в каждой возрастной группе имеются уголки уединения для снятия эмоционального напряжения.
4.2. Работа с детьми.
4.2.1. Педагогические наблюдения
Диагностика – комплекс мероприятий, определяющий исходные показатели психического и физического здоровья, двигательной подготовленности, критерии здоровья, проблемы и потенциальные возможности детей.
Медицинские работники, изучая анамнез развития ребёнка, выявляют часто болеющих детей, детей с хроническими заболеваниями, дают рекомендации педагогам по организации оздоровительной работы.
Воспитатели наблюдают за поведением ребёнка в повседневной жизни и в игре.
Педагог-психолог выявляет индивидуальные особенности поведения и эмоционально-волевой сферы.
Учитель-дефектолог изучает особенности развития психических процессов.
Музыкальный руководитель обследует состояние уровня музыкального развития.
Инструктор по ФК изучает особенности физического развития детей.
Итогом обследования является проведение ПМПк, на котором обсуждаются диагностические данные по выявленным проблемам у детей, берутся под контроль наиболее сложные дети, намечается дальнейший план индивидуальной работы.
4.2.2. Полноценное питание.
Принципы организации питания:
выполнение режима питания.
гигиена приёма пищи.
ежедневное соблюдение норм потребления продуктов и калорийности питания.
эстетика организации питания.
правильность расстановки мебели.
4.2.3. Система закаливания.
Комплекс закаливающих мероприятий:
соблюдение температурного режима в течение дня.
правильная организация прогулки и её длительность.
соблюдение сезонной одежды во время прогулок с учётом индивидуального состояния здоровья детей.
облегчённая одежда для детей в детском саду.
сон с доступом свежего воздуха в тёплое время года.
гимнастика после сна.
мытьё прохладной водой рук.
полоскание рта водой комнатной температуры.
ходьба по дорожкам «Здоровья».
контрастное обливание ног (летом).
хождение босиком (летом).
игровой массаж А. Уманской и К. Динейки.
4.2.4. Организация рациональной двигательной активности
Режим двигательной активности составляют:
№ п/п
Виды физкультурно-оздоровительных мероприятий
Вариативность проведения
1. Утренний приём на улице
Подвижные игры.
2. Утренняя гимнастика (ежедневно в зале или на воздухе)
Традиционный комплекс (типовой, сюжетный и др.)
Подвижные игры
Оздоровительные пробежки
Эмоционально-стимулирующая
2. Динамические паузы между НООД
Игровые упражнения
Двигательные задания
Развитие мелкой и обшей моторикимоторики
3. Физкультминутки
Пальчиковая гимнастика
Имитационные упражнения
Общеразвивающие упражнения
*Дыхательные упражнения
4. Физкультурные занятия (2 занятия в неделю - в зале, 1 - на воздухе)
Традиционные
Ритмическая пластика
Тематические
Интегрированные
Игровые (подвижные игры, спортивные игры)
Соревнования
5. Подвижные игры и физические упражнения (на прогулке)
Подвижные игры
Спортивные упражнения и спортивные игры
Упражнения для индивидуальной работы
Подготовительные упражнения для новых, основных движений
Катание на санках, скольжение.
6. Коррекционная работа с детьми по развитию движений
Упражнения на формирование осанки и стопы
Упражнения на развитие мелкой моторики
Индивидуальные игры и упражнения
ЛФК
7. Упражнения после сна (Игровой массаж А. Уманской)
Коррекционно-профилактические упражнения
8. Пальчиковая гимнастика.
Упражнения на развитие мелкой моторики. Пальчиковые игры.
9. Самостоятельная двигательная активность
Самостоятельная двигательная деятельность
10. Физкультурные праздники, досуги
Спортивные игры
Игры-эстафеты
Соревнования
11. Логопедическая ритмика.
Специальные коррекционные занятия
12. Дни здоровья
Тематические дни.
4.2.5. Условия организации оздоровительных режимов для детей.
1. Стереотипно повторяющиеся режимные моменты: время приёма пищи, сон, общая длительность пребывания ребёнка на свежем воздухе и в помещениях при выполнении физических упражнений. Остальные компоненты оздоровительного режима динамические.
2. Оптимальная индивидуальная двигательная активность с преобладанием циклических упражнений, достаточная индивидуальная умственная нагрузка и преобладание положительных эмоциональных впечатлений.
3. Достаточный по продолжительности дневной сон детей. Длительность сна определяется индивидуальным проявлением структур головного мозга.
4. Организация режима дня детей в соответствии с сезонными особенностями. Основными изменяющимися компонентами являются состояние периодов сна и бодрствования, двигательной активности детей на открытом воздухе и в помещении.
5. Санитарно-просветительская работа с сотрудниками и родителями.
6. Присутствие в режиме дня элементов психо-эмоциональной разгрузки.
7. Вариативность режимов с учётом нестандартных ситуаций.
4.2.6. Формирование представлений о здоровом образе жизни.
1. Привитие стойких культурно-гигиенических навыков.
2. Обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи.
3. Формирование элементарных представлений об окружающей среде.
4. Формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений.
5. Развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов.
6. Формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма.
7. Выработка у ребёнка осознанного отношения к своему здоровью, умения определить свои состояния и ощущения.
8. Обучение детей правилам дорожного движения, поведению на улицах и дорогах.
9. Вести систематическую работу по ОБЖ. (Спецкурс «Познай себя»).
4.2.7. Использование психологических и психопрофилактических средств и методов.
Психологический блок программы включает 3 направления:
1. Общение.
2. Психотерапия.
3. Пространственно-педагогическая среда.
1. Принципы общения:выявление факторов, способствующих возникновению стрессовых состояний у детей.
сотрудничество с детьми и взаимопонимание.
исключение неприязни к детям и своих отрицательных эмоций.
игнорирование неудач.
качественные объективные оценки.
запрет на сравнение детей с кем-либо в невыгодном свете, не ставить в пример.
использование форм невербальной поддержки.
обеспечение условий для преобладания положительных эмоций в ежедневном распорядке дня каждого ребёнка.
создание благоприятного психологического климата в группах и в ДОУ в целом.
использование психолого-педагогических приёмов, направленных на предупреждение аффективных проявлений: индивидуальные беседы, применение подвижных игр, сюжетно-ролевых и режиссёрских игр.
проведение эмоционально-стимулирующей гимнастики, специально организованных практических занятий, направленных на обучение детей основам коммуникации, обогащения эмоционального опыта ребёнка, смягчению и устранению эмоциональной неустойчивости, агрессивности, тревожности (Цикл занятий «Азбука общения»).
2. Виды терапии:основой психотерапии является психогимнастика (М. И. Чистякова «Психогимнастика») – курс специальных упражнений, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребёнка, как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы.
песочная терапия. Формы и варианты песочной терапии определяются особенностями конкретного ребёнка, специфическими задачами работы и её продолжительностью.
музыкотерапия. Музыкотерапия включает в себя регулярное, ежедневное использование музыкальных пауз, игру на детских музыкальных инструментах, использование музыкальных игр в свободной деятельности.
сказкотерапия. Интегративные технологии, оказывающие положительное влияние на психическое развитие в целом.
3. Требования, предъявляемые к развивающей среде ДОУ.
соблюдение комфортности и безопасности через создание сходства обстановки интерьера групповой комнаты с домашней обстановкой.
обеспечение богатства сенсорных впечатлений.
обеспечение самостоятельной индивидуальной деятельности.
обеспечение возможности для исследовательской деятельности.
создание развивающей предметно-пространственной среды, использование экспериментирования как одного из аспектов развития личности.
наличие разнообразной предметной среды для развё ртывания опытно-экспериментальной деятельности: мерные стаканы, нестандартные мерки, приборы, вода, глина, песок и т. д.
4.2.8. Коррекционо-педагогическая работа с детьми.
1. Коррекционно-педагогическое воздействие, направленное на устранение речевого дефекта у детей: специально организованная образовательная деятельность, гимнастика артикуляционного аппарата, пальчиковые игры.
2. Специальная дефектологическая непосредственно организованная образовательная деятельность, направленная на развитие психической, физической, личностной сферы, а так же оздоровление всего организма ребёнка.
4.2.9. Лечебно-профилактическая работа.
1. Массаж по направлению врача: общий, специальный, корректирующий, оздоровительный и т. д.
2. Специальные физкультурные комплексы: дыхательная гимнастика; упражнения на коррекцию осанки, плоскостопия; Формы организации индивидуальная, комплексная.
3. Фитотерапия: отвары, настои из трав (по назначению врачей). Фитонциды.
4. Витаминотерапия: аскорбиновая кислота, «Ревит», витаминизированные напитки.
5. Иммуномодуляторы (по назначению врача).
4.2.10. Летнеоздоровительные мероприятия.
Формы организации оздоровительной работы : закаливание организма средствами природных факторов: солнце, воздух, вода, приоткрытых фрамугах, ходьба босиком.
физкультурные занятия на воздухе.
физкультурные досуги и развлечения: утренняя гимнастика на воздухе.
обливание ног водой, душ.
интенсивное закаливание стоп.
витаминизация.
4.3. Работа с педагогами.
1. Состояние образовательного процесса и состояния здоровья :комплексная оценка состояния здоровья.
диагностика состояния здоровья.
диагностика среды жизнедеятельности (образовательная, психологическая, семейная).
2. Разработка комплексной стратегии, направленной на улучшение состояния здоровья детей :подготовка и переподготовка квалифицированных специалистов ДОУ.
разработка и внедрение психологических, педагогических, валеологических и медицинских методов коррекции.
пропаганда здорового образа жизни (проведение конкурсов, распространение информационной литературы.
3. Оценка эффективности мероприятий, направленных на улучшение состояния здоровья :оценка эффективности программы.
4.4. Работа с родителями
Задачи работы с родителями:повышение педагогической культуры родителей.
Изучение и распространение положительного опыта семейного воспитания.
вооружение родителей основами психолого-педагогических знаний через психологические тренинги, консультации, семинары.
просвещение родителей в создании экологической и психологической среды в семье.
включение родителей в воспитательно-образовательный процесс.
Формы работы с родителями:проведение родительских собраний, консультаций, круглых столов, семинаров.
Педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые) по проблемам.
Дни открытых дверей.
Показ открытых занятий для родителей.
Организация совместных дел.
Наглядная агитация, анкетирование.