Наталья Печерина
Программа экспериментального проекта по познавательному развитию «В мире профессий»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа экспериментального проекта по познавательному развитию
Содержания
1. Пояснительная записка…. …4
1.1. Актуальность…. ….5
1.2. Творческая группа….…. 6
1.3. Срок исполнения….…6
1.4. Цель….….6
1.5 Задачи…6
1.6. Методы и приемы организации познавательной деятельности…. 8
1.7 Ожидаемые результаты….…. 8
2. Содержание педагогической работы
2.1 Перспективное планирование работы с детьми….…9
2.2 Работа с родителями…10
2.3. План работы с педагогами….…11
Методическое обеспечение ….12
Приложение
Старшая группа
Публикация «Программа экспериментального проекта по познавательному развитию „В мире профессий“» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2024
В МБДОУ с 01.09.2023 г. началась экспериментальная работа по познавательному развитию, в соответствии сФОП ДО.
Больше всего дошкольники любят играть. Игра – ведущий вид деятельности ребенка. В играх дошкольники воспроизводят все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Что говорят известные педагоги и психологи о детской игре? Игра – это отражение жизни. Подавляющее большинство игр детей посвящено отображению труда людей разных профессий, поэтому наиболее целесообразно проводить работу по ранней профориентации дошкольников через организацию игровой деятельности.
1. Пояснительная записка
В природе все мудро продумано и устроено, всяк должен заниматься своим делом, и в этой мудрости — высшая справедливость жизни.
(Леонардо да Винчи)
В настоящее время профориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития. Сегодня в России наблюдается острейший дефицит рабочих кадров. Данная ситуация связана в первую очередь с тем, что быть рабочим в определённый момент постсоветской истории стало не престижно. В настоящее время почти повсеместная нехватка квалифицированных рабочих кадров создаёт серьёзные проблемы для большинства промышленных предприятий.
Необходимость формирования у детей первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека обоснована Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) и должна осуществляться не на уровне отдельной задачи, а как целостный органический процесс.
1.1. Актуальность
Детство – удивительная пора! Можно мечтать о своём будущем, например, кем быть. Свою мечту воплотить в играх: сегодня – парикмахер, завтра – строитель.
Профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, поэтому дошкольный возраст рассматривается как подготовительный, в котором закладываются основы для профессионального самоопределения в будущем.
Для того чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно обогащать их представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в процессе труда.
Дети дошкольного возраста способны осознавать сущность деятельности взрослых, мотивы и цели их труда, способы достижения результата. Многие педагоги рекомендуют знакомить детей с видами труда, наиболее распространенными в конкретной местности.
Ранняя профориентация преимущественно носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий, а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности (в плане самообслуживания, при выполнении посильной работы).
Одной из важнейших составляющих процесса социализации ребёнка является его профессиональное самоопределение – процесс сознательного и самостоятельного выбора своего профессионального пути.
Профессиональное самоопределение – это не единовременное событие, а дело всей жизни человека, и начинается оно ещё в дошкольном детстве.
1.2. Творческая группа
1.3. Срок использования работ
Сентябрь 2023 г. - август 2024г.
1.4. Цель:
-формирование у воспитанников первоначальных представлений о мире профессий через «погружение» в реальные практические ситуации.
1.5. Задачи:
1. Развивать эмоционально-положительного отношения к человеку труда;
2. Формировать представление о необходимости трудовой деятельности вжизни людей;
3. Развивать интерес к профессиям взрослых;
4. Формировать представление о структуре трудового процесса,понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;
5. Воспитывать бережного отношения к труду взрослых и результатам их труда;
6. Формировать у детей желания научиться выполнять трудовые действия представителей разных профессий.
1.6. Принципы реализации
создать условия, необходимых для проведения успешной работы по исследуемой проблеме;
доступность;
непрерывность;
взаимосвязь;
соответствие направлениям раскрытия выбранной темы общей стратегии образовательного процесса в ДОУ.
1.7. Используемые в проекте виды деятельности
Продуктивная
Игровая
Коммуникативная
Познавательно-исследовательская
Чтение
1.8. Формы работы с детьми
экскурсии, виртуальные экскурсии,наблюдения во время целевых прогулок;
рассказы воспитателей и родителей;
встречи с «интересными людьми»;
просмотр презентаций, различного материала с использованием ИКТ;
непрерывная образовательная деятельность;
игры, праздники и развлечения;
самостоятельная художественно – творческая деятельность.
Формы работы с родителями
Консультации
Беседы.
Наглядная информация:буклеты, памятки,консультации.
Привлечение родителей к пополнению среды (материалы для творчества).
Мастер- класс.
1.9. Ожидаемый результат:
1. У детей сформировано обобщенное представление о структуре трудового процесса и понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности.
2. Активизировались познавательная деятельность у дошкольников и интерес к профессиям взрослых.
3. Разовьется чувство уважения к людям разных профессий.
2. СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
2.1. ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
Дата
Способ реализации Задачи
Сентябрь Беседа на тему «Разговор о профессиях». Цель: уточнить и расширить у детей представления о профессиях.
Октябрь Рисование на тему: «Кем я буду, когда вырасту?» Цель: формировать у детей интерес к различным профессиям.
Ноябрь Встреча с интересными людьми. Цель: обогащать знания детей о профессиях.
Декабрь Просмотр презентации Цель: расширять представления о труде людей разных профессий, показать результаты труда, их общественную значимость.
Январь Изготовление книги «Азбука профессий от А до Я» Цель: Расширять и уточнять
знания опрофессиях
Февраль Викторина «Есть такая профессия – Родину защищать…» Цель: используя игры и задания, закрепить знания детей о некоторых родах войск в армии, и показать их назначение.
Март Изготовление игр «Профессии людей»
«Кому что нужно для работы»
Цель: закреплять знания детей о названии и назначении профессий
Апрель Фотовыставка «Профессия моих родителей»
Цель: познакомить детей с профессиями родителей и значении их для общества;
воспитывать положительное отношение к профессии своих родителей.
Май Рубрика «Интересный гость» Цель: закреплять знания о профессиях.
2.2. Работа с родителями
Дата Название мероприятия Целевые ориентиры
Сентябрь Провести анкетирование родителей на тему «О воспитании трудолюбия в семье» Повышение педагогической культуры родителей
Октябрь Родительское собрание
«Ранняя профориентация детей в дошкольном образовании» Вовлечь родителей к сотрудничеству с воспитателями,повысится компетентность по вопросам ранней профориентационной работы
Ноябрь КВН «В мире профессий» Повышение педагогической культуры родителей
Декабрь Консультация для родителей: "Все работы хороши, или знакомство детей с профессиями" Повышение педагогической культуры родителей
Январь Выпуск буклета «Из чего складывается трудолюбие?».
Повышение педагогической культуры родителей
Февраль Рекомендации «Как сформировать положительное отношение к труду
у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с
профессиями» Повышение педагогической культуры родителей
Март Мастер –класс от родителей «Расскажи о своей профессии» Повышение педагогической культуры родителей
Апрель Папка-передвижка «Все профессии нужны, все профессии важны»
Помочь родителям организовать работу с детьми в домашних условиях.
Май Игра «Устами младенца» «Какая это профессия?» Способствовать созданию положительных эмоциональных переживаний детей и родителей через совместную деятельность.
2.3. ПЛАН РАБОТЫ С ПЕДАГОГАМИ
Ноябрь Консультация для воспитателей: на тему «Ранняя профориентация»
Январь Мастер-класс «В мире профессий»
Апрель Педагогический час «Знакомство с профессиями через игру»
Май Деловая игра «Калейдоскоп профессий»
Заключение
Работая над темой «Формирование ранней профориентации у дошкольников» расширились представления детей о различных профессиях. Некоторые дети мечтают выбрать профессии родителей. Например, ребенок говорит: «Я хочу стать инженером, как папа. Буду работать на заводе»;
-дошкольники осознали не только материальные, но и общественно значимые причины труда;
-у детей повысился интерес к данной теме (выбор сюжетно-ролевых игр, вопросы детей к взрослым, беседы);
-произошло обновление развивающей предметно-пространственной среды в соответствии современных требований;
-разработана эффективная система работы по ознакомлению детей с профессиями;
-повысилась заинтересованность родителей в совместной работе по данной теме.
Таким образом, раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности (детская профориентация) имеет большое значение в социализации личности. Такие знания обеспечивают понимание задач общества и каждого человека, помогают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношение к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданных людьми. Ранняя профориентация позволяет повысить интерес у ребёнка к своим психологическим качествам и их развитию. У ребенка формируется эмоциональное отношение к профессиональному миру, ему предоставляется возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности. Таким образом, раннее трудовое воспитание и профориентация является одной из ступенек на пути к успешности во взрослой жизни.