Ирина Подойникова
Программа экспериментального проекта по познавательной деятельности «В стране умных игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа
экспериментального проекта
по познавательной деятельности
МБДОУ «Крапивинский детский сад «Светлячок»
«В стране умных игр»
Срок исполнения работы:
Сентябрь 2021г. – август 2022г.
Принят на
педагогическом совете
№ 1 от. 08.2021 г.
Творческая группа:
Ишмуратова С. В,
Андреева А. В. ,
Подойникова И. М.
.
пгт. Крапивинский, 2021
СОДЕРЖАНИЕ
I. Пояснительная записка
1.1. Актуальность …. 3
1.2. Творческая группа …. 4
1.3. Сроки исполнения работ …. 4
Публикация «Программа экспериментального проекта по познавательной деятельности „В стране умных игр“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2022
1.4. Цели … 4
1.5. Задачи … 4
1.6.
Методы и приемы организации познавательной деятельности …. 5
1.7. Ожидаемый результат …. 5
II. Содержание педагогической работы
2.1. Перспективное планирование работы с детьми … 6-7
2.2. Перспективное планирование работы с родителями … 8
2.3. Перспективное планирование работы с педагогами … 9
Методическое обеспечение … 10
Мониторинг …. 11
Приложение …. 12
Уровень: ДОУ
База: МБДОУ «Крапивинский детский сад «Светлячок»
Экспертный объект Контрольный объект
МБДОУ «Крапивинский детский сад «Светлячок» Подготовительная к школе группа
В МБДОУ «Крапивинский детский сад «Светлячок» с01.09.2021г. началась экспериментальная работа по познавательному развитию, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
«Математика … выполняет порядок,
симметрию и определённость.
А это важнейшие виды прекрасного»
I.Пояснительная записка
1.1. Актуальность
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных задач современности. Дети с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.
В интеллектуальном развитии ребенка большую роль играет математика. Она оттачивает ум, развивает гибкость мышления, учит логике. Свой первый математический опыт ребенок приобретает в разнообразных видах повседневной деятельности.
Логико-математическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития мышления.
Овладев логическими операциями, старший дошкольник станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение. Для более качественного и быстрого процесса обучения старшего дошкольника логическим операциям и нужны дидактические игры и упражнения.
Формирование логических приемов является важным фактором, непосредственно способствующим развитию процесса мышления старшего дошкольника. Практически все психологические исследования, посвященные анализу способов и условий развития мышления ребенка, единодушны в том, что методическое руководство этим процессом не только возможно, но и является высокоэффективным, т. е. при организации специальной работы по формированию и развитию логических приемов мышления наблюдается значительное повышение результативности этого процесса независимо от исходного уровня развития ребенка.
Детский сад – первая и очень ответственная ступень общей системы образования. Вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения. От ребенка, пришедшего в первый класс, сразу же требуется достаточно высокий уровень развития логического мышления, необходимый для успешного усвоения программы. Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научиться мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте
1.2. Творческая группа:
Ишмуратова Светлана Викторовна – старший воспитатель;
Андреева Анна Викторовна – воспитатель;
Подойникова Ирина Михайловна – воспитатель.
1.3. Сроки исполнения работ:
Сентябрь 2021г. – август 2022г.
1.4. Цель:
Развитие логического мышления, формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через занимательный материал в организованной и самостоятельной деятельности детей.
1.5. Задачи:
1. Формировать логических приемов умственных действий у дошкольников: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения.
2. Развивать у детей: речи (умения рассуждать, доказывать, произвольности внимания, познавательных интересов, творческого воображения.
3. Воспитывать: коммуникативных навыков, стремления к преодолению трудностей, уверенности в себе, желание вовремя прийти на помощь сверстникам.
1.6. Методы и приемы организации познавательной деятельности :
Методы:
Для развития познавательных способностей и познавательных интересов у дошкольников педагоги используют следующие методы:
1. элементарный анализ (установление причинно- следственных связей);
сравнение;
2. метод моделирования и конструирования;
3. метод вопросов;
4. метод повторения;
5. решение логических задач;
6. экспериментирование и опыты.
Среди приёмов, используемых в процессе реализации кружковой деятельности, усиливающих мотивацию обучения, следует назвать:
- индивидуализация и активизация обучения;
- игры и игровые ситуации.
Занятия с дошкольниками к кружке проводятся в игровой форме, так как ведущим видом деятельности дошкольников является – игра. Руководствуясь одним из принципов Федерального государственного образовательного стандарта - реализация программы происходит, используя различные формы, специфичные для детей данной возрастной группы и прежде всего в форме игры.
Игра с элементами обучения, интересная ребенку, поможет в развитии познавательных способностей дошкольника. Такой игрой являются дидактическая игра.
Дидактические игры по формированию математических представлений и развитию логических операций используемые в программе можно разделить на следующие группы:
1. Игры с цифрами и числами.
2. Игры путешествия во времени.
3. Игры на ориентировку в пространстве
4. Игры с геометрическими фигурами
5. Игры на логическое мышление.
1.7. Ожидаемый результат:
Ребенок владеет основными логическими операциями. Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам. Способен объединять и распределять предметы по группам. Свободно оперирует обобщающими понятиями. Умеет мысленно делить целое на части и из частей формировать целое, устанавливая между ними связь. Ребенок находит закономерности в явлениях, умеет их описывать. Может при помощи суждений делать умозаключения. Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. У ребенка достаточно большой словарный запас, широкий спектр бытовых знаний. Он наблюдателен, внимателен, усидчив, заинтересован в результатах своей работы. Владеет навыками сотрудничества, умеет работать в паре и микрогруппе.
II. Содержание педагогической работы
2.1. Перспективное планирование работы с детьми
Месяц Название Цель
Сентябрь Игра: «Посчитаем с гномами» Счет в пределах десяти.
Порядковые числительные.
Понятия: первый, последний,
сложение, вычитание.
Конус. Игра «Волшебный
мешочек».
Развивать умение выявлять и абстрагировать свойства, умение «читать схему» закреплять навыки порядкового счета
Октябрь Игра: «Состав чисел из
единиц»,
«Путешествие на
поезде»
Упражнять отбирать полоски нужного цвета и числового значения по словесному указанию, составлять числа из единиц, развивать глазомер. Учить ориентироваться в пространстве.
Игра «Сделай столько же движений» упражнять в воспроизведении определенного количества движений.
Ноябрь Игра: «Весёлые человечки». Развивать пространственные представления, развивать умение внимательно относиться к действительности, анализировать её. Учить детей соотносить изображение и действие своего тела под музыкальное сопровождение
Решение примеров в тетради в клетку. Игра «рассеянный художник». Игра «Сколько, какой?» Развитие наблюдательности и счета пределах десяти. Порядковые числительные. Понятия: первый, последний, сложение, вычитание.
Игра «Измерь дорожки шагами», «О чем говорят числа?» Упражнять определять значение цветных палочек. Учить устанавливать логические связи и закономерности. Развивать зрительный глазомер.
Декабрь Графические умения. Игра «Будь внимательным» Формировать умение находить в окружающей обстановке предметы формы шара, куба, параллелепипеда. Развивать умения ориентироваться на листе в клеточку (графический диктант)
Игра «Найди парную картинку» учить узнавать по описанию узор, составленный из геометрических фигур.
Январь Игра «Сравни и заполни» Умение осуществлять зрительно мысленный анализ способа расположения фигур, закрепление представлений о геом. Фигурах.
Задачи на смекалку. Упражнять детей в решении задач, в разгадывании лабиринтов, в решении задач на логическое мышление.
Пирамида, цилиндр. Игра «Целое-часть» Формировать умение находить в окружающей обстановке предметы формы пирамиды, цилиндра. Закрепить представления о составе числа 10, взаимосвязи целого и частей, сложении и вычитании чисел на числовом отрезке. Развивать графические умения
Февраль Игры – путешествие во времени. Закрепить знания детей о днях недели. Игра: «Что сначала, что потом». Предметы ближайшего окружения, по определению их свойств (тонет, плавает, горит, рвется, мнется, и т. д
Игра «Палочки можно складывать» Упражнять ориентироваться в пространстве, развивать количественные представления, учить находить полоски, по сумме равные двум данными
Март Игра «Подбери фигуру» Продолжаем анализировать фигуры по одному, двум, трём признакам, учимся устанавливать закономерности в наборе признаков.
Математические задачки Закрепить навыки ориентировки в пространстве (справа, слева); количественного и порядкового счета, сложения и вычитания в пределах 10
Апрель Игра «Где какие фигуры лежат»
Игра «Найди фигуру». Закреплять представления о геометрических фигурах.
Логическая задача на цветовую последовательность Продолжать учить решать логические задачи на основе зрительного восприятия. Учить понимать предложенную задачу и решать ее самостоятельно
Май Итоговое занятие «Я математик!» Цель: - Закрепить умения устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой; - Закрепить умения конструирования из простых геометрических фигур ; - Создать условия для логического мышления, сообразительности, внимания;
2.2. Перспективный план по работе с родителями
сентябрь
1 Консультация для родителей «Зачем детям математика»
октябрь
1 Беседа «Веселые занятия дома по ФЭМП»
ноябрь
1 Консультация для родителей «Математические игры»
2 Фотовыставка «Изучаем математику в детском саду».
декабрь
1 Тематическая консультация «Правое и левое. Как научить ребенка не путать стороны»
январь
1 Выставка творческих работ «Веселые формы» (поделки из геометрических форм).
февраль
1 Анкетирование по ФЭМП.
март
1 Консультация для родителей «Роль д/и по фэмп для детей»
апрель
1 Информация для родителей в родительский уголок «Занимательная математика»
май
1Участие родителей в фотовыставке «Изучаем математику дома»
2.3. Перспективное планирование работы с педагогами
Сентябрь
- Консультация «Как сформировать познавательный интерес к математике у дошкольников»
Октябрь
-Консультация «Что должен знать ребенок о времени»
Ноябрь
-Консультация «Как помочь ребёнку запомнить графическое изображение цифр».
Декабрь
-Мастер класс для педагогов «Развивающие игры В. В. Воскобовича»
Февраль
-Консультация «Как создать предметно-пространственную среду для математического развития детей»
Март
-Мастер класс для педагогов - «Развитие логического мышления у детей 6-7 лет»;
Апрель
-Проведение занятий с использованием дидактических игр
Май
-Консультация «Значение формирования математических представлений в повседневной жизни.
Методическое обеспечение
1. К. В. Шевелев «Путешествие в мир логики» Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет - М. ; Ювента, 2015г
2. Гришечкина Н. В., 365 лучших развивающих игр для детей 5-7 лет на каждый день. - Ярославль, Академия развития, 2010г.
3. Е. В. Колесникова «Я решаю логические задачи: Математика для детей 5-7 лет» - М. :ТЦ Сфера, 2015 г.
4. Михайлова З. А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников» - М., 1990г. ;
5. Перова М. Н. «Дидактические игры и упражнения по математике» - М. ,1996г. ;
6. Столяр А. А. – «Давайте поиграем». Математические игры для детей 5-6 лет - М. :Просвещение, 1991.
7. Смоленцева А. А. Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием. – М. :Просвещение, 1987.