Оксана Горбунова
Программа взаимодействия с семьями воспитанников в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Программа взаимодействия с семьями воспитанников
в средней группе на 2024 – 2025 год
Составила воспитатель
первой квалификационной категории
Горбунова О. А.
Пояснительная записка.
Первая школа растущего человека – семья. Она - целый мир для ребенка, здесь он учится любить, терпеть, радоваться. Приоритет в воспитании ребенка принадлежит семье. Именно в семье складываются первые представления об окружающем мире, ответственности и долге.
В детском саду малыш получает свои первые знания, приобретает навыки общения с другими детьми и взрослыми, учится организовывать собственную деятельность.
Главный момент в контексте «Семья – детский сад» - личностное взаимодействие педагога и родителей в процессе воспитания ребенка. Вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс способствует улучшению эмоционального самочувствия детей, обогащению воспитательного опыта родителей.
Актуальность проблемы. Проблема взаимодействия детского сада с семьей всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает увидеть им многое, а трудной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям нужен особый подход. Работая с родителями, мы помогаем им увидеть отличие мира детей от мира взрослых, преодолеть авторитарное отношение к ребенку, относиться к нему, как равному себе, и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми; открывать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их в решении задач воспитания; проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребенка и быть готовым к эмоциональной поддержке; понять, что путем одностороннего воздействия ничего сделать, можно лишь подавить или запугать ребенка. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.
Взаимодействие ДОУ с семьей – это объединение общих целей, интересов и деятельности в плане развития гармоничного и здорового ребенка.
Выделяют два основных направления взаимодействия с семьей:
1. Повышение уровня педагогической компетентности родителей через родительские собрания, родительские уголки, папки-передвижки, групповые консультации, индивидуальные беседы.
2. Привлечение родителей к работе детского сада посредством организации досуговых мероприятий.
Цель: Создание необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности в дошкольном возрасте.
Задачи:
• Устанавливание партнёрских отношений между педагогами, детьми и родителями
• Сохранение и укрепление здоровья детей, обеспечение их эмоционального благополучия
• Повышения компетентности родителей в области воспитания.
• Вовлечение родителей в педагогическую деятельность детского сада.
В основе взаимодействия педагога и семьи воспитанника ДОУ по созданию единого пространства развития ребенка лежат следующие принципы.
Принципы взаимодействия с родителями:
• открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
• сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
• отсутствие формализма в организации работы с семьей;
• создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
• диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка.
1
Основными условиями, необходимыми для реализации доверительного взаимодействия между ДОУ и семьей, являются следующие:
• Изучение семей воспитанников: учет различий в возрасте родителей, их образовании, общем культурном уровне, личностных особенностей родителей, их взглядов на воспитание, структуры и характера семейных отношений и др. ;
• Открытость детского сада семье;
• Ориентация педагога на работу с детьми и родителями.
Ожидаемые результаты:
• Сформировано представление родителей о сфере педагогической деятельности:
- о педагогической деятельности в целом;
- о специфике работы с детьми средней группы;
- об особенностях образовательного процесса в ДОУ;
- о возрастных результатах детей среднего дошкольного возраста;
• Владеют практическими навыками и умениями в воспитании детей среднего возраста.
• Принимают активное участие в деятельности группы и детского сада.
Перспективный план по взаимодействию с семьями воспитанников
в средней группе на 2024 – 2025 год
сроки Название мероприятия Цель проведения мероприятия участники
сентябрь 1. Родительское собрание «Начало учебного года»
2. Оформление родительского уголка на осеннюю тему.
3. Выставка рисунков «Прощай лето. Здравствуй детский сад»
4. Информация для родителей
«Что такое аппликация, и какая она бывает»» 1. Ознакомление
родителей с задачами детского сада на новый учебный год.
2. Подготовить родительский уголок к осеннему сезону с целью привлечения внимания родителей к полезной и нужной информации.
3. Привлечь и заинтересовать родителей созданием совместных работ по данной тематике.
4. Распространение педагогических знаний среди родителей.
Ознакомление родителей с методами и приемами нетрадиционной техники аппликации.
Воспитатели
Родители
Специалисты ДОУ
дети
октябрь 1. Папка передвижка
"1 октября - день пожилого человека
2. Выставка работ
«Осенние фантазии»
3. Информационный
стенд
«Правильное питание дошкольника»
«Развитие творчества у детей дома»,
4. Тематический праздник
«Осень в гости к нам пришла»
5. Фотовыставка «Наши папы» 1. Создание условий для формирования ценностного отношения к людям старшего поколения
2. вовлечение в совместную деятельность детей, родителей и педагогов, укрепление семьи
3. Ознакомление родителей с особенностями питания детей дошкольного возраста
Обогащать педагогические знания родителей в области Художественно-эстетического развития (аппликации)
4. Привлекать родителей к активному сотрудничеству с работниками ДОУ.
Накапливать опыт доброжелательных взаимоотношений между детьми
родителями, воспитателями, специалистами детского сада.
5. Формирование семейных ценностей Воспитатели
Родители
Дети
Специалисты ДОУ
ноябрь 1. Индивидуальные консультации для родителей: «Как дома создать условия для создания аппликации из бытовых предметов»
2. Папка –передвижка
««Профилактика ОРЗ и ОРВИ в осенний период»
3. выставка совместных творческих работ с детьми ко дню матери «С папой мы рисуем маму»
4. Памятки для родителей
«Как одевать детей в холодное время года»
1. Ознакомление родителей с нетрадиционными техниками аппликации, развивать желание создавать аппликации из бытовых предметов, совместно со своим ребенком в домашних условиях.
2. Информирование родителей о прививках и способах профилактики ОРЗ и ОРВИ, привлечение к совместному творчеству с детьми.
3. Вовлечение родителей в детскую деятельность, раскрытие творческих способностей и воображения детей; расширение работы с родителями воспитанников.
4. Привлечь внимание родителей к данному вопросу. Воспитатели
Мед. работник
родители
Декабрь 1. Материалы для оформления родительского уголка в групповой раздевалке «Декабрь»
2. Семейный творческий конкурс «Новогодняя фантазия»
3. Папка передвижка
Чем занять ребенка на зимних праздниках"
4. новогодний утренник
1. Оказание помощи родителям в организации домашних развивающих занятий с ребенком, в выборе художественных произведений для чтения и заучивания, рекомендации по организации наблюдений за природой во время прогулок.
2. Приобщить малоактивных родителей к совместной групповой деятельности, дать возможность всем семьям проявить творчество, воспитывать желание порадовать всех на празднике, сплочённость.
3. Повышение педагогической культуры родителей
4. Развивать желание проводить активно совместные праздники, получать удовлетворение от подготовленных общим коллективом развлечений, воспитывать сплочённость. Приобщение к участию, в украшение группы.
Воспитатели
Родители
Дети
Муз. руковод.
январь 1. Информационный стенд
«Закаливание – одна из форм профилактики простудных заболеваний детей».
2. Фотовыставка
«Прогулка в зимний день
3. Индивидуальные беседы с родителями. Обсуждение особенностей поведения, характера и привычек ребёнка 1. Формирование единого подхода к методам оздоровления и закаливания детей в детском саду и дома
2. Создание условий для осознания родителями необходимости совместной работы детского сада и семьи
3. Установление доверительных отношений с родителями. Демонстрация заинтересованности воспитателя в воспитании конкретного ребёнка
Воспитатели
родители
февраль 1. Информационный стенд «Профилактика зимнего травматизма»
2. Папка-передвижка
«День защитника отечества»
3. Праздник «Вместе с папой»
4. Фотовыставка «Мой любимый папа» 1. Ознакомление с задачами по сохранению и здоровья детей
2. Привлечение родителей в образовательный процесс
3. Формирование гуманных межличностных отношений дошкольников со сверстниками и с взрослыми
4. Развивать желание порадовать пап своими поздравлениями, добрыми пожеланиями. Воспитатели
Родители
дети
март 1. Папка-передвижка
«8 марта мамин праздник»
2. Выставка детских работ «Подарок маме» (разнообразная техника)
3. Утренник «8 марта»
4. Информация для родителей
«Мир на кончиках пальцев». 1. Расширять представления детей о весеннем празднике – 8 Марта
2. Развивать желание порадовать мам своими поздравлениями, рисунками, добрыми пожеланиями
3. Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми, улучшение детско- родительских отношений.
Познакомить родителей с картотекой пальчиковых игр и их влияние на развитие детей, мелкой моторики рук.
Воспитатели
Родители
Муз. руков.
дети
апрель 1. Информационный стенд
«Как предупредить авитаминоз весной»
2. Выставка детских рисунков «Весна – красна».
3. Консультация на информационном стенде «Детские конфликты и способы их решения».
4. Акция «Сделаем скворечник своими руками».
Информация для родителей о ряде витаминов и добавок к пищи детей весной.
2. Привлечь внимание родителей к детскому творчеству; продолжать формировать уважение к детским работам.
3. Раскрыть родителям суть понятия «детские конфликты». Познакомить с путями их преодоления.
4. Привлечь родителей к активному участию в жизни детского сада. Родители, воспитатели, дети.
май
1. Оформление стенда
«Время года – Весна, месяц – Май»
2. Информация для родителей: тема «Безопасность детей»
3. Выставка детских работ «Воздушные шары" (разный материал). Коллективная работа.
4. Итоговое родительское собрание: "Как повзрослели и чему научились наши дети за этот год.
1. Расширить представление детей и родителей о времени года «весна»
2. Просветительская работа в области здоровьесбережения, представления детей и родителей об основах безопасности жизнедеятельности.
3. Способствовать развитию творческих способностей взрослого и ребёнка
4. Дать информацию об успехах детей на конец учебного года, подготовить родителей к началу следующего года. Дать возможность обдумать и предложить новые виды деятельности на следующий год.
Воспитатели
Родители
дети