Татьяна Макаренкова
Взаимодействие с семьями детей по экологическому воспитанию с использованием интерактивных форм
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие с семьями детей по экологическому воспитанию с использованием интерактивных форм
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 22
«БАБОЧКА» г. Смоленск
Принята Утверждаю
На педагогическом совете Заведующий МБДОУ
Протокол №1 6.07.2020г. Поверенкова Л. И.
Приказ от 6.07.2020
№143/1
Программа
«Взаимодействие с семьями детей по экологическому
воспитанию с использованием интерактивных форм»
Публикация «Взаимодействие с семьями детей по экологическому воспитанию с использованием интерактивных форм» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
2020 – 2021 учебный год
Воспитатель :
Макаренкова Татьяна Владимировна
СМОЛЕНСК 2020
Пояснительная записка.
Актуальность:
«От того, как прошло детство,
кто вёл ребёнка за руку в детстве,
что вошло в его разум и сердце
из окружающего мира - от этого
в решающей степени зависит,
каким человеком станет сегодняшний
малыш»
В. А. Сухомлинский
Самая близкая, значимая для ребёнка среда - это семья! В ней он прежде всего подражает родным, впитывает дух внутрисемейных отношений, поведения в обществе, и переносит его в свои отношения вне семьи. Наиболее эффективно нравственное воспитание, формирование эмоциональных связей, между детьми и взрослыми происходит в совместной деятельности, в которой возникают взаимоотношения сотрудничества.
Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы.
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.
Первой ступенькой экологического образования являются дошкольные образовательные учреждения. Именно в дошкольном детстве закладываются основы экологической культуры. Но воспитание правильного отношения к природе, умения обращаться с живыми объектами природы может быть полноценно осуществлено лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием на ребенка в семье.
Именно поэтому нас заинтересовало в экологическом воспитании дошкольников направление налаживания взаимодействия с родителями.
Метод проекта был выбран потому, что он позволяет сочетать интересы всех участников образовательного процесса: детей, родителей и педагогов.
Цель:
Укреплять сотрудничество педагогов и родителей в вопросе экологического воспитания дошкольников. Формирование экологической компетентности родителей в деле воспитания у детей экологической культуры.
Задачи:
Повысить уровень экологической культуры и информированности родителей.
Создать условия в группе для родителей и детей к обучению основам экологии и природопользования.
Формировать детско-родительские отношения в духе воспитания интереса и экологически правильного поведения в природе.
Учить родителей на личном примере относиться к природе бережно, охранять, и защищать её.
Обобщить и систематизировать накопленные опыт, знания и материалы.
Проблема
В конце ХХ века на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя планеты. Раньше, когда количество населения было сравнительно небольшим, и каждый человек находился в постоянном контакте с природой, экологические законы усваивались людьми в их обыденной жизни. Во второй половине ХХ века основная масса людей сосредоточилась в городах и потеряла связь с природой. В итоге изменилось поведение: они стали брать от природы всё, что им казалось необходимым, ничего не отдавая взамен.
Поэтому экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.
Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, поэтому я думаю, что целью экологического воспитания должно стать формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Неблагоприятная экологическая обстановка в городе (скученность промышленных предприятий) негативно влияет на окружающую среду и состоянии здоровья населения. Незнание детьми правил поведения в природе, неспособность предусмотреть последствия своих действий, приводит к проявлению потребительского отношения к природе и стереотипности мышления по отношению к объектам окружающей природы.
Для определения содержания проекта, выполнению принципов мы проводим анализ сложившейся ситуации.
Анализ ситуации
Благоприятные факторы:
-повышение уровня экологической образованности детей;
-активность родителей в оказании помощи в работе с детьми;
-разнообразие досуга в группе.
Неблагоприятные факторы:
- потребительское отношение людей к природным ресурсам и ухудшение экологии;
- молодые родители не уделяют должного внимания экологическому воспитанию своих детей, недооценивая положительное влияние природы на полноценное и гармоничное развитие детей дошкольного возраста;
- ухудшение экологической обстановки неблагоприятно сказывается на физическом здоровье детей и взрослых. Во многих семьях родители заняты зарабатыванием денег, из-за чего у них нет свободного времени для проведения культурного досуга с ребенком на природе.
Анализ внутренней среды:
Благоприятные факторы
Наличие программ и технологий:
«Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. Васильевой, 2005 г., «Программа «Юный эколог» С. Н. Николаевой.
Предметно – пространственная среда:
- уголок природы в группе;
- экологическая тропа на участке детского сада;
- огород на окне;
- наглядный и демонстрационный материал: календарь природы, иллюстрации, фотографии, картины, (птиц, растений, животных, времен года и т. д.);
- библиотечка книг с экологическим содержанием;
Неблагоприятные факторы
Слабые знания детьми правил поведения в природе.
Неспособность предусмотреть последствия своих действий.
Слабые экологические знания и отсутствие педагогического опыта у родителей воспитанников.
Требования к системе дошкольного образования диктуют и новые условия организации педагогического процесса, в том числе и организации экологического воспитания и образования. Ведущая роль принадлежит не только воспитателю, но и родителям.
Необходимо создать систему экологического воспитания дошкольников, направленную на формирование у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельного отношения к окружающей среде, на формирование основ экологической культуры личности.
Мы используем метод проекта, в котором мы предлагаем в течении месяца несколько мероприятий с участием родителей. Родители могут помочь воспитателю в формировании экологических знаний, умений у их детей. Одновременно повышая свою компетенцию в экологических проблемах.
Средства реализации программы:
Информационное сотрудничество :
Беседы.
Консультации и сообщения о важности данной проблемы.
Создание фотовыставок с экологическим содержанием.
Создание лэпбуков по экологии «Экология», «Осень – дивная пора» и папок – передвижек.
Презентации.
Анкетирование родителей по поводу экологической грамотности семьи.
Совместная деятельность:
Родительская встреча «Что такое экология?» технология лэпбук.
Субботники.
Акции.
Озеленение участка, пополнение уголка природы, коллекций природного материала.
Ожидаемые результаты:
Посильное участие родителей в экологическом образовании детей;
Непосредственное участие родителей и детей в организации различных экологических мероприятий;
Повышение уровня знаний у родителей и детей об экологии, охране природы.
Содержание:
Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора.
Формулирование цели и задач проекта.
Подбор и разработка методической литературы.
Анализ и обобщение имеющегося опыта работы по заявленной теме.
Формирование мотивационной готовности родителей к участию в проекте.
Разработка перспективного плана работы.
Проведение мероприятий согласно плану.
Содержание работы:
Для эффективности решения поставленных задач мы в практике работы с родителями стараемся использовать разнообразные интерактивные формы, инновационные технологии.
Для детей в группе постоянно совершенствуем развивающую среды, создание новых пособий:
- макет «Лес»
- сборник экологических сказок
- уголок экспериментирования
- уголок «Времена года»
Родительская встреча «Что такое экология?» с использованием технологии лэпбук.
Цель: Формирование мотивационной готовности родителей к участию в проекте. Познакомить родителей с точным определением термина «экология». Рассказать о природе города Смоленска, об экологических проблемах.
Проводится анкетирование по вопросам экологии, с целью выяснение знаний у родителей и определение перспектив дальнейшего взаимодействия.
Приложение 1.
Презентация «Лэпбук, как интерактивная форма взаимодействия взрослых и детей». Лэпбук «Экология».
Цель: рассказать родителям о технологии создания лэпбука, о его значении в экологическом воспитании детей.
Задачи: в красочной и наглядной форме, в виде лэпбука, показать родителям какие игры и задания можно использовать дома для формирования и закрепления экологических знаний у их детей.
Приложение 2.
Изготовление фото – стенда «Природа нашего города Смоленска»
Цель: Воспитывать бережное отношение к окружающей природе. Вызывать эмоциональный настрой, создавать хорошее настроение, чувство гордости за свой родной край.
Приложение 3.
Создание буклетов для родителей «Игры для детей в кругу семьи экологической направленности.»
Цель: познакомить родителей с разнообразными играми экологической направленности.
Приложение. Организация выставки работ из природного материала «Осенние фантазии»
Задачи: способствовать более тесному контакту между родителями и детьми при совместной деятельности. Расширять кругозор детей, способствовать закреплению знаний о природе. Развивать фантазию и творчество посредством природы.
Акция «Наш город должен быть чистым!»
Провести консультацию «Наш город должен быть чистым!»
Задачи: донести до родителей, насколько важна проблема загрязнения окружающей среды в нашем городе. Показать на примерах, какой ущерб наносят отходы городу.
Приложение 1. Акция
Рекламные листовки.
Задачи: создать совместно с родителями рекламные листовки для мусорных урн типа: «Пусть город будет чистым!» «Как организовать раздельный сбор мусора?» и т. п.
Приложение2. Акция
Памятки «Куда деть мусор?» «Мусор-проблема №1».
Задачи: создать буклет для родителей: «Куда деть мусор?» Информировать взрослых о том, куда можно сдать в нашем городе промышленные отходы для переработки.
Приложение3. Акция
Оценка результатов (предполагаемая).
Дети:
- познакомились с новой системой ценностей по взаимоотношению с природой;
- начало формироваться осознание важности природоохранных мероприятий;
- повысилось ответственное отношение к природоохранным заданиям;
- начала проявляться инициатива, активность, самостоятельность в экологической деятельности.
Родители:
– родители готовы и способны активно взаимодействовать с педагогами ДОУ по вопросам экологического воспитания детей;
– принимают активное, живое участие в жизни группы;
– проявляют личную заинтересованность в реализации проектной деятельности по обеспечению эффективности экологического воспитания детей;
– проявляют живой интерес к результатам достижений ребенка в освоении экологических знаний, экологической культуры.
Педагоги:
- личностный и профессиональный рост; самореализация;
- приобрели дополнительный опыт совместной деятельности с родителями и детьми.
Диагностика родительской компетентности в вопросах экологии
Цель: выявить отношение родителей к вопросам экологического образования дошкольников в детском саду и его осуществления в семье.
1. Знаете ли Вы, что такое экология? Дайте своё определение этому понятию
2. Считаете ли Вы необходимым формировать экологические представления уже с дошкольного возраста?
3. Обучаете ли Вы своего ребёнка правильному взаимодействию с природой
4. Есть ли у вас дома животные? (Кошка, рыбки, собака, хомячок и др.)
5. Есть ли комнатные растения? Какие?
6. Кто ухаживает за животными или растениями?
7. Что делает при этом ребенок (кормит, гуляет с ним, играет, поливает или ничего не делает?
8. Бываете ли вы с ребенком на природе? Если да, то где?
9. С какой целью?
10. На ваш взгляд, обладаете ли вы достаточной информацией о природе нашего города, чтобы ответить на возникающие у ребенка вопросы?
11. Какие мероприятия вы могли бы предложить провести на экологические темы в группе?
12. Готовы ли Вы принять участие в этих мероприятиях?
13. В каких природоохранных акциях Вы могли оказать помощь детскому саду («Поможем крылатым докторам», «Войди в природу другом»; «Планета без мусора»; «Берегите воду» и других - предложите свою тематику)
14. Ваши предложения по организации экологического образования в детском саду.
В анкетировании приняли участие 19 родителей из 30 в начале года и в конце. В начале года большинство родителей могли приблизительно сказать, что такое экология и составило 47% К концу года уровень знаний увеличился и стал уже 74%. Родители имеют в семье домашних животных, приобщают к уходу за ними, это более 80%. Большинство родителей обладают низким уровнем экологической компетенции на начало года 46%, к концу года компетентность повышается, незначительно, на 12% и составляет58%. Родители желают оказывать посильную помощь воспитателям в экологическом воспитании своих детей, и сами приобретают новые экологические знания.
Литература:
1. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников-М. : Издательский центр «Академик», 2001.
2. Аксенова З. Ф. Войди в природу другом – М. : Творческий центр «Сфера», Москва, 2008.
3. Свирская Л. Работа с семьей : необязательные инструкции: Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений - М. : ЛИНКА-ПРЕСС,2007.
4. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду – М. : Издательский дом «Карапуз», Москва, 2001.
5. Зебзеева В. А. Развитие элементарных естественно – научных представлений экологической культуры детей – М. : Творческий центр «Сфера», Москва, 2009.
6. Глебова С. В. Детский сад-семья : аспекты взаимодействия – М. : ТЦ «Учитель», Воронеж.