Елена Данилова
Программа вокального кружка в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Вокального кружка «Домисолька
Введение
Данная программа рассчитана для работы с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Относится к ознакомительному уровню и поэтому основной ее задачей является постепенное, ненавязчивое введение дошкольников в мир музыки, раскрытие и развитие индивидуальных творческих способностей детей через вокальное искусство.
Публикация «Программа вокального кружка в детском саду» размещена в разделах
- Вокал. Обучение детей пению
- Вокал. Программы
- Вокальный кружок
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Раздел 1 «Комплекс основных характеристик образования: объем,содержание, планируемые результаты»
1.1 Пояснительная записка.
Музыка начинается с пения…
Курт Закс (немецкий музыковед)
Основная задача эстетического воспитания дошкольников – развивать у детей чуткость, восприимчивость к красоте, эмоциональную отзывчивость, научить их видеть прекрасное в окружающей среде. Формирование гармоничной личности через искусство, воспитание человека, способного ценить, творчески усваивать и приумножать ценности родной и мировой культуры, – одна из актуальных задач дошкольного образования. Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период для приобщения детей к искусству, творчеству, в т. ч. музыке. Воздействуя на эмоционально-чувственную сферу ребенка, музыка оказывает влияние на процессы воспитания духовности, культуры чувств, развития познавательных сторон личности. Среди многочисленных средств воздействия на детское сердце важное место занимает песня. Исполняя песни, дети глубже воспринимают музыку, активно выражают свои чувства, настроение. Постигая мир музыкальных звуков, дети учатся слышать окружающий мир, выражать свои впечатления, свое отношение к нему. Пение как активная исполнительская деятельность, очень способствует этому.
Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития. Благодаря пению у ребенка развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальные способности: интонационный звуковысотный слух, без которого музыкальная деятельность просто не возможна, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память. Кроме того успешно осуществляется общее физиологическое развитие, формируются высшие психические функции, обогащаются представления об окружающем мире, активно развивается и совершенствуется речь, ребенок учится взаимодействовать со сверстниками.
Дополнительная образовательная программа является специализированной, и направлена на приобщение детей к музыкальному искусству через пение, а также способствует качественному развитию вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства детей.
Обоснование актуальности и необходимости создания данной программы заключается в том, что важная задача, которая стоит перед педагогом - не только научить детей воспринимать красоту музыки, но и через музыкальные образы способствовать пониманию самой жизни и закономерностей общественного развития, с помощью музыкального искусства помогать становлению нравственной личности.
Средства массовой информации способствуют тому, что ребенок подвергается самым разнообразным эмоционально-художественным воздействиям, среди которых нередко отрицательные. К сожалению в последние годы дети наиболее активно стараются подражать пению и манере исполнения эстрадных звезд, что приводит к крикливому, фальшивому пению. Этот печальный факт очень вреден для здоровья детей, т. к. голосовой аппарат отличается хрупкостью и ранимостью.
Поэтому необходимо помочь ребенку разобраться в потоке информации, развивать у него хороший вкус.
Искусство выступает одним из эффективных факторов развития творческого потенциала формирующейся личности, а в этом смысле пение является средством художественно - творческого развития дошкольников, вовлечения их в активную эстетическую деятельность.
Вокально-хоровое пение благотворно влияет на детский организм, помогает развитию речи, углублению дыхания, укреплению голосового аппарата и при этом способствует активному развитию основных музыкальных способностей ребенка: эмоциональной отзывчивости, музыкального слуха, чувства ритма.
Все это подтверждает актуальность и необходимость данной программы.
Новизна данной программы заключается, в первую очередь, в самом подходе к проблеме развития музыкально-творческих способностей дошкольного возраста в процессе вокально-хорового пения.
Основу этого подхода составляет организация самого процесса обучения пению, который включает в себя формирование и развитие певческих навыков и певческого голоса. Этот процесс оказывает на детей всестороннее воздействие.
Программа предполагает проведение занятий дважды в неделю. Продолжительность занятия – 25 минут.
Особенности организации образовательного процесса.
В ходе реализации программы сочетается групповая (работа в хоровой группе) и индивидуальная работа (сольное исполнение). В коллектив принимаются все желающие дети, обладающие необходимыми вокальными и музыкальными данными, имеющие достаточное физическое развитие и устойчивую психику, проявляющие интерес к избранному направлению.
1.2 Цели, задачи и принципы программы.
Цель программы –
Эстетическое воспитание и формирование высоких духовных качеств дошкольников средствами вокального искусства.
Задачи программы.
Целенаправленность и актуальность программы помогут реализовать задачи музыкального воспитания детей на современном этапе:
Познавательные:
• Дать первичные знания детям в области музыки: классической, народной, эстрадной;
• Обучить детей основным вокальным навыкам;
Воспитательные:
• Привить навыки общения с музыкой: правильно воспринимать и исполнять ее;
• Привить навыки сценического поведения;
• Формировать чувство прекрасного на основе классического и современного музыкального материала;
Развивающие:
• Развить музыкально-эстетический вкус;
• Развить музыкальные способности детей;
Для реализации программы используются принципы:
Общедидактические: наглядность, системность и последовательность, сознательность и активность, связь теории с практикой, доступность, прочность.
Принципы воспитания: целенаправленность и идейность воспитательного процесса, гармонизация личных и общественных интересов, воспитание личности в коллективе, уважение личности обучаемого, гуманное отношение к ребенку,
опора на положительные качества личности
1.3 Содержание программы
Содержание программы включает в себя три основных блока с подразделами:
• «Развитие певческих способностей»
Виды дыхания
Постановка голоса.
Артикуляционный аппарат и его составляющие.
Процесс звукообразования и звуковедения.
Развитие ритмического слуха
• «Разучивание песенного материала»
• «Музыкальные, коммуникативные и пальчиковые игры»
Знакомство детей с песней происходит с помощью выразительного исполнения музыкального произведения (песни) или прослушивания аудиозаписи со звучанием хорового пения или отдельных исполнителей. С помощью выразительного исполнения, образного слова, беседы о характере музыки можно пробудить интерес к ней, желание выучить. Важно, чтобы дети почувствовали настроение, переданное в музыке, высказывались о характере песни. После получения базовых понятий следует объяснить детям правила певческой постановки: как надо сидеть, как надо стоять во время пения (руки свободно опустить вниз, голову держать прямо, рот открывать свободно). К этим требованиям следует постоянно возвращаться, так как навыки певческой установки усваиваются детьми постепенно.
Первичное освоение певческих навыков
Дыхание играет важную роль в процессе первичного освоения певческих навыков. Емкость детских легких мала, отсюда естественная ограниченность силы звука детского голоса. У детей с ОНР отмечается поверхностное дыхание, малый объем и сила выдоха, не дифференцированный носовой вдох и выдох, поэтому работа над постановкой дыхания является основой для дальнейшей работы по вокалу.
С первых занятий следует приучать детей правильно брать дыхание, делать активный вдох, постепенный выдох. Предполагаются следующие упражнения:
«Надуй шарик»;
«Игра с флюгером»;
«Задуй свечку»;
«Вдохни аромат цветка».
Дикция оказывает важное влияние на выразительность исполнения произведения. Вокальная дикция подразумевает четкое и ясное произношение, чистоту и безукоризненность звучания каждого гласного и согласного в отдельности, а также слов и фраз в целом. Для выработки правильной дикции подходят следующие приемы:
Выразительное чтение текста;
Разъяснение смысла некоторых незнакомых слов;
Правильное и отчетливое произношение слов;
Чтение текста шепотом, с четкой артикуляцией.
Артикуляция - работа органов речи, необходимая для произнесения звуков речи. Важно развивать у детей подвижность артикуляционного аппарата (губ, языка, неба, нижней челюсти) с помощью упражнений.
Для формирования навыков правильного звукообразования целесообразны такие методы и приемы, как образное слово, беседа о характере музыки, показ приемов исполнения, т. к. со звукообразованием связана напевность. Начинать работу следует с формирования округлых гласных в умеренных по темпу песнях. Отмечено, что у детей дошкольного возраста тембр неровный. Обычно это происходит из-за «пестроты» гласных. Для ровного звука следует использовать попевки, упражнения на гласные (У, (Ю, а также песни с нисходящим движением мелодии. Эти гласные помогают развитию высокого звучания («Куда летишь, кукушечка?», «Веселая дудочка»).
Большое внимание в вокальном формировании нужно уделять гласному звуку (О). Пение упражнений на гласные (О) и (Ё) способствуют образованию округлого красивого звука.
Специального округления требуют звуки (И, (А, (Е, (Ё, (А) приближен к (О, (Е) – к (jО). Немаловажное значение в произношении гласных звуков имеет положение рта и губ. Если гласные необходимо тянуть, то согласные произносятся четко и легко. Важно учить детей ясно произносить согласные в конце слова. Некоторые согласные необходимо произносить утрированно, в первую очередь – (Р).
Работа по развитию динамического, ритмического ансамбля.
Для развития ритмического ансамбля важно учить детей петь песни с движением: шаги на месте, хлопки, повороты вокруг себя («Во поле береза стояла», «А я по лугу»).
Динамический и интонационный ансамбль зависит от правильного расположения детей. Поэтому целесообразно посадить хорошо и плохо интонирующих детей через одного, иногда отдельными рядами или группами по качеству интонирования или по характеру звучания их голосов: высокие, средние, низкие. Это дает возможность дифференцировать работу по отношению к каждой группе воспитанников. Исполнение песен нужно проводить не только хором, но и группами. Очень хорошо вносить элемент игры: кто-то поет громче, кто-то тише, пение по цепочке. Наибольшая заинтересованность проявляется у детей, если у них имеется задача закончить певческую фразу или предложение. Например, «Что ты хочешь кошечка?», когда педагог поет начало музыкальной фразы «Что ты хочешь, кошечка…», а дети всей группой или индивидуально пропевают ее окончание. Ребенок имеет хорошую возможность проявить музыкальность и чувство лада, ритма, фантазии, жизненного опыта. В данной игре все взаимосвязано.
Через певческую деятельность происходит приобщение ребенка к музыкальной культуре, а коллективное пение обеспечивает прекрасную психологическую, нравственную и эстетическую среду для формирования лучших человеческих качеств. В пении дети приобретают навыки музыкального исполнительства, позволяющие им творчески проявлять себя в искусстве. У детей с ОНР развитие певческих навыков и музыкальных способностей способствует также и улучшению фонематического слуха, устранению речевых дефектов, формированию правильного речевого дыхания и интонации голоса, развитию речи.
Содержание занятий вокального кружка включает в себя :
1. Упражнения на постановку речевого и певческого дыхания;
2. Упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика);
3. Образные упражнения - распевки, потешки, прибаутки и т. д.
4. Упражнения на развитие чувства ритма и музыкальной памяти;
5. Детские эстрадные песни, детские песни советских и современных композиторов; народные хороводные и плясовые песни, детские песни из мультфильмов;
6. Музыкальные игры, загадки;
7. Упражнения на развитие музыкальных способностей.
1.4 Планируемые результаты освоения программы :
К концу изучаемого курса программы ребенок умеет :
• проговаривать скороговорки, потешки, прибаутки, слова выученных песен.
• петь попевки, распевки, песни, интонировать в пределах ре-ля.
• самостоятельно исполнять большинство песен, разученных в течение года.
• исполнять песню напевно, выводить на одном дыхании слова и короткие фразы.
• достаточно уверенно прохлопать ритм простейших песен.
• импровизировать голосом короткую фразу.
• достаточно эмоционально передать содержание песни.
• достаточно уверенно выступать на сцене с другими участника коллектива.
Раздел 2 «Комплекс организационно-педагогических условий, формы аттестации».
2.1 Календарный ученый график (на усмотрение педагога)
2.2 Условия реализации программы.
2.2.1 Перечень оборудования, инструментов и материалов
Занятия по вокалу проходят в специально оборудованном музыкальном зале.
Музыкальные инструменты (фортепиано, микрофоны, аудиоаппаратура, мультимедийное оборудование, компакт-диски. Методические, нотные пособия по вокалу, сборники произведений для вокальных ансамблей. Основные способы и формы работы с детьми: индивидуальные и групповые, теоретические и практические. Конкретные формы занятий вокального ансамбля : учебные занятия, беседы, игры, концерты. Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: словесные, наглядные, практические, объяснительно-иллюстративные.
2.3 Формы аттестации.
Оценка образовательных результатов воспитанников по дополнительной образовательной программе носит вариативный харатер. Инструменты оценки достижений детей способствуют росту их самооценки и познавательных интересов в общем и дополнительном образовании.
Аттестация проводится с целью:
установления соответствия результатов освоения дополнительной
общеразвивающей программы заявленным целям и планируемым
результатам обучения;
выявления уровня музыкального и психомоторного развития ребенка (начального и динамики его развития);
определения эффективности педагогического воздействия.
Метод: наблюдение за детьми в процессе певческой деятельности в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий и упражнений.
К формам демонстрации образовательных результатов воспитанников относятся:
концертная деятельность,
участие в конкурсах, фестивалях, смотрах,
участие праздниках и развлечениях ДОУ.
открытый показ.
Оценка уровня подготовки воспитанников проводится по трем уровням
Высокий уровень усвоения программы – если ребенок самостоятельно, обоснованно отвечает на вопрос или выполняет действия (исполнение упражнения, попевки, вокальной композиции и т. д).
Средний уровень усвоения программы - ребенок с помощью взрослого или по подсказке (показу) взрослого отвечает на вопрос или выполняет действие.
Низкий уровень – если ребенок затрудняется ответить на вопрос или выполнить действие даже с помощью взрослого.
2.4. Оценочные материалы
В рамках данной программы диагностика (аттестация) проводится по основным параметрам, которые отражаются в аналитической справке в конце завершения курса:
• Музыкальность
• Эмоциональность
• Творческие проявления
• Развитие чувства ритма
• Гибкость, пластичность
• Координация движений
• Внимание, память
Музыкальность - способность воспринимать и передавать в движении образ и основными средствами выразительности изменять движения в соответствии с музыкальными фразами. Темпом и ритмом. Оценивается соответствие исполнения движений музыке.
Эмоциональность - выразительность мимики и пантомимики, умение передавать в позе, жестах разнообразную гамму чувств, исходя из музыки и содержания композиции. Эмоциональные дети часто подпевают во время движения, что-то приговаривают, после выполнения упражнения ждут от педагога оценки. У неэмоциональных детей мимика бедная, движения невыразительные. Оценивается этот показатель по внешним проявлениям. Гибкость, пластичность - мягкость, плавность и музыкальность движений рук, подвижность суставов, гибкость позвоночника, позволяющие исполнять несложные акробатические упражнения.
Координация, ловкость движений - точность исполнения упражнений, правильное сочетание движений рук и ног при ходьбе, беге, в гимнастике, в танце. Оценивается с учетом подбора доступных по сложности композиций.
Творческие проявления - умение импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе освоенных на занятиях движений, а также придумывать собственные оригинальные «па». Творческая одаренность проявляется в особой выразительности движений, нестандартности пластических средств и увлеченности ребенка самим процессом движения под музыку. Степень выразительности, оригинальности также оценивается педагогом в процессе наблюдения.
Внимание - способность не отвлекаться от музыки и процесса движения. Если ребенок правильно выполняет ритмическую композицию от начала до конца самостоятельно - это свидетельствует о высоком уровне внимания, если малыш выполняет композицию с некоторыми подсказками - оценка соответственно ниже.
Память - способность запоминать музыку и движения. В данном виде деятельности проявляются разные виды памяти: музыкальная, двигательная, зрительная. Как правило, детям необходимо 6-8 повторений композиции вместе с педагогом для запоминания последовательности движений. Это можно оценить как норму. Если ребенок запоминает с 3- 5 исполнений по показу, то это высокий уровень развития памяти, неспособность запомнить последовательность движений или потребность в большем количестве повторений (более 10 раз) оценивается на низком уровне. Подвижность (лабильность) нервных процессов - проявляется в скорости двигательной реакции на изменение музыки. Норма, эталон - это соответствие исполнения движений музыке, умение подчинять движения темпу, ритму, динамике, форме и т. д. Запаздывание, задержка и медлительность в движении отмечаются как заторможенность. Ускорение движений, переход от одного движения к последующему без четкой законченности предыдущего (перескакивание, торопливость) отмечаются, как повышенная возбудимость.
Конечно, не все дети в течение занятия одинаково активны и эмоциональны, но необходимо добиваться, чтобы не было равнодушных и безучастных. И здесь уже не столь важно, каким принципом пользуется педагог. Какой бы метод он ни выбирал, главное, чтобы ребенок занимался с удовольствием, уходил с занятия счастливым и с нетерпением ждал новой встречи с музыкой и танцем.
2.5 Методические материалы
Данная программа помогает четко организовать работу вокального кружка. Допускается творческий, импровизированный подход со стороны детей и педагога. Это значит, что музыкальные произведения могут быть взаимосвязаны и заменять друг друга. Особое место уделяется концертной деятельности. Необходимо произведения “подгонять” под те или иные праздники и даты. Все это придаёт определённый тематический смысл занятиям хора. Теоретическими навыками дети занимаются в процессе обучения в хоре, параллельно с изучением нового песенного материала. Песенный репертуар подбирается в течение года и может изменяться.
Программа предполагает следующие методы:
Концентрический метод - начинать вокальную работу целесообразнее с более простых способов звукообразования: с натуральных регистров, при этом не допускать напряжения в голосе, усталости, силу голоса соизмерять с индивидуальными и возрастными возможностями ребенка. Практические упражнения выполняются медленно.
Объяснительно-иллюстративный метод включает в себя традиционные методы: объяснение и показ профессионального вокального звучания. Показ звучания дает возможность использовать природную способность детей к подражанию и вести вокальное обучение естественным путем.
Фонетический метод – специальный метод вокального обучения, выраженный в воздействии фонем на звучание певческого голоса и работу голосового аппарата. При пении необходимо каждому воспитаннику добиваться легкости, звонкости звучания, не допуская при этом мышечных зажимов и напряжений.
• Занятия начинаются с вводной части, с валеологических песенок-приветствий
• Вторая часть занятия – практическая: разогрев вокального аппарата (вокальные импровизации, вокально-хоровые упражнения, артикуляционные, дыхательные гимнастики, скороговорки и т. д., ознакомление с новым музыкальным материалом (прослушивание музыкального произведения).
• Теоретическую и практическую часть можно менять и комбинировать в зависимости от изучаемой темы.
• В целях поддержания устойчивого внимания и активизации учащихся необходимо сочетать устные объяснения материала с применением наглядных пособий.
После каждого занятия следует подвести итоги, отметить активность отдельных членов группы, обобщить проделанную работу.
В результате систематичности занятий вокалом у детей улучшается эмоциональная восприимчивость к музыке.
Вежливость, простота, общительность, внимание к окружающим, доброжелательность – вот те черты, которые воспитываются у детей в процессе занятий в хоре.
Методические приемы:
1. Приемы разучивания песен проходит по трем этапам:
• знакомство с песней в целом (если текст песни трудный прочитать его как стихотворение, спеть без сопровождения)
• работа над вокальными и хоровыми навыками;
• проверка знаний у детей усвоения песни.
2. Приемы, касающиеся только одного произведения:
• споем песню с полузакрытым ртом;
• слоговое пение («ля», «бом» и др.);
• хорошо выговаривать согласныев конце слова;
• произношение слов шепотом в ритме песни;
• выделить, подчеркнуть отдельную фразу, слово;
• настроиться перед началом пения (тянуть один первый звук);
• задержаться на отдельном звуке и прислушаться, как он звучит;
• обращать внимание на высоту звука, направление мелодии;
• использовать элементы дирижирования;
• пение без сопровождения;
• зрительная, моторная наглядность.
3. Приемы звуковедения:
• выразительный показ (рекомендуется аккапельно);
• образные упражнения;
• вопросы;
• оценка качества исполнение песни
В конце года проводится отчетный концерт, на котором дети показывают педагогам и родителям свои достижения за прошедший год. Также дети, посещающие вокальный кружок участвуют в городских конкурсах и фестивалях детской песни.