Елена Маклакова
Программа вокального кружка «Солнечная капель»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Новоспасский детский сад № 7
р. п Новоспасское
ПРОГРАММА
«СОЛНЕЧНАЯ КАПЕЛЬ»
Музыкальный руководитель:
Маклакова Е. М.
Р. п Новоспасское.
2016 г.
«Если у вас есть талант, поделитесь им с другими!
Если вы знаете, что сказать этому миру, скажите!
Если ваша душа поёт, пойте!»
Наталия Княжинская
Пояснительная записка.
Публикация «Программа вокального кружка „Солнечная капель“» размещена в разделах
- Вокал. Обучение детей пению
- Вокал. Программы
- Вокальный кружок
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Человек наделен от природы особым даром – голосом. Это голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни.
Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству.
Приобщение детей к певческому искусству способствует развитию их творческой фантазии, погружает в мир классической поэзии и драматического искусства.
Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.
Эстетическое воспитание, в частности музыкальные занятия позволяют значительно обогатить и разнообразить духовный мир детей. Психологи, анализируя способность музыки воздействовать на наше подсознание, пришли к выводу, что ни на один звук инструмента человек не реагирует столь непосредственно и живо, как на звуки человеческого голоса. В звучании голоса проглядывает наша личность, психика. Голос – это наша «озвученная» душа.
Актуальность программы связана с необходимостью развития детского самодеятельного творчества у детей дошкольного возраста, их речевых и певческих навыков, освоения основ вокального исполнительства.
Цель программы – через активную музыкально-творческую деятельность сформировать у детей устойчивый интерес к пению, развить индивидуальные вокальные способности, помочь раскрытию творческого потенциала.
Задачи:
Образовательные:
-научить воспринимать, осознавать, различать, сравнивать эмоционально-образное содержание песенного репертуара;
- обучать умению использовать приобретенные навыки на практике.
Развивающие:
- развивать индивидуальные и коллективные певческие навыки;
способствовать развитию способности к само созиданию и самовыражению;
- способствовать развитию коммуникативных навыков.
Оздоровительные:
-укреплять психическое и физическое здоровье детей;
- уделять внимание профилактике простудных заболеваний;
- воспитывать культуру здоровья.
Речевые:
- воспитывать умение изменять интонационную и тембровую окраску голоса, выражая основные чувства;
- укреплять речевой аппарат посредством артикуляционной гимнастики;
- формировать четкую и правильную дикцию;
- пополнять словарный запас, образный слой речи;
- развивать певческие умения, отмечать правильность звукообразования (гласных и согласных)
Воспитательные:
- воспитывать в детях готовность к творческому проявлению;
- воспитывать исполнительскую зрительскую культуру и художественный вкус;
- формировать дисциплинированность, выдержку, трудолюбие.
Форма организации процесса обучения: творческое объединение.
Форма работы: групповое занятие – 1раз в неделю (по необходимости -2 раза)., (индивидуальное – по необходимости).
Продолжительность занятия: 30 мин.
Занятия имеют следующую структуру:
1. Распевание (пение учебно - тренировочного материала). Цель: последовательное расширение диапазона, формирование правильного голосообразования.
2. Разучивание и исполнение новых песен.
Цель: обучение исполнению песен различного характера и темпа, исполнение песен с эмоциональным настроем.
3. Музыкальная грамота.
Цель: расширение представлений о музыке (в частности вокальной, об основных средствах выразительности.
4. Рече - ритмические игры и упражнения.
Цель: развитие чувства метро – ритма.
5. Исполнение знакомых песен (группой и индивидуально).
Цель: закрепление навыков выразительного исполнения.
На каждом занятии могут быть представлены частично, либо все элементы структуры занятия. Педагог организовывает работу в зависимости от поставленных конкретных задач.
Форма работы: групповое занятие.
В течение года показателями результативности обучения пению могут быть выступления детей на различных мероприятиях (концертах, праздниках, развлечениях и т. д.)
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса.
В работе творческого объединения широко используются различные методы обучения:
- практические (учебно- тренировочные упражнения, голосовые и подвижные игры);
- словесные (рассказ музыкального руководителя и детей, беседа, объяснение, пояснения);
- наглядные (схемы – таблицы, иллюстративный материал);
-методы стимулирования и мотивации (похвала, поощрение, предвосхищающая положительная оценка).
Все методы и приемы используются в комплексе, чередуются и дополняют друг друга, позволяя музыкальному руководителю донести детям знания, помочь освоить специальные умения и навыки, влияют на эмоциональный настрой, способствуют развитию воображения, фантазии, возникновению добрых положительных эмоций, поднимают настроение детей, помогают адаптироваться к окружающей среде; снимают страх, агрессивность, замкнутость и, как следствие, дают возможность само выразиться, проявить свою индивидуальность.
Ожидаемые результаты:
- формирование певческих и двигательных умений и навыков в музыкально – творческой деятельности, расширение кругозора;
- развитие эмоциональной сферы и активных сторон личности;
- повышение их самооценки, уверенности в себе;
-достижение оптимальной психологической адаптированности к образовательному процессу.
Результаты отслеживаются по критериям оценки уровней музыкальных способностей и эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста.
Формы проведения итогов реализации программы :
- показ музыкально – творческих номеров, проведение творческих отчетных программ для родителей и детей;
- отчет музыкального руководителя творческого объединения на педсовете.
Перспективный план работы с детьми 6-7 лет.
Вид деятельности Программные задачи Содержание занятия Музыкальный репертуар часы
Распевание (пение учебно- тренировочного материала)
Расширять диапазон детского голоса.
Учить распределять дыхание при пении протяжных фраз. Упражнения для развития музыкального слуха и голоса. «Сидит ворон на дубу» р. н. п., «Скок-поскок» р. н. п. «Антошка» попевка, «Горошина» В. Карасевой, «Эй, кузнец!» р. н. п., «Бубенчики» Е. Тиличеевой, и др.
4 ч.
Разучивание и исполнение новых песен Учить чисто интонировать мелодию в диапазоне до 1-ре 2.
Учить петь легко, не форсируя звук, с чёткой дикцией.
Петь с музыкальным сопровождением и без него
Учить передавать эмоциональное настроение песни, чувствовать выразительные элементы музыкального языка.
Знакомство с новой песней, беседа по содержанию, разучивание мелодии и текста.
Пение по фразам, на гласные, слоги, по руке (кулачок-ладошка).
Репертуарный план
5 ч.
Музыкальная грамота Познакомить с основными средствами выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, сопровождение)
Дать понятия «хор», «солист» «Музыкальный букварь»
Разучиваемые произведения 3 ч.
Ритмические и Рече -ритмические игры и упражнения. Тренировать чувство метро – ритма, ритмический слух. Картотека игр и упражнений. 4 ч.
Исполнение знакомых песен Закреплять навыки выразительного исполнения.
Исполнять песню слаженно, в одном темпе, отчётливо произносить слова, чисто интонировать мелодию, брать дыхание по музыкальным фразам. Пение подгруппой и индивидуально.
Пение с движением, инсценирование песен. Репертуарный план
4 ч.
РЕПЕРТУАРНЫЙ ПЛАН.
Попевки - распевки
1. «Скок- поскок» р. н. п.
2. «Сидит ворон» р. н. п.
3. «Антошка – соломенная ножка» песенка-дразнилка
4 «Нюша – копуша» песенка-дразнилка
5. «Коля – Николай» песенка - дразнилка
1. «А я по лугу» р. н. п.
2. «Барашеньки - крутороженьки» р. н. п.
3. «Савка и Гришка» бел. н. п.
4. «Сел комарик на дубочек» бел. н. п.
5. «По дороге Петя шел» Е. Тиличеева
«Горошина» В. Карасевой, «Эй, кузнец!» р. н. п., «Бубенчики» Е. Тиличеевой, и др.
Скороговорки.
1.«Шла Саша по шоссе»
2.«Бык – тупогуб»
3.«Носит Сеня»
4.«Мамами любимы мы»
5.«Четыре черненьких чумазеньких чертенка»
6.«Жук над лужею жужжа, ждал до ужина ужа»
7.«В перелеске перепел перепелку перепел»
8. «Ехал грека через реку»
Песенный репертуар.
1. .«Светит солнышко для всех» муз. В. Варламова
2. .«Поздравительная песня» муз. Савельева.
3. .«Понарошкина дорожка» муз. Л. Старченко
4. .«Ах, какая осень» муз. Сл. З. Роот.
5. «Фестиваль» муз. П. Смотринина.
6. .«Праздник детства» муз. С. Пожлаева,
7. .«Первый раз выходим мы на сцену.» муз. Е. Зарицкая.
8. .«Мамин день» муз. Л. Старченко.
9. .«Моя Россия» муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьевой
10.. «Наша бабушка» муз. Я. Жабко.
11. .«Весёлая песенка» муз. А. Ермолов.
12.. «Маленький секрет» муз. Е. Зарицкой.
13.. «Радужная песенка.» муз. Т. Шикаловой.
14. «По белому снегу» муз. О. Поляковой, сл. В. Орлова
15. «Веснушки» муз. А. Варламова, сл. Р. Паниной
16. «Папа» муз. К. Костин
17. «В гости к самовару». Муз. З. Роот.
18. «За летом зима» К. Костин.
(репертуар дополняется согласно тематике)
Содержание программы обучения
Вводное занятие
Содержание. Организованное занятие. Объяснение целей и задач вокального кружка. Распорядок работы, правила поведения.
Форма: беседа, прослушивание музыкальных произведений.
Музыкально- теоретическая подготовка
Тема 1. Основы музыкальной грамоты.
Содержание. Определение в песнях фразы, в них запев и припев. Различать динамику и темп как основные средства выразительности.
Форма. Беседа, фронтальная, индивидуальная.
Тема 2. Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти.
Содержание. Использование упражнений по выработке точного восприятия мелодий. Работа с детскими музыкальными инструментами (бубен, ложки).
Форма. Практическая, дидактические игры.
Тема 3. Развитие чувства ритма.
Содержание. Знакомство с понятием «метр», «темп». Игра на ударных музыкальных инструментах (барабан, бубен, ложки).
Форма. Практическая, дидактические игры.
Вокально – хоровая работа
Тема 1. Прослушивание голосов.
Содержание. Прослушивание голосов детей с музыкальным сопровождением и без него.
Форма. Индивидуальная работа.
Тема 2. Певческая установка. Дыхание.
Содержание. Работа над выработкой умений, правильного поведения воспитанника во время занятия. Знакомство с основным положением корпуса и головы. Знакомство с основами плавного экономичного дыхания во время пения.
Форма. Фронтальная, индивидуальная, практическая, игровая.
Тема 3. Распевание.
Содержание. Разогревание и настройка голосового аппарата обучающихся. Упражнение на дыхание: считалки, попевки, распевки, дразнилки.
Форма. Фронтальная, практическая, игровая.
Тема 4. Дикция.
Содержание. Отчетливое произношение слов, внимание на ударные слоги, работа с артикуляционным аппаратом. Использование скороговорок.
Форма. Индивидуальные занятия, игровая деятельность.
Тема 5. Работа с солистами.
Содержание. Индивидуальная работа по развитию певческих навыков. Работа над дыханием, поведением, дикцией, артикуляцией.
Форма. Индивидуальная.
Тема 6. Сводные репетиции.
Содержание. Работа со всем составом кружка над единой музыкальной композицией.
Форма. Коллективно — фронтальная.
Тема 7. Итоговое занятие.
Отчетный концерт, поощрение более активных кружковцев.
Требования к уровню подготовки воспитанников.
Должны знать:
— музыкальные жанры (песня, танец, марш);
— одно-, двухчастные произведения, куплетную форму;
— средства музыкальной выразительности: темп, динамику, мелодию, ритм;
— музыкальные инструменты: фортепиано, скрипку, флейту,
балалайку, баян;
— знать и понимать термины: солист, оркестр, сольное пение, дуэт, хор;
Уметь:
— верно петь выученные песни, знать их названия и авторов;
— быть внимательными при пении к указаниям учителя; понимать
дирижерские жесты;
— петь напевно, легко, светло, без форсирования звука;
— соблюдать при пении певческую установку: сидеть или стоять прямо,
не напряженно:
— исполнять песни и простые вокально-хоровые упражнения
Концертно – исполнительская деятельность
Это результат, по которому оценивают работу вокального кружка. Он требует большой подготовки участников коллектива. Большое значение для творческого коллектива имеют концертные выступления, участие в фестивалях, смотрах художественной самодеятельности, конкурсах. Это результат, по которому оценивают работу ансамбля. Участие в официальных мероприятиях активизируют работу, позволяют все более полно проявить полученные знания, умения, навыки, способствуют творческому росту.
Основная задача педагога - воспитать необходимые для исполнения качества в процессе концертной деятельности, заинтересовать, увлечь детей коллективным творчеством.