Третьякова Ирина Александровна
Программа внеурочной деятельности по естественнонаучному направлению «Природа и мы» для учащихся 4 класса коррекционной школы
▼ Скачать + Заказать документы
ГОУ ЯО «Рыбинская школа-интернат №1»
Возраст воспитанников: 9-10 лет (4 класс).
Срок реализации программы: 1 год.
Составила воспитатель Третьякова И. А.
2019-2020 учебный год.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Мир, окружающий ребенка - это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума.
В. Сухомлинский.
Публикация «Программа внеурочной деятельности по естественнонаучному направлению „Природа и мы“ для учащихся 4 класса коррекционной школы» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Начальная школа. 1-4 классы
- Природа, экология. Внеурочная деятельность
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду - первом звене системы непрерывного образования. Кружок имеет экологическую направленность. Занимаясь в кружке, дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе, делать выводы. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе. При изучении тем предусмотренных программой кружка развивается мышление образное и конкретное, зрительная и слуховая память, речь, внимание, восприятие. В основу содержания кружка легла программа С. Н. Николаевой, которая предполагает формирование у детей осознанно - правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном возрасте.
1.2.
Цель и задачи кружка
Основная цель работы кружка - формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.
Работа кружка призвана решать следующие
задачи:
1. Подвести к понятию что взрослые и дети - это тоже часть природы.
2. Показать важность природных ресурсов (вода, воздух) в жизни человека.
3. Подвести детей к осознанному пониманию ценности природы.
4. Развитие опыта практической и творческой деятельности по реализации и закреплению знаний и эмоционально-чувственных впечатлений, полученных при взаимодействии с природным окружением, а также по воспроизводству и сохранению природной среды.
5. Воспитывать желание бережно относиться к своему здоровью.
6. Воспитывать бережное, экономичное отношение к природным ресурсам.
7. Воспитывать правильное поведение в природе.
1.3
.Методы, используемые в работе кружка
1. Наглядные методы:
- экскурсии, целевые прогулки;
- наблюдения;
- показа сказок (педагогом, детьми);
- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
- проведение дидактических игр;
2. Словесные методы:
- чтение литературных произведений;
- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
3. Игровые методы:
- проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно - ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.);
- загадывание загадок;
4. Практические методы
-организация продуктивной деятельности детей;
-оформление гербария растений, коллекции семян, плодов;
-постановка сказок, отрывков литературных произведений;
-изготовление с детьми наглядных пособий.
При построении системы работы экологического кружка обращаю особое внимание на следующие
основные направления.
1. Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
2. Практическое направление - изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (подкормка птиц, посадка цветников и др.).
3. Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности, экскурсий, наблюдений, опытов.
Календарно - тематический план
1.
06.09.2019 Наблюдения на экологической тропе «Что такое природа?» Игра «Природа – не природа».
2. 13.09.2019 «Путешествие в страну осень». Экскурсия на пришкольной территории. Наблюдение за состоянием природы. Сбор природного материала.
4. 20.09.2019 «Что расскажут нам деревья». Изготовление аппликации из осенних листьев «Рисунки осени».
5. 27.09.2019 «Какой дождик». Наблюдать сезонные явления и их изменения. Формировать умения выделять характерные признаки осеннего дня. Пальчиковая игра «Дождик». Стихи об осени.
6. 04.10.2019 «Дары осени». Развивать умение анализировать и отличать фрукты от овощей. Дидактические игры: «Угадай растение по описанию», «Найди листок, какой покажу», «Чудесный мешочек» (овощи и фрукты). Презентация «Грибы». Правила безопасного поведения в лесу.
7. 11.10.2019 «Как увидеть и услышать воздух». Познакомить с понятием «воздух» опытно-экспериментальным путём. (Оборудование: воздушные шары, ёмкости с водой, стакан; свистки и свистульки, мыльные пузыри). Презентация «Ураганы».
8. 18.10.2019 «Солнце – источник жизни».
Солнце - источник тепла и света. Влияние солнца на жизнь Земли. Солнце и здоровье. Памятка: «Правильно принимаем солнечные ванны». Рисуем солнце. Презентация «День и ночь».
9. 25.10.2019 «Вода вокруг нас». Презентация «Путешествие капельки». Круговорот воды в природе. Способы экономного расходования воды. Гигиена школьника.
10. 08.11.2019 «Наша Волга». Презентация «Путешествие по Волге», «Рукотворное море».
11. 15.11.2019 Экскурсия на берег Рыбинского моря. Конкурс рисунков «Я видел море».
12. 22.11.2019 «Аквариум – это дом для рыбок». Познакомить детей с мини-водоемом – аквариумом. Рыбы – живые существа (они плавают, дышат, едят, растут, размножаются). Без воды рыбы не смогут жить.
13. 29.11.2019 Презентация «Подводный мир». Коллективная аппликация «Подводный мир».
14. 06.12.2019 Экскурсия «Признаки Зимы». Наблюдать сезонные явления и их изменения, видеть красоту природы.
15. 13.12.2019 «Зимующие птицы».Показать сезонные изменения в жизни птиц. Закреплять названия зимующих птиц. Беседа «Чем мы можем помочь птицам». Игра «Угадай птицу». Развешивание кормушек для птиц на пришкольной территории.
16. 20.12.2019 «Эти удивительные снежинки». Презентация «Откуда появляются снежинки». Вырезание снежинок для украшения класса.
17. 27.12.2019 Стихи и песни для Новогоднего праздника.
18. 17.01.2019 «Снег, снег, снеговичок». Расширять представление детей о снеге. Показать свойства снега. Лепка снеговика.
19. 24.01.2019 «Морозные узоры». Наблюдение за морозными узорами на стекле. Загадывание загадок о зимних явлениях природы.
20. 31.01.2019 «Загадки животного мира».
Рассказы о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду.
Писатели о природе. Беседа по прочитанным рассказам. Лепка из пластилина животного.
21. 07.02.2019 «Оранжерея на окне».
Многообразие комнатных растений. Правила ухода за комнатными растениями Практическая работа: протирание листьев, рыхление почвы, полив.
22. 14.02.2019 “Красная книга».
«Почему она красная?" Презентация «Неприкосновенные в природе". Знакомство с обитателями Красной книги Ярославской области.
23. 21.02.2019 Экскурсия по пришкольной территории. Наблюдение за сезонными изменениями в природе (зима, снег, сугробы, лед). Кормим птиц, наблюдения за воробьями, воронами, галками, снегирями. Зимние забавы: катание с горки, на санках, игра в снежки, лепка из снега.
24. 28.02.2019 «Пришла Весна». Экскурсия в парк «Изменения, происходящие ранней весной в природе». Экспериментирование: «Взаимодействие воды и снега.
25. 06.03.2019 «Первые цветы в природе». Показ отрывка из фильма «12 месяцев». Рисование подснежников.
26. 13.03.2019 «Встречаем птиц». Грачи. Экскурсия «Наблюдение за птицами, прилетающими на пришкольную территорию».
27. 20.03.2019 «Наши деревья». Наблюдение: набухают почки, появляются листья и цветы, трава. Вспомнить названия некоторых деревьев и кустарников. Подвижные игры со скакалкой с использованием названия цветов.
28. 03.04.2019 «Домашние животные». Дать представление о том, что у домашних животных зимой появляются детеныши. Презентация «О том, какую пользу приносят домашние животные».
29. 10.04.2019 Наши четвероногие друзья – собака. Презентация о преданности собаки человеку. «Хатико»- фильм.
30. 17.04.2019 Изготовление макета «Ферма». Оборудование для изготовления фермы.
31. 24.04.2019 «Цветущий сад». Познакомить детей с особенностями весеннего состояния плодовых деревьев (цветением). Наблюдение за яблоней. Беседа «Почему цветут деревья».
32. 08.05.2019 «Экологическая тропа». Выставка детских рисунков на экологическую тему: «Давайте сохраним планету», изготовление знаков к правилам поведения в природе. Уборка территории от мусора. Подвижные игры с мячом.
33. 15.05.2019 «День Земли». Дать детям первые знания о планете Земля. Рассказать о том, что даже маленькие дети могут помочь Земле (не бросать фантики от конфет, не ломать ветки у деревьев, не пугать птиц и т. д.) Просмотр фильма «Береги природу». Презентация «Правила безопасного поведения в лесу».
Планируемые результаты.
Воспитанник должен:
ЗНАТЬ:
• Правила поведения в природе.
• Растения и их характерные признаки.
• Основные признаки диких и домашних животных.
• Виды птиц своей местности.
ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ.
• О перелётных птицах.
• О зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе.
• Об охране природы.
• О наиболее характерных признаках разных времён года и явлениях природы.
• О значении природы в жизни человека, бережному отношению к окружающему миру и последствиях экологически неграмотного поведения в природе.
УМЕТЬ
• Выполнять правила поведения на природе.
• Обеспечивать уход за растениями уголка природы. Обеспечивать уход за растениями цветников
• Оказывать помощь окружающей природе (подкормка птиц зимой на участке, уборка мусора).