Трышпакова Айжат
Программа внеурочной деятельности «Мой край»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа внеурочной деятельности
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Беш-Озёкская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Мой край»
Срок реализации: 2021-2022 уч. год___
Руководитель:Трышпакова А. П___
с. Беш-Озёк, 2021 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Публикация «Программа внеурочной деятельности „Мой край“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Краеведение в школе
- Мой край, мой город. Краеведение
- Республика, область, край. Список городов
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Мой край» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
На современном этапе развития общества у учащихся появилось больше возможности узнать о мировой истории и культуре, о прошлом и настоящем нашей Родины, а ответы на вопросы, касающиеся родного края, дети часто не могут найти ни дома, ни в школе. Таким образом, изучение краеведения становится актуальным и кроме познавательного имеет важное воспитательное значение, так как расширяет и углубляет знания учащихся о родном крае, прививает навыки исследовательской работы, способствует формированию осознанного патриотического чувства. Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос, где познал «Первых лет уроки». Родной край и люди, населяющие его сегодня, неповторимый облик родной природы, - все это, прошедшее через сознание, становится частью человеческой судьбы. Чем глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае, о его лучших людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родине. Ребёнок в 9–10 лет очень мало знает о том уголке страны, где он живёт, поэтому, на этом возрастном этапе очень важна работа по изучению исторического прошлого родного края, о его природных и климатических особенностях.
При наличии системы обучения краеведению, учитывая все аспекты; возрастные особенности, условия, интересы, посредством курса можно развить у ребенка:
- творческие способности и умение видеть необычное в обычном;
- воспитать любовь к Алтаю и его частичке Беш-Озёку и бережное отношение к его экологии;
- научить видеть тесную связь развития своей личности с развитием родного края;
- знать и свято чтить традиции, историю, культуру своей малой родины.
Особенностью курса «Мой край родной» является исследовательская деятельность, основанная на исторических материалах, ранее не использованных при изучении родного края в начальных классах, а именно изучение:
- памятных мест;
- традиций и культуры;
- городов и сёл Республики Алтай и Шебалинского района
- знакомство с известными людьми;
- символами нашей республики и района: гербом, флагом, гимном
Цель данного курса – заложить основу знаний о родном крае, его климатических и природных условиях, о традициях и культуре алтайцев, истории народов населяющих республику (русские, казахи и др., привитие умений и навыков бережного отношения к окружающему миру, творческого подхода к полученным знаниям, любви и преданности родным местам.
Основные задачи курса:
- углубить и расширить знания о родном крае;
- изучить особенности Республики Алтай (климата, территории, истории);
- повысить мотивацию интереса к окружающему миру;
- привить навыки исследовательской работы;
- создать условия для творческого раскрытия личности ребенка;
- воспитывать гордость за свою землю и за людей, прославивших наш край;
- воспитывать нравственную личность, умеющую творчески использовать полученные знания, способную воспринимать мир во всем его многообразии.
Программа обучения рассчитана на школьников 4 класса. В ее основе развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края.
Основные принципы, положенные в основу программы :
- принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
- принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
- научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
- систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.
Содержание программы
Учитывая, возрастные особенности, в структуре изучаемой программы выделяются следующие разделы:
- природа и мы
- мой район, моё село
- моя родословная
- мир животных и растений
- путешествия
- праздники
В конце каждой темы для самоконтроля и контроля знаний учащихся проводятся уроки повторения. На уроке повторения можно использовать тесты, загадки, кроссворды, побуждать детей к исследовательской деятельности.
Во время изучения курса должна быть работы с картой, глобусом.
Чтобы заинтересовать ребенка, занятия проводятся не только традиционно (урок, но и в форме экскурсий (в природу, в музеи, в учреждения и на предприятия, по памятным местам, встреч с интересными людьми.
Методы работы:
- словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
- наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
- практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.
Учебно- тематическое планирование
№ тема Количество часов
1 Введение 1
2 Моя республика на карте Родины 1
3 Я и моя семья 3
4 Дом, в котором я живу или хотел бы жить 1
5 Моя улица 2
6 Наша школа 2
7 Моя малая Родина 2
8 Природа нашего региона 2
9 Что дает наш регион стране? 2
10 Знаменитые люди нашего села 2
11 Наше село в годы Великой Отечественной войны 2
12 История села 4
13 Красная книга нашей республики 2
14 Практическая работа 6
Итого 34