Мошкина Анастасия
Программа внеурочной деятельности для 3 и 4 классов
▼ Скачать + Заказать документы
Программа внеурочной деятельности для 3 и 4 классов
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа № 111"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО КУРСУ КАНИКУЛЯРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«КАЛЕЙДОСКОП УМЕНИЙ»
ДЛЯ 3 И 4 КЛАССОВ
НА 2018/2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
Хужожественно-эстетическое направление внеурочной деятельности
Разработчики программы
Елинова Анна Дмитриевна
Публикация «Программа внеурочной деятельности для 3 и 4 классов» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Мошкина Анастасия Алексеевна
Москва, 2019 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по каникулярной деятельности к курсу «Калейдоскоп умений» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и представляет собой вариант программы внеурочной деятельности.
«Калейдоскоп умений» – это развивающая программа внеурочной деятельности для детей 6-13 лет. Программа призвана дать возможность ребёнку раскрыть свои способности, пробудить познавательный интерес и мотивировать его к дальнейшему освоению творческих, прикладных видов деятельности и саморазвитию.
Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение опыта прошлого.
Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт при выполнении творческих работ.
Цель программы познакомить в образовательно-игровой форме на вводном уровне учеников с техническим, естествонаучным, физкультурно-спортивным, художественным, туристко-краеведческим направлениями деятельности во внеурочное время.
«Калейдоскоп умений» – это «живой», незабываемый, познавательный отдых, расширяющий кругозор и творческий потенциал ребёнка. Это возможность найти новых друзей, интересное хобби.
ЗАДАЧИ:
1. Организовать активное, познавательное время препровождение детей во внеурочное время.
2. Формировать прикладные умения и навыки;
3. Воспитывать трудолюбие, бережное отношение к окружающим, самостоятельность и аккуратность;
4. Формировать умение работать и развиваться в коллективе.
Наше время – время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить, смело высказывающие свои идеи.
В настоящее время абсолютной ценностью личностно - ориентированного образования является ребёнок, и в качестве глобальной цели рассматривают человека культуры, как личность свободную, гуманную, духовную и творческую. «Чтобы у младшего школьника развилось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство, повторил путь человечества в познании, удовлетворил с аппетитом возникшие потребности в записях. Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребёнок может войти в мир творчества» (М. Р. Львов). Полюбив то, что тебя окружает, лучше поймешь и оценишь то, что присуще всему народному искусству, что объединяет все виды, увидишь то, что их отличает друг от друга в зависимости от природных условий, занятий местных жителей, их вкусов. Учащиеся будут учиться рисовать красками, лепить из глины, работать с бумагой и подручными материалами.
Большой мир искусства откроет детям свои тайны!
Материал курса «Калейдоскоп умений» представлен в программе следующими содержательными линиями:
-рисование;
-работа с бумагой;
-работа с подручными материалами;
-скаутинг.
Занятия по этим содержательным линиям распределены в течение каникулярного времени. Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Практическая часть состоит заданий и занимательных упражнений для развития пространственного и логического мышления.
Занятия построены следующим образом:
• Организационный момент. Проверка готовности группы к занятию.
• Беседа по теме занятия. Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.
• Основная часть. Творческая практическая деятельность учащихся.
• Итог урока. Выставка и анализ работ. Обобщение темы урока.
Принципы, лежащие в основе построения рабочей программы :
- личностно-ориентированные: разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка,
- дидактические: наглядность, связь теории с практикой,
- творчества (креативности) : предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности обучающегося приобретение ими собственного опыта творческой деятельности, умение создавать новое, находить нестандартные решения,
- деятельностно-ориентированные : деятельности, освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме практической творческой деятельности.
- вариативности предполагает развитие у детей вариативного мышления, т. е. понимания возможности различных вариантов решения задачи и умения осуществлять систематический перебор вариантов. Этот принцип снимает страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для её исправления.
Условия реализации программы
Программа «Калейдоскоп умений» разработана для занятий во внеурочное время с учащимися 1-4 классов во второй половине дня. Программа рассчитана на 1 год. Общая продолжительность программы составляет 37 учебных часа практических и теоретических занятий.
Форма реализации программы
В программе эффективно сочетаются индивидуальные, групповые и коллективные формы занятий.
Основную часть работы составляет практическая часть занятий. Состоит из нескольких заданий. Все практические работы строятся в соответствие с основным дидактическим правилом: от простого к сложному.
Теоретическая работа включает в себя беседы и пояснения по ходу выполнения работы. Чтобы интерес к теории был устойчивым и глубоким, необходимо развивать его постепенно, излагая теоретический материал по мере необходимости применения его к практике. Он может включать в себя – краткое пояснение руководителя кружка по темам занятий с показом дидактического материала и приёмов работы.
Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и развитие определенных профессиональных навыков.
Содержание программы
Занимательное рисование Работа с бумагой
Скаутинг Работа с подручным материалом
Приобретение теоретических и практических знаний в области рисования и нетрадиционного рисования. Получение первичных умений в технике «правополушарное» рисование. Овладение начальными трудовыми умения в выборе бумаги: фактура, плотность, размер. Коллективная оценка занятия.
Приобретение начальных технологических знаний о материалах: бумага (писчая, тетрадная, альбомная, белая, цветная); об инструментах и материалах для скрепления (ножницы, клей ПВА); о простейших способах технологической обработки бумаги: сгибание, скручивание, сминание, обрывание, складывание, вырезывание, надрезание; склеивание; плетение (прямое) из бумажных лент; аппликация; простейшие базовые формы техники оригами («треугольник», «змей», «дверь»); об обозначениях в технологической карте: линия отреза, линия сгиба, место нанесения клея, направление складывания, вдавливание.
Приобретение начальных теоретических знаний в области спортивного туризма.
Получение практических знаний и умений в следующих областях:
• Подготовка к походу;
• Сбор походного рюкзака;
• Ориентирование на местности.
Учащиеся научатся подготавливать место для туристической остановки, получат знания о безопасном разведении костра, приготовлении пищи и т. д. Приобретение начальных технологических знаний о материалах: виды материалов (металл, древесина, нитки и др.); их свойства (форма, цвет); об инструментах и приспособлениях: нити, тесьма, иглы, ножницы; о декоре изделий из разных материалов с помощью плетения, цветных нитей, тесьмы.
Овладение начальными трудовыми умениями по обработке разных материалов: приемы заготовки и хранения природных материалов; приемы изготовления изделий с помощью скручивания, связывания, сгибания, нанизывания, наклеивания, склеивания, скрепления на пластилине; коллективная оценка результатов работы.
Планируемые результаты
Личностные Метапредметные Предметные
У обучающегося будут сформированы:
• Мотивационная основа деятельности;
• Интерес к новым видам деятельности;
• Устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования;
• Адекватное понимание успешной/неуспешной деятельности. Регулятивные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
• Принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
• Планирование своей работе;
• Различать способ и результат деятельности;
• Вносить коррективы в свою деятельность;
• Выполнять учебные действия в материале, речи и уме. • знать названия и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки;
• знать правила организации рабочего места, технику безопасности при работе с колющими, режущими инструментами и нагревательными приборам, правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
• знать приемы разметки (шаблон, линейка, угольник, циркуль);
• знать технологию выполнения изделий в технике аппликации;
• название, назначение, правила пользования ручным инструментом для обработки бумаги, картона, ткани и других материалов;
• уметь правильно организовать свое рабочее место;
• уметь пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные навыки на практике;
• уметь работать по шаблону;
• уметь понимать рисунки, эскизы (определять название детали, материал, из которого она должна быть изготовлена, форму, размеры);
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Учащиеся смогут:
• Допускать существование различных точек зрения;
• Учитывать разные точки зрения и стремиться к коммуникации;
• Договариваться и приходить к общему решению;
• Задавать вопросы по существу;
• Контролировать действия партнера.
Познавательные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
• осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи;
• использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
• анализировать объекты, выделять главное;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• строить рассуждения об объекте
Способы проверки ожидаемого результата
В процессе обучения осуществляется контроль за уровнем знаний и умений обучающихся. Каждая созданная работа наглядно показывает возможности учащегося. Уровень усвоения программного материала определяется по результатам выполнения практических работ. С каждым ребенком отрабатываются наиболее сложные элементы, здесь необходимо внимательное, чуткое и доброе отношение к маленькому автору. Выбирается дифференцированный подход к обучающемуся, все удачи поощряются, все недочеты тактично и мягко исправляются.
Программа всех разделов кружка усложняется от занятия к занятию. Постепенно, создавая работы малых или больших форм, выполненные за короткое или длительное время, педагог и сами ребята видят качественный и творческий рост от работы к работе. В связи с этим мы определили критерии, по которым оценивается работа учащихся на различных сроках обучения:
• аккуратность;
• четкость выполнения изделия;
• самостоятельность выполнения;
• соответствие нормам безопасности (скаутинг);
• наличие творческого элемента.
Тематическое планирование
№ Тема Всего часов Теоретических Практических
1. Занимательное рисование 15 часов 1 час 14 часов
2. Работа с бумагой 10 часов 2 часа 8 часов
3. Работа с подручным материалом 5 часов 1 час 4 часа
4. Скаутинг 6 часов 1 час 5 часов
5. Итоговое занятие 1 час 1 час -
Итого: 37 часов 6 часов 31 час
Календарно-тематическое планирование
№ Дата по плану Фактическая дата Тема Основные виды учебной деятельности
1. Вводное занятие. Знакомство с особенностями программы. Разговор о правилах безопасности и поведения во время занятий. Требования к поведению учащихся во время занятия.
Соблюдения порядка на рабочем месте.
Соблюдение правил по ТБ.
Работа с бумагой
2. Киригами – особенности выполнения, эскиз Выполнять работу с опорой на слайды
3. Условные обозначения и порядок выполнения Различать условные обозначения, осваивать базовые формы
4. Вырезание по контуру Выполнять работу с опорой на план
5. Сборка и оформление изделия Создавать композиционные изделия
6. Квиллинг. Создание композиции.
7. Работа с гофрированной бумагой. Создание композиции из бумаги, клея и деревянных палочек. Тюльпаны.
8. Оригами. Создание поделок из бумаги.
9. Техническое моделирование. Создание из бумаги и картона города.
10. Техническое моделирование. Продолжение предшествующего занятия.
Итого: 10 часов
Работа с подручным материалом
11. Изонить – особенности выполнения Изготавливать новые формы
12. Основные приемы работы Применять фантазию и смекалку в работе
13. Работа по схеме Осмысливать и создавать план работы
14. Особенности выполнения аппликации из ниток Применять полученные знания
15. Создание рамки в технике аппликации из ниток. Использование в работе бисера. Использование ранее полученных знаний и умений.
Итого: 5 часов
Занимательное рисование
16. Знакомство с техникой правополушарного рисования. Освоение работы без воды. Знакомство с правилами поведения на занятии. Прорисовка фонов для дальнейшей работы. Знакомство с правилами работы на занятии.
Самостоятельное творчество.
17. Выполнение работы в технике ПР. Создание пейзажа «Вид на гору». Индивидуальная форма работы.
Соблюдений правил работы на занятии.
18. Выполнение работы в технике ПР. Создание пейзажа «Райский остров». Индивидуальная форма работы.
Соблюдений правил работы на занятии.
19. Выполнение работы в технике ПР. Создание пейзажа «Маки». Индивидуальная форма работы.
Соблюдений правил работы на занятии.
20. Выполнение работы в технике ПР. Создание пейзажа «Озеро». Индивидуальная форма работы.
Соблюдений правил работы на занятии.
21. Выполнение работы в технике ПР. Создание пейзажа «Зимний лес». Индивидуальная форма работы.
Соблюдений правил работы на занятии.
22. Выполнение работы в технике ПР. Создание пейзажа «Чудо снеговик». Индивидуальная форма работы.
Соблюдений правил работы на занятии.
23. Выполнение работы в технике ПР. Создание пейзажа «Домик для птиц». Индивидуальная форма работы.
Соблюдений правил работы на занятии.
24. Выполнение работы в технике ПР. Создание пейзажа «Ночной город». Индивидуальная форма работы.
Соблюдений правил работы на занятии.
25. Знакомство с техникой эбру. Создание работы в данной технике. Коллективная форма работы.
26. Выполнение работы в технике ПР. Создание пейзажа «Кисть винограда». Индивидуальная форма работы.
Соблюдений правил работы на занятии.
27. Выполнение работы в технике ПР. Создание пейзажа «Веточка мимозы». Индивидуальная форма работы.
Соблюдений правил работы на занятии.
28. Выполнение работы в технике ПР. Создание пейзажа «Весенний луг». Индивидуальная форма работы.
Соблюдений правил работы на занятии.
29. Выполнение работы в технике ПР. Создание пейзажа «Вечер». Индивидуальная форма работы.
Соблюдений правил работы на занятии.
30. Итоговое занятие. Обсуждение техники. Коллективное обсуждение.
Итого: 15 часов
Скаутинг
31. Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Знакомство с направлением спортивный туризм. Требования к поведению учащихся на занятии и на улице.
Соблюдение ТБ на улице.
32. Знакомство с походным рюкзаком. Сбор необходимых продуктов и предметов для похода. Сбор походной аптечки. Знакомство с узлами. Коллективная форма работы.
Оценка своей деятельности.
33. Знакомство с обустройством походного лагеря. Сборка палатки, организация места для костра. Сбор дров для костра, обсуждение. Условное разведение огня. Требования к соблюдению ТБ.
Коллективная форма работы.
Оценка своей и коллективной деятельности.
Выполнять работу под четким руководством учителя.
34. Знакомство с первой медицинской помощью в условиях похода. Знакомство учащихся с шиной и жгутом. Отработка практических навыков в наложении шины и жгута. Соблюдение ТБ.
Осуществление всех действий только после одобрения учителем.
Коллективная форма работы.
Оценка своей деятельности.
35. Оттачивание навыков коллективной работы. Прохождение ребятами «веревочного» курса. Соблюдение ТБ.
Коллективная форма работы.
Оценка коллективной и индивидуальной работы.
36. Итоговое занятие. Прохождение полосы препятствий: сбор палатки, «разведение» огня, оказание ПМП. Коллективная форма работы.
Соблюдение ТБ.
Итого: 6 часов
Итоговое занятие
37. Подведение итогов за год.
Выставка работ учащихся.
Материально-техническое обеспечение программы
Для реализации программы необходимо следующее оборудование:
• компьютер
• проектор
Инструменты и приспособления:
• простой карандаш
• линейка
• ножницы канцелярские с закругленными концами
• кисточка для клея и красок
• нитки
Материалы:
• бумага цветная для аппликаций
• двухсторонняя цветная бумага для оригами
• картон белый и цветной
• ткань: ситец однотонный и цветной
• нитки швейные – белые, черные и цветные
• клей ПВА
• бумага гофрированная, креповая, папиросная
Литература
1. А. М. Гукасова “Рукоделие в начальных классах”, Москва, «АСТ-ПРЕСС», 1998
2. Н. М. Конышева “Умелые руки” – Москва, «Просвещение», 1997
3. В. И. Романина «Дидактический материал по трудовому обучению», 1 класс, - Москва, «Просвещение», 1997