альбина садыкова
Программа дополнительного образования для детей 5–6 лет «В королевстве шахмат»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи программы :
- дать детям знания об основах шахматной игры : цель шахматной партии, шахматные правила, «ходы» шахматных фигур, названия шахматных фигур;
- формировать у детейпознавательные интересы, умения рассуждать, доказывать;
-развивать усидчивость, целеустремленность, выдержку, находчивость, умение точно рассчитывать время;
-воспитывать культуру общения, стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, умения управлять своими действиями, контролируя их через игровую практику.
Публикация «Программа дополнительного образования для детей 5–6 лет „В королевстве шахмат“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
1.1.2 Принципы и подходы к формированию Программы.
Обучение осуществляется на основе принципов:
· принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом;
· принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны;
· принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала.
· принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса;
· принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;
· принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
· принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
· принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития. Это позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.
1.1.3 Значимые для разработки и реализации Программы характеристики.
Возрастные особенности детей 5-6 лет.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т. д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений) : представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т. д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является словесно - логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствует представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов.
Развития воображения в этом возрасте позволяют детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.
Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематических слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.
Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика, активно используются синонимы и антонимы.
Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.
Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств; развиваются умение обобщать, причинные мышление, воображение, произвольные внимание, речь, образ Я.
Возрастные особенности детей 6-7 лет.
У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.
Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца.
Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации.
Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.
Продолжает развиваться внимание, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.
У детей продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д.
В результате правильно организованной образовательной работы у детей развивается диалогическая и некоторые виды монологической речи.
В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети осваивают формы позитивного общения с людьми; развивается половая идентификация, формируется позиция школьника.
К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
1.1.4 Планируемые результаты освоения Программы.
Первый год обучения.
К концу года дети должны:
Знать:
- линии на шахматной доске (вертикали, горизонтали, диагонали);
- цель шахматной партии (мат);
- правильное положение доски («правило чистой ложечки»);
- три шахматных секрета;
- ценность фигур;
- пять правил дебюта;
- понятие рокировки.
Показать:
- ходы и взятия фигур;
- превращение пешки;
- начальную расстановку фигур;
- рокировку (длинную, короткую);
- нарисовать фигуры.
Уметь:
- сыграть партию без невозможных ходов;
- поставить мат 2 тяжелыми фигурами;
- дисциплинированно вести себя за доской.
Второй год обучения.
К концу года дети должны:
Знать:
- шахматный кодекс;
- части шахматной партии (дебют, миттельшпиль, эндшпиль);
- обязанности фигур по частям партии;
- основные шахматные комбинации («двойной удар», «связка»);
- основные законы дебюта;
- правило квадрата пешки.
Показать:
- детский мат;
- линейный мат ферзем;
- «квадратный» мат ладьей;
- линейный мат ладьей;
- мат двумя слонами.
Уметь:
- матовать одинокого короля тяжелыми фигурами;
- решать не сложные задачи для начинающих (поставить мат в один ход);
- напасть одной фигурой на две фигуры противника;
- напасть линейной фигурой на фигуру неприятеля, с помощью связки;
- читать шахматную нотацию.
1.1.5 Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения Программы.
Первый год обучения.
Критерии
Показатели
Теоретическая
1. Назови цель шахматной партии.
2. Назови «3 шахматных секрета»
3. Назови шахматные фигуры.
4. Назови три линии шахматной доски.
5. Назови ценность фигур.
6. Назови правильное расположение шахматной доски.
7. Расскажи, как ходят шахматные фигуры.
8. Расскажи, что такое шах, что такое мат, шах и мат.
9. Назови виды рокировки. В какую сторону они делаются.
10. Как произносятся буквы: A, B, C, D, E, G, H?
Практическая
1. Покажи «3 шахматных секрета».
2. Запиши графическое изображение фигур, определи их ценность.
3. Какие типы линий, выделяют на доске? Выдели их красным, зеленым, синим цветом, объясни?
5. Определи где шах, мат?
6. Можно ли делать рокировку? В какую сторону?
Система оценки.
5 баллов и более – высокий уровень усвоения материала (ребенок выполняет все предложенные задания самостоятельно правильно без помощи взрослого, знает ходы фигур, взятие, может сыграть партию без невозможных ходов);
3-4 балла – средний уровень усвоения материала (ребенок выполняет все предложенные задания с частичной помощью взрослого, знает ходы фигур, взятие, может сыграть партию, допуская один невозможный ход);
1-2 балла – уровень усвоения материала ниже среднего (ребенок выполняет задания с помощью взрослого, знает ходы фигур, однако сыграть партию без невозможных ходов затрудняется).
Уровневая характеристика обученности детей игре в шахматы.
50-31баллов 30-21баллов 20 баллов и ниже
высокий уровень средний уровень низкий уровень
Ребенок правильно без помощи взрослого называет: цель шахматной партии, ценность фигур, буквы: A, B, C, D, E,F, G, H.
Называет и показываетправильно без помощи взрослого:
«3 шахматных секрета», шахматные фигуры, три линии шахматной доски, правильное расположение шахматной доски, как ходят шахматные фигуры, что такое шах, что такое мат, шах и мат, виды рокировки, в какую сторону они делаются. Может сыграть партию без невозможных ходов. Ребенок правильнобез помощи взрослого называет: цель шахматной партии, ценность фигур, буквы: A, B, C, D, E, F, G, H, показывает: шахматные фигуры, как ходят шахматные фигуры, «3 шахматных секрета».
Называет и показываетс частичной помощью взрослого:
три линии шахматной доски, правильное расположение шахматной доски, что такое шах, что такое мат, шах и мат, виды рокировки, в какую сторону они делаются. Может сыграть партию,допуская один невозможный ход. Ребенок правильнобез помощи взрослого называет: цель шахматной партии, показывает: шахматные фигуры, как ходят шахматные фигуры.
Называет и показывает с помощью взрослого: ценность фигур, буквы: A, B, C, D, E, F, G, H, «3 шахматных секрета», три линии шахматной доски, правильное расположение шахматной доски, что такое шах, что такое мат, шах и мат, виды рокировки, в какую сторону они делаются. Сыграть партию без невозможных ходов затрудняется.
Второй год обучения.
Критерии
Показатели
Практическая 1. Назови обозначение полей, отмеченных крестиком.
2. Определи, находится ли король слабейшей стороны в квадрате пешки.
3. Определи, какая шахматная комбинация на доске? (двойной удар, связка)
4. Поставь мат в 1 ход.
5. Определи где шах, мат, пат.
Система оценки.
5 баллов и более – высокий уровеньусвоения материала (ребенок имеет хорошие практические навыки игры, может поставить мат тяжелыми фигурами, имеет полностью усвоенные представления по указанным критериям);
3-4 балла – средний уровень усвоения материала (ребенок имеет хорошие практические навыки игры, может поставить мат тяжелыми фигурами с помощью взрослого, имеет усвоенные с незначительными точностями представления по указанным критериям);
1-2 балла – уровень усвоения материала ниже среднего (ребенок имеет практические навыки игры (знает ходы фигур, взятие, однако поставить мат тяжелыми фигурами затрудняется, имеет частично усвоенные, неполные представления по указанным критериям).
Уровневая характеристика обученности детей игре в шахматы.
25-15 баллов 14-10 баллов 9 баллов и ниже
высокий уровень средний уровень низкий уровень
Ребенок правильно
без помощи взрослого
определяет, какая шахматная комбинация на доске (двойной удар, связка,где шах, мат, пат.
Ребенок имеет хорошие практические навыки игры, может поставить мат тяжелыми фигурами в один ход.
Ребенок определяет
с частичной
помощью взрослого:
какая шахматная комбинация на доске (двойной удар, связка, где шах, мат, пат.
Ребенок имеет хорошие практические навыки игры, может поставить маттяжелыми фигурами в один ходс помощью взрослого.
Ребенок правильно
без помощи взрослого
называет:
шахматные фигуры,
как ходят
шахматные фигуры.
Ребенок затрудняется
поставить мат тяжелыми
фигурами, имеет
частично усвоенные,
неполные
представления о
комбинациях на доске
(двойной удар, связка, где шах, мат, пат.
Периодичность: система мониторинга организуется 1 раз в год в мае.
2. Содержательный раздел
2.1Методика разработки программы.
Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую, отказ от общепринятых стереотипов.
На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они применяются:
1. При знакомстве с шахматными фигурами.
2. При изучении шахматной доски.
3. При обучении правилам игры;
4. При реализации материального перевеса.
Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Для того, чтобы реализовать на доске свой замысел, ребенок овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий алгоритм мышления: анализ позиции – мотив – идея – расчёт – ход. Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем при изучении дебютов и основ позиционной игры, особенно при изучении типовых позиций миттельшпиля и эндшпиля.
При изучении дебютной теории основным методом является частично-поисковый. Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в том случае, когда большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно.
На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для совершенствования тактического мастерства детей (самостоятельное составление позиций, предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное количество ходов и т. д.).
Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.
2.2 Содержание Программы.
Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей, интегрируя со следующими направлениями развития (образовательными областями) :
Физическое развитие Шахматная игра воспитывает морально-волевые качества: настойчивость, выдержку, волю, уверенность в своих силах, спокойствие, потребность в состязаниях на уровне мыслительной деятельности. Активизирует мыслительную деятельность. Развитие ориентировки в пространстве. Развитие мелкой моторики рук, глазомера.
Социально- коммуникативное развитие Формирование теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре. Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Развитие сообразительности, умения самостоятельно решать поставленную задачу. Развитие игровой деятельности.
Познавательное развитие Развитие у детей способности ориентироваться на плоскости, логического мышления, суждений, умозаключений, развитию памяти, обобщения, умения предвидеть результаты своей деятельности, делать выводы. Формирование умение вести точные расчёты, требующие предприимчивости, дальновидности, смелости, настойчивости и изобретательности, фантазии.
Речевое развитие Развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности; роста уровня любознательности у детей; пополнение словарного запаса дошкольников шахматными терминами.
Художественно- эстетическое развитие Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребностей детей в самовыражении. Обогащение внутреннего мира, развитие фантазии, умению радоваться красивым комбинациям. Развитие умения изображать шахматные фигуры, в рисовании, лепке, аппликации, придавая им образную выразительность.
Развития умения сравнивать предметы между собой, изображать предметы, передавая их форму, величину.
Формы, способы, методы и средства реализации Программы.
Основные формы и средства обучения:
1. Практическая игра.
2. Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
3. Дидактические игры и задания, игровые упражнения.
4. Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.
5. Участие в турнирах и соревнованиях.
Работа с родителями (первый год обучения).
Месяц Форма работы
Октябрь Анкетирование. Выявление играющих родителей.
Ноябрь Проведение конкурса «Творческая мастерская» на тему «Моя любимая шахматная фигура» (из бросового материала)
Декабрь Проведение турнира среди играющих родителей
Январь Посещение открытого занятия в ДОУ
Февраль Организация экскурсии в ДЮСШ «ЭТЮД»
Март Организация встречи с тренером дошкольной шахматной лиги АшиевойД. О.
Апрель Проведение конкурса «Книжка-малышка своими руками» (шахматные сказки)
Май Посещение итоговой ОД в ДОУ.
Работа с родителями (второй год обучения).
Месяц Форма работы
Октябрь Конкурс авторских сказок по шахматам.
Ноябрь Театрализация авторских сказок.
Декабрь Проведение турнира среди играющих родителей.
Январь Посещение открытого занятия в ДОУ.
Февраль Организация выставки «Шахматы для самых маленьких» (методическая литература).
Март Организация встречи с тренером дошкольной шахматной лиги Ашиевой Д. О.
Апрель Проведение конкурса «Книжка-малышка своими руками» (обязанности фигур по частям партии).
Май Посещение итогового занятия в ДОУ.
Взаимодействие с социумом.
Направление Наименование образовательногоучреждение Форма сотрудничества
Физкультура ДЮСШ «ЭТЮД»
Проведение дошкольных шахматных турниров, участие на первенство города (ежемесячно).
Проведение экскурсий вДЮСШ «ЭТЮД».
Организация встреч с директором ДЮСШ «ЭТЮД» Гончаровым В. И., тренерами дошкольной шахматной лиги.
Информационный блок Сайт ДОУ на edu.tatar.ru Наблюдение за спортивными успехами воспитанников.
2.3Учебно-тематический план.
Первый год обучения
№ Наименование разделов и тем Кол-во занятий/объем образовательной нагрузки (мин.) В том числе:
теоретические практические
1 Шахматная доска. Введение. Организационное занятие. 2/50 1 1
2 Шахматные фигуры. 2/50 1 1
3
Начальная расстановка фигур. 2/50 1 1
4 Ходы и взятие фигур. 13/325 4 9
5 Цель шахматной партии. 10/250 5 5
6 Игра со всеми фигурами из начального положения. 3/75 - 3
7 Итог. Шахматный праздник. 1/25 - 1
Итого часов 33/825 12 21
Второй год обучения
№ Наименование разделов и тем Кол-во занятий/объем образовательной нагрузки (мин.) В том числе:
теоретические практические
1 История шахмат. Введение. Организационное занятие. 1/30 1 -
2
Повторение. Шахматная нотация. 3/90 1 2
3 Сложные ходы фигур. 7/210 2 5
4 Матовые ситуации. Мат одинокому Королю. 7/210 3 4
5 Защита и нападение на фигуры. 6/180 3 3
6 Основные правила игры в дебюте. 5/150 2 3
7 Игра из начального положения. 3/90 - 3
8 Итог. Шахматный праздник. 1/30 - 1
Итого часов 33/990 12 21
3. Организационный раздел
3.1Сроки и режимы реализации программы.
Сроки реализации Программы.
Данная Программа рассчитана на два года для детей от 5-6 лет и от 6-7 лет.
Циклобразовательной деятельности рассчитан на 8 месяцев, 1 раз в неделю, продолжительность занятия 25-30 минут.
Во время занятий проводятся: физкультминутка, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, в форме игры. Перерывы между занятиями не менее 10 минут, во время которых проветривается помещение.
3.2 Материально-техническое обеспечение программы :
1. Наглядное пособие «Доска-гора»
2. Наглядное пособие «Названия шахматных фигур»
3. Наглядное пособие «Диагонали, горизонтали, вертикали нашахматной доске»
4. Наглядное пособие «Хода шахматных фигур»
5. Иллюстрации всех шахматных фигур (король, ферзь, ладья, конь, слон, пешка)
6. Магнитная демонстрационная шахматная доска
7. Комплект магнитных шахматных фигур
8. Шахматные доски (в т. ч. виниловые)
9. Комплекты шахматных фигур
10. Д/игра «Волшебные часики»(ценность фигур)
11. «Волшебный кубик»(шахматные фигуры)
12. Картотека загадок, стихов о шахматах
13. Пазлы «Шахматная доска»
14. Н/и «Собери шахматную доску по горизонтали», «Собери шахматную доску по диагонали»
15. Н/и «Найди недостающую фигуру»
16. Шахматное лото
17. Наглядное пособие «Рокировка»
18. Наглядное пособие «Сильнейшие шахматисты мира»
19. СD-проигрыватель
20. Экран, ноутбук, проектор
21. DVD – обучающие игры: «Динозавры учат шахматам», «Алладин в шахматном королевстве», «Шахматные сказки».
3.3 Методическое обеспечение программы :
1. Гончаров В. И. «Очерки по шахматной педагогике» - Набережные Челны: Sundries LTD, 2002. - 188 с.
2. Драгунский В. Ю. Денискины рассказы. «Шляпа гроссмейстера» - М. : Издательство: Самовар / Серия: Школьная библиотека,2017.- 154 с.
3. Деряпкин К. Ф., Князев И. Н. «Первые ходы» - Набережные Челны: Sundries LTD, 2001. - 178 с.
4. Деряпкин К. Ф., Князев И. Н. «Задачи для начинающих» - Набережные Челны: Sundries LTD, 2001. - 156 с.
5. Деряпкин К. Ф., Князев И. Н. «Если цель - ничья» - Набережные Челны: Sundries LTD, 2002. - 107 с.
6. Деряпкин К. Ф., Князев И. Н. «Тактические приемы - линейный удар» - Набережные Челны: Sundries LTD, 2002. - 154 с.
7. Деряпкин К. Ф., Князев И. Н. «Тактические приемы – открытое нападение» - Набережные Челны: Sundries LTD, 2001. - 168 с.
8. Костров В. И. «Эта книга научит играть в шахматы детей и родителей» - СПб: Издательство Литера, 2018. – 128 с.
9. Москалев В. А. «Уроки Каиссы юным шахматистам» - Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. – 204с.
10. Пожарский В. «Шахматный учебник» - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 215 с.
11. Сухин И. Г. «Шахматы для самых маленьких. Шахматы для детей» : книга-сказка для совместного чтения родителей и детей – М. : Издательство АСТ, 2018. - 279 с.
12. Сухин И. Г. «Книга выручалочка по внеклассному чтению» : Учеб. пособие. / [Сост. Сухин И. Г. ]. - М. : Новая шк., 1994 - 211 с.
13. Сухин И. Г. Программа курса «Шахматы, первый год» – Обнинск: Издательство "Духовное возрождение", 2013. –40 с.