Иванова Светлана Анатольевна
Программа «Тропинки экономики» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность Программы обусловлена значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентацией его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы – детским садом и школой. Формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, дает знания о новых профессиях и умение рассказать о них. Обогащается детский словарь, приобретаются такие качества, как чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, стремление доводить начатое до конца, возникает здоровый интерес к деньгам, осознаются правила их честного зарабатывания.
Публикация «Программа „Тропинки экономики“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Новизна Программы заключается в постановке самой проблемы, как предмета специального изучения. Решение проблемы экономического воспитания в дошкольном возрасте видится, прежде всего, в русле совершенствования нравственного воспитания в целом, в знакомстве с 4 нормами морали, раскрывающими, как следует относиться к окружающей природе, к миру ценностей, к результатам человеческого труда и человеку.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, дает знания о новых профессиях и умение рассказать о них. Обогащается детский словарь, приобретаются такие качества, как чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, стремление доводить начатое до конца, возникает здоровый интерес к деньгам. Учитывая то, что у дошкольников преобладает наглядно-образное мышление и основной вид деятельности – игра, игровая деятельность становится основным средством экономического воспитания ребенка 5-7 лет.
Программа экономического воспитания дошкольников (далее — Программа) предполагает опору на такие виды занятий, труда, которые помогают детям понять, что только хорошее качество результатов труда имеет ценность, освоить смысл понятия «брак в работе» и уразуметь, почему он не нужен никому — ни детям, ни взрослым.
Рабочая программа по экономическому воспитанию дошкольников «Тропинки экономики» разработана на основе образовательной программы ДОО, «Методических рекомендаций для педагогических работников по реализации основной образовательной программы дошкольного образования в части экономического воспитания дошкольников», является нормативным документом ДОО и позволяет включить в образовательную деятельность основы экономического воспитания в соответствии с ФГОС дошкольного образования и имеющимися ресурсами МДОАУ црр – д/с «Аленький цветочек».
Рабочая программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности по экономическому воспитанию с детьми 5-6 и 6-7 лет в условиях кабинета «Экономика» и образовательно-развивающей среды в группах старшего дошкольного возраста в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Образовательная деятельность в кабинете «Экономика» проводится с подгруппой детей. Количество детей в подгруппе до 15 человек. Курс программы рассчитан на два года, для старшей и подготовительной групп.
Цель, задачи программы «Тропинки экономики»
Цель Программы – формирование финансовой культуры и основ финансовой грамотности у старших дошкольников.
Задачи:
1. Познакомить детей с базовыми финансово-экономическими понятиями.
2. Формировать социокультурные ценности, позволяющие ребёнку понимать, что его интересы и потребности не всегда могут быть реализованы из-за отсутствия материальных возможностей и финансовых средств в семье.
3. Формировать общую культуру личности ребёнка, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности, ответственности.
4. Способствовать социализации личности ребенка. Формировать познавательную активность, предпосылки учебной деятельности.
5. Развивать способности и творческий потенциал каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
6. Повышать компетентность родителей (законных представителей) в вопросах экономического воспитания дошкольников.
Принципы, положенные в основу данной рабочей Программы
- принцип психологической комфортности;
- введение нового знания вводится не в готовом виде, через самостоятельное «открытие» его детьми (принцип деятельности);
- обеспечение возможности разно уровневого обучения детей, продвижения каждого ребенка своим темпом (принцип минимакса);
- раскрытие взаимосвязь нового задания с предметами и явлениями окружающего мира (принцип целостного представления о мире) при его введении;
- формирование у детей умения осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора (принцип вариативности);
- ориентация процесса обучения на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности (принцип творчества);
- обеспечение преемственных связей между всеми ступенями обучения (принцип непрерывности).
Основополагающие принципы Программы : научность, доступность, оптимальность в отборе содержания и определений. Программа формирования основ финансовой грамотности требует соблюдения в работе с детьми осторожности и разумной меры. Неслучайно ее ведущие принципы – учет возрастных и индивидуальных психических особенностей старших дошкольников, их интерес к экономическим явлениям как явлениям окружающей действительности, тесная взаимосвязь нравственно-трудового и экономического воспитания, комплексный подход к развитию личности дошкольника (связь этического, трудового и экономического воспитания и образования, что соответствует ФГОС ДО. Изложенные выше принципы не только обеспечивают решение задач основ финансовой грамотности, но и способствуют сохранению и поддержке их здоровья.
Основные формы и методы проведения занятий.
Формы работы: Образовательная деятельность по формированию основ финансовой грамотности проводится в различных формах: беседы, разговор, рассказывание, объяснение о финансовой грамотности с привлечением родителей, использование ИКТ-технологий, виртуальные экскурсии, тематические беседы по ознакомлению с деньгами разных стран, элементарными финансовыми понятиями, сюжетно-ролевые игры, решение проблемных ситуаций, чтение художественной литературы, использование обучающих сказок с экономическим содержанием, интерактивные мини спектакли, ситуационные задачи, занятия-исследования, папки-передвижки, выставки, информационные стенды, анкетирование, опрос, мониторинг, консультирование.
Ведущим видом деятельности для детей дошкольного возраста является игра. В игре ребенок как бы проживает недосягаемую для него действительность. Поэтому финансовая грамотность дошкольников формируется в ходе игры, используя различные методы и приемы в их сочетании.
Планируемые результаты освоения Программы
В процессе нравственно-трудового и экономического воспитания дети начинают осознавать смысл таких базисных качеств экономической деятельности людей, как экономность, бережливость, рациональность, деловитость, трудолюбие. Экономическое воспитание старших дошкольников не предполагает подготовки будущих экономистов. Оно ставит цели, близкие и нужные каждому человеку, его семье, окружению.
Экономическое образование, по большому счету, призвано воспитывать хозяина — собственной жизни, своей семьи, страны, человека, способного разбираться как в домашнем хозяйстве, так и в базовых принципах, на которых строятся производственные и товарно-денежные отношения, народное хозяйство страны в целом.
Для экономического образования на ступени дошкольного детства на первом месте, конечно, стоит индивидуально-семейная экономическая грамотность и формирование элементарных экономических навыков. В отдаленной же перспективе стоит цель — воспитать человека, умеющего и желающего много и активно трудиться, честно зарабатывать деньги и любящего свою страну.
В результате освоение рабочей программы дети :
- адекватно употребляют в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми знакомые экономические понятия (в соответствии с используемой Программой);
- знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет-магазин;
- знают российские деньги, некоторые названия валют ближнего и дальнего зарубежья;
- понимают суть процесса обмена валюты (например, в путешествии);
- знают несколько современных профессий, содержание их деятельности (например, предприниматель, фермер, программист, модельер и др.);
- знают и называют разные виды рекламы, ее назначение, способы воздействия;
- адекватно ведут себя в окружающем предметном, вещном мире, в природном окружении;
- в случаях поломки, порчи вещей, игрушек, игр проявляют заботу, пытаются исправить свою или чужую оплошность;
- любят трудиться, делать полезные предметы для себя и радовать других;
- бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий (бумагу, карандаши, краски, материю и др.);
- следуют правилу: ничего не выбрасывай зря, если можно продлить жизнь вещи, лучше отдай, подари, порадуй другого, если она тебе не нужна;
- с удовольствием делают подарки другим и испытывают от этого радость;
- проявляют интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведут хозяйство и т. д.);
- замечают и ценят заботу о себе, радуются новым покупкам;
- объясняют различие понятий благополучия, счастья и достатка;
- проявляют сочувствие к другим в сложных ситуациях;
- переживают случаи порчи, ломки вещей, игрушек;
- сочувствуют и проявляют жалость к слабым, больным, пожилым людям, ко всем живым существам, бережно относятся к природе;
- с удовольствием помогают взрослым, объясняют необходимость оказания помощи другим людям.
В конце реализации программы планируется сформировать у детей
следующие понятия и представления:
1. Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются.
2. Сначала зарабатываем - затем тратим: соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.
3. Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести (а товар в магазине - это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги - это посредник).
4. Деньги любят счет (дети должны уметь считать деньги, например, сдачу в магазине, деньги, которые они могут потратить в магазине).
5. Финансы нужно планировать (приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде).
6. Твои деньги бывают объектом чужого интереса (дети должны знать элементарные правила финансовой безопасности).
7. Не все продается и покупается (дети должны понимать, что главные ценности - жизнь, отношения, радость близких людей - за деньги не купишь).
8. Финансы - это интересно и увлекательно.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Содержание программы
Программа состоит из четырех блоков (разделов, связанных между собой задачами и содержанием:
«Труд и продукт (товар)»,
«Деньги и цена (стоимость)»,
«Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности»,
«Полезные экономические навыки и привычки в быту».
В каждом блоке раскрываются педагогические задачи, содержание работы, основные понятия, методические рекомендации по созданию игровой и предметной среды. Несмотря на внутреннюю связь блоков, каждый из них может быть реализован автономно в виде мини-программы, поскольку содержит богатый материал для воспитательно-образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста. В некоторых частях программа дополняется методическими указаниями уточняющего характера, что не исключает разработки специальных методических указаний и наглядных пособий, соответствующих содержанию каждого блока программы.
Программа реализуется по нескольким направлениям. Одно из ее преимуществ – игровая составляющая. Знакомство детей с финансовой азбукой проходит в игровой форме. Занятия в детском саду по экономике проводятся в различных формах: - занятия-соревнования, - занятия-путешествия, - занятия-экскурсии, - занятия-викторины и т. д.
Занятия по данной программе включают :
1. Ознакомление детей с денежными единицами разных стран.
2. Подготовка и проведение экскурсий в магазины и банки.
3. Проведение сюжетно-ролевых игр, моделирующих жизненные ситуации: «Банк», «Кафе», «Супермаркет», «Путешествие», «Аукцион».
4. Организация настольных игр (Денежный поток, Монополия, Монополит, Лунапарк). 5. Организация развивающих игр («Пятый лишний», «Подбери витрину для магазина», «Кому что нужно для работы», игры по продвижению продукта).
6. Решение арифметических задач, кроссвордов.
Занятия по программе строятся на основе художественной литературы. Овладеть экономическим понятиями детям помогают использование сказок экономического содержания в игровой деятельности и на занятиях. Предлагаются следующие произведения: Липсиц И. В. «Удивительные приключения в стране «Экономика»; Попова Т. Л., Меньшикова О. И. «Сказка о царице Экономике, злодейке Инфляции, волшебном компьютере и верных друзьях»; Успенский Э. «Бизнес Крокодила Гены»; Котюсова И. М., Лукьянова Р. С. «Экономика в сказках и играх : Пособие для воспитателей».
На основе методических рекомендаций по реализации основной образовательной программы дошкольного образования в части экономического воспитания дошкольников можно выделить перечень базовых финансово-экономических понятий, которые могут быть изучены в рамках программы «Тропинки экономики».