Получи документы

Программа для детей 5–6 лет «Тропинки родного края»

Алёна Горожанова
Программа для детей 5–6 лет «Тропинки родного края»
▼ Скачать + Заказать документы

Наименование дополнительной общеразвивающей программы

«Тропинки родного края»

Объединение (студия, секция и др.)

Объединение «Тропинки родного края»

Тип программы

Экспериментальная

Направленность

Познавательная

Срок обучения

1 год

Возраст учащихся

5-6 лет

Цель программы

Публикация «Программа для детей 5–6 лет „Тропинки родного края“» размещена в разделах

Способствовать росту интереса детей к миру сельскохозяйственных растений, привить любовь к природе, к сельскому хозяйству, выработать сознательное и бережное отношение к природе, воспитать самостоятельную, творчески мыслящую личность

Уровень реализации программы

Адаптированная

Продолжительность реализации программы

2019 – 2020 гг.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Непрерывное агробизнес-образование и воспитание необходимо начинать с дошкольного возраста, когда детьми приобретается первичный опыт в экономических отношениях. Задача педагогов и родителей помочь дошкольнику адаптироваться к современной действительности, стать социально полноценной личностью, правильно понимать и оценивать те явления окружающей жизни, которые невольно вторгаются в его жизнь. Решение задач агробизнес-образования, естественно, должно осуществляться в единстве с трудовым и нравственным воспитанием. Более того, усвоение экономических понятий на ступени дошкольного возраста — один из путей совершенствования нравственного и трудового воспитания. Существующие на сегодняшний день образовательные программы для дошкольников не включают в себя вопросы, связанные с агробизнес- образованием.

Для решения этой проблемы в Курганской области был разработан и успешно внедряется во многих муниципальных образованиях межведомственный сетевой инновационный проект «Агробизнесобразование Зауралья». В реализации данного проекта принимает участие и Чистопрудненский детский сад «Сказка» Шадринского района.

Агробизнесобразование – это раннее формирование у учащихся предпринимательской компетентности, мотивации их на самореализацию в условиях села.

Реализация аграрной направленности будет осуществляться через организацию различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально- художественной, чтения, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, познание окружающего мира, формирование первичных представлений о сельскохозяйственном труде.

Отличительной особенностью дополнительной общеразвивающей программы «Тропинки родного края» от уже существующих является то, что она сочетает в равной степени изучение учащимися трё х важных компонентов сельского хозяйства: «Животноводство», «Растениеводство», «Агротехнику», и направлена на интеллектуальное, духовно-нравственное, творческое, физическое, до профессиональное развитие учащихся на базе приоритетных ценностей: Человек. Земля. Сельскохозяйственный Труд. В программе будут использованы интерактивные формы обучения. С помощью компьютера и проектора инновационная технология позволяет детям совершать виртуальные путешествия, экскурсии.

Новизна дополнительной общеразвивающей программы заключается в комплексном подходе получения дошкольниками знаний в области агротехнологий, воспитание у них гражданственности и трудолюбия, стремления в будущем к осознанному и добровольному выбору сельского образа жизни, сельскохозяйственного труда а также развитие у них творческих способностей.

Дополнительная общеразвивающая программа одногодичная, рассчитана на детей 5-6 лет (старшего дошкольного возраста).

Режим занятий – 2 раза в неделю, продолжительностью – 1 час.

Формы организации учебного занятия: беседа, встреча с интересными людьми, игры, практическое занятие, экскурсии, выставки.

Программа состоит из трех разделов (целевого, содержательного и организационного) и приложения.

В целевом разделе дается пояснительная записка, описываются цели и задачи программы, принципы, на которых она строится и планируемые результаты освоения программы.

Цель рабочей программы : удовлетворить интерес детей к миру сельскохозяйственных растений, привить любовь к природе, к сельскому хозяйству, выработать сознательное и бережное отношение к природе, воспитать самостоятельную, творчески мыслящую личность с использование информационных коммуникационных технологий.

Основные задачи программы :

1. Образовательные:

• - дать понятия «Растениеводство», «Животноводство», «Агротехнику»

- дать понятия: «сельскохозяйственный труд», «сельскохозяйственная продукция», «сельскохозяйственный рынок», «агрономия».

• - изучить многообразие сельскохозяйственных растений и их значение в жизни человека.

• Расширить знания о сельскохозяйственных производствах своего села и труде людей, работающих на них;

• Расширить знания о профессиях, занятых в сельском хозяйстве: агроном, механизатор, ветеринар, зоотехник;

• Познакомить с сельскохозяйственной техникой и её видами: предпосевной, посевной, поливальной, для вноса в почву удобрений, уборочной;

• Расширить знания о знаменитом земляке – агрономе Т. С. Мальцеве,

2. Развивающие:

• - совершенствовать у воспитанников навыков по выращиванию и уходу за растениями.

• - развивать навыки самостоятельной работы, трудолюбие, интерес к предмету, умение самостоятельно анализировать.

• - развивать внимание, логическое мышление, речь воспитанников, наблюдательность.

• Развить интерес к сельскохозяйственному производству, к сельскохозяйственному труду;

• Развивать умение вести диалог в сюжетно – ролевых играх;

• Развивать творческие умения в создании гербария, коллекции семян, творческих коллективных работах.

3. Воспитательные:

• - формировать высокий уровень экологической культуры и патриотизма, потребность в природоохранной деятельности, гуманное отношение к окружающей живой и неживой природе и ответственность за её судьбу.

• - формировать устойчивый интерес к труду.

• Содействовать воспитанию уважительного отношения к людям труда, занятых сельскохозяйственным трудом.

Ожидаемые результаты:

• - развитие интереса к занятиям в объединении;

• - углубление и совершенствование знаний воспитанников в области экологии растений;

• -будут иметь представление о специфике сельскохозяйственного труда, о профессиях занятых в сельском хозяйстве: механизатор, агроном, зоотехник, ветеринар;

• - формирование умений и навыков в основах агрономии;

• - формирование устойчивого интереса к сельскохозяйственному труду, высокая экологическая культура и культура труда,

• -расширит представление о мире растений и животных, сельскохозяйственном производстве;

• - развитое мышление, правильная постановка речи, наблюдательность и правильное составление выводов;

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Всего

Теория

практика

1

Вводное занятие

2

1

1

2

Сельскохозяйственные производства моего села «Юные полеводы»

15

6

9

3

Растения, их разнообразие

13

5

8

4

Животные, их разнообразие

13

5

8

5

Роль растений в жизни человека.

«Юные садоводы»

17

8

9

6

Роль животных в жизни человека

7

5

2

7

Сельскохозяйственная продукция и её сбыт

4

2

2

8

Итоговое занятие

1

-

1

72

32

40

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

РАЗДЕЛ 1. Вводное занятие (2 ч.)

Теория: Введение в программу. Инструктаж по ТБ. Труд – основа нашей жизни, нашего благосостояния. Понятие «сельскохозяйственный труд». -1 ч.

Практика: Дидактическая игра «К какому труду относится?» - 1 ч.

Мультимедийная презентация «Все работы хороши, выбирай на вкус».

Методическое обеспечение: Инструктажи по ТБ, поговорки и пословицы о труде, слайд – презентация «Все работы хороши, выбирай на вкус».

РАЗДЕЛ 2. Сельскохозяйственные производства моего села

«Юные полеводы» (15 ч.)

Теория: «Что такое растениеводство» Сформировать элементарные представление о растениеводстве в нашем крае.

«Полеводство» закрепить представление детей о полевых культурах; закрепить умение детей различать их по внешнему виду, узнавать на иллюстрациях.

Зерновые – богатство нашего края. Труд хлеборобов. Фермерские хозяйства. Труд людей на фермах. Агротехника. Труд механизаторов. - 6ч.

Практика: Экскурсия на хлебное поле.

Экскурсия на Зерносклад.

Экскурсия в машинно–транспортную мастерскую.

Экскурсия на фермерское хозяйство.

Экскурсия на «Частное подворье».

Интерактивная игра «Кому, что нужно для работы?».

Интерактивная игра «Кто что производит?». -9 ч.

Методическое обеспечение: Слайд – презентация «Сельскохозяйственные производства села Чистопрудное».

РАЗДЕЛ 3. Растения и их разнообразие. (13 ч.)

Теория: Дикорастущие и культурные растения нашего края, их разнообразие. Виды микроорганизмов: полезные, опасные. Строение растительной клетки. Корень, стебель, лист, цветок, плод, семена растений.

Понятие о лаборатории и лабораторных исследованиях.

«Осеняя ярмарка» Продолжать формировать представление о растениеводстве в нашем крае. Расширить знания детей о полевых культурах.

Виртуальная экскурсия на хлебопекарню. Формировать представления о труде людей разных профессий, связанных с производством хлеба, воспитывать уважение к их труду. Рассказать детям о работе хлебопекарни.

Знакомство с микроскопом. – 5ч.

Практика: Работа в мини лаборатории (наблюдение под микроскопом за микроорганизмами, рассматривание растительной клетки).

Опытно - экспериментальная работа: помол муки в кофемолке. Познакомить детей с зерновыми культурами, из которых делают муку; показать принцип превращения зерна в муку.

Игровое занятие «Каша-матушка наша» Обобщить знания детей о растениеводстве в нашем крае. Закрепить представление детей о том, что из злаковых культур люди не только пекут хлеб или хлебобулочные изделия, но и готовят множество вкусных и полезных блюд; закреплять знания детей о том, из какой крупы, какую кашу можно сварить, о пользе каши; учить составлять рассказ, опираясь на модельные схемы, воспитывать уважение к труду хлеборобов (с использованием мультимедийной презентации)

Настольно-печатная игра «Как хлеб на стол пришёл» расставь по порядку или что сначала, а что потом.

Аппликация из крупы «Цыпленок»

Создание гербария «Культурные растения нашего края» - 8 ч.

Проект «Наблюдение и исследование зерновой культуры-овса»

Методическое обеспечение: Рассказ о дикорастущих и культурных растениях нашего края, гербарий растений, зёрна хлебных злаков, загадки о растениях, таблица с изображением произрастания растения от семени.

РАЗДЕЛ 4. Животные, их разнообразие. (13 ч.)

Теория: «Что такое животноводство» Систематизировать знания детей о труде животноводов, о трудовых процессах на ферме. Воспитывать у них уважение к людям труда.

Домашние птицы и животные. Особенности их кормления и содержания. Рыбы. Пчелы. – 5 ч.

Практика: Экскурсия на перепелиную ферму (контактное взаимодействие с птицами – кормление, сбор яиц,

экскурсия на Чистопрудненскую свиноферму (наблюдение за кормлением поросят).

Сюжетно – ролевая игра «Мы рыболовы».

Аппликация из ткани «животные» – 8 ч.

Методическое обеспечение: Загадки о птицах и животных, картинки пчёл и пчелиного улья, научно – популярный фильм о пчёлах, фильм как выращивают и разводят рыб.

РАЗДЕЛ 5. Роль растений в жизни человека «Юные садоводы» (17ч.)

Теория: Значение растений в жизни человека. Растениеводство. Полеводство. Плодоводство. Понятие об агрономии.

Видео фильм об Учёном, агрономе - полеводе Т. С. Мальцев.

Виртуальная экскурсия в дом-музей знаменитого агронома-полевода Т. С. Мальцева.

Знакомство детей с профессией овощевод. Вкусные и полезные блюда из злаковых культур, овощей и фруктов - 8 ч.

Практика: Рисование «Колосок»

Посадка овощей в «Огороде на окне» Формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию овощных растений в комнатных условиях.

Беседы: «Что растет на огороде?»; «Об овощах»

Разучивание с детьми и показ сказки «Спор овощей и фруктов»

Конкурс семейных работ из косточек плодово- ягодных культур Вовлечь родителей и детей в совместную творческую работу, развивать познавательные умения детей и родителей.

Создание коллекции «Плодовые семена и косточки» – 9 ч.

Методическое обеспечение: Фильм о Т. С. Мальцеве, документальный фильм о профессии агронома, семена зерновых культур, мешочек, образцы готовых блюд (каши из злаков, винегрет, салат, компот).

РАЗДЕЛ 6. Роль животных в жизни человека (7ч.)

Теория: Значение животных в жизни человека. Животноводство. Рыболовство. Птицеводство. Пчеловодство. Понятие о зоотехнии, ветеринарии. - 5ч.

Практика: Сюжетно - ролевая игра «Я - ветеринар» - 2ч.

Аппликация из перьев- «Гусь»

Методическое обеспечение: Научно – популярный фильм о сельскохозяйственных животных, разработка сюжетно – ролевой игры «Я – ветеринар», карточки с изображением животных по количеству учащихся.

РАЗДЕЛ 7. Сельскохозяйственная продукция, и её сбыт. (4 ч.) /

Теория: Понятия «сельскохозяйственная продукция», «сельскохозяйственный рынок». – 2 ч.

Практика: Виртуальная экскурсия на сельскохозяйственный продуктовый рынок. Сюжетно – ролевая игра «Продавец – покупатель» Формирование умения вести диалог -2 ч.

Методическое обеспечение: Слайд – презентация «Сельскохозяйственный продуктовый рынок», разработка сюжетно – ролевой игры «Продавец – покупатель».

РАЗДЕЛ 8. Итоговое занятие (1 ч.)

Практика: – Интерактивная Игровое занятие «Хочу все знать!» - 1 ч.

Методическое обеспечение: План – конспект проведения – игрового занятия «Хочу все знать!» (с использованием мультимедийной презентации).

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Для реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы на базе Чистопрудненского детского сада «Сказка» имеется опытно-огородный участок.

Перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы (в расчете на количество учащихся) :

- доска

- столы ученические в комплекте

- раздаточные материалы по растениеводству и животноводству

- микроскоп

- лабораторная посуда

- приборы, инструменты, посуда, инвентарь

Технические средства обучения:

- Интернет

- ноутбук

- проектор

- доска демонстрационная мультимедийная

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Корнилова В. М. «Экологическое окно» в детском саду

2. Иванова А. И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений» М. 2005г.

3. Тимофеева Л. Л. «Ребенок и окружающий мир. Комплексные занятия в старшей группе».

4. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста». Санкт – Петербург. Детство – Пресс 2008г.

5. Комарова Н. Г., Грибова Л. Ф. «Мир, в котором я живу», М. 2006г.

6. Интернет ресурсы.

,

Публикации по теме:

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с природой родного края из опыта работыОзнакомление детей старшего дошкольного возраста с природой родного края из опыта работы Кому как не детям дошкольного возраста близок и понятен мир природы. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой.

Ознакомление с природой как средство развития внимания детей региональный компонент «Растения родного края»Ознакомление с природой как средство развития внимания детей региональный компонент «Растения родного края» Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Для.

Дидактическая игра-пазл «Деревья родного края» для детей старшего дошкольного возрастаДидактическая игра-пазл «Деревья родного края» для детей старшего дошкольного возраста Воспитатель высшей квалификационной категории Курнина Любовь Владимировна МБДОУ детский сад № 54 «Теремок» г. Ковров Владимирская обл. Уважаемые.

Перспективное планирование занятий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с природой родного краяПерспективное планирование занятий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с природой родного края О значении природы в развитии дошкольника писали многие великие отечественные педагоги. К. Д. Ушинский настаивал на введении ребенка в мир.

Ознакомление детей раннего возраста с природой родного края посредством проекта «Эколята-дошколята»Ознакомление детей раннего возраста с природой родного края посредством проекта «Эколята-дошколята» Я хочу поделиться опытом реализации проекта Эколята-дошколята в группе раннего возраста. Это всероссийский проект, направленный на воспитание.

«Разноцветье родного края». Фотоотчет«Разноцветье родного края». Фотоотчет Природа- это место замечательного оздоровления и прекрасного отдыха. Сколько здесь можно получить эстетического наслаждения! Только будь.

Система методической работы с воспитателями по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством родного краяСистема методической работы с воспитателями по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством родного края Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 257», г. Н. Новгорода Елесина Наталья Ивановна ТЕМА: «Создание эффективной системы методической.

Создание гербария как средство ознакомления детей дошкольного возраста с природой родного краяСоздание гербария как средство ознакомления детей дошкольного возраста с природой родного края Создание гербария, как средство ознакомления детей дошкольного возраста с природой родного края. В нашей группе дети, совместно с воспитателем,.

Уголок родного краяУголок родного края Родная природа - это наш сибирский лес, водопады и реки, небольшие поля, горы и просто знакомые полевые цветы. Сразу вспоминаются слова.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа для детей 5–6 лет «Тропинки родного края»
Опубликовано: 7 февраля 2024 в 14:46
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа для детей 5–6 лет «Тропинки родного края»» (включая файлы) размещена пользователем Алёна Горожанова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД