Алёна Горожанова
Программа для детей 5–6 лет «Тропинки родного края»
▼ Скачать + Заказать документы
Наименование дополнительной общеразвивающей программы
«Тропинки родного края»
Объединение (студия, секция и др.)
Объединение «Тропинки родного края»
Тип программы
Экспериментальная
Направленность
Познавательная
Срок обучения
1 год
Возраст учащихся
5-6 лет
Цель программы
Публикация «Программа для детей 5–6 лет „Тропинки родного края“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Темочки
Способствовать росту интереса детей к миру сельскохозяйственных растений, привить любовь к природе, к сельскому хозяйству, выработать сознательное и бережное отношение к природе, воспитать самостоятельную, творчески мыслящую личность
Уровень реализации программы
Адаптированная
Продолжительность реализации программы
2019 – 2020 гг.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Непрерывное агробизнес-образование и воспитание необходимо начинать с дошкольного возраста, когда детьми приобретается первичный опыт в экономических отношениях. Задача педагогов и родителей помочь дошкольнику адаптироваться к современной действительности, стать социально полноценной личностью, правильно понимать и оценивать те явления окружающей жизни, которые невольно вторгаются в его жизнь. Решение задач агробизнес-образования, естественно, должно осуществляться в единстве с трудовым и нравственным воспитанием. Более того, усвоение экономических понятий на ступени дошкольного возраста — один из путей совершенствования нравственного и трудового воспитания. Существующие на сегодняшний день образовательные программы для дошкольников не включают в себя вопросы, связанные с агробизнес- образованием.
Для решения этой проблемы в Курганской области был разработан и успешно внедряется во многих муниципальных образованиях межведомственный сетевой инновационный проект «Агробизнесобразование Зауралья». В реализации данного проекта принимает участие и Чистопрудненский детский сад «Сказка» Шадринского района.
Агробизнесобразование – это раннее формирование у учащихся предпринимательской компетентности, мотивации их на самореализацию в условиях села.
Реализация аграрной направленности будет осуществляться через организацию различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально- художественной, чтения, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, познание окружающего мира, формирование первичных представлений о сельскохозяйственном труде.
Отличительной особенностью дополнительной общеразвивающей программы «Тропинки родного края» от уже существующих является то, что она сочетает в равной степени изучение учащимися трё х важных компонентов сельского хозяйства: «Животноводство», «Растениеводство», «Агротехнику», и направлена на интеллектуальное, духовно-нравственное, творческое, физическое, до профессиональное развитие учащихся на базе приоритетных ценностей: Человек. Земля. Сельскохозяйственный Труд. В программе будут использованы интерактивные формы обучения. С помощью компьютера и проектора инновационная технология позволяет детям совершать виртуальные путешествия, экскурсии.
Новизна дополнительной общеразвивающей программы заключается в комплексном подходе получения дошкольниками знаний в области агротехнологий, воспитание у них гражданственности и трудолюбия, стремления в будущем к осознанному и добровольному выбору сельского образа жизни, сельскохозяйственного труда а также развитие у них творческих способностей.
Дополнительная общеразвивающая программа одногодичная, рассчитана на детей 5-6 лет (старшего дошкольного возраста).
Режим занятий – 2 раза в неделю, продолжительностью – 1 час.
Формы организации учебного занятия: беседа, встреча с интересными людьми, игры, практическое занятие, экскурсии, выставки.
Программа состоит из трех разделов (целевого, содержательного и организационного) и приложения.
В целевом разделе дается пояснительная записка, описываются цели и задачи программы, принципы, на которых она строится и планируемые результаты освоения программы.
Цель рабочей программы : удовлетворить интерес детей к миру сельскохозяйственных растений, привить любовь к природе, к сельскому хозяйству, выработать сознательное и бережное отношение к природе, воспитать самостоятельную, творчески мыслящую личность с использование информационных коммуникационных технологий.
Основные задачи программы :
1. Образовательные:
• - дать понятия «Растениеводство», «Животноводство», «Агротехнику»
• - дать понятия: «сельскохозяйственный труд», «сельскохозяйственная продукция», «сельскохозяйственный рынок», «агрономия».
• - изучить многообразие сельскохозяйственных растений и их значение в жизни человека.
• Расширить знания о сельскохозяйственных производствах своего села и труде людей, работающих на них;
• Расширить знания о профессиях, занятых в сельском хозяйстве: агроном, механизатор, ветеринар, зоотехник;
• Познакомить с сельскохозяйственной техникой и её видами: предпосевной, посевной, поливальной, для вноса в почву удобрений, уборочной;
• Расширить знания о знаменитом земляке – агрономе Т. С. Мальцеве,
2. Развивающие:
• - совершенствовать у воспитанников навыков по выращиванию и уходу за растениями.
• - развивать навыки самостоятельной работы, трудолюбие, интерес к предмету, умение самостоятельно анализировать.
• - развивать внимание, логическое мышление, речь воспитанников, наблюдательность.
• Развить интерес к сельскохозяйственному производству, к сельскохозяйственному труду;
• Развивать умение вести диалог в сюжетно – ролевых играх;
• Развивать творческие умения в создании гербария, коллекции семян, творческих коллективных работах.
3. Воспитательные:
• - формировать высокий уровень экологической культуры и патриотизма, потребность в природоохранной деятельности, гуманное отношение к окружающей живой и неживой природе и ответственность за её судьбу.
• - формировать устойчивый интерес к труду.
• Содействовать воспитанию уважительного отношения к людям труда, занятых сельскохозяйственным трудом.
Ожидаемые результаты:
• - развитие интереса к занятиям в объединении;
• - углубление и совершенствование знаний воспитанников в области экологии растений;
• -будут иметь представление о специфике сельскохозяйственного труда, о профессиях занятых в сельском хозяйстве: механизатор, агроном, зоотехник, ветеринар;
• - формирование умений и навыков в основах агрономии;
• - формирование устойчивого интереса к сельскохозяйственному труду, высокая экологическая культура и культура труда,
• -расширит представление о мире растений и животных, сельскохозяйственном производстве;
• - развитое мышление, правильная постановка речи, наблюдательность и правильное составление выводов;
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№п/п
Название раздела, темы
Количество часов
Всего
Теория
практика
1
Вводное занятие
2
1
1
2
Сельскохозяйственные производства моего села «Юные полеводы»
15
6
9
3
Растения, их разнообразие
13
5
8
4
Животные, их разнообразие
13
5
8
5
Роль растений в жизни человека.
«Юные садоводы»
17
8
9
6
Роль животных в жизни человека
7
5
2
7
Сельскохозяйственная продукция и её сбыт
4
2
2
8
Итоговое занятие
1
-
1
72
32
40
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
РАЗДЕЛ 1. Вводное занятие (2 ч.)
Теория: Введение в программу. Инструктаж по ТБ. Труд – основа нашей жизни, нашего благосостояния. Понятие «сельскохозяйственный труд». -1 ч.
Практика: Дидактическая игра «К какому труду относится?» - 1 ч.
Мультимедийная презентация «Все работы хороши, выбирай на вкус».
Методическое обеспечение: Инструктажи по ТБ, поговорки и пословицы о труде, слайд – презентация «Все работы хороши, выбирай на вкус».
РАЗДЕЛ 2. Сельскохозяйственные производства моего села
«Юные полеводы» (15 ч.)
Теория: «Что такое растениеводство» Сформировать элементарные представление о растениеводстве в нашем крае.
«Полеводство» закрепить представление детей о полевых культурах; закрепить умение детей различать их по внешнему виду, узнавать на иллюстрациях.
Зерновые – богатство нашего края. Труд хлеборобов. Фермерские хозяйства. Труд людей на фермах. Агротехника. Труд механизаторов. - 6ч.
Практика: Экскурсия на хлебное поле.
Экскурсия на Зерносклад.
Экскурсия в машинно–транспортную мастерскую.
Экскурсия на фермерское хозяйство.
Экскурсия на «Частное подворье».
Интерактивная игра «Кому, что нужно для работы?».
Интерактивная игра «Кто что производит?». -9 ч.
Методическое обеспечение: Слайд – презентация «Сельскохозяйственные производства села Чистопрудное».
РАЗДЕЛ 3. Растения и их разнообразие. (13 ч.)
Теория: Дикорастущие и культурные растения нашего края, их разнообразие. Виды микроорганизмов: полезные, опасные. Строение растительной клетки. Корень, стебель, лист, цветок, плод, семена растений.
Понятие о лаборатории и лабораторных исследованиях.
«Осеняя ярмарка» Продолжать формировать представление о растениеводстве в нашем крае. Расширить знания детей о полевых культурах.
Виртуальная экскурсия на хлебопекарню. Формировать представления о труде людей разных профессий, связанных с производством хлеба, воспитывать уважение к их труду. Рассказать детям о работе хлебопекарни.
Знакомство с микроскопом. – 5ч.
Практика: Работа в мини лаборатории (наблюдение под микроскопом за микроорганизмами, рассматривание растительной клетки).
Опытно - экспериментальная работа: помол муки в кофемолке. Познакомить детей с зерновыми культурами, из которых делают муку; показать принцип превращения зерна в муку.
Игровое занятие «Каша-матушка наша» Обобщить знания детей о растениеводстве в нашем крае. Закрепить представление детей о том, что из злаковых культур люди не только пекут хлеб или хлебобулочные изделия, но и готовят множество вкусных и полезных блюд; закреплять знания детей о том, из какой крупы, какую кашу можно сварить, о пользе каши; учить составлять рассказ, опираясь на модельные схемы, воспитывать уважение к труду хлеборобов (с использованием мультимедийной презентации)
Настольно-печатная игра «Как хлеб на стол пришёл» расставь по порядку или что сначала, а что потом.
Аппликация из крупы «Цыпленок»
Создание гербария «Культурные растения нашего края» - 8 ч.
Проект «Наблюдение и исследование зерновой культуры-овса»
Методическое обеспечение: Рассказ о дикорастущих и культурных растениях нашего края, гербарий растений, зёрна хлебных злаков, загадки о растениях, таблица с изображением произрастания растения от семени.
РАЗДЕЛ 4. Животные, их разнообразие. (13 ч.)
Теория: «Что такое животноводство» Систематизировать знания детей о труде животноводов, о трудовых процессах на ферме. Воспитывать у них уважение к людям труда.
Домашние птицы и животные. Особенности их кормления и содержания. Рыбы. Пчелы. – 5 ч.
Практика: Экскурсия на перепелиную ферму (контактное взаимодействие с птицами – кормление, сбор яиц,
экскурсия на Чистопрудненскую свиноферму (наблюдение за кормлением поросят).
Сюжетно – ролевая игра «Мы рыболовы».
Аппликация из ткани «животные» – 8 ч.
Методическое обеспечение: Загадки о птицах и животных, картинки пчёл и пчелиного улья, научно – популярный фильм о пчёлах, фильм как выращивают и разводят рыб.
РАЗДЕЛ 5. Роль растений в жизни человека «Юные садоводы» (17ч.)
Теория: Значение растений в жизни человека. Растениеводство. Полеводство. Плодоводство. Понятие об агрономии.
Видео фильм об Учёном, агрономе - полеводе Т. С. Мальцев.
Виртуальная экскурсия в дом-музей знаменитого агронома-полевода Т. С. Мальцева.
Знакомство детей с профессией овощевод. Вкусные и полезные блюда из злаковых культур, овощей и фруктов - 8 ч.
Практика: Рисование «Колосок»
Посадка овощей в «Огороде на окне» Формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию овощных растений в комнатных условиях.
Беседы: «Что растет на огороде?»; «Об овощах»
Разучивание с детьми и показ сказки «Спор овощей и фруктов»
Конкурс семейных работ из косточек плодово- ягодных культур Вовлечь родителей и детей в совместную творческую работу, развивать познавательные умения детей и родителей.
Создание коллекции «Плодовые семена и косточки» – 9 ч.
Методическое обеспечение: Фильм о Т. С. Мальцеве, документальный фильм о профессии агронома, семена зерновых культур, мешочек, образцы готовых блюд (каши из злаков, винегрет, салат, компот).
РАЗДЕЛ 6. Роль животных в жизни человека (7ч.)
Теория: Значение животных в жизни человека. Животноводство. Рыболовство. Птицеводство. Пчеловодство. Понятие о зоотехнии, ветеринарии. - 5ч.
Практика: Сюжетно - ролевая игра «Я - ветеринар» - 2ч.
Аппликация из перьев- «Гусь»
Методическое обеспечение: Научно – популярный фильм о сельскохозяйственных животных, разработка сюжетно – ролевой игры «Я – ветеринар», карточки с изображением животных по количеству учащихся.
РАЗДЕЛ 7. Сельскохозяйственная продукция, и её сбыт. (4 ч.) /
Теория: Понятия «сельскохозяйственная продукция», «сельскохозяйственный рынок». – 2 ч.
Практика: Виртуальная экскурсия на сельскохозяйственный продуктовый рынок. Сюжетно – ролевая игра «Продавец – покупатель» Формирование умения вести диалог -2 ч.
Методическое обеспечение: Слайд – презентация «Сельскохозяйственный продуктовый рынок», разработка сюжетно – ролевой игры «Продавец – покупатель».
РАЗДЕЛ 8. Итоговое занятие (1 ч.)
Практика: – Интерактивная Игровое занятие «Хочу все знать!» - 1 ч.
Методическое обеспечение: План – конспект проведения – игрового занятия «Хочу все знать!» (с использованием мультимедийной презентации).
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Для реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы на базе Чистопрудненского детского сада «Сказка» имеется опытно-огородный участок.
Перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы (в расчете на количество учащихся) :
- доска
- столы ученические в комплекте
- раздаточные материалы по растениеводству и животноводству
- микроскоп
- лабораторная посуда
- приборы, инструменты, посуда, инвентарь
Технические средства обучения:
- Интернет
- ноутбук
- проектор
- доска демонстрационная мультимедийная
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Корнилова В. М. «Экологическое окно» в детском саду
2. Иванова А. И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений» М. 2005г.
3. Тимофеева Л. Л. «Ребенок и окружающий мир. Комплексные занятия в старшей группе».
4. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста». Санкт – Петербург. Детство – Пресс 2008г.
5. Комарова Н. Г., Грибова Л. Ф. «Мир, в котором я живу», М. 2006г.
6. Интернет ресурсы.
,