Милентьева Светлана Владимировна
Программа «Приобщение дошкольников к национально-культурным ценностям Бурятии». Старший дошкольный возраст
Программа разработана для детей старшего дошкольного возраста на тему :
«Приобщение дошкольников к национально-культурным ценностям Бурятии»
В период дошкольного детства у ребенка возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимодействия и закономерности о явлениях окружающей жизни, а также самостоятельно применять полученные знания в доступной практической деятельности. Окружающий мир многообразен. Это и семья, и детский сад, и родной город, это мир взрослых, с которыми ребенок общается, мир предметов, которые помогают ему познавать окружающую действительность.
Публикация «Программа „Приобщение дошкольников к национально-культурным ценностям Бурятии“, Старший дошкольный возраст» размещена в разделах
Приобщение ребенка к человеческим ценностям обусловливает необходимость постижения им норм и ценностей национальной и региональной культур. Понятие «культура» отражает универсальное отношение человека к миру, через которое он создает мир и самого себя. Обращаясь к различным культурам, мы открываем для себя иные миры, в которых жили люди, и системы ценностей. Каждая культура есть способ творческой самореализации человека.
Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями. В чем же заключается сила народной педагогики, народных традиций? Ответ прост: прежде всего, в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Именно цель «облагораживания» человеческой души и утверждалась в народной педагогике.
Национальная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры. Социальную основу проблемы усвоения детьми культурного наследия и преемственности культур составляет разработка вопросов гармонии общечеловеческого и национального, общегосударственного и регионального в трудах философов, историков, культурологов и искусствоведов.
Актуальность
Всё чаще возникает необходимость в том, чтобы ребёнок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, полюбил свою Родину. Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, необходимо сформировать основу для воссоздания культуры, что предполагает знание традиций и обычаев своего народа.
Опыт работы в детском саду по приобщению детей к народной культуре Бурятии является результатом многолетних наблюдений, практических наработок, в основе которых лежит теория развития ребенка как личность, его социализация. Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольником окружающей его социальной действительности имеет решающее значение в становлении основ личности.
С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.
Проанализировав уровень воспитанности детей, я пришла к выводу, что у них недостаточно формируется нравственно-этические чувства, воспитывается любовь к Родине. Данные исследования помогли разработать программу, основанную на приобщении детей к национально-культурным ценностям Бурятии в соответствии с лучшими традициями педагогики.
Программа ориентирована на четыре основные ступени и распределен по блокам:
1. Блок «Мой край Бурятия»
2. Блок «Природа родного края»
3. Блок «Народное декоративно-прикладное икусство Бурятии»
4. Блок «Бурятские национальные игры»
Программа построена на основе главных методических принципов: учет возрастных особенностей детей, доступность материала, постепенность его усложнения.
Цель программы : Раскрыть дошкольнику ценности окружающего мира. Приобщить их к традиционной культуре народа, сформировать представление о себе как представителе своего народа, развивать чувство национального самосознания, миролюбия, толерантности, умение жить и работать в сотрудничестве и согласии с другими людьми.
Задачи программы :
- Вызвать у ребенка стремление быть полноправным членом семьи, иметь свои права и обязанности.
- Воспитывать уважительное отношение к взрослым и сверстникам
- Формировать толерантное отношение к народным традициям, обычаям, особенностям других народов, проживающих в регионе.
- Знакомить с достопримечательностями г. Кяхта, г Улан-Удэ, Бурятии
- Приобщать к этнической культуре бурятского народа (традиции, обычаи, национальная одежда, традиционные народные игры, праздники и др.)
- Развивать интерес дошкольников к народному искусству, начальные ключевые компетентности, творческие способности.
- Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через проведение русских и бурятских народных подвижных игр, знакомство с календарными праздниками их обычаями и традициями
Проект рассчитан на триучебных года с учетом психофизиологических особенностей детей дошкольного возраста. Проект является этнокультурным компонентом, реализуется в вариативной части основной общеобразовательной программы ДОУ, проводится в первой и второй половине дня в различных организационных моментах.
Методический проект на доступном детям уровне знакомит детей с народными играми, народным календарем, основами православной культуры, традициями, бытом, обычаями бурятского народа, крестьянским трудом, способствует развитию познавательных способностей у детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, интерес к самобытной русской и бурятской культуре. «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…» становятся ближе, понятнее ребенку.
Разработаны и отражены в образовательной программе ДОУ и рабочей программе перспективные планы по приобщению к национально-культурным ценностям Бурятии, по народным подвижным играм.
Составлена картотека: бурятских народных, хороводных, малоподвижных, подвижных игр.
Проектом предусматривается развитие интереса к истории жизни и деятельности людей, явлениям природы, воспитания любви к родному краю, городу Кяхта, России, Бурятии.
Основной формой работы остаются занятия, которые проводятся как фронтально, так и подгруппами, и индивидуально. Используются комплексные, сюжетные, тематические и другие виды занятий.
Наряду с занятиями новой формой организации являются праздники: календарные, фольклорные, обрядовые, дни именин и т. д. в фольклорных праздниках принимают участие дети всех возрастов, меняется лишь долевое их участие от возраста к возрасту.
При разработке сценария народного праздника особое внимание уделяется подбору словесно-музыкальных, драматических, игровых и хореографических произведений обрядово-календарного фольклора. Произведение соответствует содержанию праздника, высокохудожественные, интересные и доступные для ребят.
Главным показателем успешности праздника является эмоционально окрашенность атмосферы. Эту атмосферу определяет естественность поведение детей, заинтересованность, радостные эмоции, рождаемые действиями персонажа. Чем больше на празднике сюрпризов, тем больше праздник соответствует главному назначению – радовать детей.
Насыщенность народного праздника творческими импровизациями, сюрпризными моментами стимулирует интерес детей, усиливает их впечатления и переживания, обогащает художественное и эстетическое восприятие. А главное, обеспечивает естественное приобщение детей к национальным традициям, утверждает в их сознании фундаментальные, духовные и эстетические ценности.
Особое внимание уделяется укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей. Что формирует положительное отношение друг к другу.
Формы подведения итогов реализации программы :
- Участие в предлагаемых конкурсах совместно с родителями;
- Дни открытых дверей;
- Совместные праздники и встречи с родителями;
- Спортивные соревнования и состязания;
- Фото (видео) выставки.
- Посещение музеев, творческих выставок, театров;
- Праздники, досуги, игры и развлечения;
- Беседы, анкетирование педагогов, родителей и детей;
- Детские, детско-взрослые проекты;
- Родительские встречи, заседания клуба «Молодая семья»;
- Мастер - классы;
- Гостиные;
- Круглые столы;
Диагностические методики:
-Наблюдения за детьми;
- Индивидуальные беседы;
- Тематические занятия, беседы, занятия-путешествия, занятия-викторины;
- Игровые тестовые задания, дидактические игры;
-Вопросы поискового характера;
-Игровая деятельность (подвижные игры, игры-забавы, игры нашего двора и т. д.);
-Рассматривание иллюстраций, фотографий, картин народных праздников;
- Чтение художественных произведений;
Методы проведения диагностики родителей:
- беседы с родителями
- анкетирование
- круглый стол
- мастер – классы
- родительские собрания
Ожидаемый результат.
- Дошкольник обладает творческими способностями, начальными ключевыми компетентностями.
- Эмоционально отзывчивый к своей семье, к старшим и своим сверстникам.
- Сформированы знания и представления об этнической культуре, духовных ценностях народа и своей малой родине
- Способный управлять своим поведением, соблюдать общепринятые нормы и правила поведения в бытовых ситуациях, в общественных местах.
-Создание позитивного сообщества между взрослым и ребёнком в процессе реализации проекта.
-Использование детьми в речи стихов, потешек, считалок. загадок.
-Умение играть в бурятские подвижные игры.
- Знание истории бурятского национального костюма, головного убора, обуви.
- Может изготавливать аппликации, поделки из различных материалов.
- Обогащение развивающей среды группы.
Методическое обеспечение программы :
Методы и приемы.
- Беседы,
- Наблюдения,
- Экскурсии,
- Подвижные игры,
- Сюжетно-ролевые игры,
- Дидактические игры,
- Игры-драматизации,
- Театральные постановки,
- Выставки,
- Презентации.
- Чтение художественной литературы,
- Совместные праздники, развлечения с родителями.
-Участие в предлагаемых конкурсах совместно с родителями;
- Встречи с родителями;
- Спортивные соревнования;
- Фото выставки.
- Посещение музеев, творческих выставок;
- Праздники, досуги, игры и развлечения;
- Консультации для педагогов, родителей;
- Проекты;
- Родительские собрания;
- Мастер - классы;
-Слушание народной музыки;
- Пение народных песен;
- Народная хореография (танцы, хороводы,
Дидактический материал.
- Уголок родного края в групповых комнатах;
- Различные фото подборки (семейные, о родном крае);
- Атрибуты, костюмы к театральным постановкам;
-Атрибуты к сюжетно-ролевым играм;
-Настольно-печатный материал к дидактическим играм;
- Маски, атрибуты к подвижным играм;
- Диски с различными презентациями, сделанные совместно с родителями;
- Серия картин «Мир в картинках», «Рассказы по картинам»;
- Набор театров «Пальчиковый театр», «Кукольный театр», «Фланелегрф»; «Теневой театр», «Настольно-печатный театр», «Куклы-марионетки» .
Литература
1. М. Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста : Практическое пособие. – М. : Айрис-пресс, 2003.
2. О. Л. Князева, М. Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ. : Детство-Пресс,2004.
3. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/Авт. сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маханева, О. Н,Корепанова и др. –СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
4. Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту: План-программа. Конспекты занятий. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Николаева С. Р., Катышева И. Б., Комбарова Г. Н., и др. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
5. Нацонально-культурные ценности Бурятии в воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста. / учебно-методическое пособи авт. -сост. : З. И. Пазникова, Р. И. Карпова, С. А. Ступина. – Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2010.
6. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н. В., Есаулова Н. А., Потапова Н. Н. учебное пособие. – М. : Педагогическое общество России, 2005.