Татьяна Есина
Программа театрального кружка «Мини-театр» для детей ограниченных возможностей
▼ Скачать + Заказать документы
Программа театрального кружка "Мини- театр»" для детей ограниченных возможностей.
Разработана педагогом доп. образования (музыкотерапия)
ГКУСО МО «Чеховский СРЦН «Аистёнок»
ЕСИНОЙ Т. Н.
Содержание:
Актуальность проблемы
Цель и задачи программы
Условия реализации программы
Сроки реализации
Количество мероприятий и занятий
Материально-техническое обеспечение
Основные формы и методы
Публикация «Программа театрального кружка „Мини-театр“ для детей ограниченных возможностей» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Театр. Кружковая работа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театральные студии и кружки для детей. Планы, программы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2020
Интеграция с другими образовательными деятельности
Прогнозируемый результат
Перспективный план
Актуальность проблемы.
Одной из задач ГКУСО МО «Чеховский социально– реабилитационный центр для несовершеннолетних «АИСТЕНОК» является психолого-медико-педагогическая помощь семье и детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, детям – инвалидам, имеющим различные формы социальной дезадаптации. Центр осуществляет социальную реабилитацию несовершеннолетних с ОВЗ, которая включает образовательные, физкультурно-оздоровительные, социально-культурные компоненты. Стрессы у детей и подростков, полученные в результате заболевания или негативных сторон нашей жизни, приводят к росту школьных неврозов, характеризующихся потерей интереса к учебе, общей апатией, раздражительностью и агрессивностью, нарушению взаимоотношений с окружающими и близкими. Решение проблем профилактики и реабилитации несовершеннолетних детей и подростков идет через поиски всевозможных путей преодоления негативных последствий стрессогенных факторов общественной жизни. Одним из таких приоритетных видов работ в этом направлении является арт-терапия, представляющая собой целый комплекс методов и приемов вовлечения подростков в различные виды деятельности, благодаря которым удается заблокировать, погасить, переключить зоны отрицательных переживаний мозга и наполнить сознание положительно окрашенными чувствами и мыслями. Разработанная и составленная программа театрального кружка «Мини- театр» тем и актуальна, что создает условия для развития у детей и подростков эмоциональной сферы, формирования у них эстетического отношения к действительности, цивилизованного свободного поведения в обществе, гармонизации отношений с близкими. В системе коррекционно- воспитательной работы с проблемными детьми в последнее время усилился интерес их эмоциональной сферы и коррекции имеющихся отклонений путем использования театральных видов деятельности. Включение приемов театрализации в повседневную жизнь детей делает ее более яркой, динамичной, насыщает положительными эмоциями, а главное, дает ребенку возможность приобрести личный опыт вхождения в ту или иную ситуацию, вживания в определенную роль, адекватно взаимодействуя с партнером, находящимся в образе определенного персонажа. Это в свою очередь, способствует развитию у детей и подростков познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, речи, элементов воображения, формирует навыки позитивного поведения в обществе.
Цель программы:
Развитие творческих способностей детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья средствами театральной деятельности. Стимулирование сенсорно- познавательной сферы детей и подростков с ОВЗ через включение в музыкально- театрализованную деятельность.
Задачи программы:
• Последовательно знакомить детей с различными видами театра, историей возникновения театра.
• Научить детей и подростков основам кукловождения.
• Развивать актерские способности детей средствами выразительности (мимикой, интонацией, жестами, пантомимикой).
• Подводить детей к созданию выразительного образа в этюдах, драматизациях.
• Развивать танцевальное творчество, побуждая создавать танцевальные образы персонажей пластикой своего тела, театральными куклами (ростовыми и перчаточными).
• Воспитывать эмоционального, чуткого, уравновешенного человека и дать возможность реализовать себя с помощью музыки, ощутить гармонию и красоту. Тем самым, снижая тревогу и напряженность, раздражительность и агрессивность в поведении.
• Развивать навыки цивилизованного и свободного поведения в обществе, улучшение взаимоотношения между подростками и близкими.
• Поддерживать желание детей и подростков с ограниченными возможностями выступать перед своими сверстниками, родителями и приглашенными гостями Центра.
Условия реализации программы
Место проведения основных мероприятий программы Чеховский СРЦН «Аистенок» в период летнее - оздоровительного лагеря (три смены по 21 дню пребывания) для детей и подростков с ОВЗ от 7 - 14 лет
Сроки реализации:
Программа может быть реализована как в течение одной летне-оздоровительной лагерной смены, так и действовать, как долгосрочная программа в течении всего года, в зависимости от подбора детей, их возрастной группы, умственных и физических возможностей.
Количество мероприятий и занятий:
Итоговые творческие мероприятия проводятся в конце летнее- оздоровительной смены, один раз в месяц,
Занятия театрального кружка проходят еженедельно (в каждой возрастной группе, по 3-4 раза в неделю, согласно составленному расписанию).
Продолжительность мероприятий и занятий: 30 - 60 минут, в зависимости от возрастной группы.
Материально-техническое обеспечение
В Центре для несовершеннолетних «Аистенок» для проведений занятий театрального кружка имеется зал, в котором предусмотрено место для методической работы педагога, индивидуальных и групповых видов работ с детьми, а также проведения праздников и различных мероприятий.
Зал оснащён всеми необходимыми видами техники:
- телевизор
- аудио магнитофон
- акустическая музыкальная колонка
- планшет
- система Караоке
- синтезатор
- проектор
Для проведения театрализованных постановок зал оснащен:
-хорошим освещением
- кулисами
- театральной ширмой
Имеется библиотека специальной нотной и музыкально-методической литературы, куда входят сценарии театральных постановок. А так же все необходимые атрибуты для проведения занятий по развитию музыкальных и творческих способностей детей и подростков театрального кружка «Мини-театр»:
• декорации к спектаклям
• детские музыкальные инструменты,
• музыкально-дидактические игры,
• раздаточные и демонстративные материалы,
• костюмы сказочных героев для детей младшего и старшего школьного возраста (головные уборы, маски, накидки и тд)
• ростовые и перчаточные куклы
Зал соответствуют требованиям СанПиНа, охраны труда, пожарной безопасности, правилам охраны жизни и здоровья воспитанников.
Основные формы театральной деятельности:
Традиционные:
- коррекционно-развивающие групповые занятия
- индивидуальные занятия
- занятия по подгруппам
Нетрадиционные :
-показ музыкально-театрализованных и кукольных представлений
- встречи в музыкальной гостиной
- музыкально-познавательные конкурсы и викторины
- тематические праздники и творческие вечера
- посещение театра
Методы
Традиционные:
-пальчиковая гимнастика
- дыхательная гимнастика
- артикуляционные и имитационные упражнения
-голосовой тренинг
-репетиции и др.
Нетрадиционные:
- музыкотерапия
- куклотерапия
-вокалотерапия
- сказкотерапия
-танцевальная терапия и релакс
Интеграция с другими образовательными областями.
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по различным образовательным областям.
1. Художественно-эстетическое развитие - музыка - дети учатся слышать в музыке эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой, отмечают разнохарактерное содержание музыки, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ.
При подготовке декораций к спектаклю дети знакомятся с репродукциями картин, близкими по содержанию сказки или театрализованной постановки.
2. Речевое развитие - у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек.
Ознакомление с художественной литературой - дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля.
3. Ознакомление с окружающим миром - дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание театральных игр и упражнений.
4. Физическое развитие хореография - дети учатся через движения передавать образ какого-либо героя, его характер, настроения.
Прогнозируемый результат
Благодаря занятиям театрального кружка, у несовершеннолетних детей формируется чувство уверенности в себе, ответственности перед коллективом, повышается умственная и эмоциональная активность, развивается монологическая и диалогическая речь. Ребенок освобождается от комплексов робости, скованности.
Встреча с театральной куклой помогает снять напряжение, создать радостную атмосферу, развить творческие способности, сформировать уважительное отношение друг к другу, что способствует коррекции поведения несовершеннолетних. Формируется чувство востребованности своих способностей, большую роль играет в этом поддержка близких.
На всех мероприятиях родители являются активными участниками. Они оказывают существенную помощь в изготовлении реквизитов и декораций.
Приглашая своих родных на показ спектакля, у ребенка повышается самооценка, формируется чувство гордости, дети чувствуют еще большую ответственность за успех спектакля.
Слушая на занятиях музыку различных стилей (от классики до фольклора, дети соединяются с прекрасным миром музыки, приобретая положительные эмоции, внутренний покой, душевное равновесие, радость.
Встречи, проводимые в музыкальной гостиной, способствуют формированию новых чувств, гармонии, понимания красоты.
Таким образом, работа по программе «Мини- театр», является составной эстетического отношения к действительности, цивилизованного свободного поведения в обществе, гармонизаций отношений с близкими. Программа по театральной деятельности благотворно способствует развитию музыкальных и творческих способностей несовершеннолетних детей и подростков с ОВЗ.