Кудинова Юлия Леонидовна
Программа «Театральная мастерская»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Данная программа «Театральная мастерская» разработана на основе основной образовательной программы дошкольного образования МКДОУ д/с№156 и определяет содержание и организацию образовательной деятельности по направлению художественно- эстетическое развитие детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности.
Публикация «Программа „Театральная мастерская“» размещена в разделах
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2021
Художественно- эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность, которая является неисчерпаемым источником развития чувств переживаний, эмоциональных открытий для ребёнка, она помогает расширять кругозор, формирует чувства успешности, социализации в обществе; позволяет формировать опыт социального поведения ребёнка, так как каждое литературное произведение имеет нравственную направленность.
Чем раньше начать развивать детское творчество, тем больших результатов можно достигнуть. Любимые герои литературных произведений становятся образцами для подражания и отождествления.
Еще одной из самых важных потребностей детей является потребность
взаимодействия со сверстниками. В этой связи приоритетной задачей воспитания является развитие у детей коммуникативных качеств, которые помогут в общении со сверстниками, развивает навыки публичного выступления и творческого содружества.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми иными документами:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. От 02.05.2015)«Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»(зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013г. ,регистрационный №30384).
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций 2.4.1.3049-
13 (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г № 26).
Устав Организации.
Рабочая программа реализуется на русском языке -государственном языке Российской Федерации. Содержание образования носит светский характер. Нормативный срок реализации Программы–4года.
Цель
Формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие
психических и физических качеств детей в соответствии с их возрастными индивидуальными особенностями средствами театрального искусства.
Задачи
Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа,а также их исполнительские умения.
Ознакомить детей с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.)и театрального искусства в
соответствии с возрастом.
Формировать познавательный интерес к окружающему миру, к художественной литературе, театральному искусству посредством театрализации.
Формирование коммуникативных навыков, ценностей совместного творчества детей и их родителей через театрализованную деятельность.
Обогащать словарь, совершенствовать диалогическую речь.
Формировать общую культуру личности ребёнка в нравственно –эстетическом,культурно–историческом аспекте.
Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов.
АКТУАЛЬНОСТЬ
В современном мире прогрессивного внедрения цифровых инновационных технологий расширяется доступность ресурсов, которые открывают возможность и многогранность развития и реализации личности, способствующей раскрытию творческого потенциала,расширениюкругозораидуховнообогатитьсвоеотношенияк миру.
Гаджеты занимают большое место в жизни детей. Многие дети великолепно владеют виртуальным пространством интернета, но наряду с массой положительных тенденций, присутствуют отрицательные факторы, влияющие на формирование личности подрастающего поколения. Бесконтрольное посещение детьми виртуального пространства интернета чаще всего формирует в характере ребёнка ряд ложных образцов поведения в обществе, подменяя систему ценностей в жизни. У таких детей чаще всего отсутствует целостного представления организации человеческих отношений. Дети, проводящие длительное время дома с гаджетами более раздражительные, агрессивные, бескомпромиссные, быстро утомляемые, малообщительные.
Театр имеет большое значение в жизни ребёнка. Театральная деятельность развивает личность ребёнка, прививает устойчивый интерес к литературе, развивает умственные способности, речь, способствует координации движения, развивает творческие способности и воображение. Также является неисчерпаемым источником развития чувств переживаний, эмоциональных открытий, она помогает расширять кругозор, формирует чувства успешности, социализации в обществе; позволяет формировать опыт социального поведения ребёнка, так как каждое литературное произведение имеет нравственную направленность. Поэтому так важно приобщать ребёнка с самого раннего возраста к музыке, литературе, театру. Чем раньше начать развивать детское творчество, тем больших результатов можно достигнуть. Любимые герои литературных произведений становятся образцами для подражания и отождествления.
Еще одной из самых важных потребностей детей является потребность взаимодействия со сверстниками. В этой связи приоритетной задачей воспитания является развитие у детей коммуникативных качеств, которые помогут в общении со сверстниками, развивает навыки публичного выступления и творческого содружества.
Атмосфера театрально-игровой деятельности, подготовка к спектаклю, работа
над ролью, где ребенок может чувствовать себя в совершенно ином качестве, чем в реальной жизни, коллективность переживаний перед театрализованным
действием, ответственность, возможность самореализации–все это благотворно
влияет на детей. Участие в спектакле позволяет ребенку проявить свои способности в разных видах художественной деятельности.
Таким образом, разработанная мной программа «Театральная мастерская» направленная на формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств у детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями средствами театрального искусства. Активное взаимодействие всех участников образовательного процесса позволяет обогатить детский опыт, реализовать на практике полученные навыки и несёт в себе педагогическую ценность для воспитанников, родителей, воспитателей, музыкальных руководителей. Это позволяет наиболее успешно реализовать приоритетное художественно – эстетическое направление работы детского сада.
Характеристики возрастных особенностей детей дошкольного возраста
(3-7 лет)
В младшем дошкольном возрасте у детей начинают развиваться эстетические чувства, художественное восприятие, при содействии взрослых возникают положительный эмоциональный отклик на литературные произведения. Дети знакомятся с элементарными средствами выразительности (движение, жесты).Впервые посещают кукольные спектакли.
Происходит начало развития навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов: идет медведь, крадется кошка, клюют зернышки цыплята и т. д. и эмоционального состояния человека.
Подруководствомпедагогаудетейвозникаютигрынатемыпомотивамлитературныхпроизведений (потешек, песенок,сказок,стихов).Используя обучающие игры взрослый показывает способы ролевого поведения, поощрятьпопыткидетейсамостоятельноподбиратьатрибутыдлятойилиинойроли.
Присозданииусловиядляпроведениятеатрализованнойигрыудетейформируетсяумениеследитьзаразвитиемдействиявиграх-драматизациях и кукольных спектаклях. Впервые пробуют с помощью воспитателя инсценироватьидраматизироватьнебольшие отрывки из народных сказок.
Детипробуютприемывождениянастольныхкукол,действия с элементами костюмов (шапочки, воротнички и т. д.) и атрибутами как внешними символами роли. У детей возникает стремление выступать перед куклами и
сверстниками, импровизировать на несложные сюжеты песен, сказок. Развивается диалогическая речь. Младшие дошкольники знакомятся с театром
через мини-спектакли и представления,а также через игры-драматизации по произведениям детской литературы.
В этом возрасте воспитывается умение слушать новые сказки, рассказы, стихи,следить за развитием действия,сопереживать героям произведения, читать наизусть потешкии небольшие стихотворения.
От 4– 5 лет.
В этом возрасте продолжает развиваться интерес детей к театрализованной игре путем приобретения более сложных игровых умений и навыков (способность воспринимать художественный образ, следить за развитием и
взаимодействием персонажей). Появляются знания о жанрах литературных произведений: стихи,проза,загадки,профессии артиста.
Формируются умения эмоционально-образного исполнения сценок, использования мимики и пантомимы (зайка веселый и грустный, хитрая лисичка,сердитый волк и. т. д.).Обучаются инсценированию песен и постановке небольших музыкальных спектаклей.
Под руководством педагога дети учатся объединяться в игре, распределять роли,выполнятьигровыедействиявсоответствиисролью,подбирать предметы и атрибуты для игры.
Воспитываются дружеские взаимоотношения между детьми, развивается умение считаться с интересами товарищей.
Использование педагогом в театрализованных играх музыкальных, словесных,зрительных образов, способствуетразвитиюудетейнеобходимыхпсихическихкачеств:восприятия,воображения,внимания,мышления;исполнительских навыков (ролевого воплощения) и ощущений (мышечных, чувственных).
Дети учатся разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям; использовать для воплощения образа известные выразительные средства (интонацию, мимику, жест, самостоятельно выбирать роли,сюжет,средства перевоплощения.
В этом возрасте начинает развиваться режиссерская игра. Дети в театрализованных играх начинают использовать образные игрушки и би ба бо.
Продолжается накопление эмоционально-чувственного опыта, понимания детьмикомплексавыразительныхсредств,применяемых в спектакле.
Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему. Речь становится предметом активности детей. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Совершенствуется отчетливое произнесение слов и словосочетаний, диалогическая речь. Продолжают знакомиться с культурным явлением - театр,его атрибутами,людьми, работающими в нем,правилами поведения.
От 5–6 лет.
В старшем дошкольном возрасте формируется умение использовать в своей театрализованной деятельности средств выразительности характеризующие художественный образ и подбирать материал для самостоятельной деятельности. Развиваются навыки инсценирования,умения изображать сказочных животных и птиц,эмоции,возникающие входе игровых действий с персонажами.
Побуждать к инсценированию содержания песен,хороводов.
Формируется умение развивать сюжет на основе знаний, полученных из литературных произведений.
Развивается интерес к театрализованной игре посредствам выполнения игровых действий. Дети выражают желание попробовать себя в разных ролях.
В этом возрасте педагог ставит перед детьми художественные задачи, применяет смену тактики работы над спектаклем.
Формируется умение работать в творческой
группе по подготовке и проведению спектаклей, использовать все имеющиеся возможности.
Развиваетсяумениевыстраиватьлиниюповедениявроли,используя атрибуты,
детали костюмов, сделанные своими руками.
Педагогом создаются условия для выступлений детей перед сверстниками, родителями и другими гостями в которых совершенствуются артистические качества,раскрываются творческий потенциал детей.
Продолжает развиваться фонематический слух, интонационная выразительность речи, монологическая речь.
От 6–7 лет.
Дети седьмого года жизни активно участвуют в творческой деятельности по собственному желанию и под руководством взрослого.
Формируются навыки художественного исполнения различных образов при инсценировании песен, театральных постановок.
Дети учатся импровизировать под музыку соответствующего характера (соответственно роли).
Поощряется проявление детьми самостоятельности в организации всех видов игр, инициативы, организаторских способностей.
Продолжают учиться брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом; использовать атрибуты.
Совершенствуются умения самостоятельно выбирать сказку,стихотворение, песню для постановки; готовить необходимые атрибуты и декорации для будущего спектакля; распределять между собой обязанности и роли.
Развивается творческая самостоятельность, эстетический вкус в передаче образа. Формируются умения использовать средства выразительности (поза,жесты,мимика,интонация,движения).
Дети активно осваивают диалогическую и монологическую речь, выразительные средства языка.
Отрабатывается дикция: внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями.
Продолжаются совершенствоваться художественно-речевыеисполнительскиенавыкидетейпричтениистихотворений,в драматизациях (эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонацией,жестом,мимикойпередатьсвоеотношениексодержаниюлитературнойфразы).
Планируемые результаты освоения программы детьми 3-7 лет
Целевые ориентиры к четырем годам ребенок:
имитирует характерные действия персонажей;
передает эмоциональное состояние человека;
запоминает значительные отрывки из любимых произведений;
разыгрывает с помощью воспитателя знакомые сказки;
знаком с элементарными средствами выразительности (движение,жесты);
пытается самостоятельно подбирать атрибуты для роли;
проявляет интерес к театрализованной игре;
знает приемы вождения настольных кукол;
действует с элементами костюмов и атрибутами как внешними символами роли;
слушает сказки, рассказы, стихи, следит за развитием действия,сопереживает героям произведения;
спомощьювоспитателяинсценируетнебольшиеотрывкиизсказок;
читаетнаизустьпотешкиинебольшиестихотворения.
Целевые ориентиры к пяти годам ребенок:
имитирует голоса животных, интонационно выделяет речь тех или иных персонажей;
проявляет желание участвовать в кукольных спектаклях;
знаком с профессией артист;
различает жанры литературных произведений: стихи, проза,
загадки;
использует мимику и пантомиму при исполнении сценок;
объединяется в игре с другими детьми, выбирает роль, выполняет игровые действия в соответствии с ролью;
умеет подбирать предметы и атрибуты для игры;
считается с интересами товарищей;
владеет исполнительскими навыками (ролевое воплощение, действие в воображаемом плане);
разыгрывает несложные представления по знакомым литературным произведениям;
использует для воплощения образа известные выразительные средства (интонацию,мимику,жест).
понимает эмоциональное состояние персонажа;
использует в театрализованных играх образные игрушки и
бибабо;
пересказывает наиболее выразительные и динамичные отрывки из
сказок.
Целевые ориентиры к шести годам ребенок:
соотносит художественный образ и средства выразительности, характеризующие его;
создает творческую группу для подготовки и проведения спектаклей,использует все имеющиеся возможности;
выстраивает линию поведения в роли, использует атрибуты, детали костюмов;
свободно чувствует себя в роли,импровизирует;
с желанием выступает перед сверстниками, родителями и
другими гостями;
владеет интонационной выразительностью речи;
выразительно, с естественными интонациями читает стихи, участвует в чтении текста по ролям,в инсценировках.
Целевые ориентиры к семи годам ребенок:
активно участвует в творческой деятельности по собственному желанию и под руководством взрослого;
владеет навыками художественного исполнения различных образов
при инсценировании песен,театральных постановок;
самостоятельно находит способ передачи в движениях определенных образов;
самостоятельно организует все виды игр в том числе
театрализованные;
умеет брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом;использовать атрибуты;
умеет выбирать сказку, стихотворение для постановки;
готовит необходимые атрибуты и декорации для будущего
спектакля;
распределяетобязанностииролимеждусверстниками;
использует средства выразительности (поза, жесты, мимика,
интонация,движения);
использует в театрализованной деятельности разные виды театра (бибабо, пальчиковый,баночный, театркартинок,перчаточный, кукольный и др.);
осваивает выразительные средства языка.
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов
Оценка качества освоения детьми данной программы осуществляется с помощью педагогической диагностики, используемой как профессиональный инструмент педагога с целью получения обратной связи от собственных педагогических
действий и планирования дальнейшей индивидуальной работы с детьми по программе.
Форма проведения мониторинга представляет собой наблюдение за активностью ребенка, анализ продуктов детской деятельности и специальные педагогические пробы,организуемые педагогом.
Инструментарием для педагогического мониторинга являются карты наблюдения.