галина козынцева
Программа совместной деятельности «Опытно-экспериментальная деятельность» в подготовительной группе (6–7 лет)
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Шадейская СОШ»
Зам. директора
МБОУ «Шадейская СОШ»
___ А. В. Кожевникова
«___» ___2018г
Программа
совместной деятельности
«Опытно-экспериментальная деятельность»
в подготовительной группе (6 – 7 лет)
Разработали воспитатель :
Г. А. Козынцева,
2018г
Пояснительная записка
Что я слышу – забываю.
Что я вижу – я помню.
Публикация «Программа совместной деятельности „Опытно-экспериментальная деятельность“ в подготовительной группе (6–7 лет)» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
Что я делаю – я понимаю.
Конфуций
Личность ребёнка формируется и развивается в процессе деятельности. Через деятельность ребенок осознает, уточняет представления об окружающем мире и о самом себе в этом мире. Задача педагога предоставить условия для саморазвития и самовыражения каждому дошкольнику. Одним из таких побуждающих и эффективных, близких и естественных для детей условий, является экспериментальная деятельность.
М. Монтессори отмечала: «Если наблюдать за трехлетним ребенком, можно увидеть, что играет он всегда с каким-нибудь предметом. Это означает, что с помощью рук он обрабатывает, вводит в свое сознание то, что его неосознанный разум уже успел впитать в себя прежде. В процессе этого труда он делает себя сознательным, он творит из себя Человека. Таинственная, могучая сила ведет ребенка, и постепенно он сам овладевает ею. С помощью собственных рук и собственного опыта он становится разумным человеком».
Программа направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Актуальность программы.
Детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, таких, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.
Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне со взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.
Цель: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи:
Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.
Развивать у детей познавательные способности: анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение.
Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности : в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применение в деятельности.
Активизировать речь и обогащать словарь детей.
Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
Формировать опыт выполнения правил техники безопасности, при проведение опытов и экспериментов.
Воспитывать у детей экологическую культуру через любовь и интерес к природе, через познание окружающего мира.
Продолжать вовлекать детей в исследовательскую деятельность. Формировать умение ставить перед собой цель, находить пути её реализации и делать самостоятельные выводы.
Через опыты дать детям элементарные представления о некоторых физических свойствах предметов (магнит, компас, термометр). Уточнить представления о свойствах воды, воздуха, песка, глины, почвы. Познакомить детей с защитными свойствами снега.
Помочь детям осознать, какое место занимает человек в природе, и показать результаты положительного и отрицательного воздействия человека на природу.
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Этапы и сроки реализации программы :
Срок реализации программы – 1 год (сентябрь 2018год - май -2019 год).
Программа рассчитана на детей 6 – 7 лет (подготовительная группа).
Совместная деятельность проводится 2 раза в месяц, продолжительностью –30минут.
Организация работы в ходе реализации программы предполагает – 3 этапа:
Организационный этап.
Подбор и анализ литературы, иллюстраций. Анкетирование родителей, первичная диагностика детей. Разработка конспектов совместной деятельности, картотеки, кары-схемы.
Практический этап.
Проведение совместной деятельности, совместные с родителями мероприятия (мастер-класс) по программе.
Аналитический этап.
Анкетирование родителей, повторная диагностика детей. Организация фотовыставок.
Направление деятельности и их содержание.
Направленность данной программы – исследовательская, обеспечивающая более глубокие знания, умения по опытно- экспериментальной деятельности. Работа по развитию опытно-экспериментальной деятельности строится на совместной деятельность педагога и ребенка, самостоятельная деятельность ребенка строится индивидуально в зависимости от его интересов и характера возникающих трудностей. При планировании учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей, их подготовленность, учитываются интересы, как отдельных детей, так и группы в целом.
От качества сотрудничества между педагогом и ребенком в процессе совместной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности зависят его положительные результаты.
Структура совместной деятельности с детьми гибкая, меняется в зависимости от поставленных целей, задач, включает в себя 3 части:
вводная часть – организационный момент, создание эмоционального настроения, объяснение нового материала, мотивация;
основная часть – практическая – самостоятельная, творческая деятельность детей под руководством педагога, ведется индивидуальная работа по раскрытию замысла каждого ребенка;
заключительная часть – определяется эффективность проведенной работы, проводится анализ полученных результатов.
Структура совместной деятельности
Вводная часть Вступительная беседа об опытно-экспериментальной деятельности, о материале с которым предстоит работать. Последовательный показ приёма выполнения работы с комментариями педагога. Мотивация.
Основная часть Самостоятельная творческая деятельность детей. В процессе работы педагог напоминает детям последовательность выполнения опытов и экспериментов, осуществляет контроль за её выполнением. Педагог помогает детям в осуществлении их замысла.
Заключительная часть Анализ проделанной работы, закрепление последовательности выполнения опыта - алгоритм. Уборка рабочего стола.
Форма организации детей:
Групповая (организация работы в подгруппах, парах).
Индивидуальная (индивидуальное выполнение заданий)
Фронтально-индивидуальная (каждый ребенок выполняет порученное ему задание, а затем совместно обсуждают правильность выполнения опыта).
«Игры-эксперименты» – это игры на основе экспериментирования с предметом (предметами). Основное действие для ребёнка – манипуляция с определенным предметом на основе сюжета.
«Игры-путешествия» – заключаются в том, что ребёнок совершает прогулку в мир вещей, предметов, манипулирует с ними, разрешает проблемную игровую ситуацию в ходе такого условного путешествия, обретая необходимый опыт деятельности.
Простейшие поисковые и проблемные ситуации для дошкольников – основное действие – отгадывание и поиск. Всякая проблема и поиск для ребёнка сопровождаются словами – «найди» и «угадай».
Игры с моделированием – моделирование предполагает замещение одних объектов другими (реальных – условными).
«Игра-этюд» – это небольшая драматизация на основе стихотворного текста, которая осуществляется детьми совместно с педагогом.
Проблемная ситуация – это форма совместной деятельности педагога и детей, в которой дети решают ту или иную проблему, а педагог направляет детей на решение проблемы, помогает приобрести новый опыт, активизирует детскую самостоятельность.
Методы и приё мы обучения:
словесные (устное изложение, беседа, рассказ и т. д.)
наглядные (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ – выполнение педагогом опыта или эксперимента, работа по образцу и др.)
объяснительно-иллюстративные (дети воспринимают и усваивают готовую информацию).
репродуктивные – (дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности).
частично – поисковые (участие детей в коллективном поиске, решения поставленной задачи совместно с педагогом).
исследовательские (экспериментальный, самостоятельная творческая работа детей).
практические (выполнение работ по картам и схемам и др.)
Предполагаемый результат:
Вывести детей на более высокий уровень познавательной, исследовательской активности.
Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития
мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие,
развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе.
Обогатить предметно – развивающую среду в группе.
Расширение представлений о предметах и явлениях природы и рукотворного мира, выявляя их взаимосвязи и взаимозависимости.
Сформированное умение сверять результат деятельности с целью и корректировать свою деятельность.
Развитые навыки анализа объекта, предмета и явления окружающего мира, их внутренних и внешних связей, противоречивости их свойств, изменения во времени и т. п.
Сформированное умение по обозначенной цели составлять алгоритм, определяя оборудование и действия с ним. Обнаруживать несоответствие цели и действий и корректировать свою деятельность.
Развитые навыки самостоятельного (на основе моделей) проведения опытов с веществами (взаимодействие твердых, жидких и газообразных веществ, изменение их свойств, при нагревании, охлаждении и механических воздействии).
Материально – технические ресурсы
Приборы - «помощники» : лабораторная посуда, весы, микроскоп, лупа, емкости разных объемов и форм, пипетки, колбы, термометр мерные ложки и т. д. ;
природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена;
бросовый материал: проволока, меха, ткани, пробки И Т. Д. ;
разные виды бумаги, ткани;
прочие материалы: зеркала, воздушные шары, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи, магниты, нитки, и т. д.
Дополнительные ресурсы:
Детские фартуки и нарукавники из влагозащитой ткани, перчатки, салфетки, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.
Карточки - схемы проведения экспериментов.
Модель реализации программы
Направления работы Содержание деятельности Срок исполнения
1. Работа с детьми 1. Диагностика с целью отслеживания результатов практических навыков 2 раза в год (сентябрь, май)
2. Рассматривание альбомов, иллюстраций по опытно-экспериментальной деятельности В течение учебного года
6. Экспериментальная деятельность детей В течение учебного года
7. Составление пошаговых схем опытов В течение учебного года
8. Творческие отчеты – организация детского мастер-класса 1 раз в год (май)
2. Сотрудничество с родителями
1. Помощь в оборудовании и оснащении материалом экспериментального уголка в группе. В течение учебного года
1. Выступление на родительских собраниях В течение учебного года
2. Мастер-класс для родителей по опытно-экспериментальной деятельности
3. Круглый стол с семьями воспитанников 1 раз в год
3. Методическое сопровождение
1. Обогощение предметно-развивающей среды В течение реализации программы
2. Использование художественного слова стихов, загадок, пословиц В течение учебного года
3. Картотека опытов и экспериментов Май
4. Конспекты совместной деятельности В течение реализации программы
5. Консультационный материал для педагогов В течение реализации программы
6. Консультационный материал для родителей В течение реализации программы
4. Работа с педагогами
1. Выступления на педагогических советах, методических объединениях В течение учебного года
2. Консультации для педагогов В течение реализации программы
3. Педагогическая мастерская (обмен творческими находками) В течение реализации программы
4. Работа в творческой группе педагогов В течение реализации программы
5. Мастер-класс для педагогов по опытно-экспериментальной деятельности 1 раз в год
Планирование совместной деятельности на 2018-2019 учебный год
Месяц Тема, неделя Цель Содержание работы с детьми Форма работы с родителями Совместная деятельность с родителями
Сентябрь
2 неделя
«Лед-вода-пар» Формирование представлений об агрегатных состояниях воды. Развитие представлений о сериационном изменении воды. Игра «Лед-вода-пар». Повторение стихов о льде, воде и паре.
Опыт «Лед легче воды» Пополнение коллекции «Разные камни» Беседа дома с детьми «Кто такие ученые», «Что такое эксперимент?»
4 неделя
«Игра в школу» Формирование представлений об агрегатных состояниях воды. Усвоение значений символов льда, воды и пара, нагревания и охлаждения. Построение сериационного ряда изменений агрегатных состояний воды. Игра «Твердое – жидкое»
Опыт «Испарение»
Октябрь 2 неделя
«Свойства веществ» Формирование представлений о свойствах твердых и жидких веществ. Развитие экологического сознания. Развитие способностей к преобразованию. Опыты «Фильтрование воды», «Свойства воды, льда»
Сшить фартуки для «ученых» Домашнее задание: обратить какую форму принимает вода в кастрюле, в стакане, в тарелке при замерзании
4 неделя
«Строение веществ» Расширение представлений о строении знакомых веществ в процессе изучения их с помощью лупы. Развитие способностей к преобразованию. Опыт «Свойства песка и глины»
Ноябрь
2 неделя
«Конденсация» Формирование представлений о конденсации воды – превращение пара в воду при охлаждении пара. Развитие способностей к преобразованию. Опыт «Испарение» Пополнение коллекции «Бумажная страна» Домашнее задание провести с ребенком опыт по конденсации пара
4 неделя
«Сказка об Илье Муромце и Василисе Прекрасной» Закрепление представлений об испарении и конденсации. Формирование представлений о воздухе. Развитие способностей к преобразованию. Чтение сказки
Опыт «Откуда берется вода»
Декабрь 2 неделя
«Воздух и его свойства» Формирование представлений о воздухе и его свойствах. Развитие способностей к преобразованию. Опыт «Поиск воздуха»
Прогулка «Где воздух?» Создание семейного журнала «Экспериментируем дома» Проведение опытов дома с ребенком
4 неделя
«Воздух вокруг нас» Закрепление представлений о воздухе и его свойствах. Формирование представлений о значении воздуха для практических целей человека. Опыт «Ветер в комнате»
Чтение сказок «Сказка о царе Салтане…», «Соловей - Разбойник»
Январь 2 неделя
«Водолаз Декарта» Формирование представлений о плавании тел, о давлении воздуха и жидкостей. Опыт «Плавает – тонет»
Чтение рассказов о кораблях, морях. Изготовление корабликов.
4 неделя
«Плавание тел. Изготовление корабля» Развитие практических действий в процессе экспериментирования и опытов. Развитие способностей к преобразованию. Опыт «Плавает – тонет»
Игры «Наоборот», «Тяжелый – легкий» Пополнение коллекции «Разная ткань»
Февраль 2 неделя
«Термометр» Знакомство с термометром. Формирование представлений о теплопередаче, нагревании и охлаждении. Развитие способностей к преобразованию Опыт «Вода бывает разной температуры» Памятка «Практические советы и рекомендации по совместному с детьми экспериментированию» Домашнее задание: познакомить с градусником измерением температуры тела, с термометром за окном
4 неделя
«Нагревание проволоки» Формирование представлений о теплопередаче, о способах изменения температурного состояния тел. Развитие способностей к преобразованию. Опыт с проволокой
Игра «Заморозить – растопить»
Март 2 неделя
«Иванушка и молодильные яблоки» Формирование представлений об испарении воды, паре. Развитие способностей к преобразованию. Опыты «Сила пара»,
«Как разрушаются горы»
Повторить правила безопасности Фотовыставка «Как мы экспериментируем»
4 неделя
«Незнайка и мороженое» Закрепление знаний детей о тепловых явлениях и теплопередаче. Закрепление знаний о сезонных изменениях. Развитие способностей к преобразованию. Опыт с мороженым
Опыт «Твердые и жидкие вещества» Домашние задание: обратить внимание ребенка на изоляцию дверей и окон – обивка дверей не пропускает холод в дом и тд
Апрель 2 неделя
«Земля – магнит» Продемонстрировать детям на опыте действие магнитных сил Земли. Опыт с магнитом
Игры с магнитом «Рыбалка», «Выбери скрепки из крупы»
4 неделя
«Большой – маленький» Продемонстрировать детям, как зрачок меняет размер в зависимости от освещения. Опыт «Большой-маленький»
Беседа «Глаза – окно в мир»
Май – проведение диагностики
Формы подведения итогов реализации программы
Диагностика
Методика диагностики, разработанная Л. И. Прохоровой и Л. Н. Менщиковой, которая позволяет оценить уровень овладения детьми экспериментальной деятельностью. При оценке сформированности этих умений у детей интересны не количественные, а качественные показатели. Важным становится не столько результат, сколько процесс работы ребенка в ходе экспериментирования; соответственно, и оценивается не то, какого результата добился ребенок, а то, как он думает, рассуждает. В этом случае выделены такие показатели, как целеполагание, планирование деятельности и процесс ее реализации. Безусловно, одним из показателей являются также рефлексивные навыки, то есть умение детей формулировать выводы, аргументировать свои суждения. Следовательно, показатели сформированности деятельности экспериментирования необходимо исследовать как на внешнем, так и на внутреннем уровнях, то есть качественные изменения в структуре личности и их проявления во взаимодействии человека с окружающим миром.
Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельности :
1. Отношение к экспериментальной деятельности :
- высокий уровень: познавательное отношение устойчиво. Ребенок проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач:
- средний уровень: в большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес;
- низкий уровень: познавательный интерес неустойчив, слабо выражен.
2. Целеполагание:
- высокий уровень: ребенок самостоятельно видит проблему, активно высказывает предположения, выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами;
-средний уровень: ребенок видит проблему иногда самостоятельно, иногда с подсказкой взрослого, высказывает предположения, выстраивает гипотезу самостоятельно или с небольшой помощью других (взрослого или сверстников);
-низкий уровень: ребенок не всегда понимает проблему, малоактивен в выдвижении идей по решению проблемы, с трудом понимает выдвинутые другими детьми гипотезы.
3. Планирование:
-высокий уровень: ребенок самостоятельно планирует предстоящую деятельность, осознанно выбирает материалы и предметы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначениями;
-средний уровень: ребенок принимает активное участие при планировании деятельности совместно со взрослым;
-низкий уровень: ребенок не стремится к самостоятельности, допускает ошибки при выборе материала для самостоятельной деятельности из-за недостаточного осознания их качеств и свойств.
4. Реализация:
-высокий уровень: ребенок действует планомерно, помнит о цели работы на протяжении всей деятельности, в диалоге со взрослым поясняет ход деятельности, доводит дело до конца;
-средний уровень: ребенок самостоятельно готовит материал для экспериментирования, исходя из качеств и свойств, проявляет настойчивость в достижении результатов, помня о цели работы;
-низкий уровень: ребенок забывает о цели, увлекаясь процессом, тяготеет к однообразным, примитивным действиям, манипулируя предметами, ошибается в установлении связей и последовательностей (что сначала, что потом).
5. Рефлексия:
-высокий уровень: ребенок формулирует в речи достигнут или нет результат, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе, способен устанавливать разнообразные временные, последовательные, причинные связи, делает выводы;
-средний уровень: ребенок может формулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам, аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого;
-низкий уровень: ребенок затрудняется сделать вывод даже с помощью других, рассуждения формальные, псевдологические, ориентируется на внешние, несущественные особенности материала, с которым он действует, не вникая в его подлинное содержание.
Диагностика овладения детьми навыками экспериментальной деятельности
Фамилия, имя ребенка Отношение к экспериментальной деятельности Целеполагание Планирование Реализация Рефлексия Итог
Н К Н К Н К Н К Н К К Н
Примечание: Н- начало года (результаты диагностики на сентябрь)
К- конец года (результаты диагностики на май)
Методическое обеспечение программы
1. Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. 2015.
2. Дмитреева Е. А., Зайцева О. Ю., Калиниченко С. А. Детское экспериментирование. Карты-схемы для проведения опытов со старшими дошкольниками. 2017.
3. Г. П. Тугушева Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей
среднего и старшего дошкольного возраста, 2007.
4. Е. В. Марудова Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериминтирование. 2013.
5. Журнал Дошкольное воспитание №6, 2007.
6. https://nsportal.ru/Социальная сеть работников образования «Наша сеть»
7. Н. Н. Николаевой «Юный эколог»