Елена Зайцева
Программа сотрудничества с родителями «Мы вместе»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Изменения, происходящие в обществе, влекут за собой изменения в работе дошкольных учреждений.
Детский сад сегодня – это сложный организм, стремящийся к развитию, ищущий новые возможности, создающий необходимые условия для удовлетворения потребностей ребенка, семьи, общества, обеспечивающий условия для творческой, профессиональной работы педагогов, отвечающий самым современным требованиям. В Законе РФ «Об образовании», «Концепции дошкольного воспитания», «Положении о дошкольном образовательном учреждении» говорится, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. В этой связи изменяется и позиция детского сада в работе с семьей.
Публикация «Программа сотрудничества с родителями „Мы вместе“» размещена в разделах
На современном этапе требуются иные взаимоотношения семьи и ОУ, которые должны определяться сотрудничеством и доверительностью.
Для того чтобы родители стали активными помощниками педагогов, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада.
Программа строится на принципах:
Целенаправленность педагогического проекта – Программа сотрудничества с родителями «Мы вместе» на актуальные проблемы семейного воспитания и развития ребенка. Привлечение родителей к непосредственному и сознательному осуществлению целенаправленной деятельности по гармонизации детско-родительских отношений;
Плановость, системность - последовательное усложнение содержания, связь нового с уже усвоенным;
Индивидуальный подход - учет возрастных и психологических особенностей детей при взаимодействии с родителями;
Вариативность содержания форм и методов образования родителей;
Принцип открытости и доверия – предоставление каждому родителю возможности знать и видеть, как развиваются и живут дети в детском саду;
Взаимодействие – согласованное установление взаимосвязи семьи и детского сада таким образом, чтобы действия одного партнера обязательно сопровождались соответствующими действиями другого;
Сознательность, активность и дозированность – сознательное отношение родителей и детей к предлагаемым занятиям, получаемой информации;
Развитие и сотрудничество, т. е. включение родителей в развивающее педагогическое пространство как равноправных субъектов (наряду с воспитателями и специалистами как субъектами саморазвития и профессионального самосовершенства);
Комплексность – установление внутреннего единства, гармонии всех форм взаимодействия работы с родителями;
Стимулирования внутренних ресурсов семьи – настрой семьи на самопомощь путем изменения образа жизни, перестройки отношений с детьми;
Принцип воздействия на семью через ребенка – если жизнь в группе эмоционально насыщена, комфортна, содержательна, то ребенок обязательно поделится впечатлениями с родителями;
Доброжелательность, открытость и партнерство - объединение усилий служб ДОУ и семьи для наиболее эффективного взаимодействия.
Актуальность сотрудничества с родителями
Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого осуществляется всестороннее развитие личности. В то же время — это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых –родителей, педагогов.
Семья, по признанию ученых, - одна из величайших ценностей, созданных
человечеством за всю историю своего существования. Современная наука единодушна в признании приоритета семейного воспитания. Мир и хорошие взаимоотношения в семье – наиболее живительная почва для развития личности ребёнка. Однако доказано, что семейное воспитание не обеспечивает всей полноты условий для гармоничного и разностороннего развития личности современного ребёнка. Эффективность возрастает, если оно дополняется системой дошкольных учреждений, при условии сотрудничества и взаимодействия. Становление любых межличностных отношений проходит этап взаимного познания партнерами друг друга. В процессе взаимопонимания происходит постепенное приближение к потребностям и трудностям друг друга. Чем доступнее, понятнее друг для друга становятся педагог и родители, тем меньше настороженности, напряженности в их отношениях, связанных в первую очередь, с ощущением неизвестности, незнакомости. Эмоциональное переживание в период общения, как момент сопереживания внутреннему миру другого и открытия самого себя через общение – вот путь к которому мы пришли в работе с родителями.
Это доказывает особую значимость и актуальность разработки Программы сотрудничества с родителями «Мы вместе».
Отличительной чертой данной программы является характер проведения занятий. Каждое занятие включает в себя консультации, беседы с родителями, просмотр мультимедийных презентаций, практические занятия.
Хорошо налаженное и организованное взаимодействие ДОУ и семьи даёт возможность осознать родителям необходимость приобретения новых знаний для формирования и развития здоровой и полноценной личности.
Взаимоотношения родителей и педагогов должны строиться на основе просвещения родителей, которое можно осуществлять через детско - родительские клубы.
Детско - родительские клубы – это объединения по интересам, понимание одной проблемы. Неформальная обстановка клуба, привлечение специалистов, возможность просмотра видеоматериалов, практические занятия, интерактивные игры – всё это делает работу клуба полезной и необходимой.
1. Основная деятельность Программы сотрудничества с родителями
Основные направления:
Информационно-просветительское (обеспечение родителей информацией о ДОУ и документацией, регламентирующей деятельность ДОУ; организация работы с коллективом родителей; индивидуально-педагогическая помощь; использование разнообразных средств актуальной информации для родителей, разработка и реализация нетрадиционных форм взаимодействия с родителями.);
Организационно-посредническое (вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада; участие в работе педагогического, попечительского совета ДОУ, родительских комитетах и других объединениях родителей, взаимодействие с общественными организациями);
Организационно-педагогическое (Осуществление консультационной помощи родителям (законным представителям) по проблемам воспитания детей дошкольного возраста, разработка рекомендаций по созданию условий в домашней среде для полноценного физического и психического развития детей, вовлечение родителей в совместную с детьми и педагогами деятельность в клубе, участие в досуговых, оздоровительных мероприятиях, оказание посильной помощи ДОУ).
2. Формы организации
• совместные занятия родителей и детей;
• мини-беседы, лекции;
• моделирование проблемных ситуаций;
• презентация информационных буклетов;
• дидактические игры; игры и упражнения;
• беседы;
• художественно-творческая деятельность;
• круглые столы;
• консультации;
• анкетирование;
• проведение мастер-классов, семинаров-практикумов, тренингов.
• дискуссии
3. Этапы реализации программы
1 этап – подготовительный – сентябрь.
Цель - определение цели, задач и форм работы.
2 этап – основной – октябрь – апрель.
Цель - реализация программы
3 этап – заключительный – май.
Цель – подведение итогов работы Программы
4. Содержание программы.
4.1. Календарно-тематическое планирование работы с родителями (законными представителями)
-Анкетирование родителей: «Выявление запросов, интересов, пожеланий родителей».Приложение №1
- Акция «Дары осени»: совместное изготовление с детьми поделок из природного материала.
-Участие в осенней ярмарке.
- Буклеты: «Охрана здоровья ребёнка: советы родителям».
«Закаливание детей в семье».
Воспитатели группы,
родители (законные представители) воспитанников, воспитанники
Сентябрь
2.
- Акция «Сделаем мир чище». Сбор макулатуры, батареек, пластика.
Памятки для родителей:
«Игры для развития мелкой моторики рук у детей».
«Упражнения для профилактики плоскостопия».
Воспитатели группы, родители (законные представители) воспитанников, воспитанники
Октябрь
3.
- Развлечение ко Дню матери «Мамочка у меня одна». Воспитание у дошкольников любви и глубокого уважения к самому дорогому человеку - матери, воспитание социально-нравственных качеств у детей: любви, нежности, заботы, по отношению к матери.
Создание положительных эмоциональных переживаний детей и родителей.
- Совместное проведение мероприятия «Семья и здоровый образ жизни».
Воспитатели группы, родители (законные представители) воспитанников, воспитанники
Ноябрь
4.
- Акция «Ёлочка – зелёная иголочка». Изготовление новогодних игрушек – выставка, участие в общесадовском конкурсе «Мастерская Деда Мороза»)
- Совместное изготовление памяток и листовок «Защита хвойных деревьев».
- Буклет «Красивая осанка – залог здоровья».
Воспитатели группы, родители (законные представители) воспитанников, воспитанники
Декабрь
5.
- Акция «Покормите птиц зимой».
- Консультация для родителей: «Развитие ребенка с помощью технологии ТРИЗ».
Воспитатели группы.
Январь
6.
Акция «Сладкая посылку солдату»: участие в сборе посылок для военнослужащих. Совместное написание письма солдату.
- Буклет «ТРИЗ в детском саду и дома».
Воспитатели группы, родители (законные представители) воспитанников, воспитанники
Февраль
7.
Провести вместе родителями мини – акцию «Огород на окне». В этой акции родители и дети выбирают семена и растения для посадки, а потом вместе с детьми осуществляют посадку семян. Буклет «Витаминная семейка».
- Консультация для родителей «Дидактические игры на развитие речи детей, предлагаемые ТРИЗ – технологией»
Воспитатели группы, родители (законные представители) воспитанников, воспитанники
Март
8.
- «День самоуправления как инновационная форма взаимодействия воспитателя ДОУ с родителями воспитанников». Установление доверительных отношений между родителями и педагогами, с привлечением их к образовательному процессу в ДОУ через инновационные формы работы. Зарождение новой традиции ДОУ – День родительского самоуправления.
- Акция «Сделаем мир чище». -Совместное изготовление агитационных плакатов и листовок «Сдай макулатуру – спаси дерево!», «Раздельный сбор». Сбор макулатуры, батареек, пластика.
Воспитатели группы, родители (законные представители) воспитанников, воспитанники
Апрель-май
9.
- День добрых дел Благоустройство детской площадки.
Круглый стол- Рассмотрение результатов реализации программы. Определение перспектив деятельности детско - родительского клуба «Мы вместе».
Воспитатели группы, родители (законные представители) воспитанников, воспитанники
Заключение.
Семья – один из важнейших воспитательных институтов, роль и значение, которого в формировании личности ребёнка трудно переоценить.
Работа с семьёй должна учитывать современные подходы к проблеме педагогической компетентности родителей. Речь идёт не об одностороннем воздействии на родителей, а о взаимодействии дошкольного учреждения и семьи, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, идеями, переживаниями. Именно такой подход предполагают федеральные государственные требования к структуре образовательной программы дошкольного образования. В соответствии с ними «участниками образовательного процесса являются дети, родители, педагоги». Педагоги должны оказывать методическую и консультативную помощь родителям воспитанников по вопросам воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Одним из новых направлений в системе работы семьи и дошкольного учреждения в современном образовательном процессе можно считать организацию совместной деятельности. Особенность данной формы работы заключается в том, что в ходе совместного общения родители учатся эффективному взаимодействию с ребенком, используя наиболее значимые для данного возраста формы и способы деятельности.
Показателем результативности реализации программы можно считать востребованность предлагаемой деятельности, наличие динамики развития коллектива клуба, включенность участников в происходящий процесс и их удовлетворенность, применение полученных знаний и опыта, улучшение детско-родительских отношений, повышение социального статуса семьи и ее социальной значимости в воспитании подрастающего поколения.
Всем известно, что семья и детский сад составляют для ребенка основную микросреду. Социальный опыт, обретаемый дошкольником в детском саду и семье, разный в семье ребенок объект обожания, уступчивости и прощения, в детском саду — равноправный член социальной группы. В этой непохожести заложен главный смысл сотрудничества и взаимодействия.
При реализации тем программы Программа сотрудничества с родителями широко применяется технология творческого проектирования, которая позволяет осуществлять партнерство педагогов, детей, родителей. Воспитатели ДОУ при реализации программы используют личностно – ориентированные технологии: темы программы и ее содержание реализуется исходя из интересов и потребностей детей при непосредственном участии родителей.
Список использованной литературы.
1. Березина В. А, Виноградова Л. И. Волжина О. И. Педагогическое сопровождение семейного воспитания: Программы родительского всеобуча. С. -Пб. : Каро, 2005.
2. Михайлова-Свирская Л. В. Работа с родителями. - М. ; Просвещение,2015.
3. Доронова, Т. Н. Соловьева, Е. В. Жичкина, А. Е. Дошкольное учреждение и семья — единое пространство
детского развития. Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений /Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина — М., 2001.- 125с
4. Калинина Ю. В. Инновационные технологии традиционных форм и компетентностного подхода работы детского сада и семьи. //Материалы междунар. заоч. конф. г. Челябинск 2011г.
5. Солодянкина, О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: пособие для работников ДОУ / О. В. Солодянкина. — М. : АРКТИ,2004.
Приложение №1
Анкетирование родителей «Выявление запросов, интересов, пожеланий родителей (законных представителей) в вопросах сотрудничества с детским садом»
1. Что является для Вас главным в воспитании ребенка?
- здоровье и физическое развитие
- развитие нравственных качеств
- развитие умственных способностей
- развитие художественных способностей
-раннее обучение ребенка чтению, письму
- другое (что именно)
2. Какой вид помощи Вы хотели бы получить от педагогов и специалистов детского сада?
- информационную
- диагностическую
-консультативную
-другую помощь (какую именно)
3. В каких формах Вы хотели получать информацию от педагогов и специалистов детского сада?
- родительские собрания
- групповые дискуссии
- тематические консультации
- семинары-практикумы
- индивидуальные беседы и консультации
-информационные листки, газеты, буклеты, книги, сайт МАДОУ
- тематические выставки, папки
- дни открытых дверей, родительские клубы, гостиные
- посещение педагогами семьи
Другое (что именно)
4. Какую информацию Вы хотели бы получать от воспитателей?
- о целях и задачах дошкольного образования
- о воспитательно-образовательных программах
- о режиме работы детского сада, проводимых мероприятиях
-о дополнительных услугах
-об одежде ребенка
- о питании
-о гигиенических процедурах
-о психофизиологических особенностях ребенка
-об успехах ребенка
-об общении с ребенком
-об организации жизни ребенка в семье
-об организации досуга ребенка, семейных праздников
- о том, в чем должно состоять взаимодействие детского сада и семьи
- другое (что именно)
5. В какой роли Вы могли бы выступить, принимая участие в организации педагогического процесса в детском саду:
- советник (помощь воспитателю в определении интересов, увлечений ребенка, предпочтительных для него воспитательных приемах)
- гид (участие в организации экскурсий и походов)
-наставник (организация занятий с детьми определенным видом деятельности: обучение их танцами, музыке, театрализации, другое)
- групповой помощник (присутствие родителя в группе и включение его в разные виды взаимодействия с детьми)
- помощник в разработке теоретических аспектов развития детей
- не имеют времени для участия в организации педагогического процесса в детском саду
- другое (что именно)
6. Как Вы считаете, наш детский сад
- пользуется авторитетом в городе
- не пользуется авторитетом
- о нем вообще не говорят
- затрудняюсь ответить
7. Ваш ребенок ходит в детский сад
- с удовольствием
-через силу
- чаще с удовольствием
- редко с желанием
8. Устраивает ли Вас работа педагогов в группе?
- устраивает полностью
-устраивает частично (укажите причину)
- не устраивает совсем (укажите причину)
9. Как Вы считаете? Дети в нашем детском саду
-получают интересные знания и навыки культурного поведения
- получают, но недостаточно
- не получают ничего нового
- получают вредную информацию
- затрудняюсь ответить
10. Ваша осведомленность о работе детского сада:
- полная
- частичная
- вообще не имеете информации
11. Информацию о детском саде Вы получаете:
- из наглядной агитации и сайта детского сада
- со слов других родителей
- от воспитателя
- на собраниях
- от заведующего
- не получаете
12. Как часто Вы заходите на сайт ДОУ?
- каждый день
- раз в неделю
- редко
- никогда