Соколова Елена Сергеевна
Программа социокультурной адаптации детей-мигрантов «Россия — наш общий дом»
▼ Скачать +Заказ
Цель программы Создание благоприятной психологической и культурной среды, способствующей социально-психологической адаптации детей мигрантов к новой ситуации обучения и в целом к жизни в большом городе, их мягкой интеграции в городское общество.
Задачи программы 1. Формирование культурной компетентности обучающихся.
2. Воспитание коммуникативной культуры детей-мигрантов,
умения общаться с представителями разных культур.
3. Воспитание толерантного сознания учащихся школы.
Публикация «Программа социокультурной адаптации детей-мигрантов „Россия — наш общий дом“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
4. Активное включение родителей детей мигрантов в процесс адаптации.
5. Успешное овладение мигрантами, обучающимися в школе,
устной русский речью;
6. Освоение детьми-мигрантами образовательных программ.
Важнейшие индикаторы и показатели, позволяющие оценить ход реализации программы • мониторинг динамики прибывших детей-мигрантов;
• преодоление затруднений в учебе;
• адаптация детей - мигрантов к жизни в школьном социуме;
• личностные проблемы развития;
• сохранение жизни и здоровья;
• расширение пространства досуга.
• индивидуальная работа с обучающимися, требующими повышенного педагогического внимания;
Сроки реализации программы 2022-2024 год
Ожидаемые конечные результаты реализации программы • дети – мигранты свободное общение со своими сверстниками;
• удовлетворенность детей и родителей отношениями между сверстниками;
• умение решать возникшие проблемы.
А так же могут быть успешно решены следующие группы проблем в развитии ребенка:
• выбор образовательного маршрута (образовательное и личностное самоопределение);
• преодоление затруднений в учебе;
• адаптация детей - мигрантов к жизни в школьном социуме;
• личностные проблемы развития;
• сохранение жизни и здоровья;
• расширение пространства досуга.
Разработчик программы Соколова Елена Сергеевна, учитель-логопед МОУ «Яльгелевский образовательный центр»
АКТУАЛЬНОСТЬ
Сегодня наша страна, как и многие мировые державы, переживает крупномасштабные миграции населения. Резкое изменение привычных условий жизни, вызванное переездом семьи в другую страну или регион с иными культурными традициями, языком, приводит к размыванию типичных форм культурной самоидентификации людей, серьезному дискомфорту, который переживают даже взрослые, не говоря уже о дезориентации детей всех возрастов. В этом случае показателен национальный состав детей-мигрантов в образовательных учреждениях муниципальных образований Ленинградской области по Ломоносовскому району по данным мониторинга проведенного в текущем году. В 2020-2021 учебном году доля детей иностранных граждан составила 1,5 % (2524 детей школьного возраста) от общей численности обучающихся.
Наша школа не стала исключением, состав обучающихся МОУ «Яльгелевский образовательный центр» многонациональный - примерно 10-12 национальностей. В классах от 2 до 4 национальностей. Разный уровень владения русским языком, разный уровень общей культуры. Детей-мигрантов в образовательном учреждении по данным мониторинга проведенного в 2020-2022 учебном году 11 обучающихся. Доля детей иностранных граждан составила 1,95 % от общей численности обучающихся. Наибольшее число детей из семей иностранных граждан приехавших из Таджикистана - (4 обучающихся, Украины - (3 обучающихся, Узбекистана - (3 обучающихся, Азербайджан – (1 обучающийся).
В этой связи все более актуальной темой для педагогики становятся проблема социальной адаптации ребенка к новым условиям жизни, к изменившемуся социуму.
Продолжительность адаптации ребенка в поликультурное образовательное пространство зависят от многих факторов. Можно объединить их в две группы: внутренние (индивидуальные) и внешние (групповые).
В первой группе факторов важнейшим является возраст детей из семей мигрантов. Отмечено, что младшие школьники адаптируются быстрее и успешнее старшеклассников. Пол также влияет на процесс адаптации и продолжительность культурного шока: девочки труднее приспосабливаются к новому окружению, чем мальчики.
К внутренним факторам преодоления культурного шока относятся личностные характеристики детей. Если ребенок обладает такими качествами, как высокая самооценка, экстравертность, интерес к окружающим людям, склонность к сотрудничеству, самоконтроль, смелость и настойчивость, то ему легче адаптироваться в новой среде. Важное значение имеет и мотивация. Самая сильная обычно наблюдается у детей, чьи родители добровольно переехали на постоянное место жительства в другую страну. Намного хуже обстоит дело с вынужденными переселенцами, которые не хотели покидать родину и не желают привыкать к новым условиям жизни. От мотивации мигрантов зависит, насколько хорошо они знают язык, историю и культуру той страны, куда едут и везут своих детей. Наличие этих знаний, безусловно, облегчает адаптацию.
Среди внешних факторов необходимо отметить особенности культуры, к которой ранее принадлежал ребенок из семьи мигрантов. Так специалисты отмечают, что хуже адаптируются дети – представители великих держав, которые обычно считают, что приспосабливаться должны не они, а другие. Имеют большое значение условия, сложившиеся в стране пребывания: насколько доброжелательны местные жители к приезжим, готовы ли помочь им, общаться с ними.
Ученые выявляют факты стойкой агрессии детей из семей мигрантов, которая сохраняется до тех пор, пока индивид полностью не адаптируется к новой культуре, что может длиться от нескольких месяцев до нескольких лет, а порой и всю жизнь.
Адаптация, трудности социального характера (плохое материальное положение семьи, отсутствие комфортного жилья, перемена места жительства и др.) требуют в первую очередь разработки комплекса психолого-педагогических мер, обеспечивающих оптимальное социальное развитие детей из семей мигрантов, их адаптацию к новой социальной среде, создание условий, способствующих предотвращению, устранению и смягчению личных и общественных конфликтов, а также развитие способностей к коммуникативности, самостоятельности и терпимости в условиях диалога и взаимопонимания.
Детский сад, школа и семья – важнейшие институты первичной социализации. Именно там, в общении с педагогами и сверстниками дети из семей мигрантов осваивают пространство культуры, нормы поведения, приобретают жизненные навыки.
Современная школа становится полиэтнической, ее отличительными чертами можно считать многонациональный состав школы в целом, многонациональный состав класса в частности, разный уровень владения русским языков, разный уровень общей культуры. К числу существенных проблем полиэтнической школы сегодня можно отнести следующее:
1. Замкнутость, отчужденность детей-мигрантов, порождаемая некомфортным пребыванием в другой культуре;
2. Низкая успеваемость по русскому языку и другим предметам по причине плохого знания русского языка;
3. Отсутствие профессиональных знаний и опыта работы с полиэтническим составом учащихся у педагогов.
Социализация как педагогический процесс приобретает качественные отличия когда его субъектом становится учащийся-мигрант. На первый план выступает социальная адаптация, которая осуществляется посредством овладения языком, грамотностью, формами общения, нормами поведения.
Социализация детей-мигрантов в образовательном процессе рассматривается как:
воспитание личности не способной причинять вред ни людям, ни природе, ни самой себе;
воспитание языковой личности, владеющей родным языком и языками мира, способной к диалогу, обмену смыслами, любящей и берегущей как государственный, так и родной язык;
воспитание гражданина, заботящегося о сохранении целостности Российского государства.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ
Исходя из этого, цель программы заключается в следующем:
создание благоприятной психологической и культурной среды, способствующей социально-психологической адаптации детей мигрантов к новой ситуации обучения и в целом к жизни в большом городе, их мягкой интеграции в городское общество.
ЗАДАЧИ:
1. Формирование культурной компетентности обучающихся.
2. Воспитание коммуникативной культуры детей-мигрантов, умения общаться с представителями разных культур.
3. Воспитание толерантного сознания учащихся школы.
4. Активное включение родителей детей мигрантов в процесс адаптации.
5. Овладение мигрантами, обучающимися в школе, русским языком.
6. Освоение детьми-мигрантами образовательных программ.
7. Понимать устную русскую речь;
8. Правильно говорить на русском языке в ситуации обучения и ситуации общения.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Результатом данной программы могут стать следующие показатели:
• дети – мигранты свободное общение со своими сверстниками;
• удовлетворенность детей и родителей отношениями между сверстниками;
• умение решать возникшие проблемы.
А так же могут быть успешно решены следующие группы проблем в развитии ребенка:
• выбор образовательного маршрута (образовательное и личностное самоопределение);
• преодоление затруднений в учебе;
• адаптация детей - мигрантов к жизни в школьном социуме;
• личностные проблемы развития;
• сохранение жизни и здоровья;
• расширение пространства досуга.
Оценивание результатов работы: метод анкетирования, опроса и наблюдения, а также в ходе индивидуальных бесед с детьми мигрантами, индивидуальных консультаций для педагогов и родителей.
СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
Программа «Россия наш общий дом» направлена на адаптацию детей-мигрантов в МОУ «Яльгелевский образовательный центр». В основе структуры Программы лежит трехуровневая модель адаптации детей-мигрантов к новым для них социокультурным условиям, согласно которой ключевыми направлениями этого процесса являются:
Программа затрагивает деятельность всех субъектов образовательного процесса; опирается на такие принципы, как:
- признание и уважение общечеловеческих ценностей;
- развитие национально-культурной идентичности;
- обеспечение в учебном процессе и в процессе социальной адаптации культурной и языковой подготовки в поликультурной социально-образовательной среде;
- поддержка индивидуальности детей мигрантов в условиях ненасильственного гуманистического развития;
- гуманистический, личностно-ориентированный и развивающий подходы.
Методы и формы работы: беседа; ролевая игра; упражнения по межличностной коммуникации; методы самовыражения (в рисунке, в создании образа).
ЭТАПЫ РАБОТЫ
Выявление детей-мигрантов, составление (и последующее ежегодное обновление) банка данных мигрантов, воспитывающихся и обучающихся в школе.
Разработка программы социально-культурной адаптации детей-мигрантов.
Разработка программы логопедических занятий с детьми мигрантами по развитию устной русской речи «Учимся говорить по-русски».
Посещение семей, проверка жилищно-бытовых условий.
Установление связей с организациями:
- Кафедра Юнеско Московского педагогического университета;
- РГПУ им. А. И. Герцена ;
Организации каникулярного отдыха детей.
II этап
Проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий по адаптации и коррекции поведения с детьми-мигрантами.
Проведение логопедических занятий по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей с билингвизмом.
Формирование сплоченности коллектива.
Работа над грамматическим строем речи и расширением словарного запаса (активного и пассивного).
Проведение развивающих игр, направленных на понимание русских слов для данного возраста.
Развитие высших психических функций и мелкой моторики.
Консультации родителей по вопросам формирования у ребенка правильной русской речи.
Вовлечение детей-мигрантов в социокультурное пространство школы, проведение мероприятий по патриотическому воспитанию.
Установление контактов с представителями различных конфессий.
Профилактическая работа с семьями детей, организация работы по коррекции поведения и адаптации детей в ученическом коллективе,
Консультативно – просветительская работа с родителями (индивидуальные беседы, родительские собрания) и вовлечение во внеклассные мероприятия совместно с детьми.
Организация и проведение культурно – массовых мероприятий, коллективных творческих дел.
Вовлечение детей-мигрантов в систему дополнительного образования как на базе школы, так и в городские учреждения дополнительного образования.
Просвещение и пропаганда здорового образа жизни.
Психологическое консультирование.
Психологическая помощь в кризисных ситуациях.
Предоставление детям мигрантам информации об их правах и обязанностях.
Социально-правовое консультирование.
Медико - социальное консультирование
III этап
Включение обучающихся из числа мигрантов в учебную и воспитательную деятельность класса и школы.
Моноторинг физического здоровья детей - мигрантов.
Развитие творческих способностей детей - мигрантов, знание ими истории и современной жизни принимающего общества.
Вовлечение детей-мигрантов в социокультурное пространство школы, проведение мероприятий по патриотическому воспитанию.
Установление контактов с представителями различных конфессий.
Формирование толерантности к обществу, в котором проходит социализация ребенка
Осуществление социального, санитарного, медицинского, педагогического контроля жизни мигрантов.
Патриотические акции, мероприятия. Проведение классных и тематических часов, единые уроки.
Конференции, круглые столы. Посещение музеев, спектаклей, галерей, выставок. Проведение внеклассных мероприятий гуманитарного и политехнического циклов, конкурсов чтецов, участие в субботниках по очистке территории.
Проведение месячника «Семья».
Проведение месячника правового и толерантного воспитания.
Каждый этап программы представляет собой завершенный цикл деятельности, сопровождающийся накопленным в банке данных информацией, и заканчивается контролем и анализом полученных результатов. Мероприятия Программы направлены на преодоление затруднений учащихся в учебной деятельности, овладение навыками адаптации к социуму, обеспечение мира и согласия, недопущения жестокости и безразличия среди учащихся, создание условий для развития лидерских качеств личности, и распространение идей духовного единства, дружбы народов, межэтнического согласия и российского патриотизма.