Папки-передвижки

Программа социокультурной адаптации детей-мигрантов «Россия — наш общий дом»

Соколова Елена Сергеевна
Программа социокультурной адаптации детей-мигрантов «Россия — наш общий дом»
▼ Скачать +Заказ

Цель программы Создание благоприятной психологической и культурной среды, способствующей социально-психологической адаптации детей мигрантов к новой ситуации обучения и в целом к жизни в большом городе, их мягкой интеграции в городское общество.

Задачи программы 1. Формирование культурной компетентности обучающихся.

2. Воспитание коммуникативной культуры детей-мигрантов,

умения общаться с представителями разных культур.

3. Воспитание толерантного сознания учащихся школы.

Публикация «Программа социокультурной адаптации детей-мигрантов „Россия — наш общий дом“» размещена в разделах

4. Активное включение родителей детей мигрантов в процесс адаптации.

5. Успешное овладение мигрантами, обучающимися в школе,

устной русский речью;

6. Освоение детьми-мигрантами образовательных программ.

Важнейшие индикаторы и показатели, позволяющие оценить ход реализации программы • мониторинг динамики прибывших детей-мигрантов;

• преодоление затруднений в учебе;

адаптация детей - мигрантов к жизни в школьном социуме;

• личностные проблемы развития;

• сохранение жизни и здоровья;

• расширение пространства досуга.

• индивидуальная работа с обучающимися, требующими повышенного педагогического внимания;

Сроки реализации программы 2022-2024 год

Ожидаемые конечные результаты реализации программы • дети – мигранты свободное общение со своими сверстниками;

• удовлетворенность детей и родителей отношениями между сверстниками;

• умение решать возникшие проблемы.

А так же могут быть успешно решены следующие группы проблем в развитии ребенка:

• выбор образовательного маршрута (образовательное и личностное самоопределение);

• преодоление затруднений в учебе;

адаптация детей - мигрантов к жизни в школьном социуме;

• личностные проблемы развития;

• сохранение жизни и здоровья;

• расширение пространства досуга.

Разработчик программы Соколова Елена Сергеевна, учитель-логопед МОУ «Яльгелевский образовательный центр»

АКТУАЛЬНОСТЬ

Сегодня наша страна, как и многие мировые державы, переживает крупномасштабные миграции населения. Резкое изменение привычных условий жизни, вызванное переездом семьи в другую страну или регион с иными культурными традициями, языком, приводит к размыванию типичных форм культурной самоидентификации людей, серьезному дискомфорту, который переживают даже взрослые, не говоря уже о дезориентации детей всех возрастов. В этом случае показателен национальный состав детей-мигрантов в образовательных учреждениях муниципальных образований Ленинградской области по Ломоносовскому району по данным мониторинга проведенного в текущем году. В 2020-2021 учебном году доля детей иностранных граждан составила 1,5 % (2524 детей школьного возраста) от общей численности обучающихся.

Наша школа не стала исключением, состав обучающихся МОУ «Яльгелевский образовательный центр» многонациональный - примерно 10-12 национальностей. В классах от 2 до 4 национальностей. Разный уровень владения русским языком, разный уровень общей культуры. Детей-мигрантов в образовательном учреждении по данным мониторинга проведенного в 2020-2022 учебном году 11 обучающихся. Доля детей иностранных граждан составила 1,95 % от общей численности обучающихся. Наибольшее число детей из семей иностранных граждан приехавших из Таджикистана - (4 обучающихся, Украины - (3 обучающихся, Узбекистана - (3 обучающихся, Азербайджан – (1 обучающийся).

В этой связи все более актуальной темой для педагогики становятся проблема социальной адаптации ребенка к новым условиям жизни, к изменившемуся социуму.

Продолжительность адаптации ребенка в поликультурное образовательное пространство зависят от многих факторов. Можно объединить их в две группы: внутренние (индивидуальные) и внешние (групповые).

В первой группе факторов важнейшим является возраст детей из семей мигрантов. Отмечено, что младшие школьники адаптируются быстрее и успешнее старшеклассников. Пол также влияет на процесс адаптации и продолжительность культурного шока: девочки труднее приспосабливаются к новому окружению, чем мальчики.

К внутренним факторам преодоления культурного шока относятся личностные характеристики детей. Если ребенок обладает такими качествами, как высокая самооценка, экстравертность, интерес к окружающим людям, склонность к сотрудничеству, самоконтроль, смелость и настойчивость, то ему легче адаптироваться в новой среде. Важное значение имеет и мотивация. Самая сильная обычно наблюдается у детей, чьи родители добровольно переехали на постоянное место жительства в другую страну. Намного хуже обстоит дело с вынужденными переселенцами, которые не хотели покидать родину и не желают привыкать к новым условиям жизни. От мотивации мигрантов зависит, насколько хорошо они знают язык, историю и культуру той страны, куда едут и везут своих детей. Наличие этих знаний, безусловно, облегчает адаптацию.

Среди внешних факторов необходимо отметить особенности культуры, к которой ранее принадлежал ребенок из семьи мигрантов. Так специалисты отмечают, что хуже адаптируются дети – представители великих держав, которые обычно считают, что приспосабливаться должны не они, а другие. Имеют большое значение условия, сложившиеся в стране пребывания: насколько доброжелательны местные жители к приезжим, готовы ли помочь им, общаться с ними.

Ученые выявляют факты стойкой агрессии детей из семей мигрантов, которая сохраняется до тех пор, пока индивид полностью не адаптируется к новой культуре, что может длиться от нескольких месяцев до нескольких лет, а порой и всю жизнь.

Адаптация, трудности социального характера (плохое материальное положение семьи, отсутствие комфортного жилья, перемена места жительства и др.) требуют в первую очередь разработки комплекса психолого-педагогических мер, обеспечивающих оптимальное социальное развитие детей из семей мигрантов, их адаптацию к новой социальной среде, создание условий, способствующих предотвращению, устранению и смягчению личных и общественных конфликтов, а также развитие способностей к коммуникативности, самостоятельности и терпимости в условиях диалога и взаимопонимания.

Детский сад, школа и семья – важнейшие институты первичной социализации. Именно там, в общении с педагогами и сверстниками дети из семей мигрантов осваивают пространство культуры, нормы поведения, приобретают жизненные навыки.

Современная школа становится полиэтнической, ее отличительными чертами можно считать многонациональный состав школы в целом, многонациональный состав класса в частности, разный уровень владения русским языков, разный уровень общей культуры. К числу существенных проблем полиэтнической школы сегодня можно отнести следующее:

1. Замкнутость, отчужденность детей-мигрантов, порождаемая некомфортным пребыванием в другой культуре;

2. Низкая успеваемость по русскому языку и другим предметам по причине плохого знания русского языка;

3. Отсутствие профессиональных знаний и опыта работы с полиэтническим составом учащихся у педагогов.

Социализация как педагогический процесс приобретает качественные отличия когда его субъектом становится учащийся-мигрант. На первый план выступает социальная адаптация, которая осуществляется посредством овладения языком, грамотностью, формами общения, нормами поведения.

Социализация детей-мигрантов в образовательном процессе рассматривается как:

воспитание личности не способной причинять вред ни людям, ни природе, ни самой себе;

воспитание языковой личности, владеющей родным языком и языками мира, способной к диалогу, обмену смыслами, любящей и берегущей как государственный, так и родной язык;

воспитание гражданина, заботящегося о сохранении целостности Российского государства.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ

Исходя из этого, цель программы заключается в следующем:

создание благоприятной психологической и культурной среды, способствующей социально-психологической адаптации детей мигрантов к новой ситуации обучения и в целом к жизни в большом городе, их мягкой интеграции в городское общество.

ЗАДАЧИ:

1. Формирование культурной компетентности обучающихся.

2. Воспитание коммуникативной культуры детей-мигрантов, умения общаться с представителями разных культур.

3. Воспитание толерантного сознания учащихся школы.

4. Активное включение родителей детей мигрантов в процесс адаптации.

5. Овладение мигрантами, обучающимися в школе, русским языком.

6. Освоение детьми-мигрантами образовательных программ.

7. Понимать устную русскую речь;

8. Правильно говорить на русском языке в ситуации обучения и ситуации общения.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Результатом данной программы могут стать следующие показатели:

• дети – мигранты свободное общение со своими сверстниками;

• удовлетворенность детей и родителей отношениями между сверстниками;

• умение решать возникшие проблемы.

А так же могут быть успешно решены следующие группы проблем в развитии ребенка:

• выбор образовательного маршрута (образовательное и личностное самоопределение);

• преодоление затруднений в учебе;

адаптация детей - мигрантов к жизни в школьном социуме;

• личностные проблемы развития;

• сохранение жизни и здоровья;

• расширение пространства досуга.

Оценивание результатов работы: метод анкетирования, опроса и наблюдения, а также в ходе индивидуальных бесед с детьми мигрантами, индивидуальных консультаций для педагогов и родителей.

СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

Программа «Россия наш общий дом» направлена на адаптацию детей-мигрантов в МОУ «Яльгелевский образовательный центр». В основе структуры Программы лежит трехуровневая модель адаптации детей-мигрантов к новым для них социокультурным условиям, согласно которой ключевыми направлениями этого процесса являются:

Программа затрагивает деятельность всех субъектов образовательного процесса; опирается на такие принципы, как:

- признание и уважение общечеловеческих ценностей;

- развитие национально-культурной идентичности;

- обеспечение в учебном процессе и в процессе социальной адаптации культурной и языковой подготовки в поликультурной социально-образовательной среде;

- поддержка индивидуальности детей мигрантов в условиях ненасильственного гуманистического развития;

- гуманистический, личностно-ориентированный и развивающий подходы.

Методы и формы работы: беседа; ролевая игра; упражнения по межличностной коммуникации; методы самовыражения (в рисунке, в создании образа).

ЭТАПЫ РАБОТЫ

Выявление детей-мигрантов, составление (и последующее ежегодное обновление) банка данных мигрантов, воспитывающихся и обучающихся в школе.

Разработка программы социально-культурной адаптации детей-мигрантов.

Разработка программы логопедических занятий с детьми мигрантами по развитию устной русской речи «Учимся говорить по-русски».

Посещение семей, проверка жилищно-бытовых условий.

Установление связей с организациями:

- Кафедра Юнеско Московского педагогического университета;

- РГПУ им. А. И. Герцена ;

Организации каникулярного отдыха детей.

II этап

Проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий по адаптации и коррекции поведения с детьми-мигрантами.

Проведение логопедических занятий по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей с билингвизмом.

Формирование сплоченности коллектива.

Работа над грамматическим строем речи и расширением словарного запаса (активного и пассивного).

Проведение развивающих игр, направленных на понимание русских слов для данного возраста.

Развитие высших психических функций и мелкой моторики.

Консультации родителей по вопросам формирования у ребенка правильной русской речи.

Вовлечение детей-мигрантов в социокультурное пространство школы, проведение мероприятий по патриотическому воспитанию.

Установление контактов с представителями различных конфессий.

Профилактическая работа с семьями детей, организация работы по коррекции поведения и адаптации детей в ученическом коллективе,

Консультативно – просветительская работа с родителями (индивидуальные беседы, родительские собрания) и вовлечение во внеклассные мероприятия совместно с детьми.

Организация и проведение культурно – массовых мероприятий, коллективных творческих дел.

Вовлечение детей-мигрантов в систему дополнительного образования как на базе школы, так и в городские учреждения дополнительного образования.

Просвещение и пропаганда здорового образа жизни.

Психологическое консультирование.

Психологическая помощь в кризисных ситуациях.

Предоставление детям мигрантам информации об их правах и обязанностях.

Социально-правовое консультирование.

Медико - социальное консультирование

III этап

Включение обучающихся из числа мигрантов в учебную и воспитательную деятельность класса и школы.

Моноторинг физического здоровья детей - мигрантов.

Развитие творческих способностей детей - мигрантов, знание ими истории и современной жизни принимающего общества.

Вовлечение детей-мигрантов в социокультурное пространство школы, проведение мероприятий по патриотическому воспитанию.

Установление контактов с представителями различных конфессий.

Формирование толерантности к обществу, в котором проходит социализация ребенка

Осуществление социального, санитарного, медицинского, педагогического контроля жизни мигрантов.

Патриотические акции, мероприятия. Проведение классных и тематических часов, единые уроки.

Конференции, круглые столы. Посещение музеев, спектаклей, галерей, выставок. Проведение внеклассных мероприятий гуманитарного и политехнического циклов, конкурсов чтецов, участие в субботниках по очистке территории.

Проведение месячника «Семья».

Проведение месячника правового и толерантного воспитания.

Каждый этап программы представляет собой завершенный цикл деятельности, сопровождающийся накопленным в банке данных информацией, и заканчивается контролем и анализом полученных результатов. Мероприятия Программы направлены на преодоление затруднений учащихся в учебной деятельности, овладение навыками адаптации к социуму, обеспечение мира и согласия, недопущения жестокости и безразличия среди учащихся, создание условий для развития лидерских качеств личности, и распространение идей духовного единства, дружбы народов, межэтнического согласия и российского патриотизма.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Циклограмма деятельности взрослого и детей «Земля — наш общий дом» Цель. Сформировать у детей понятие, что наша планета – огромный шар, покрытый морями, океанами и материками, окруженный слоем воздуха. Расширить.

Дом детского творчества как важное звено в адаптации и социализации детей-инвалидов и детей с ОВЗДом детского творчества как важное звено в адаптации и социализации детей-инвалидов и детей с ОВЗ Как известно, особенности и манеры поведения закладываются и формируются еще в детстве, вместе с ним формируется и взгляд на мир. Зачастую,.

Фотоотчет о тематической неделе «Россия — наш общий дом»Фотоотчет о тематической неделе «Россия — наш общий дом» Наше дошкольное учреждение многопланово отметило праздник, День народного единства. Оснастили, развивающую предметно пространственную.

Фотоотчет о спортивном празднике к Дню народного единства «Россия — наш общий дом»Фотоотчет о спортивном празднике к Дню народного единства «Россия — наш общий дом» В преддверии дня народного единства состоялся спортивный праздник «Россия - наш общий дом». Важно с детства воспитание любви и уважения.

Фотоотчет. Игры детей в период адаптацииФотоотчет. Игры детей в период адаптации Ни для кого не секрет, что период адаптации- это самый тяжёлый период в детском саду для всех; дети чувствуют себя покинутыми родителями,.

Фотоотчёт об адаптации детей к детскому садуФотоотчёт об адаптации детей к детскому саду Зачем водить ребенка в детский сад – понимают практически все родители. Именно в детском саду малыш получает бесценный опыт общения со сверстниками,.

Игры детей в период адаптацииИгры детей в период адаптации В. А Сухомлинский писал: «Твёрдо убеждён, что есть качества души, без которых человек не может стать настоящим воспитателем, и среди этих.

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации агрессивных детей раннего дошкольного возраста в ДОУ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Период адаптации – тяжелое время для ребенка. Однако не следует рассматривать проблему адаптации как односторонний.

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации тревожных детей Пояснительная записка Актуальность Дошкольный возраст – это важнейший период, когда закладываются основы здоровья будущего взрослого человека.

Развлечение в дошкольной группе «Россия, Россия, Россия — что может быть сердцу милей?»Развлечение в дошкольной группе «Россия, Россия, Россия — что может быть сердцу милей?» Развлечение в дошкольной группе «Россия, Россия, Россия, – что может быть сердцу милей?» Цель: воспитывать бережное отношение к историческому.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа социокультурной адаптации детей-мигрантов «Россия — наш общий дом»
Опубликовано: 28 ноября 2023 в 09:33
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа социокультурной адаптации детей-мигрантов «Россия — наш общий дом»» (включая файлы) размещена пользователем Соколова Елена Сергеевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД