Татьяна Бондарева
«Азбука успеха». Программа социальной адаптации детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
▼ Скачать + Заказать документы
возраст воспитанников 10-15 лет, срок освоения 5 лет.
Введение.
Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте по Д. И. Фельдштейну.
Подростковый возраст, выступая как важный этап становления личности, представляет собой сложный процесс личностного развития, отличающийся равно-уровневыми характеристиками социального созревания. Уровень возможностей подростка, условия и скорость его социального развития связаны с осмыслением подростком себя и своей принадлежностью к обществу, степенью выраженности прав и обязанностей, степенью овладения миром социальных вещей и отношений, насыщенностью дальних и ближних связей, их дифференциацией. По мере взросления у подростка изменяются характер и особенности видения себя в обществе, восприятие общества, иерархии общественных связей, изменяются его мотивы и степень их адекватности общественным потребностям. Поэтому выявление типичных сочетаний разных показателей социальной зрелости детей с 10 до 15 лет и позволяет выделять разные стадии подросткового периода.
Публикация «„Азбука успеха“, Программа социальной адаптации детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2013
Наиболее выпукло характер стадиального развития подростка как личности прослеживается через изменение структуры самосознания в его различных проявлениях; самооценки, личностной рефлексии, требований к себе и другим, мотивах деятельности, идеалах, интересах и пр.
Так, на первой стадии подросткового возраста (в 10-11лет) ребенка характеризует весьма своеобразное отношение к себе (принятие себя). Около 34% мальчиков и 26% девочек дают себе полностью отрицательные характеристики. И хотя около 70% подростков отмечают в себе не только отрицательные, но и положительные черты, в их оценках наблюдается явное преобладание отрицательных черт и форм поведения. Некоторые подростки особо подчеркивают, что недостатков у них много, а нравится в себе «только одно», «естественная черта», т. е. характеристикам младших подростков присущ отрицательный эмоциональный фон. При этом у детей четко обнаруживается острая потребность в самооценке и в то же время переживание неумения оценить себя.
На второй стадии подросткового периода (в 12-13 лет) наряду с общим принятием себя сохраняется и ситуативно - отрицательное отношение ребенка к себе, обнаруживающее зависимость от оценок окружающих, прежде всего сверстников. В то же время критическое отношение подростка к себе, переживание недовольства собой сопровождается актуализацией потребности в самоуважении, общем положительном отношении к себе как личности.
На третьей стадии этого возраста (в 14-15 лет) возникает «оперативная самооценка», определяющая отношение подростка к себе и в настоящее время. Эта самооценка основывается на сопоставлении подростком своих личностных особенностей, форм поведения с определенными нормами, которые выступают для него как идеальные формы его личности.
По уровневые изменения на протяжении подросткового периода онтогенеза претерпевает и наиболее заметная характерологическая особенность 10-15 летнего ребенка, проявляющаяся в обостренном стремлении утвердить себя в обществе, добиться от взрослых признания своих прав и возможностей. На первой стадии для детей специфично стремление получить, признание факта их взросления. Причем у части младших подростков оно выражается в желании лишь утвердить свое право быть как взрослые, добиться признания своей взрослости (на уровне, например, «я могу идти на улицу в том пальто, в каком хочу»). У других детей стремление к признанию взрослости заключается в жажде получить признание их новых возможностей, у третьих – в желании участвовать в разнообразных делах наравне со взрослыми.
Значимость и актуальность программы : для воспитания полноценной личности должно уделяться немало внимания воспитанию нравственных качеств воспитанников. Большую часть времени ребенок проводит в обществе с друзьями и педагогами. Младший возраст – это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии взаимоотношений, это возраст, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни. Именно воспитатель должен помочь сформировать базу отношений между детьми, помочь понять, осознать, а что еще более важно научить видеть многоцветие окружающего мира и выбирать добро, а не зло, дружбу, а не ссору, любовь, а не ненависть. Выбор, особенно у ребенка, часто может быть импульсивным, стереотипным, не аналитическим, не осознанным. Но именно на выборе одного либо другого качества будет воспитываться личность ребенка. От этого выбора будет зависить то, какой тип личности воспитается, с какой позиции она будет воспринимать мир, как оценивать те или иные ситуации, какими ценностями определится дальнейшая жизнь воспитанника. Природе детей свойственно жизнерадостное мироощущение и необходимо поддерживать оптимистический взгляд на мир, направляя на выработку положительных нравственных качеств, на ценность позитивного взгляда на жизнь в этом пессимистическом мире. В настоящее время проблема понятий о ценностных качествах и об утверждении себя как личности, стоит очень остро.
В законе Российской Федерации «Об образовании» (1992) говорится о том, что содержание современного образования должно обеспечить «интеграцию личности в системы мировой и национальной культуры» (статья 14, а в «Доктрине образования в Российской Федерации» (2000, в разделе «Основные цели и задачи образования», записано «Система образования призвана обеспечить: историческую преемственность поколений, сохранение и развитие национальной культуры; воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью». Если ХХ век был эпохой научно- технических и экономических достижений, то ХХI век должен стать эпохой возрождения духовности. Именно духовно нравственное воспитание, есть ценностное качество каждого человека, а значит является началом становления будущей личности.
Цель нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования, предъявляемые обществом, превратить во внутренние стимулы развития личности каждого ребенка, воспитывать такие социально – значимые качества личности, как долг, совесть, достоинство, толерантность, милосердие. Поэтому Цель данной программы :
Воспитание здорового, личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами.
Задачи систематической и целенаправленной деятельности педагога по формированию у воспитанников:
• Высоко патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовность к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины;
• Воспитание здорового спортивного соперничества, гармоничного сочетания спорта и искусства в жизни человека;
• Воспитание любви к природе, потребности в ее защите от негативных воздействий – загрязнения, вырубке лесов, истребления редких видов растений; изучение природы родного края.
• Вооружить воспитанников знаниями о морали и целесообразности моральных норм; помочь в осознании значимости воспитания в себе нравственных качеств для формирования будущей личности.
• Привить трудовые навыки каждому ребенку, воспитание потребности заботиться о чистоте, уюте, порядке в доме в котором живешь; привитие принятых в обществе трудовых норм.
• Привитие навыков социальной адаптации в современном обществе.
• Формирование адекватной социальной позиции.
• Формирование эстетического вкуса, культуры отношения к собственному телу и внешнему виду.
Этапы работы по программе.
Формирование нравственных норм поведения у воспитанников – процесс длительный и требует правильного подхода к планированию деятельности воспитателя. Он должен включать в себя определенные этапы работы. Работая над проблемой формирования будущей личности, я предлагаю прохождение нескольких этапов:
1-й этап. Введение в понятия «нравственное воспитание, личность, я» в форме беседы, проведения различных тестов, игровых упражнений с последующим обсуждением.
2-й этап. Дальнейшая работа предполагает обсуждение и анализ различных жизненных ситуаций с привлечением социального опыта самих ребят. Для этого я использую такие формы работы, как групповая дискуссия, инсценировка различных ситуаций.
3-й этап. После анализа и обсуждения многообразных жизненных ситуаций, ребята могут сформулировать личные принципы поведения, планы действия.
4-й этап. На данном этапе, в моем планировании, дети будут составлять «Книгу о себе». В ней они отразят принципы восприятия мира, отношение к себе, к своему здоровью, к будущему, к природе, к Родине.
5-й этап. При условии успешной работы, этот этап предусматривает обратную связь между воспитателем и воспитанниками. Это отразится в презентации книги и в формировании нового отношения к изученным понятиям, в приобретении навыков позитивного, творческого решения социальных задач. Задача воспитателя – придерживаться выстроенной модели на всех этапах формирования нового отношения к понятиям нравственности.
Ожидаемый результат:
Личностно развитый человек, способный самостоятельно справляться с собственными психическими затруднениями и жизненными проблемами, способный адаптироваться в современном обществе.
Тематический план (Программа рассчитана на 5 лет, направления остаются прежними, а занятия корректируются в зависимости от восприятия материала воспитанниками и степени усваения).
Направление Часы Задачи Направленность и мероприятия
1. Патриотическое 8 -создание условий для осмысления государственных символов в жизни человека,
-воспитывать любовь к Родине, гордость за свое государство, правовую грамотность, умение жить и работать в коллективе. -проведение бесед, занятий с предоставлением наглядных пособий, - просмотр фильмов воспитывающих патриотизм, -тематические дискуссии, круглые столы:
Урок мужества «Равнение на героев»,
Русский солдат умом и силой богат,
Я – гражданин России,
На войне детей не бывает
Припадаю, Россия к твоей красоте,
2. Нравственно- эстетическое 20 -воспитание интереса воспитанника к самому себе, желание самосовершенствоваться,
- развитие волевых качеств воспитанника, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон,
- развитие желания знать, понимать и действовать сообразно полученным нравственным знаниям в разных жизненных ситуациях,
- формирование эстетического вкуса с помощью разнообразных форм деятельности. -проведение бесед, познавательных часов, практических занятий:
С точки зрения других,
Толерантная личность,
«Крутой» или уверенный в себе?
Час общения «Добро»,»Зло», «Терпимость»,
Избранник один и на всю жизнь,
Внимание! Опасная компания,
Как помочь человеку справиться с горем.
Урок сердцеведения,
Красота, вдохновение, радость и тайна,
Великая сила любви,
Добро не терпит промедленья,
Доброта творит чудеса,
Все цвета кроме черного,
Я – подросток,
Час общения- Слагаемые успеха,
Что значит для человека семья?
3. Адаптация в обществе 20 -формирование адекватной социальной позиции,
- формирование умения ставить реальные цели и выбирать адекватные способы их достижения,
- формирование навыков конструктивного поведения при общении с людьми имеющими отличные точки зрения. Проблемно дискуссионная игра: «разум сердца»,
Неповторимость индивидуальности,
Выбор жизненных целей,
Брей- ринг «Любо, братцы, любо…»,
В поисках своего призвания,
Умный за «Клинским» не пойдет.
Осторожно! Наркомания, СПИД, Венерические заболевания,
Основы репродуктивного здоровья,
В здоровом теле- здоровый дух, Быть может, в этом смысл жизни!
Социально – бытовая ориентация «властелин вкуса»
Что такое конфликт.
Поверь в себя.
4. Профориентация 6 -ориентация просветительской работы в области профессий, развитие позитивного отношения воспитанника к трудовой деятельности в будущем. -проведение экскурсий на предприятия, - проведение ориентационных бесед в области мира профессий, - проведение мероприятий нацеленных на определение дальнейшего места обучения.
В поисках своего призвания,
Разделение труда. Классификация профессий.
Мир профессий и твое место в нем.
Самоопределение для подростка.
Что может помочь в планировании карьеры.
5. Спортивно-оздоровительное 20 - формирование у воспитанников правильного отношения к занятию спортом и здоровому образу жизни.
- содействие формированию здорового образа жизни. - встреча с людьми пережившими зависимость,
Алкогольную, наркотическую и справившие с ней.
- проведение мероприятий связанных с направленностью на здоровый образ жизни.
Здоровье и спорт,
Мы выбираем здоровье,
Скажем наркотикам- нет!
Наше здоровье в наших руках,
Особенности личной безопасности при техногенных авариях,
Откуда берутся грязнули?
В стране здоровья.
Олимпиада на северном полюсе.
6. Трудовое 130 - привитие трудовых навыков каждому воспитаннику, воспитание потребности заботиться о чистоте, уюте, порядке в доме, где живешь, привитие принятых в обществе трудовых норм. -организация дежурства воспитанников в группе и в столовой,
-организация работ по благоустройству территории.
7. Экологическое 8 -воспитание любви к природе,
- воспитание потребности в защите окружающей среды, -изучение природы родного края. - проведение мероприятий по изучению родного края,
- уход за растениями в группе и на приусадебном участке,
-проведение бесед и круглых столов.
Викторина: На суше, в воде, в воздухе, в лесу.
Волшебница вода.
Тучи по небу гуляют- птицы к югу улетают.
Наши друзья птицы.
Береги природу или почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек.
Загадки старичка- лесовичка.
Охрана окружающей среды.
Зимовье зверей.
8. Индивидуальная работа Ежедневно -установить контакт с учителями в школе (тесное сотрудничество,
-индивидуальный подход к каждому воспитаннику - индивидуальная работа с учителями предметниками,
- посещение классных собраний,
- подведение итогов по четвертям,
-ежедневная работа с воспитанниками по самоподготовке.
….
Используемая литература:
1. «Психология подростка» Под ред., А. А. Реана. М., 2003г.
2. «Психология трудных школьников» В. Г. Степанов. М., 2004г.
3. «Воспитание и труд» Под ред., Р. С. Буре. М., 1987г.
4. «Психология развития личности в онтогенезе» Д. И. Фельдштейн. 1989г.