Наталья Браткова
Программа саморазвития «Обогащение ролевых диалогов в сюжетно-ролевых играх детей шестого года жизни косвенными методами»
▼ Скачать + Заказать документы
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 209 «Мозаика»
Программа саморазвития
по теме «Обогащение ролевых диалогов в сюжетно – ролевых играх детей шестого года жизни косвенными методами»
на 2021 – 2024 годы
Воспитатель:
Н. В. Браткова
Нижний Новгород 2021
Публикация «Программа саморазвития „Обогащение ролевых диалогов в сюжетно-ролевых играх детей шестого года жизни косвенными методами“» размещена в разделах
Цель работы: изучение воздействия сюжетно – ролевых игр на развитие речи и обогащение ролевых диалогов. Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.
Задачи:
• повысить собственный уровень знаний путем изучения методической литературы, новинок программно– методического обеспечения, интернет - ресурсов по теме обогащения ролевых диалогов по средствам сюжетно – ролевых игр.
• изучить и систематизировать достижения педагогической науки по теме.
• изучить особенности развития речи детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры;
• внедрить эффективные формы работы с детьми в процесс развития речи косвенными методами через сюжетно – ролевую игру
• исследовать эффективность использования сюжетно-ролевой игры в процессе развития речи дошкольников.
• создать картотеку сюжетных - ролевых игр для детей шестого года жизнь
Основные направления реализации программы
1. Анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме.
2. Обобщить характеристику содержания понятия «сюжетно-ролевая игра».
3. Исследование эффективности использования сюжетно-ролевой игры в процессе обогащения ролевых диалогов дошкольников.
4. Разработка презентации «Сюжетно-ролевые игры как средство развития речи детей дошкольного возраста»
5. Разработка картотеки сюжетно-ролевых игр для подготовительной группы.
Ожидаемые результаты
1. Оформление собственных методических наработок.
2. Повышение компетентности по выбранной теме.
3. Реализация системы работы по развитию речи детей, через сюжетно – ролевую игру.
4. Повышение квалификации.
5. Систематизация и представление в педагогическом сообществе опыта работы по изучаемой теме.
План индивидуальной самостоятельной работы
Актуальность:
Формирование речевой компетенции в разных видах деятельности детей дошкольного возраста обусловлено современными тенденциями в развитии системы дошкольного образования Российской Федерации. Речевое развитие дошкольников определяется как основная базисная характеристика личности ребенка. Процессу развития речи детей в дошкольном детстве уделяется огромное значение во всей воспитательно-образовательной работе дошкольного учреждения.
Особое значение в развитии речи дошкольников имеет диалог, в котором проявляются и существуют межличностные отношения, содержательное общение. Диалог - сложная форма социального взаимодействия. Диалог важен для развивающейся личности дошкольника, он является школой овладения родным языком, средством социализации ребенка. Непосредственное участие в диалоге осуществляется посредством диалогической речи, овладение которой является условием полноценного развития ребенка и его активности в общении с окружающими людьми.
Диалогические умения дошкольников - это умения детей взаимодействовать между собой, вступать в разговор, поддерживать и завершать его в соответствии с правилами речевого этикета, уместно используя устоявшиеся языковые выражения; выражаться логично, связно; правильно структурно и интонационно оформлять речь.
Между речью и игрой существует двусторонняя связь: с одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой стороны, сама игра развивается под влиянием развития речи. Только тогда игра оказывает развивающее влияние, когда господствует личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребенком. Главным в общении являются понимание, признание, принятие личности ребенка.
Психологи Запорожец А. В., Новоселова С. Л., Подъяков Н. Н., Усова А. П., подтвердили благотворное влияние взрослого на обогащение содержание детской деятельности, в том числе коммуникативной. Поэтому умению вести диалог со сверстниками и взрослыми - важнейшей сфере коммуникативной самодеятельности - необходимо учить. Но обучение должно быть направлено на развитие поисковой активности детей в сфере языка и речи, должно быть не прямым, а косвенным. Этому и способствует сюжетно-ролевая игра.
Сюжетно-ролевая игра (ролевая, творческая) - согласно взглядам ведущих отечественных психологов А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина, ведущая деятельность дошкольного возраста. Она в развернутом виде представляет собой деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.
Особенно важное значение для развития диалогической речи имеет, прежде всего, творческая сюжетно-ролевая игра, в которой дети совместно создают предметно-игровую среду, придумывают тему и развивают сюжет, разыгрывают ролевые диалоги и по ходу их вступают в разнообразные реальные взаимоотношения. Проблема развития диалогической речи дошкольников не может потерять своей актуальности на современном этапе развития дошкольного образования.
Цель: развитие речи дошкольников и обогащение ролевых диалогов через сюжетно – ролевую игру.
Задачи:
- расширять словарный запас, речь;
- развивать коммуникативные способности детей;
- расширять и углублять знания детей об окружающем мире;
- развивать психические процессы (внимание, память, восприятие, воображение);
- формировать социальное поведение;
- развивать эмоциональную сферу;
- формировать нравственные качества.
Этапы реализации программы :
№ Содержание работы Сроки
Организационно – ознакомительный 2021 – 2022 гг.
1 Подбор литературы по теме самообразования. в течение
года
2 Составление перспективного плана работы Сентябрь
3 Составление программы работы с социумом Октябрь
4 Диагностика детей (вводный мониторинг) Октябрь
5 Изучение опыта работы других педагогов через сеть Интернет. ноябрь-декабрь
6 Посещение занятий коллег. январь-февраль
7 Подбор игрового материала для игровой и познавательной деятельности. март-май
Основной этап 2022-2023 гг.
8 Работа над модернизацией игрового помещения Сентябрь
9 Работа над созданием методического банка Октябрь
10 Консультации для родителей в течение года
11 Подготовка презентации «Сюжетно-ролевая игра как средство обогащения ролевых диалогов детей дошкольного возраста» Ноябрь
12 Тематическая подборка и составление картотеки сюжетно-ролевых игр. сентябрь-октябрь
Заключительный этап 2023-2024 гг.
13 Диагностика детей (итоговый мониторинг) Октябрь
14 Обобщение и систематизация материалов по развитию речи через сюжетно – ролевую игру Декабрь
15 Распространение педагогического опыта на педагогических советах и методических объединениях январь-февраль
16 Распространение педагогического опыта в сетевом педагогическом сообществе и на сайте ДОУ в сети Интернет. март-май