Ульяна Касьянова
Программа родительского клуба «Взрослые и дети»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №7»
Программа родительского клуба
«Взрослые и дети».
Срок реализации 1 год
Автор - составитель:
Касьянова Ульяна Сергеевна, воспитатель
ЗАТО Северск 2022
Оглавление
ОГЛАВЛЕНИЕ 2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ КЛУБА «ВЗРОСЛЫЕ И ДЕТИ» 7
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН-ПРОГРАММЫ ЗАСЕДАНИЙ КЛУБА «ВЗРОСЛЫЕ И ДЕТИ» 9
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 11
ПРИЛОЖЕНИЕ 12
Пояснительная записка
Публикация «Программа родительского клуба „Взрослые и дети“» размещена в разделах
Дошкольное детство - один из самых важных этапов жизни ребенка. В период дошкольного детства ребенок активно познает окружающий мир, накапливает новый опыт и учится строить отношения в разных сферах. Две наиболее значимые сферы для ребенка в этот период – это семья и детский сад.
Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Поэтому так важно для успешного воспитания установление социального партнерства между дошкольным образовательным учреждением и родителями, вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности, их заинтересованное участие в воспитательно - образовательном процессе.
Работа с родителями является важным условием успешной педагогической деятельности ДОУ на современном этапе развития системы образования. В связи с этим, вопрос поиска и осуществления современных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день является одним из самых актуальных.
Требования к Федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования отводят особую роль совместной педагогической деятельности педагогов и родителей, личностно развивающему и гуманистическому характеру взаимодействия родителей, педагогов и детей. Опыт нашей работы показал и анализ проведенных индивидуальных консультаций показал, что такие формы взаимодействия с родителями, как родительские собрания и групповые консультации, недостаточно эффективны, т. к. родители выступают на них формальными слушателями, что родителям не хватает практических знаний и умений в воспитании и общении с собственными детьми, недооценивается роль положительного эмоционального самочувствия в развитии дошкольников. Многие родители достаточно хорошо осознают недостатки воспитания своих детей, но очень часто им не хватает элементарной психологической грамотности, чтобы решать свои проблемы. Но у них есть желание научиться эффективному общению с собственными детьми. Где родителям получить ответы на все интересующие вопросы? Таким центром повышения психолого - педагогической культуры родителей может стать детский сад. В детском саду ребёнок – равноправный член социальной группы, а в семье – объект обожания, всепрощения; в детском сад характер воспитания целенаправленный, в семье – зачастую стихийный, с использованием отдельных семейных традиций. В этой непохожести заложен главный смысл сотрудничества и взаимодействия. Отсюда следует, что только в гармоничном взаимодополнении детский сад и семья могут создавать условия для полно-ценного развития личности ребёнка, нужно признавать его ценность, уважать его права быть таким, какой он есть. Современная семья нуждается в разнообразных знаниях: психологических, педагогических, медицинских и т. д. Главная тенденция – обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. Это подразумевает изменения в системе «ДОУ – семья», требует усилий от педагогического коллектива.
Все это определяет необходимость поиска новых подходов и методов работы педагогов ДОУ с семьей.
Исходя из вышесказанного, мы решили направить свою деятельность на оптимизацию детско - родительских отношений в рамках ДОУ посредством организации семейного клуба «Взрослые и дети». Идея проекта – создание в дошкольном учреждении такой формы работы, которая позволит целенаправленно взаимодействовать педагогам и родителям в рамках социального партнерства в контексте ФГОС ДО.
Новизной данной программы является её инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные формы взаимодействия с семьёй (игры-практикумы, семейные конкурсы, заседания, консультирование по электронной почте на сайте ДОУ, изготовление стендовой информации и выпуск буклетов по наиболее интересующим родителей вопросам, о которых можно узнать при помощи такого метода работы – как анкетирование). Программа способствует согласованию усилий детского сада и семьи по созданию условий для оптимального развития ребёнка. Учитывая это, работа по данной программе способствует повышению компетентности родителей, их психолого - педагогической культуры в процессе совместной работы родителей и детей.
Актуальность программы очевидна, так как многие родители хотят научиться психологически и педагогически грамотно воспитывать своих детей, им нужны средства и методики, они могут использовать и психотерапевтические методы на доступном для них уровне. Совсем не обязательно давать родителям глубокие знания, но познакомить их с основными положениями, подходами в воспитании детей, открыто и честно осуществлять с ними взаимодействие просто необходимо.
Именно это послужило толчком создания клуба «Взрослые и дети» на базе детского сада, благодаря которому созданы условия для психо-профилактической поддержки и психолого - педагогического сопровождения детей и родителей, способствующие мягкой адаптации, формированию положительного отношения к ДОУ, навыкам общения с взрослыми и сверстниками.
Работа Клуба является важным шагом в направлении повышения психологической культуры родителей. Анализ семейных ситуаций в группе помогает родителю взглянуть на себя со стороны, «глазами других». Родители начинают лучше понимать собственные стереотипы воспитания, которые не являются результатом осознанного выбора воспитателя, а обычно перенимаются ребенком либо «по наследству», либо являются следствием полученных представлений из социального окружения.
Групповые эффекты дают возможность снять ощущение единственности и уникальности собственных трудностей, позволяют получить обратную связь и ощущение поддержки и понимания со стороны ДОУ.
Это новая модель дошкольной образовательной системы – совместное с семьей воспитание детей в условиях детского сада, обеспечивающая развитие личности ребенка и гармоничных отношений с ним взрослых
Цель программы: Установление сотрудничества детского сада и семьи в вопросах обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста.
В ходе реализации программы решаются следующие образовательные и развивающие задачи:
• повышать психолого - педагогическую культуру родителей;
• выявлять и транслировать положительный опыт семейного воспитания;
• содействовать сплочению родительского коллектива;
• способствовать установлению доверительных отношений между родителями и детским садом;
Теоретическая разработанность: направление групповой работы с родителями, основанное детским психотерапевтом X. Джайноттом, возникло в 50-е годы XX века и получило название «модель группового пси-хологического консультирования», где основными методами являлись: групповая дискуссия, работа в подгруппах, ролевые игры. Клуб можно рассматривать как модель групповой консультативной работы с родителями, часто более эффективной, чем индивидуальное консультирование. Описание групповых методов работы с родителями можно найти в работах отечественных психологов и психотерапевтов А. Я. Варги, А. С. Спиваковской, А. И. Захарова. Понимание сути детских проблем и улучшение взаимоотношений родителей с детьми, которое, как утверждают авторы, происходит в процессе групповой работы, повышает эффективность психокоррекционных мероприятий с детьми.
Практическая значимость: разработанная программа психолого - педагогического сопровождения может быть использована в практике работы педагогов и педагогов-психологов дошкольных образовательных учреждений в целях сопровождения семьи воспитанников и оптимизации детско - родительских отношений.
Возрастные группы обучающихся: программа разработана для родителей и детей младшего и среднего дошкольного возраста.
Условия и сроки реализации программы: срок реализации программы один год, разработана для родителей детей младшего дошкольного возраста. Занятия проводятся с ноября по май включительно, 1 раз в месяц, во второй половине дня. Длительность занятия -1 час 30 минут. Занятия проводятся в групповом помещении или музыкальном зале.
Оборудование:
• музыкальный зал, группа;
• проектор, компьютер;
• цветные и простые карандаши по количеству участников занятия;
• альбомные листы;
• коврики для релаксации;
Тематический план занятий клуба «Взрослые и дети»
Данная программа состоит из десяти встреч, цель которых - дать участникам представление об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. Каждая встреча рассчитана на 1-1,5 часа, продолжительность занятия может быть сокращена или увеличена в зависимости от поставленной цели. На занятиях группа опирается на ряд общих правил в организации работы Клуба:
• предмет дискуссии — дети и способы взаимодействия с ними родителей;
• все члены группы имеют право на свободное участие в дискуссии, лишенной формализма и рутины;
Разминка
Это этап занятия, на котором участники группы подготавливаются к психологической работе. Здесь используются упражнения на сокращение эмоциональной дистанции, тренировку понимания невербального поведения, на снятие напряжения и т. п.
Основная часть
Она состоит из нескольких этапов (по усмотрению ведущих).
Теоретический этап, как правило, проводится в виде мини-лекции или консультации по данной проблеме. Лекция — это знакомая форма трансляции, она позволяет предоставлять большой объем информации, эффективна в начале работы и в большой аудитории; ее цель — сосредоточить внимание на вопросе, познакомить с новой информацией по проблеме и научными подходами к ней.
Практический этап - отрабатываются конкретные навыки взаимодействия с детьми в виде решения педагогических ситуаций, обмена мнениями. Игры и игровые ситуации помогут избежать монотонности занятия, являются прекрасной разминкой для любой категории слушателей. Игры помогают родителям более непринужденно выполнять сложные задания.
Коррекционно-профилактический этап (блок) имеет непосредственно практико-ориентированную направленность - аутотренинга, релаксации, упражнения на снятие психоэмоционального напряжения и др.
Заключительная часть
Завершая занятие с родителями, целесообразно подвести итоги, в которых необходимо дать оценку того, оправдались ли ожидания его участников, что было значимым для каждого из них, какие выводы для себя сделали. На завершающем этапе заседания Клуба важно выяснить, изменилось ли понимание рассматриваемого вопроса. Каждый родитель должен решать для себя, что на занятии подкрепило его мнение, а что необходимо пересмотреть или изменить в себе. Как это можно сделать?
Механизм отслеживания результатов
В ходе реализации программы «Взрослые и дети» запланировано анкетирование родителей в начале и конце учебного года. Это позволит оценить динамику развития группы, а также эффективность предлагаемой программы.
Принципы реализации программы:
• позитивности - создание поддерживающей, доброжелательной атмосферы помощи, сотрудничества;
• индивидуального подхода - максимальный учет психологического своеобразия и индивидуального опыта каждого родителя и каждого ребенка.
• развития и саморазвития личности - активизация творческих возможностей, способности к самопознанию и самоусовершенствованию, саморегуляции.
Ожидаемые результаты:
• повышение уровня педагогических знаний и умений родителей;
• активизирование позитивного мышления помогающего родителям избегать или преодолевать трудности в воспитании детей;
• устанавливание доверительного отношения между ДОУ и родителями, что благоприятно скажется на эмоциональном состоянии ребенка
• установление единства стремлений и взглядов на процесс воспитания и обучения дошкольников между детским садом, семьей.
• открытость и доступность деятельности дошкольного учреждения для родителей и общественности.
Примерный тематический план программы заседаний клуба «Взрослые и дети»
(темы могут меняться, в зависимости от пожеланий родителей)
Темы встреч:
1 Анкетирование родителей
Форма проведения: анкетирование, обработка результатов - сентябрь
2 Определение целей и задач проекта
Форма проведения: разработка сценариев заседаний клуба, организация работы Клуба - октябрь
3 «Знакомство. Введением в тренинг»
Форма проведения: тренинг - ноябрь
4 «Его величество ребенок! Какой он есть»
(особенности младшего и среднего дошкольного возраста)
Форма проведения: тренинг - декабрь
5 Выставка фотографий «Мама и папа тоже были на новогоднем утреннике»
(детские фотографии родителей)
Форма проведения: выставка фотографий - декабрь
6 «Праздник к нам приходит!»
Форма проведения: совместно с детьми - декабрь
7 «Как справиться с непослушанием» или «Поощрения и наказания»
Форма проведения: тренинг - январь
8 «Папа может, папа может, все, что угодно»
Форма проведения: интеллектуальный квест для пап (дедушек) и детей - февраль
9 «Дочки-матери»
Форма проведения: кулинарный квест для мам (бабушек) и детей - март
10 «Моя семья-моя Крепость?»
Форма проведения: тренинг - март
11 «Моя Мама!» (поговорим о детской ревности)
Форма проведения: тренинг - апрель
12 «Вот и стали мы мудрее!» Итоговый тренинг - май
Список литературы
1. Журнал Психолог в детском саду №2 2011г.
2. О. Л. Зверева Т. В. Кротова «Общение педагога с родителями в ДОУ», Москва, Сфера 2005 г.
3. В. А. Кулганов, Н. В. Сорокина «Психологические особенности развития детей и профилактика неврозов» Санкт Петербург «Детство - пресс» 2012г.
4. Е. О. Севостьянова Дружная семейка, Москва, Сфера 2005,
Приложение
Встреча 1
«Знакомство. Введение в тренинг»
Цель: знакомство участников тренинга друг с другом и ведущим. Принятие правил группы. Утверждение положения о Клубе. Утверждение плана работы Клуба.
Содержание занятия
1. Вводное слово ведущих. Знакомство с целями и задачами Клуба. Принятие устава Клуба. Определение правил групповой работы.
2. Разминка: Упражнение «Знакомство»
3. Каждый участник по кругу называет свое имя и говорит о своих ожиданиях в предстоящей работе
4. Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто…»
5. Цель: снятие мышечного напряжения, формирование положительного настроения и настроя на работу.
6. Упражнение «Я - мама». Все участники сидят в кругу. По сигналу ведущего перебрасывают мяч друг другу, при этом, бросающий мяч заканчивает фразу: «я-…мама» (одно-два прилагательных)
Практический блок
Упражнение «Идеальный родитель»
Цель: получить представление родителей о самих себе, развитие мыслительных операций. Повышение уверенности в себе, развитие положительной самооценки.
Материалы: большой лист бумаги, фломастеры
Инструкция: Участники в кругу высказывают свое мнение о понятии «Идеальный родитель». Все варианты записываются на листе бумаги.
Затем предлагается схема на большом листе бумаги. Центр символизирует «идеального родителя» со всеми перечисленными качествами.
Ведущие предлагают родителям синим фломастером отметить то место на схеме, где каждый из них, сравнивая себя с «идеальным родителем» находится в настоящее время.
Обратная связь по упражнению
Заключение
Опрос настроения. Оценка занятия в целом. Оценка себя как участника.
Упражнение: «Незаконченное предложение»
Ведущий предлагает закончить фразу: «Я - хороший родитель, потому что…»
Встреча 2
«Его величество ребенок! Какой он есть»
Цель: укрепление детско - родительских отношений, дать возможность родителям поделиться друг с другом опытом и мыслями о том, как каждому удается воспитывать своего ребенка.
Содержание занятия
Приветствие. Опрос настроения, настроя на работу.
Упражнение разминка «Пословицы и поговорки о воспитании».
Инструкция: Родителям предлагается вспомнить и записать пословицы и поговорки о воспитании. Выбрать одну, определяющую собственный стиль взаимоотношений с ребенком.
Основная часть
1. Упражнение «История имени».
Инструкция: Родители рассказывают, почему они назвали ребенка определенным именем.
2. Упражнение «Мой ребенок». Родителям предлагается заполнить два первых столбца таблицы.
Что меня радует в моем ребенке Что меня огорчает в моем ребенке Перефразирование
После заполнения, ведущий предлагает утверждения из второго столбца перефразировать так, чтобы они несли положительный смысл. По желанию, участники зачитывают утверждения.
3. Тест-шутка «Женщины…мужчины…»
4. Заключение. Обратная связь по занятию. Упражнение «Хвалю себя сегодня за …»