Дзендзель Инна
Программа родительского клуба для родителей детей раннего и дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей № 7
Согласовано:
зам. зав. по ВМР Вечканова С. В. Принято:
на заседании педагогического совета
протокол № от Утверждено:
заведующий МДОУ 7 Шитягина Н. О.
приказ № от
Программа
родительского клуба «Семицветик»
Возрастная группа : родители детей раннего и дошкольного возраста
На 2016-2017 учебный год
Публикация «Программа родительского клуба для родителей детей раннего и дошкольного возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2019
Дзендзель Инна Александровна
Педагог – психолог МДОУ № 7
2016 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Программа родительского клуба «Семицветик» разработана на основе программы работы с родителями дошкольников «Я - компетентный родитель», Л. В Коломийченко.
Разработанная программа работы с родителями способствует повышению педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития дошкольников
2. Актуальность и новизна программы
Программа родительского клуба «Семицветик» ориентирована на работу с родителями разных возрастных групп : родителей детей раннего и дошкольного возраста.
Сотрудничество с семьей является одним из важнейших условий организации эффективного воспитательного процесса в МДОУ № 7. Для того, чтобы родители стали активными помощниками педагогов, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Клуб – наиболее подходящая для этого форма работы с родителями, позволяющая установить эффективное и целенаправленное взаимодействие детского сада и родителей. В ходе работы родительского клуба в МДОУ № 7 учитываются потребности родителей и формируется активная родительская позиция. Родительский клуб позволяет сделать общение с родителями более целенаправленным, а следовательно, и более эффективным. Программу реализуют специалисты в области дошкольного образования – воспитатели, педагог – психолог МДОУ № 7. Работа родительского клуба планируется с учётом потребностей родителей по результатам анкетирования, опросов на родительских собраниях. После результатов анкетирования создается механизм работы Клуба. Прежде всего формируется нормативно-правовая база, состоящая из плана работы, журнала протоколов заседаний Клуба.
3. Цель программы :
1. Выявление потребностей родителей в области воспитания и образования собственного ребенка;
2. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития дошкольников;
3. Педагогическое просвещение родителей;
4. Партнерство педагогов и родителей в деятельности МДОУ № 7.
5. Содействие процессу становления ключевых и сопутствующих компетенций родителей, обеспечивающих их активное участие в личностном развитии детей дошкольного возраста : информационной, мотивационной, технологической, коммуникативной, аналитической.
6. Использование родителями предложенных материалов в работе с детьми,
7. Формирование сотрудничества с дошкольным учреждением МДОУ № 7 (традиций в работе с родителями)
8. Становление родительской компетентности
4. Задачи программы :
1. Убедить родителей в том, что их взаимодействие с педагогами является важнейшим условием всестороннего развития детей;
2. Ознакомить родителей с различными вопросами возрастной педагогики, детской психологии на конкретных примерах;
3. Проинформировать о том, что семья на всех этапах развития ребенка нуждается в помощи специалистов;
5. Принципы и подходы программы
1. Доступность
2. Научность
3. Последовательность и концентричность
4. Интегративность
5. Диалогичность
6. Формы, методы, приемы
1. Семинар – практикум с элементами тренинга
2. Семинар – практикум
3. Круглый стол
4. Групповая дискуссия
5. Мастер – класс
6. Обмен опытом семейного воспитания
7. Просмотр видеоматериалов по организации жизни детей в детском саду
8. Детско – родительское занятие
9. Интервью
10. Детско – родительский досуг
11. Практикум для родителей
7. Структура и основное содержание мероприятий
1. Вводная часть (определение задач и содержания совместной деятельности)
2. Основная часть (активное участие родителей)
3. Заключительная часть (подведение итогов, рефлексия приобретенного опыта и знаний родителями)
Встречи Клуба по согласованию с родителями проводятся с периодичностью раз в месяц и по запросам его участников. Продолжительность заседания определяется тематикой встречи и составляет 35 – 40 минут.
8. Предполагаемый результат
1. Активная позиция родителей в реализации воспитательной функции
2. Наличие устойчивого интереса к личностному развитию своих детей, потребности в грамотной организации семейного воспитания
3. Признание себя важнейшими и полноправными субъектами воспитания своих детей
4. Сформированность родительской компетентности
Перспективное календарно-тематическое планирование
№ п/п
месяц Название
мероприятия Форма проведения
мероприятия Содержание мероприятия
1. Сентябрь
1.
«Общение с ребенком раннего возраста»
1. Семинар – практикум с элементами тренинга
(родители групп раннего возраста)
1. Видео отрывки из цикла «Как мы в садике
своём очень весело живём!» :
1.1Показ оснащения зонирования групп № 8, 11
1.2 Адаптационные игры с муз сопровождением
1.3 Показ совместной деятельности с детьми
раннего возраста :
-лепка из кинетического песка
-фрагмент занятия по сенсорному развитию
«Построй башенки»
-дидактическая игра с прищепками
«Солнышко»
2. Упражнения с элементами тренинга:
2.1Упражнение «История имени ребенка»
2.2. Упражнение «Качества взрослого, необходимые
ему при взаимодействии с детьми раннего возраста».
2.3 Упражнение на развитие эмпатии взрослого
(«Давать и получать»).
2.4 Упражнение «Трудности взаимодействия с детьми
раннего возраста».
2.5 Мини-лекция «Роль взрослого в процессе
формирования навыков общения у детей раннего
возраста».
2.6 Памятка для родителей «Вредные привычки. Как
справиться с проблемой?»
2.7 Презентация «Язык любви»
3. Игры в детско – родительских парах :
3.1Творческий конкурс «Совместный рисунок»
3.2Игра - эстафета «Вылови игрушку»
3.3Муз. сопровождение
«Игра с воздушными шарами»
2. Октябрь
2.
«Кризис 3 лет. В царстве упрямства и капризов»
2. Семинар – практикум
(родители младших групп, групп раннего возраста)
2.
1. Упражнения:
1.1Упражнение – приветствие
1.2Упражнение «Что в имени моем»
1.3Упражнение «Рисуем чувства»
1.4 Мини – лекция «Кризис 3 лет»
1.5Упражнения на релаксацию в период кризиса 3 лет
2. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования.
3. Релакс для родителей «Дельфины»
3. Ноябрь
3.
«Кризис 7 лет» 3. Круглый стол
(родители подготовительных групп) 3.
1. Презентация «Кризис 7 лет»
2. Мини – лекция «Необычные симптомы»
3. Групповая дискуссия. 4. Вопросы родителей.
5. Обмен опытом семейного воспитания
4. Декабрь
4.
«Новогодняя игрушка» 4. Мастер – класс
(родители дошкольных групп) 4.
1. Вальс снежинок
2. Упражнение «Любим мы свой детский сад
3. Игра «Угадай у кого Дед мороз»
4. Игра «Снежинка – сугроб – снегурочка»
5. Упражнение «Слушаем и рисуем»
6. Презентация «Мастер класс по изготовлению Снеговика – Носовика»
7. Мастер – класс «Новогодняя игрушка - снеговик»
8. Дефиле – показ мод «Новогодний карнавал»
5. Январь
5.
«Агрессивный малыш – как справиться с проблемой?»
5. Круглый стол
(родители детей всех возрастных групп)
5.
1. Презентация «Причины детской агрессии»
2. Дискуссия «Стили родительского воспитания» (в ответ на агрессивные действия ребенка)
3. Презентация «Профилактика агрессии у дошкольников. Роль театрализованной деятельности в снижении агрессии».
4. Музыкотерапия как средство снятия психоэмоционального напряжения и агрессии у дошкольников
5. Танец кукол
6.»Оркестр»
7. Музыкальный спектакль «Заюшкина избушка»
8. Коммуникативный танец «Ку – ку»
6. Февраль 6.
«Общение с ребенком в период раннего детства» 6. Семинар – практикум
(родители групп раннего возраста)
6.
1. Презентация «Особенности общения и взаимодействия с детьми раннего возраста»
2. Мини – лекция «Принципы общения с ребенком. Принятие ребенка и правила в семье
3. Психогимнастика
«Заводные игрушки», «Пылесос и пылинки»
4. Эмоциональные игры:
1. Игры для налаживания контакта с ребенком
2. Игры для налаживания эмоционального контакта взрослого и ребенка
5. Телесно – ориентированные игры
6. Релаксационные игры
7. Знакомство с диском Железновых. Пальчиковая гимнастика.
8. «Роль потешек в речевом развитии детей раннего возраста».
9.»Роль пальчиковых и дидактических игр в речевом развитии ребенка»
7. Март
7.
«Скоро в школу»
7. Детско – родительское занятие
(родители подготовительных групп) 8.
1. Упражнение «Любим мы свой детский сад»
2.»Рисунок школы»
3. Презентация «Волевая готовность. Формирование произвольности поведения».
4. Мини – лекция «Мотивационная готовность». Анализ психологом рисунков школы.
5. Пальчиковая гимнастика в развитии детей дошкольного возраста.
6. Речевые игры в подготовительной группе.
7. Игры на развитие произвольности с муз. сопровождением
8. Графический диктант
8. Апрель
8.
«На пути к школе. Компоненты психологической готовности к школе» 8.
Практикум для родителей
(родители старшей группы № 1) 8.
1. Упражнение – визуализация
2. Упражнение «Что мы говорим детям о школе?». Корзинка высказываний.
3. Деловая игра «Скоро в школу»
4. Интервью детей «Кто такой ученик? «
5. Мини – лекция «Компоненты психологической готовности»
6. Дидактические игры для подготовки ребенка к школе
9. Апрель 9.
«Город талантов» 9.
Детско – родительский досуг
(родители дошкольных групп) 9.
1. Психологическое сопровождение одаренных детей
2. Педагогическое сопровождение одаренных детей
3. Музыкальный спектакль «Муха – Цокотуха»
4.»Весенний танец насекомых»
5. Выступление хорового кружка с песней «Все мы моряки»
6. Выступление хорового кружка с песней «Комсомольск, все душой мы в тебя влюблены»
10. Май
10.
«Гармония в отношениях родителей и детей» 10.
Детско – родительский досуг
(родители 2 младшей группы № 3) 10.
1. Упражнение «Апельсины»
2. Упражнение «Мне кажется, в детстве ты был (а)
3. Беседа «Стили взаимоотношений родителей и ребенка»
4. Упражнение «Сделай комплимент»
5. Игра «Войди в круг»
6. Упражнение «Закончи предложение»
7. Игровой комплекс «Давайте поиграем»
Итого 10 мероприятий
Литература
1. Л. В Коломийченко Программа работы с родителями дошкольников «Я - компетентный родитель»
2. Попова Л. Н, Гонтаревская М. Н Практические материалы. Детско – родительский клуб «Веселая семейка»
3. Н. В. Микляева Семейный и родительский клубы в детском саду
Педагог – психолог МДОУ № 7 Дзендзель И. А