Татьяна Красникова
Программа родительского клуба «Детский сад-семья»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 6»
Рабочая программа родительского клуба
«Детский сад - семья»
Группа компенсирующей направленности №1 «Айболит»
Воспитатели:
Красникова Татьяна Викторовна
Мухина Людмила Александровна
\
Заволжье, 2020 г.
Пояснительная записка
Публикация «Программа родительского клуба „Детский сад-семья“» размещена в разделах
В связи с новыми требованиями, соответствуя им, роль родителей в реализации Федерального Государственного стандарта образования растет на уровне каждого дошкольного учреждения. Задачи, которые стоят на сегодняшний день перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса в каждом ДОУ, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей. (ФГОС ДО ч. I п. 1.6 п. п. 9).
Характерной тенденцией современного периода в развитии отечественного образования является стремление образовательных учреждений к открытости, которая предполагает и участие общества в жизни ДОУ. (ФГОС ДО ч. III п. 3.1 п. п. 5, 6) Немаловажную роль в процессе становления открытости играют родители, как основные социальные заказчики ДОУ. И взаимодействие педагогов с ними не имеет возможности без учета интересов и запросов семьи.
Намечены новые подходы к педагогическому взаимодействию МБДОУ и семьи.
Признание приоритета семейного воспитания требует сотрудничества, взаимодействия и доверительности во взаимоотношениях семьи и детского сада. Через сотрудничество педагогов и родителей появляется возможность лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развития способностей ребенка.
Большая часть родителей – не профессиональные воспитатели. В их багаже нет специальных знаний в сфере воспитания и образования детей, что часто приводит к трудностям в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители должны совместно изыскивать наиболее эффективные способы решения возникающих проблем, определять содержание и формы педагогического просвещения в этой связи.
Для максимальной эффективности такого сотрудничества недостаточно простого информативного монологического общения, необходимо стремление к ведению равноправного диалога с семьями воспитанников.
Определяющую роль в установлении такого взаимодействия должны играть педагоги и специалисты. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству с ними. Работу и взаимодействие нужно начинать с теми, кто желает участвовать в жизни группы, детского сада. Постепенно, тактично вовлекая и остальных родителей в сотрудничество, опираясь на родителей-единомышленников, учитывая интересы детей и их семей.
На современном этапе в работе с родителями имеет место понятие “вовлечение родителей” в деятельность дошкольного учреждения, иначе говоря, активное участие родителей в работе МДОУ, которое оказывает влияние на его функционирование и развитие. Всю работу по вовлечению родителей в деятельность дошкольного учреждения можно разделить на три этапа:
- Выявление потребностей родителей в области воспитания и образования собственного ребенка
- Педагогическое просвещение родителей
- Партнерство педагогов и родителей в деятельности ДОУ
Этап первый: беседы с родителями, наблюдение за детьми, анкетирование, опрос, “Почтовый ящик”.
Этап второй: коллективные и индивидуальные формы взаимодействия, вечера вопросов и ответов. “Круглый стол”, деловые игры, родительские собрания (общие и групповые). Уместны устные журналы, встречи с интересными людьми, родительские, семейные клубы, беседы, выполнение индивидуальных поручений, переписка, наглядная агитация.
Необходимо сориентировать родителей в литературе по семейному чтению, увлечь обсуждаемой на встрече темой, расположить их к анализу распространенных стереотипов в воспитании, вызвать ассоциации с собственным опытом. Важно заинтересовать родителей, вызвать их на откровенный разговор, разбудить желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями. Если воспитатель смог затронуть сознание и чувства родителей, то их можно считать союзниками, они уже никогда не останутся равнодушными созерцателями происходящего.
Исходя из этого, будет легче понять ребенка, найти оптимальные способы решения проблем воспитания конкретной личности в детском саду и дома.
Этап третий: Первостепенная задача - создание условий для развития нормальных отношений в семье, что может быть достигнуто только при деятельности родителей и детей, которая может быть реализована в различных формах.
Формы совместной работы с родителями :
- родительские конференции, консультации, беседы. Вечера для родителей, педагогические советы, диспуты, кружки для родителей, встречи с администрацией, тренинги.
- Совместные мероприятия педагогов, родителей и детей : дни открытых дверей, утренники и праздники, концерты, викторины. Спортивные соревнования, выпуск газет, выставки совместного творчества, тематические вечера, благоустройство ДОУ и территории.
По мере осмысления родителями своих взаимоотношений с детьми у них происходят позитивные изменения, предполагающие нормализацию детско-родительских взаимоотношений, эмоционального самочувствия детей (Л. А. Абраманян, В. П. Дуброва).
Детский сад не может заменить семью, он лишь дополняет ее, выполняя свои особые функции. Для успешного воспитания важно, чтобы отношения между ДОУ и родителями были доверительными, чтобы родители были вовлечены в совместный воспитательный процесс, чтобы родители совместно с педагогами помогали своему ребенку развиваться. Поэтому каждый педагогический коллектив, работая по той или иной программе, ищет новые формы и методы работы с семьей.
При тесном контакте с взрослыми, в первую очередь ответственными за жизнь и здоровье своих детей, выявляется, что многие из них занимают деструктивную позицию во взаимоотношениях с ребенком, поэтому их воспитательные методы не приводят к эффективному завершению. Причинами подобного родительского поведения, на наш взгляд, являются:
неумение взрослых слушать и быть внимательными друг к другу;
- педагогическая и психологическая неграмотность;
- нежелание менять свои эгоистические позиции в актуальных вопросах воспитания;
- нерешенные личные проблемы, мешающие полноценному развитию ребенка.
Дискуссии, ролевые игры, творческие задания помогают понять, насколько важно помимо безусловной любви к ребенку иметь знания:
- основных возрастных особенностей детей и тех проблем, с которыми чаще сталкиваются родители, общаясь с ребенком;
- правил основных игр для родителей и детей, имеющих в своей основе психокоррекционные принципы;
- как поступать в критических ситуациях.
Исходя из выше сказанного был организован родительский клуб «А ну-к дружно, а ну-ка вместе». Участниками этого клуба являются дети 3-7 лет и их родители, педагоги, а также специалисты.
Цель: Преодоление барьера недоверия родителей к ДОУ. Установление и развитие доверительно-партнерских отношений между родителем и ребенком, семьей и педагогами. Удовлетворить потребности родителей в психолого-педагогическом образовании в вопросах развития и воспитания детей на протяжении всего времени пребывания ребенка в ДОУ, а так же осуществление адаптационных мер при переходе детей из домашней среды в ДОУ, пропаганда положительного опыта семейного воспитания.
Задачи программы :
- Повысить родительскую компетентность в понимании внутренних переживаний и потребностей ребенка.
- Помочь родителям научиться играть и общаться со своим ребенком, адекватно оценивать его (уровень развития, достижения, проблемы и пр.) и определять оптимальные пути взаимодействия с ним.
- Просвещение родителей в вопросах воспитания и обучения дошкольников.
- Вовлекать родителей в жизнь детского сада.
В содержании работы включены следующие методы:
- продуктивной деятельности (аппликация, рисование)
- игровой терапии – позволяет смоделировать и проконтролировать ситуацию; (психогимнастические упражнения, этюды, игровые задания)
- музыкальной терапии
- психомышечной тренировки
- групповой дискуссии – способствует повышению психолого-педагогической грамотности родителей, помогает выявить индивидуальные и стереотипные формы взаимодействия с ребенком
- обсуждения и разыгрывания ситуаций – помогает найти оптимальный способ взаимодействия
- обучающего эксперимента – помогает родителям применить полученные знания на практике
- анализа поступков детей и родителей – помогает вскрыть причины возникновения конфликта
- анализа типов коммуникативных взаимоотношений – позволяет выявить причины ухода родителей от решения проблем
- анализа ситуаций – помогает научить родителей принимать проблему, понимать мотивацию ребенка в совершении тех или иных действий, корректировать поведение ребенка, т. е. развивать у него умение анализировать ситуацию и находить способы решения проблем самостоятельно.
Информированность родителей – основное средство профилактики отношений в развитии детей, педагогов, повышение их психолого - педагогической культуры. Эффективность психопрофилактической работы определяется еще и грамотным отбором тем для выступлений. Темы встреч для клуба формируются по результатам диагностики, из запросов и интересов родителей, а ток же возможно из решения годового плана и единой методической темой годового плана ДОУ. В круг актуальных вопросов, предлагаемых родителям входят :
- возрастные особенности детей
- условия, необходимые для полноценного психологического развития;
- адаптация к условиям ДОУ
- новообразования в развитии детей
- медицинская информация
- игры и упражнения для развития и обучения детей.
Иными словами, родители должны получать своевременную информацию об актуальном состоянии ребенка (процессе его развития, сформированности каких-либо навыков, а так же о возможных проблемах, которые могут возникнуть в будущем при несоблюдении правил.
Общая структура занятия
Приветствие. Оно служит для формирования позитивного интереса и сплочения группы.
Разминка. Данный вид деятельности снимает эмоциональную напряженность, формирует благоприятный психологический климат, развивает чувство внутренней устойчивости и доверительности.
Основная часть. В этой части решаются цели и задачи занятия. В нее входит комплекс психологических упражнений и приемов, продуктивная деятельность.
Рефлексия занятия. Оценка занятия взрослыми с позиции заинтересованности, продуктивности, полезности, оправданности ожиданий. Дети делятся своими эмоциями (как себя чувствуют «здесь и сейчас»).
Прощание. Оно необходимо для формирования ощущения целостности и завершенности занятия, эмоционального сплочения группы.
Этапы работы клуба :
- Подготовительный: определение потребностей родителей через собеседование и анкетирование. Дифференцирование обозначенных проблемных ситуаций соответственно возрасту детей.
- Организационный: составление перспективного плана работы клуба, утверждение графика проведения занятий. Данный этап оснащается методическим сопровождением: составляются конспекты занятий, подбирается стимульный материал.
- Непосредственная работа “Родительского клуба”.
Структура совместных мероприятий:
- Слово воспитателя по теме собрания;
- Представление семейного опыта;
- Выступление специалиста (по запросу родителей);
- Обсуждение педагогических ситуаций, прочитанной литературы по семейному воспитанию;
- Просмотр видеофильма;
- Выступления желающих родителей;
- Открытые просмотры занятия или его части, режимных моментов;
- Выступление детей;
- Подведение итогов.
В результате данной работы педагога с родителями взрослые учатся признавать за ребенком право на собственное мнение, на собственный выбор.
Это обеспечивает понимание и лучшее взаимодействие в семье. Родители осознают, что мир ребенка отличается от мира взрослых, приобретают навыки активного слушания, развивают умения разрешать конфликтные ситуации, безоценочно принимать собственного ребенка.
Перспективно – тематический план на 2020-2021 учебный год
Тема занятия участники форма сроки
1. День знакомства: «Здравствуй, детский сад!»
Цель: создать атмосферу доброжелательности, открытости к общению между детьми и родителями.
Родители
Воспитатель Практическое занятие
буклеты, наглядная информация октябрь
1. «Общение без проблем»
Цель: помочь родителям понять характер общения с ребенком, расширение навыков конструктивного общения в контексте детско-родительских отношений. Родители
Воспитатель Практическое занятие,
буклеты, наглядная информация ноябрь
2. «Внимание: Гиперактивный ребенок!»
Цель: помочь родителям понять характер взаимодействия с особым ребенком, обучение эффективным способам взаимодействия с ним. Родители
Воспитатель Обучающий семинар с элементами тренинга,
буклеты, презентация. декабрь
3. «Маленькие агрессоры. Кто они?»
Цель: повышение родительской компетентности в понимании природы внутренних переживаний и потребностей ребенка. Обучение эффективным способам взаимодействия с ним. Родители
Воспитатель Практическое занятие с элементами тренинга,
буклеты, наглядная информация, печатный журнал февраль
4. «Играя, обучаем вместе»
Цель: показать необходимость совместной обучающей деятельности родителей и детей, обучение практическим приемам формирования навыков сотрудничества с детьми. Родители
Воспитатель Семинар – практикум,
буклеты с играми, наглядная информация март
5. «Вы спрашивали, мы-отвечаем»
Цель: Удовлетворить потребность родителей в психолого-педагогической культуре через наглядно - печатную информацию. Родители
Воспитатель Итоговый
журнал по вопросам родителей
(вопрос-ответ) апрель
Перспективно-тематический план на 2021-2022 учебный год
Тема занятия участники форма сроки
«Как организовать интересный досуг семьи?»
Цель: познакомить родителей с закономерностями развития детей дошкольного возраста, методами и приемами, способствующими развитию гармоничных детско-родительских взаимоотношений, созданию благоприятного эмоционального климата в семье; развивать творческие способности и воображение взрослых и детей в процессе игрового общения. Дети
Родители
Воспитатель Игровое общение октябрь
«Наши дети – какие
они?»
Цели:
- познакомить родителей с методами и приемами работы с детьми, способствующими развитию гармоничных взаимоотношений, создание благоприятного климата в семье;
-осуществлять практическую подготовку родителей по вопросам воспитания, психического здоровья ребенка Родители
Воспитатель Практическое занятие ноябрь
«Кризисы. Что это такое? Какие бывают? Как поступить?»
Цель: ознакомление с возрастными кризисами детей дошкольного возраста; обучение навыкам эффективного взаимодействия с ребенком; ознакомление со способами экстренного реагирования на кризисные проявления ребенка; обучение методам релаксации и саморегуляции. Родители
Воспитатель Семинар декабрь
«Поговорим об агрессивности детей»
Цель: обобщение психологических знаний природы детской агрессивности, ее причины и профилактики; обучение родителей практическому использованию приемов коррекции агрессивного поведения, формирования навыков поведения и воспитания агрессивного ребенка; обучение навыкам “ненасильственного” общения — “активного” слушания. Родители
Воспитатель Практическое занятие с элементами тренинга февраль
«Стиль семейных отношений и эмоциональное благополучие ребенка»
Цель: укреплять внутрисемейные и межсемейные связи; создавать положительную эмоциональную среду общения между детьми, родителями и педагогами; активизировать и обогащать педагогические знания и умения родителей; повышать психолого-педагогическую культуру родителей; развивать креативные способности детей и родителей в совместной деятельности; обобщать опыт семейного воспитания. Родители
Воспитатель Практическое занятие с элементами тренинга март
«Игра и игрушки в жизни ребенка»
Цель: развивать интерес родителей к играм детей, получение положительных эмоций от совместно выполненной деятельности; развивать творческие способности и воображение взрослых и детей в процессе игрового общения; снятие мышечных и психологических зажимов, формирование навыков невербальной коммуникации, развитие внимания, воображения, эмоционально-волевой сферы; обучение приемам эффективного взаимодействия посредством игры. Дети
Родители
Воспитатель Семинар апрель
«Я дарю свое тепло»
Цель: получение “обратной связи”; обмен полученными знаниями и опытом; самоанализ; подведение итогов. Родители
Воспитатель Рефлексия май
Перспективно-тематический план на 2022-2023 учебный год
№ Тема занятия Цели, задачи занятия Сроки
1 Путешествие в осенний
лес Формирование гармонично развитой личности.
Задачи:
- формировать стремление к здоровому образу жизни
- нравственные качества (настойчивость, дружелюбие, взаимопомощь и бережное отношение друг к другу)
- развивать конструктивные детско-родительские отношения, творческие способности
- привлекать всех членов семьи к физкультуре. Сентябрь
2 «Путешествие в страну эмоций! Цель: Развитие детско-родительских отношений.
Задачи:
- формировать стремление к здоровому образу жизни
- нравственные качества (настойчивость, дружелюбие, взаимопомощь и бережное отношение друг к другу)
- развивать эмоциональную сферу (понимание, осознание и принятие чувств, своих и других людей)
- творческое мышление и воображение
- детско-родительские отношения
- творческие способности
- привлекать всех членов семьи к воспитанию и образованию своего ребенка.
Октябрь
3 Путешествие по России Цель: формирование гармонично развитой личности.
Задачи:
- формировать стремление к здоровому образу жизни
- нравственные качества (дружелюбие, взаимопомощь и бережное отношение друг к другу)
- развивать восприятие, внимание, память, мышление, творческие способности
- представления о приемах и методах формирования эмоционально окрашенной связной речи, правильного звукопроизношения
- детско-родительские отношения
- воспитывать патриотизм, любовь к Родине, национальным традициям и культуре, уважение к народам нашей страны
- привлекать членов семьи к физкультуре и спорту. Ноябрь
4 Путешествие в страну звуков Цель: формирование гармонично развитой личности
Задачи: формировать стремление к здоровому образу жизни
- нравственные качества (дружелюбие, взаимопомощь и бережное отношение друг к другу)
- развивать восприятие, внимание, память, мышление, творческие способности
- представления о приемах и методах формирования речевой активности, связной речи, правильного звукопроизношения
- детско-родительские отношения
- привлекать всех членов семьи к занятиям физкультурой и спортом. Декабрь
5 Путешествие в зимнюю сказку Цель: формирование гармонично развитой личности
Задачи:
- формировать стремление к здоровому образу жизни
- нравственные качества (дружелюбие, взаимопомощь и бережное отношение друг к другу)
- развивать восприятие, внимание, память, мышление, творческие способности
- детско-родительские отношения
- привлекать всех членов семьи к занятиям физкультурой и спортом. Январь
Путешествие в страну сказок Цель: формирование детско-родительских отношений
Задачи:
- формировать стремление к здоровому образу жизни
- нравственные качества (дружелюбие, взаимопомощь и бережное отношение друг к другу)
- развивать восприятие, внимание, память, мышление, творческие способности
- детско-родительские отношения
- привлекать всех членов семьи к занятия физкультурой и спортом
- вызвать интерес к новому, развивать любознательность, стремление к познавательной деятельности
- приобщать детей и взрослых к чтению, знакомить с литературными произведениями. Февраль
Путешествие в весеннюю сказку Цель: формирование гармонично развитой личности
Задачи:
- формировать стремление к здоровому образу жизни
- нравственные качества (дружелюбие, взаимопомощь и бережное отношение друг к другу)
- сохранять психическое здоровье
- развивать восприятие, внимание, память, мышление, творческие способности
- детско-родительские отношения
- привлекать всех членов семьи к занятиям физкультурой и спортом март
Путешествие в добрую сказку Цель: формирование гармонично развитой личности
Задачи:
- формировать стремление к здоровому образу жизни
- нравственные качества (дружелюбие, взаимопомощь и бережное отношение друг к другу)
- сохранять психическое здоровье
- развивать детско-родительские отношения, творческие способности
- привлекать членов семей к занятиям физкультурой и спортом. апрель
Путешествие в летнюю сказку Цель: формирование гармонично развитой личности
Задачи:
- формировать стремление к здоровому образу жизни
- нравственные качества (дружелюбие, взаимопомощь и бережное отношение друг к другу)
- развивать восприятие, внимание, память, мышление, творческие способности
- детско-родительские отношения
- привлекать всех членов семьи к занятиям физкультурой и спортом май
Ожидаемые результаты:
- Преодолен барьер недоверия родителей к МБДОУ
- интерес родителей к работе детского сада
- повышение компетентности родителей в психолого-педагогических вопросах
- улучшение детско-родительских отношений
- возрастание интереса к занятиям физической культурой и спортом
- взаимопонимание между родителями и педагогами в воспитании ребенка.
- Установлены доверительно-партнерские отношения между родителем и ребенком, семьей и педагогами.
- Удовлетворены потребности родителей в психолого-педагогическом образовании в вопросах развития и воспитания детей на протяжении всего времени пребывания ребенка в МДОУ, а так же осуществлены адаптационные меры при переходе детей из домашней среды в МДОУ, пропаганда положительного опыта семейного воспитания.
Список литературы:
1. Галанов А. С. Психическое и физическое развитие ребенка от трех до пяти лет (Текст) : пособие для работников дошк. образоват. учрежд. и родителей;
2. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? – М. : ЧеРо, при участии ТЦ «Сфера» 2001.
3. Горшенина В. В. Система работы детского сада по предупреждению и преодолению трудностей семейного воспитания, Волгоград: Панорама,2006
4. Зинкевич – Евстигнеева Т. Д. Практикум по креативной терапии – СПб, : Речь; ТЦ «Сфера», 2001
5. Калинина Р. Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения/ - 2 изд., - СПб. : Речь 2001;
6. Крюкова С. В., Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: практическое пособие/ - М. : Генезис,2000
7. Монина Г. Б., Лютова Е. К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми – СПб. : речь, 2001
8. Пазухина И. А., Давай поираем! Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 лет. - СПб. : Детство – пресс,2005;
9. 100 игрушек из бумаги – СПб. : Кристалл,1998;
10. Ткачева В. В. Гармонизация внутрисемейных отношений: папа, мама, я – дружная семья: практикум по формированию адекватных внутрисемейных отношений – М. : Гном и Д,2000.
12.. Микляева Н. В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьей: методическое пособие воспитателей ДОУ - М. : Айрис - пресс, 2006
13. Рогалева Н. А. Психологический клуб для родителей // Управление ДОУ № 8 2008
14. Севостьянова Е. О. Дружная семейка: Программа адаптации детей к ДОУ. - М. : ТЦ Сфера, 2005
15. Трегубенко Л. А. Клуб успешного родителя. // Воспитатель ДОУ. № 6 2003Преемственность: программа по подготовке к школе детей 5-7 лет / [Н. А. Федосова, Е. В. Коваленко, И. А. Дедюшкина и др. ; науч. рук. Н. А. Федосова. ] – М. : Просвещение, 2012.
16. Г. В. Мищенко «Отправляемся в путешествие» Сценарии встреч в семейном клубе. – М. : ТЦ Сфера, 2017. – 128 с.