Юрченко Татьяна
Программа «Развивающие игры для дошкольников» (дополнительное образование детей 5–6 лет)
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Направленность программы социально – гуманитарная.
Актуальность программы.
Дошкольное образование - обучение и воспитание, которое получают дети
дошкольного возраста в образовательных учреждениях и в семье, направленное на первичную социализацию личности ребенка, обеспечение его физического,
нравственного и психического здоровья, всестороннее развитие,
приобретение жизненного опыта, выработку необходимых умений и навыков с
учетом возрастных и индивидуальных особенностей, подготовку к
Публикация «Программа „Развивающие игры для дошкольников“ (дополнительное образование детей 5–6 лет)» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Темочки
получению школьного образования. Данная программа выполняет часть перечисленных потребностей детей и их родителей.
Адресат программы – дети дошкольного возраста 5-6 лет. Игровая деятельность, как
ведущая в дошкольном возрасте и опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы - это важный и наиболее адекватный путь включения детей в учебную деятельность. Это возможно с помощью специального комплекса развивающих игр. Программой предусмотрены игры и упражнения на развитие общей осведомленности, воображения, творческой фантазии, речи. Важную роль в процессе общения играет умение управлять своим поведением, контролировать свою речь и поступки, сосредотачиваться на высказываниях собеседника. Одним из компонентов такого умения является способность к произвольному расслаблению.
Эти важные моменты развития в дошкольном детстве учтены в данной программе и
получают развитие в форме игровых заданий и специальных игр. Уровень развития мелкой моторики является одним из показателей функциональной и интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно, ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, лучше умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание. В дошкольном возрасте важна подготовка к письму, а не обучение ему. Если родители и педагоги уделяют должное внимание развитию мелкой моторики и координации движения рук, то решаются одновременно две задачи: оказывается положительное влияние на общее
интеллектуальное развитие ребенка, и он готовится к овладению навыкам письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения. Принцип формирования учебных групп произвольный, с учетом возраста. Число детей, одновременно занимающихся в группе от10 до 17 человек.
Режим занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью 35 минут.
Объем общеразвивающей программы Общее количество учебных часов – 35,
Срок освоения - 1 год.
Перечень форм обучения: фронтальная, групповая.
Перечень видов занятий:
1. Этюды.
2. Упражнения (творческого и подражательно – исполнительского характера).
3. Игры с правилами : сюжетно – ролевые, словесные, подвижные,
музыкальные.
4. Творческие игры : сюжетно – ролевые, игры – драматизации.
5. Дидактические, развивающие игры.
6. Беседы.
7. Мини – конкурсы.
8. Моделирование и анализ заданных ситуаций.
9. Импровизации.
10. Рассказ взрослого и рассказы детей.
11. Сочинение историй.
Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей
программы : открытое занятие, проективные тесты.
Цель программы :
Раскрытие творческого, нравственного, интеллектуального потенциала детей, развитие навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Овладение элементарными приемами произвольной саморегуляции своего психофизического состояния.
Задачи:
1. Развивать чувства сопереживания, лучшего понимания себя и других.
2. Формировать у детей умения и навыки практического владения выразительными
движениями – средствами человеческого общения (мимикой, жестами, пантомимикой, создавать возможность для самовыражения.
3. Корректировать нежелательные личностные особенности, поведения, настроения.
4. Развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях и формировать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
5. Способствовать выработке у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию при общении.
6. Учить повышать уровень самоконтроля в отношении своего эмоционального состояния в ходе общения, формировать толерантность к мнению собеседника.
7. Способствовать совершенствованию памяти, внимания, мышления, творческих
способностей, воображения, речи.
8. Развивать произвольную саморегуляцию двигательной активности и поведения детей.
Содержание курса.
Тема 1. Обучение элементам техники выразительных движений. Развитие внимания.
Развитие произвольной саморегуляции двигательной активности и поведения у детей.
1.1. Этюды на выразительность жеста. Развитие умения быстро сосредотачиваться.
Пальчиковая гимнастика. Игры «Что слышно», «Слушаем тишину». Игры «Меня зовут…», «Кричим имена», «Это про меня».
1.2. Развитие понимания себя и других. Снятие барьеров в общении. Этюды на
выразительность жеста: «До свидания», «Я не знаю», «Это я! Это мое!». «Заколдованный ребенок». Упражнения на внимание: «Слушай хлопок», «Зеваки», «Повтори ритм», «Запретный цвет» и др. Саморегуляция двигательной активности: игры «Карусель», «Небо, земля, вода».
Тема 2. Развитие и коррекция эмоциональной сферы психики; знакомство и выражение эмоций. Развитие памяти. Развитие произвольной саморегуляции двигательной активности и поведения у детей.
2.1. Развитие выразительной моторики, способности понимать эмоции другого человека и умение адекватно выразить себя. Этюды «Удивление», «Круглые глаза», «Золотые капельки», «Ласка», «Встреча с другом».
Развитие памяти : развивающие игры «Повтори за мной», «Запомни движение», «Запомни свое место», «Слушай и исполняй», «Запомни свою позу», «Художник».
Произвольная саморегуляция: игры «Запретный цвет», «Возьми любую игрушку, кроме…», «Пол – потолок», «Поймай мяч».
2.2. Эмоции страдания и печали, выражение отвращения и презрения, гнева. Развитие памяти. Развитие произвольной саморегуляции двигательной активности и поведения у детей. Этюды: «Островок плакс», «Я так устал», «Живот болит», «Соленый чай», «Гадкий утенок», «Грязь». Игры и задания на развитие памяти «Опиши по памяти», «Найти картинку», «Тень», «В магазине зеркал» и др.
Произвольная саморегуляция: игра «Найди ошибку», игра «Домик».
2.3. Эмоции страха, вины и стыда. Развитие памяти. Развитие произвольной саморегуляции двигательной активности и поведения у детей.
Этюды на выражение страха «Лисенок боится», «Потерялся», «Собака лает и хватает за пятку», «Провинившийся», «Стыдно». Игры и задания на развитие памяти «Запомни фигуры», «Запомни буквы», «Что изменилось?».
Саморегуляция двигательной активности: игра «Пожалуйста», «Назови друга».
Тема 3. Коррекция и развитие познавательной сферы психики. Формирование моральных представлений, регулирование поведения и характера. Развитие мышления. Развитие произвольной саморегуляции мышечного напряжения и поведения у детей.
3.1. Игры в воображаемых ситуациях. Тренинг узнавания эмоций по внешним сигналам. Развитие мышления : игры «Разное – одинаковое», «Создай группу и назови одним словом». Саморегуляция мышечного напряжения: игры «Кто как дышит», «Деревья в лесу», и др.
3.2. Этюды на отображение положительных черт характера: «Посещение больного»,
«Любящий сын», «Честный шофер», и д. р. Развитие мышления : «На что похоже», «Угадай, что я загадал». Саморегуляция мышечного напряжения: игры «Кто как дышит», «Деревья в лесу», и др.
3.3. Этюды на выражении отрицательных черт характера: «Кривляка», «Упрямый мальчик», «Злюка», «Ябеда» и др. Развитие творческих способностей: игры «Дополни фигуру», «Нарисуй с помощью фигур». Саморегуляция мышечного напряжения: игры «Мы силачи», этюды «Штанга», «Сосулька».
Тема 4. Коррекция взаимоотношений детей. Развитие познавательных способностей. Развитие произвольной саморегуляции психофизического состояния, закрепление полученных знаний и навыков.
4.1. Коммуникативные игры : «Оцени поступок», «Пословицы», «Ток», «Молекула» .Игры на сопоставление различных черт характера, их моральную оценку: «Молчок», «Страшный зверь», «Повар – лгун», «Просто старушка», Развитие познавательных способностей: игра «Чего на свете не бывает», «Чудесный лес». Развитие произвольной саморегуляции психофизического состояния, закрепление полученных знаний и навыков: игра «Дождь», игра «Сердитые человечки».
4.2. Снятие мнимых, неадекватных страхов, неосознанной тревоги: этюды «Страх», «Гроза», «Ночные звуки», беседа «Кто чего боится на самом деле», игра «Чертик, чертик, кто я?». Развитие логического мышления: «Ответь на вопросы», «Ответь, что я сделал раньше». Развитие произвольной саморегуляции психофизического состояния, закрепление полученных знаний и навыков: игры «Поймай мяч», «Воздушный шар».
Тема 5. Обучение детей правилам этикета. Развитие мелкой моторики. Закрепление приемов саморасслабления, саморегуляции.
5.1. Беседы о вежливости. Дидактические игры «Что хорошо и что плохо». Развитие мелкой моторики : упражнения «Комочек», «Игра с 2-мя карандашами». Развитие произвольной саморегуляции психофизического состояния, закрепление полученных знаний и навыков: игры «Запретное движение», «Колокольчик звенит».
5.2. Обучение детей правилам этикета, вежливости. Обобщение правил вежливого поведения: дидактическая игра «Что хорошо и что плохо», сказки (читаются или слушаются) В. Осевой «Волшебное слово», «Три сына», мексиканская сказка «Вежливый кролик» и др. Обучение технике обращения в различных жизненных ситуациях. Игры – упражнения.
6. Итоговое занятие. Итоговые игры – тесты «Узнай эмоции», «Что хорошо, что плохо». Бланковые задания из рабочей тетради «Развиваем внимание. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет». Проективные методики на изучение эмоционально – личностной сферы ребенка «Рисунок семьи», «Автопортрет», «Полярный профиль».
Требования к уровню подготовки детей.
По окончанию обучения по программе, дошкольники должны знать и уметь:
- произвольно запоминать информацию;
- рассуждать логически;
- делать умозаключения;
- сопоставлять и обобщать;
- выделять противоречивые свойства предметов;
- абстрагироваться от второстепенных деталей, выделять основные;
- владеть элементарными навыками самоконтроля и самооценки;
- работать в парах, всей группой, по конвейеру;
- обмениваться мнениями;
- самостоятельно разрешать простейшие конфликтные ситуации.
- имеют положительные черты характера (доброта, уверенность в себе, и др.)
- имеют выразительную моторику, способность адекватно выражать свое эмоциональное состояние;
- способны понимать эмоциональное состояние окружающих людей;
- снятие барьеров в общении;
- владеют приемами самовыражения;
- сформированы определенные моральные представления;
- владение техникой общения в различных жизненных ситуациях.
Перечень учебно-методического обеспечения:
1. навесная или переносная доска.
2. демонстрационный материал: куклы, мягкие игрушки, мячи, геометрические фигуры.
3. счетные палочки
4. цветные карандаши
5 детские сказки, аудио запись
6. детская и релакционная музыка.
Список методической литературы:
1. Яковлева Н. Г. Психологическая помощь дошкольнику, С-П, «Валери
СПД»., 2001.
2. Агаева Е. Л. и др. Чего на свете не бывает? М., 1991.
3. Богуславская З. М. Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. - М., 1991 .
4. Давайте поиграем. М., 1995.
5. Лэндрет Г. Л. Игровая терапия : искусство отношений., М., 1994.
6. Михайлова З. Н. Игровые занимательные задачи для дошкольников. М.,
1990.
8. Чистякова М. И. Психогимнастика, М., 1990.
9. Шипицына Л. М. и др. Основы коммуникации. СПб, 1995.
10. Клюева Н. В., Филиппова Ю. В. Общение дети 5-7 лет, Ярославль, 2001.
11. Уханова А. В. Развитие эмоций и навыков общения у ребенка. С-П, 2011.
12 .Степанова О. А. Игровая школа мышления. М., 2003.
13 .Нечаев М. П., Романова Г. А. Игровые педагогические технологии в
организации внеурочной деятельности обучающихся. М., 2014.
14. Симановский А. Э., Развитие творческого мышления детей. Ярославль, 1996.
15. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб, 1997.
16. Кужаева Н. Ю., Вараева Н. В. Психологические занятия с дошкольниками.
С-П, 2004