Айгуль Динишева
Программа «Равное детство» для социализации и адаптации детей-мигрантов
▼ Скачать + Заказать документы
Цель и задачи программы
Цель: создание условий для социальной адаптации детей мигрантов в условиях поликультурного пространства ДОУ.
Задачи:
1. Приобщение детей к взаимосвязи с общечеловеческими ценностями.
2. Воспитание толерантности к людям других национальностей.
3. Формирование коммуникативных умений на языке большинства.
4. Психологическая поддержка детей мигрантов в образовательном процессе.
Публикация «Программа „Равное детство“ для социализации и адаптации детей-мигрантов» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
5. Содействие родителям детей мигрантов в решении социальных, психологических и педагогических проблем.
Принципы и подходы к формированию программы
Главное назначение программы социализации и адаптации детей мигрантов заключается в интеграции усилий всех педагогов дошкольной организации, родителей, администрации с целью перехода ее в качественное состояние. В основе реализации программы лежит на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд). Главный критерий отбора программного материала - его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых произведений культуры (классической и народной — как отечественной, так и зарубежной, возможность развития всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства.
Программа построена на следующих принципах:
1. Принцип гуманизма предполагает признание ценности ребенка-мигранта как личности, его прав на свободу, счастье, защиту и охрану жизни, здоровья, создание условий для развития ребенка, его творческого потенциала, склонностей, способностей, оказание помощи ему в жизненном самоопределении, интеграции его в общество, полноценной самореализации в этом обществе. Принцип рассматривается как принцип социальной защиты ребенка-мигранта.
2. Принцип поддержки – обеспечение нормативно-правовых, организационных условий для ребенка-мигранта и его родителей.
3. Принцип дифференциации и индивидуализации обеспечивает развитие детей-мигрантов в соответствии с учетом их интересов и возможностей.
4. Принцип вариативности предполагает определенную позицию педагога, обеспечивающую самореализацию каждого ребенка-мигранта, с этой целью занятия оснащаются специальными дидактическими материалами, чтобы предоставить всем детям возможность выбора типа, вида и формы задания в соответствии с их личностными предпочтениями, особенностями мышления, интересами. Вариативность также тесно связана и с технологией проведения занятия, предполагающего разнообразие видов работ, форм организации детей-мигрантов, гибкость и оперативность педагога в нестандартных ситуациях.
5. Принцип индивидуального подхода заключается в соответствии предоставляемой помощи индивидуальным потребностям детей-мигрантов.
6. Принцип равных возможностей детей и социальной справедливости предполагающий создание равных возможностей социализации и воспитания всех детей, посещающих ДОУ.
7. Принцип толерантности подразумевает терпимое, не дискриминационное отношение к детям-мигрантам, испытывающим определенные трудности и адаптационные нарушения.
Содержание деятельности
Организация межкультурного взаимодействия воспитанников поликультурной группы предполагает формирование у детей первичных представлений о социокультурных ценностях и традициях разных народов, выработке навыков толерантного поведения в процессе организации разных видов детской деятельности. Решению этих задач будет способствовать содержание всех образовательных областей ФГОС дошкольного образования.
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм поведения, ценностей и традиций, принятых в принимающем сообществе, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками других национальностей, воспитание уважительного отношения и чувства принадлежности не только к своей семье, но и к сообществу детей и взрослых в дошкольной образовательной организации. Реализация содержания этой образовательной области будет способствовать успешной социокультурной адаптации и интеграции детей-мигрантов к условиям новой социокультурной среды, развитию их способности к самостоятельной деятельности в этой среде.
Познавательное развитие предполагает формирование у воспитанников первичных представлений о себе, других людях, о своей малой родине, о многообразии стран и народов, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы. Реализация этого содержания позволит обратить внимание всех детей поликультурной группы на культурно-историческое наследие разных народов, а детям из семей мигрантов – овладеть национально-культурными ценностями принимающей страны, не утрачивая своей культурной идентичности.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры. Овладение детьми-мигрантами языковыми умениями и коммуникативными навыками, обеспечивающими возможность практического пользования языком в различных ситуациях общения (коммуникативная компетенция, будет способствовать преодолению языкового барьера, мешающего успешному вовлечению этих воспитанников в различные виды образовательной и культурно-досуговой деятельности со сверстниками принимающего сообщества, а также формированию представлений детей о культуре носителей изучаемого языка (социокультурной компетенции).
Художественно-эстетическое развитие предполагает формирование предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного). Реализация содержания этой образовательной области будет способствовать воспитанию интереса и уважительного отношения детей поликультурной группы к произведениям литературы и фольклора, песням и танцам, музыкальным инструментам и декоративно-прикладному искусству разных народов; стремлению познавать и сохранять народное искусство России и зарубежья.
Физическое развитие включает приобретение опыта воспитанников в двигательной деятельности. Реализация этого содержания позволит обратить внимание всех детей поликультурной группы на разнообразие национальных подвижных игр, создаст условия для полноценного межкультурного взаимодействия в совместной деятельности со сверстниками разных национальностей.
Средства развития
межкультурного взаимодействия и толерантности
Конкретное содержание образовательных областей ФГОС дошкольного образования реализуется в общении, познавательно-исследовательской деятельности и, конечно, в игре.
Игра как средство воспитания. Игра как особая форма самоопределения ребенка, обеспечивающая его вхождение в мир общественных и межличностных человеческих отношений (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, выступает наиболее эффективным средством воспитания межкультурной толерантности, реализующим важнейшие задачи социально-коммуникативного развития детей.
Любое игровое общество – кратковременное или долговременное – предлагает ребенку огромное количество коммуникативных задач. Общение в игре включает в себя специфические нормы поведения: сыгранность и независимость, общность интересов и личные пристрастия, взаимоотношения и способность самому принимать решения. Эта особенность игрового общения обеспечивает максимально благоприятные условия для овладения детьми из семей мигрантов национально-культурными ценностями принимающей страны без утраты собственной культурной идентичности, делает игру незаменимым средством социокультурной адаптации и интеграции детей-мигрантов к условиям образовательной среды ДОУ.
Важным свойством игры в психолого-педагогическом сопровождении детей-мигрантов выступает её лечебно-коррекционная функция. В новой социокультурной и языковой среде дети оказываются в стрессовой ситуации, когда привычная им субкультура противостоит культуре принимающего сообщества. Реакцией на стресс могут стать агрессивность, вспыльчивость, пассивность, боязливость, что свидетельствует о нарушениях в личности ребенка-мигранта. Несвоевременно принятые меры по коррекции эмоциональной сферы могут привести к различным формам социально-психологической дезадаптации. Игровые этюды, упражнения и игры, направленные на коррекцию различных сторон психики ребенка из семьи мигрантов, являются важным средством их социокультурной адаптации к условиям образовательной среды ДОУ.
Общение как средство воспитания. Практическая задача дошкольной образовательной организации по созданию поликультурного образовательного пространства предполагает формирование у воспитанников навыков толерантного поведения в процессе организации разных видов детской деятельности. Однако недостаточная развитость навыков общения, адекватных новой социальной среде, мешает вовлечению детей в различные виды образовательной и культурно-досуговой деятельности, затрудняет взаимодействие со сверстниками принимающего сообщества. Культурно обусловленные различия в способах вербальной и невербальной коммуникации, нормах отношений и ритуалах поведения часто становятся причиной недоразумений и конфликтов при взаимодействии детей разных национальностей. Так, приезжие дети могут считать оскорбительными слова и выражения, которые не являются таковыми в местной детской культуре. К тому же многие дети из семей мигрантов имеют травматический опыт межнационального общения или же знают о таком опыте от членов своей семьи.
Между тем общение выступает важнейшим средством воспитания межкультурной толерантности. Роль общения как воспитательного средства проявляется в том, что, общаясь с окружающими взрослыми и сверстниками, ребенок не только получает разнообразную информацию о предметном мире, но и овладевает знаниями о культуре носителей изучаемого языка, о системе отношений в новой для него социальной среде.
Для успешной адаптации детей-мигрантов в русскоязычной среде необходимо целенаправленное обучение второму (не родному) языку под руководством педагогов (воспитателей и логопеда, с использованием специальных методов и приемов.
Народное искусство как средство воспитания. Народное искусство играет важную роль в воспитании межкультурной толерантности, формировании целого ряда компетентностей, связанных с процессами коммуникации и межличностного общения, хотя роль его в системе воспитания, разумеется, гораздо значительнее. Ценность народного искусства как средства воспитания межкультурной толерантности заключается в том, что в процессе ознакомления с его лучшими образцами дети получают представления о культуре, традициях, устойчивых эстетических идеалах и ценностях представителей разных национальностей в эмоциональной, образной форме. В условиях существования языкового барьера универсальный язык народного танца, народной музыки и декоративно-прикладного искусства России и зарубежья открывает ребенку возможность новых коммуникативных связей, способствует воспитанию интереса и уважительного отношения детей поликультурной группы к разным видам народного искусства.
Важно отметить, что социально-культурная адаптация и последующая интеграция детей дошкольного возраста из семей мигрантов в принимающее сообщество – сложный и многоаспектный процесс. Для его успешного осуществления должны быть разработаны специальные программы психолого-педагогического сопровождения иноязычных воспитанников в образовательной среде дошкольной организации. Эффективность этих программ будет определяться сочетанием разнообразных средств: методов и технологий, направленных на работу со всеми воспитанниками (детьми из семей мигрантов и принимающего сообщества, готовностью воспитателей и специалистов ДОУ к работе, их умением отбирать формы и содержание своей профессиональной деятельности с учетом культурной, этнической и религиозной специфики каждого воспитанника, а также с семьями иноязычных детей.
Организация взаимодействия с семьями иноязычных детей
Важным инструментом повышения эффективности адаптации детей из семей мигрантов в среде образовательного учреждения является организация взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников.
Ведущими направлениями взаимодействия образовательной организации и семьи мигрантов могут быть:
изучение семьи, выявление проблем и потребностей родителей (анкетирование, мониторинг, собеседования и т. д.);
информирование родителей (родительские собрания, дни открытых дверей и т. д.);
психолого-педагогическое просвещение родителей (семейные гостиные, практикумы, тренинги, консультации по вопросам обучения, воспитания и развития детей, их адаптации к новой социокультурной среде);
совместная деятельность родителей и детей (организация семейных конкурсов, праздников, творческих встреч, презентация семейных династий, создание тематических фотоальбомов и т. д.).
При планировании совместной работы ДОО с семьями мигрантов важно предусмотреть организацию мероприятий с этнокультурным компонентом, способствующих сохранению позитивной этнической идентичности и развивающих межкультурные контакты (презентации национальных костюмов и реме-сел, фольклорные праздники и т. п.).
Целевые ориентиры как результат возможных достижений освоения воспитанниками программы
Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов программы в виде целевых ориентиров.
Целевые ориентиры программы, следует рассматривать как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. Это ориентир для педагогов и родителей, обозначающий направленность воспитательной деятельности взрослых. В качестве целевых ориентиров позитивной социализации детей-мигрантов могут рассматриваться:
желание детей общаться на русском языке, как с педагогом, так и со сверстниками, интерес к речетворчеству, к поиску речевых комбинаций и вариантов при решении поставленной внеречевой задачи;
активность как отдельных детей, так и группы в целом, при чем активность не внешняя, моторная, а внутренняя, творческая, направленная на достижение намеченной цели и выражающаяся в количестве и качестве речевых продуктов, взаимодействии между детьми, отношении друг к другу как участнику процесса овладения речевой деятельностью, активность, которая является, прежде всего, следствием отношения к происходящему в группе;
самостоятельность речевых продуктов, как по форме, так и по содержанию, стремление выполнить речевую задачу по-своему, отказ от подсказок педагога, творческое преодоление речевых трудностей; в самостоятельности речи находят выражение основные показатели речевого умения;
инициативность, предполагающую внутреннюю вовлеченность и мобилизованность личности, что является показателем произвольности речи;
гибкость речи, умение приспосабливаться к меняющейся ситуации, легкое включение речи в новые формы общения; речевая находчивость, умение преодолевать языковые затруднения, находить синонимичные пути выражения задуманной мысли, мобилизации речевых ресурсов;
психологическая раскованность, отсутствие боязни вступить в контакт, высказать свое мнение, показаться смешным, сделать ошибку и т. д.
Система оценки достижений планируемых результатов освоения программы. При реализации программы проводится оценка сопровождения социальной адаптации детей – мигрантов, определение трудностей адаптации к поликультурному пространству дошкольной организации. Результаты диагностики используются исключительно для решения образовательных задач: индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития; оптимизации работы с группой детей).
В дошкольной организации ведется психолого – педагогическое сопровождение ребенка, которое обеспечивает развитие ребенка в соответствии с нормой развития в определённом возрасте.
Задачи психолого – педагогического сопровождения:
Сохранение и укрепление здоровья воспитанников;
Предупреждение возникновения проблем в развитии ребенка;
Помощь ребенку, педагогу в решении актуальных задач развития дошкольников, социализации : познавательные трудности, проблемы с выбором индивидуального маршрута, нарушения эмоционально–волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками и др. ;
Психологическое сопровождение образовательной программы;
Развитие психолого–педагогической компетентности (психологической культуры) воспитанников, родителей, педагогов.
Виды (направления) работ по психолого – педагогическому сопровождению:
Профилактика;
Диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг);
Консультирование (индивидуальное и групповое);
Развивающая работа (индивидуальная, групповая);
Коррекционная работа (индивидуальная, групповая);
Психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого–педагогической компетентности воспитанников, администрации образовательной организации, педагогов, родителей.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Современный ребенок – это ребенок 21 века, на которого оказывают влияние все признаки настоящего времени. Многолетние исследования, проводимые учеными, позволяют нам наметить «штрихи» современного дошкольного детства, которые нельзя не учитывать, организуя образовательный процесс в дошкольной организации.
Внутренние резервы современного ребенка раскрываются в разных видах предпочитаемой им деятельности: изобразительной, игровой, музыкальной, литературной и т. д. В детской деятельности современного ребенка можно увидеть и стремление к интеграции, то есть объединению разных видов деятельности в один процесс. В новых видах деятельности, таких как экспериментирование, создание микро и макро-проектов, коллекционирование, импровизация современных детей привлекает сам процесс, возможность проявления самостоятельности и свободы, реализации замыслов, возможность выбирать и менять что-то самому. Все эти новые черты современного дошкольного детства – это социокультурная среда образования современного ребенка. Под социокультурной средой образования понимается многомерное иерархически построенное системное образование, с учетом дополнительного образования, которое предоставляется воспитанникам в ходе реализации Образовательной программы дошкольной организации.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, представляет выбранные и разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и культурных практиках, методики, формы организации образовательной работы. Включает различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных программ.
Данная часть решает следующие задачи:
Расширять представления о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Формировать экологическую культуру на основе историко-географических и природных особенностей, традиционного и современного природопользования с учетом этнических культур постоянно проживающих на территории.
Дать детям представление об опасностях и вредных факторах, чрезвычайных ситуациях, подстерегающих сегодня ребёнка, помочь в игровой форме развить навыки по защите жизни и здоровья.
Формировать потребность к здоровому образу жизни, основы безопасности жизнедеятельности. Укреплять здоровье детей. Формировать жизненно необходимые двигательные умения и навыки ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями. Обучать плаванию определенными способами (кроль на груди, кроль на спине, брасс). Создавать условия для реализации потребности детей в двигательной активности. Обеспечивать физическое и психическое благополучие.
Развивать социальную компетентность : осознание своих характерных особенностей и предпочтений понимание, что ребенок, как и любой другой человек, уникален и неповторим, восприятие своих эмоций, чувств и переживаний, а также умения понимать эмоциональное состояние других людей. Обучение детей этически ценным формам и способам поведения в отношении с другими людьми.
Дополнительное образование детей в дошкольной организации нацелено на:
личностно-деятельности характер образовательного процесса, способствующий развитию мотивации личности к познанию и творчеству, самореализации и самоопределению;
личностно-ориентированный подход к ребёнку, создание «ситуации успеха» для каждого;
признание за ребёнком права на пробу и ошибку в выборе, права на пересмотр возможностей в самоопределении;
применение таких средств определения результативности продвижения ребенка в границах избранной им вида деятельности, области знаний, которые помогли бы ему увидеть ступени собственного развития и стимулировали бы это развитие, не ущемляя достоинства личности ребёнка.
Планируемые результаты освоения программы
Одним из важнейших факторов, определяющих мотивированную деятельность взрослых (родителей и педагогов, направленную на развитие ребенка, являются нормы целевого характера, определяющие ожидания в сфере развития ребенка. При этом, ребенок должен рассматриваться не как «объект» наблюдения, а как развивающаяся личность, на развитие которой может благотворно повлиять взрослый в соответствии с сознательно поставленными целями.
Предпосылки гуманистического подхода должны быть заложены изначально - через обобщенный образ личности ребенка, задаваемый адекватной системой норм развития. Сбор информации, оценку развития ребенка, и проектирование образовательного процесса на основании полученных выводов должны проводить педагоги при участии родителей посредством наблюдения за ребенком в естественных ситуациях.
Таким образом, сама деятельность детей в заданных образовательных условиях должна давать педагогу и родителям возможность непосредственно, через обычное наблюдение получать представление об их развитии в отношении к психолого-педагогической нормативной картине. При этом, наблюдаемые и фиксируемые тем, или иным образом функциональные приобретения ребенка не должны рассматриваться как самоцель, а лишь как средство развития его самоопределяющейся в человеческой культуре и социуме личности.
Микроклимат в ДОУ способствует благополучному, радостному, комфортному пребыванию детей в детском саду, что положительно влияет на психическое, физическое, нравственное здоровье воспитанников.