Альбина Тагирова
Программа по нетрадиционному рисованию «Радуга красок»
▼ Скачать + Заказать документы
программа
(возраст детей 3-4 года, срок реализации программы 1год)
2017 год
Пояснительная записка
Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.
Публикация «Программа по нетрадиционному рисованию „Радуга красок“» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Радуга, радужные идеи
- Радуга. Рисование
- Рисование красками
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Методические разработки
- Рисование. Программы
- Темочки
Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественное творчество», составляющая часть которого - изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Занятия по программе «Радуга красок» направлены на реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей. В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания.
Цель:
Развитие у детей художественно-творческих способностей посредством нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
-Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов.
-Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.
Методы проведения занятия:
- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);
- наглядные
-практические
-игровые
Используемые методы позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;
– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Форма занятий - тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы.
Форма работы
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, во вторую половину дня в рамках работы кружка изодеятельности. Общее количество занятий в год 46. Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей дошкольного возраста проводится 2 раза в год (вводный - в сентябре, итоговый - в августе). Возраст детей 3-4 года, время занятий 15 мин.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы :
-Проведение выставок детских работ
-проведение открытого мероприятия
-проведение мастер-класса среди педагогов
-проектная деятельность
Нетрадиционные художественные техники
-Рисование пальчиками : ребенок опускает в пальчиковую краску пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем краска смывается.
-Рисование ладошкой : ребенок опускает в пальчиковую краску ладошку или окрашивает её с помощью кисточки (с 5 лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем краска смывается.
-Тычок жесткой полусухой кистью: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
-Оттиск печатками из картофеля: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.
-Скатывание бумаги: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из неё шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
-Рисование манкой : ребенок рисует клеем по заранее нанесенному рисунку. Не давая клею засохнуть, насыпает на клей манку (по рисунку) .
Методические рекомендации
Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.
Техническое оснащение.
1. Листы бумаги.
2. Гуашь.
3. Трафареты.
4. Кисточка с коротким ворсом (тычок).
9. Крупа.
10. Подносы.
11. Использованные фломастеры.
12. Печатки, штампы (подручный материал, растения, листья).
Форма проведения занятия: комбинированная (индивидуальная и групповая работа, самостоятельная и практическая работа).
Ожидаемый результат:
• самостоятельно использовать нетрадиционные материалы и инструменты, владеть навыками нетрадиционной техники рисования и применять их;
• самостоятельно передавать композицию, используя технику нетрадиционного рисования;
• выражать свое отношение к окружающему миру через рисунок;
• давать мотивированную оценку результатам своей деятельности;
• проявлять интерес к изобразительной деятельности друг друга
«Это правда, ну чего же тут скрывать?
Дети любят, очень любят рисовать!
На бумаге, на асфальте, на стене.
И в трамвае на окне»
Э. Успенский
Способность к изобразительной деятельности зарождается в раннем возрасте и достигает наивысшего развития в дошкольном. Каждый ребенок на определенном отрезке жизни увлеченно рисует. В изобразительной деятельности ребенок пробует свои силы и совершенствует свои способности.
Существует множество техник нетрадиционного рисования. Их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.
Обучать нетрадиционным техникам рисования можно начинать уже в раннем возрасте, постепенно усложняя их. Такое рисование развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции, позволяет раскрыть и обогатить свои творческие способности, а родителям порадоваться успехам своих детей
Занятия проводятся в форме игр, цель которых — научить детей рисовать при помощи одного пальчика, затем несколькими; познакомить с цветом, формой, ритмом и положением в пространстве, показать нетрадиционные техники рисования и научить применять их на практике.
Проведение таких занятий способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром, подарят детям новую широкую гамму ощущений, которые станут богаче, полнее и ярче.
Актуальность данного направления совместной деятельности состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
ЗАДАЧИ:
• Знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования и способами применение их на практике.
• Учить детей выбирать материал для нетрадиционного рисования и умело его использовать.
• Прививать интерес к рисованию нетрадиционными техниками.
• Активизировать детей при выборе тематики.
• Развивать чувство коллективизма, товарищества, стремления прийти на помощь друг другу.
• Учить сопереживать настроению, переданному в рисунке
• Выявить способности у детей младшего дошкольного возраста к изодеятельности посредством проведения запланированных мероприятий.
Подходы и методы их реализации:
• Систематические занятия
• Игры и игровые приемы.
• Организация и оформление выставок детских работ.
• Индивидуальная работа.
Ожидаемые результаты:
• Создание образов детьми с использованием различных изобразительных материалов и техник.
• Сформированность у детей изобразительных навыков и умений в соответствии с возрастом.
• Развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности.
• Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе и своих возможностях.
Октябрь - «Золотая осень»
1 «Мой любимый дождик»
Рисование пальчиками
Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой (НИТ) рисования пальчиками. Показать приёмы получения точек и коротких линий. Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий, капельками, сильный ливень, используя точку и линию как средство выразительности. Воспитывать аккуратность.
Листы с наклеенными на них тучками, синяя гуашь, салфетки, зонтик для игры.
2 «Весёлые мухоморы»
Рисование пальчиками
Продолжать знакомить с НИТ– рисование пальчиками. Учить наносить равномерно и ритмично точки на всю поверхность бумаги.
Способствовать формированию смелости и интереса к результату.
Вырезанные шаблоны мухоморов
Красная и белая гуашь Салфетки
3 «Солнышко, которое мне светит»
Рисование ладошкой. Учить наносить отпечатки– лучики для солнышка. Развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию. Листы светло-голубого цвета с кругом желтого цвета посередине, пальчиковая краска желтого цвета, салфетки, картинки с изображением солнышка.
4 «Необычный компот». (оттиск отпечатками из яблок, пробкой)
Цель: Показать прием получения отпечатка яблоком, пробкой. Развивать чувство композиции. Воспитывать аккуратность
ноябрь
1 «Ветка рябины»
Рисование пальчиками
гроздь рябины, пальчиковая краска красного цвета, салфетки, листы с изображением ветки рябины без ягод, иллюстрация дерева рябины.
2 «Грибок»
Рисование крупой
Познакомить с техникой рисования крупой.
Развивать творчество детей. Воспитывать аккуратность и способность довести начатое дело до конца. Развитие мелкой моторики рук.
Листы бумаги белого цвета с силуэтом грибочка, кисти, клей ПВА, крупа манная, салфетки
3 «Краски осени» (оттиск смятой бумагой)
Цель: учить рисовать листву с помощью смятой бумаги, гуаши. Развивать речь, аккуратность в работе, образное мышление, умение подбирать необходимую краску.
4 «Свитер для моих друзей». (рисование ватной палочкой, оттиск пробкой).
Цель: знакомить с техникой рисования ватной палочкой; развивать инициативу, закрепить знание цветов; учить составлять элементарный узор.
декабрь
1 «Снежинки».
Рисование пальчиками
Продолжать знакомить с НИТ– рисование пальчиками. Учить наносить равномерно и ритмично точки на всю поверхность бумаги.
Способствовать формированию смелости и интереса к результату. белая гуашь. Салфетки
2. «Украшаем елочку»
Рисование методом тычка ватной палочкой
Продолжать учить детей рисовать методом тычка.
Закреплять знание цветов.
Развивать чувство ритма, желание использовать в работе несколько цветов краски. Воспитывать аккуратность в работе.
Развивать эмоциональную сферу – умение радоваться результату, оценивать работы сверстников.
Лист бумаги с наклеенным силуэтом елки.
ватные палочки
Гуашь основных цветов
Салфетки
3. «Мои рукавички»
Оттиск печатками из картофеля, рисование пальчиками. Вырезанные из бумаги рукавички разных форм и размеров, печатки, гуашь в мисочках, выставка рукавичек, салфетки
4. Оформляем открытку «С Новым годом!»
«Дед мороз»
Рисование ладошками
Продолжать знакомить с техникой печатанья ладошками – учить рисовать бороду Деда Мороза.
Январь
1»Веселый снеговик»
Учить закрашивать пальчиком по контуру. Развивать чувство композиции. Листы бумаги с нарисованными снеговиками. Гуашь синего цвета.
2. «А снег кружится»
Рисование пенопластом (по клею)
Познакомить с техникой изображения путем хаотичного наклеивания.
Воспитывать терпение, аккуратность.
Лист с рисунком с изображением природы зимой, клей ПВА, «шарики» пенопласта, заготовленные заранее вместе с детьми.
3. «Дерево в инее». (техника рисования манкой)
Цель: учить изображать иней кончиком кисти на ветвях дерева, используя «манную краску»
Февраль
1.«Снегири»
Рисование ладошками
Продолжать знакомить с техникой пальцеграфии
Развивать фантазию, интерес к работе с красками
Учить делать ритмичные отпечатки, фиксируя пальчики.
Воспитывать аккуратность в работе, желание дорисовывать детали
Белый лист бумаги
Гуашь черного и красного цвета
Кисти широкие
Салфетки
2. «Зимняя ночь»
Рисование методом тычка ватной палочкой
Продолжать учить детей рисовать методом тычка.
Закреплять знание цветов.
Развивать чувство ритма, воспитывать аккуратность в работе.
Развивать эмоциональную сферу – умение радоваться результату, оценивать работы сверстников
Лист бумаги с изображение города в ночное время.
ватные палочки
Гуашь основных цветов
3. «Зимний вечер»
• продолжать осваивать технику пластилинографии;
• развивать мелкую моторику пальцев рук, совершенствовать навыки работы с пластилином;
• развивать творческие способности детей, художественный вкус, навыки работы с нетрадиционным материалом;
• воспитывать любовь к художественно - творческой деятельности, аккуратность, трудолюбие;
• поддерживать желание доводить начатое дело до конца
4. .«Зайчики»
Рисование методом тычка жесткой кисти
Учить рисовать методом тычка. Закреплять умение правильно держать кисть. Закреплять представления о цвете. Прививать аккуратность при работе с краской. Воспитывать интерес к рисованию.
Листы белого цвета с силуэтом ежика и зайчика, кисть с жестким ворсом,
краска черного и белого цвета,
стаканы с водой,
салфетки.
март
1.«Грачи прилетели»
Рисование ладошкой.
развивать чувство композиции, воспитывать эстетическое восприятие природы через изображения птиц.
тонированный лист, гуашь черного цвета, салфетки, образец.
2. «Чудо подснежники»
Рисование ладошкой. продолжение знакомства с нетрадиционной техникой рисования (печатание ладошкой). Развивать мелкую моторику, воображение, творческие способности, чувство композиции и цветовосприятия. Воспитывать бережное отношение к природе, отзывчивость, доброжелательность, желание помогать другим.
3. «Весенние сосульки» -Оттиск печатками из картофеля: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.
4. «Веселый дождик»
Продолжать знакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой рисование пальчиками. Уточнить приемы рисования точек и коротких линий. Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер используя точку как средство выразительности. Развивать цветовосприятие. Воспитывать аккуратность.
лист альбома с наклеенными тучками разной величины, синяя гуашь, салфетки
апрель
1. «скворечник» - Скатывание бумаги: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из неё шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком снеговика).
2. рисование по замыслу- ватными палочками. Продолжать развивать желание и умение самостоятельно определять содержание своего рисунка.
3. коллективная работа «Светит солнышко» Рисование ладошкой. продолжение знакомства с нетрадиционной техникой рисования (печатание ладошкой). Развивать мелкую моторику, воображение, творческие способности, чувство композиции и цветовосприятия.
4. «Кораблики пускаем по речке голубой»
Закрепить технику - скатывание бумаги. Продолжать учить сминать бумагу в комочек и приклеивать на изображение. Воспитывать аккуратность. Салфетки белого цвета, изображение кораблика, клейстер, салфетки
май
1. «Яблони в цвету»
Рисование пальчиками
тонированная бумага, гуашь белого цвета, влажные салфетки, иллюстрация дерева яблони.
2. «Зеленые кусты» рисование кистью и пальчиками. Гуашь. совершенствовать умения и навыки детей в комбинировании различных техник (рисование кистью и пальчиками).
3. «Летнее небо» Рисование восковыми мелками акварелью. Учить детей рисовать восковыми мелками и тонировать бумагу.
«Вот и лето пришло!»
июнь
1. «Мои любимые цветы»
Упражнять в технике печатания ладошкой. Развивать цветовосприятие. Повторение основных цветов. Продолжать воспитывать аккуратность.
2. «Цветы для пчелки»
Поддерживать интерес к изобразительной деятельности; Продолжать учить рисовать ладошкой и пальчиком на листе бумаги; Закрепить знания красного и зеленого цветов; Развивать воображение; воспитывать аккуратность.
альбомные листы с изображением пчелки, краска красная, зеленая, влажные салфетки
3. «Божья коровка»
Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки. Вызвать эмоционально-эстетический отклик на тему занятия.
Лист с контурным изображением божьей коровки, черная краска, влажная салфетка
4. «Одуванчики»
Учить передавать образ цветка, его строение и форму используя пальчики. Закрепить знания цвета (зеленого, желтого). Вызвать эмоционально-эстетический отклик на тему занятия. Воспитывать бережное отношение к природе.
июль
1. «Цветы на поляне»
Поддерживать интерес к изобразительной деятельности. Продолжать учить рисовать пальчиками. Закрепить знания цветов радуги. Развивать воображение. Лист с контурным изображением цветка, краска (основные цвета), влажные салфетки
2. «Набежала тучка озорная»
Тампонирование
Познакомить с новой техникой рисования – тампонированием.
Учить аккуратно набирать краску.
Продолжать знакомить с цветом.
Развивать эстетический вкус.
- лист бумаги белого цвета;
-краска серого цвета в чашечке;
-тампон;
-салфетки.
3. «Собираем ягоды»
Рисование методом тычка ватной палочкой
Продолжать учить детей рисовать методом тычка.
Развивать чувство ритма, воспитывать аккуратность в работе.
Развивать эмоциональную сферу – умение радоваться результату, оценивать работы сверстников
Лист бумаги с изображением ягодки.
ватные палочки
4. «Гусеница в траве». (рисование пальчиками)
Цель: совершенствовать технику пальчикового рисования (туловище гусеницы, не оставляя просветов между мазками. Дорисовывание недостающих деталей карандашами (лапки, травка, солнышко). Развивать цветовосприятие. Воспитывать бережное отношение к природе; расширять знания о насекомых.
Август
1. «Цветочек радуется солнышку»(рисование в технике печатания пробками (лепестки и серединка цветка)
Цель: учить рисовать цветок в центре листа. Закреплять умение пользоваться карандашами, дорисовывать простые детали (стебелёк, листочки, травка). Закрепить прием примакивания. Развивать чувство композиции.
2. «Бабочки»
Продолжать учить рисовать ладошкой и пальчиком на листе бумаги, закрепить знание красного и желтого цвета, развивать творческое воображение.
3. «Ловим рыбки золотые»
Продолжать знакомить с печатью ладошками.
Воспитывать интерес к рисованию, желание изображать объект, дополнять рисунок мелкими деталями (камушки, водоросли). Развивать цветовосприятие
Листы белой бумаги, гуашь оранжевая и желтая,
салфетки для рук, изображение рыбки.
4. «Веселый дождик»
Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой - рисование пальчиками. Учить рисовать дождик из тучек, используя точку как средство выразительности.
Развивать наблюдательность, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.
Список литература:
1. 1. Аверьянова А. П. «Изобразительная деятельность в детском саду» - М., 2004г.
2. 2. Александрова Т. Н. «Чудесная клякса», - М., 1998г.
3. 3. Белкина В. Н., Васильева Н. Н., Елкина Н. В. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 1998. – 256с.
4. 4. Галанов А. С., Корнилова С. Н., Куликова С. Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.
5. 5. Г. Н. Давыдова «Нетрадиционная техника рисования в детском саду»- М. 2007г.
1. 6. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М. : Мозаика-Синтез, 2014.
2. 8. Косминская В. Б., Халезова Н. Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей: Лаб. практикум. Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. N2110 «Педагогика и психология (дошк.)». – 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 1987.
3. 9. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. – М. : «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007.