Ольга Бочкарева
Календарно-тематическое планирование занятий по ОО «Познание» для детей старшего дошкольного возраста по программе «Радуга»
▼ Скачать
Месяц Тема занятия Программное содержание Предварительная работа Материал
Сентябрь «Земной шар на столе»
Познакомить детей с историей появления и использования глобуса. Чтение рассказов о географических полюсах и полушариях. Педагог показывает на глобусе материки и дает их названия (по одному, затем предлагает детям найти тот же материк на карте и повторить его название. Аналогичные задания проводятся с крупными реками, горами, морями и пр.
«Портреты Земли»
Познакомить детей с историей появления и использования географических карт.
Публикация «Календарно-тематическое планирование занятий по ОО „Познание“ для детей старшего дошкольного возраста по программе „Радуга“» размещена в разделах
- Календарно-тематическое планирование. КТП
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Планирование. Планы работ
- Радуга, радужные идеи
- Старшая группа
- Темочки
Воспитатель и дети рассматривают на карте (на глобусе) место своего проживания, определяют характерные особенности (реки, горы, леса, озера и пр.). При этом педагог обязательно дает географические названия. Физическая карта мира.
Октябрь «Знаки вокруг нас»
Ввести понятие знак, показать роль и значение различных знаков в нашей жизни, познакомить с конкретными знаками: простыми (жесты, звуковые сигналы, стрелка как указатель направления, универсальными (знаки дорожного движения) и др.
Прогулки, экскурсии по улицам по теме «О чем рассказывают знаки на улицах»
Учебно-наглядное пособие «Познаю мир. Знаки и символы».
Истории о символах
Ввести понятие символ через увлекательно-познавательные рассказы.
Беседа «Политическая карта мира» (понятие флаг, герб, гимн)
Беседа «Музыкальные знаки» Учебно-наглядное пособие «Познаю мир. Знаки и символы».
Откуда азбука пошла
Подвести детей к осмысленному восприятию алфавита-(знаковой системы, вызвать желание познакомиться с буквами, читать и писать, на примере алфавитов, иероглифов разных стран показать колоссальную роль и значение данных знаковых систем.
. Индивидуальные учебно-наглядные пособия для детей «Познаю мир. Знаки и символы».
Истории о необычных азбуках
Расширить представление детей о знаковых системах, показать азбуку Морзе и семафорную азбуку, рассказать об их использовании. Игры и упражнения с использованием азбуки Морзе и семафорной азбуки
Ноябрь Кто и как считает и измеряет время
Вызвать интерес к понятию время через отдельные интересные факты и сведения о разных способах и средствах измерения, фиксирования времени.
Размещение на полочке умных книг литературы по ознакомлению детей с понятием время
Как появился календарь
Познакомить детей с историей возникновения календаря, рассказать о разных видах календарей и показать их, вызвать у детей стремление планировать свою жизнь (отдельные мероприятия) по календарю Разные виды календарей текущего года
Часы Познакомить детей с историей возникновения часов, рассказать о часах и показать их разные виды, вызвать у детей стремление планировать свою жизнь по часам Различные виды часов
Осень
(итоговое занятие) Уточнить и систематизировать представления детей об осени Портрет сентября, октября, ноября; подборка стихов, загадок об осени, осенних примет
Декабрь Гиганты прошлого Ввести понятие прошлое на примере представителей животного мира, живших в далеком прошлом и отсутствующих сегодня (динозавры); подвести детей к желанию воссоздать уголок далекого прошлого; продолжать наблюдения в природе
Удивительное место на Земле
Упражнять детей в умении ориентироваться на карте мира, формировать интерес к миру.
Физическая и политическая карта мира
Январь Солнечная система
Рассказать детям о Солнечной системе, дать характеристику Солнцу как огромному светилу (звезде, назвать и показать (на слайдах, иллюстрациях) все планеты нашей Солнечной системы, особо остановиться на планете Земля.
На вечерней прогулке предложите детям посмотреть на звездное небо, поинтересуйтесь, какое впечатление оно производит на них, какие мысли приходят, когда они смотрят на звездное небо. Сколько звезд на небе? Какие звезды (большие или маленькие, холодные или горячие и т. п.? Схема Солнечной системы (ее можно рисовать на доске по ходу занятия, иллюстративный материал по теме, имеющийся в арсенале детского сада.
День — ночь
Показать зависимость наступления дня, вечера, ночи и утра от положения «Земли по отношению к Солнцу, закрепить представления детей о строении Солнечной системы. Глобус, на котором на определенном месте при-крепляется бумажная елочка (флажок); настольная лампа.
Гризик Т. И. «Познаю мир» с. 137
Месяц Неделя Тема занятия Программное содержание Предварительная работа Материал Литература
Февраль
1 Моя Родина — Россия
Упорядочить, закрепить информацию о России, ввести понятие родина, формировать у детей чувство любви к России.
Гризик Т. И. «Познаю мир» с. 140
1 Праздник
«Наши смелые мужчины» Закрепить с детьми понятие «защитники», воспитывать патриотические чувства, уважение к историческому прошлому Разучивание стихотворений,
П/И «Один-двое» Погоны на каждого ребенка, 2 автомата, 2 письма Сценарий физ. руководителя
1 Удивительное в камне
Рассмотреть с детьми коллекции минералов, дать некоторые интересные сведения из истории камней. Беседа «Удивительное в камне» образцы некоторых горных пород, украшения и изделия из минералов.
Гризик Т. И. «Познаю мир» с. 141
1 Зима Уточнить и систематизировать представление детей о зиме. Зимние панно («Портрет Декабря», «Портрет Января», «Портрет Февраля», подборка стихов, загадок, зимних примет. Гризик Т. И. «Познаю мир» с. 141
Месяц Неделя Тема занятия Программное содержание Предварительная работа Материал Литература
Март 1 Царство животных
Подвести детей к пониманию того, что в мире природы есть удивительный мир — мир животных, ввести и обосновать классификацию животных на диких и домашних. Картинки и иллюстрации с изображением различных животных Гризик Т. И. «Познаю мир» с. 144
1 Домашние животные Закрепить у детей представления о домашних животных, способствовать осознанию детьми особого отношения (забота, внимание) людей к домашним животным; познакомить с интересными фактами из жизни домашних животных. Беседа по ОБЖ «Что необходимо помнить при общении с собаками и кошками» Гризик Т. И. «Познаю мир» с. 145
2 Дикие животные Закрепить у детей представления о диких животных, способствовать осознанию особого отношения людей к диким животным (невмешательство в их жизнь, познакомить с интересными фактами из жизни диких животных, показать их уникальность. Создание альбома «Наши любимцы»
Картины и иллюстрации с изображением волка, альбомы (панно) с изображением диких й домашних животных. Гризик Т. И. «Познаю мир» с. 146
2 Удивительное о животных
Расширить представления детей о мире животных через занимательные рассказы о животных (исторические факты, рассказы о талантах и способностях животных, об интересных встречах и т. п.). Создание панно «Дикие и домашние животные»
Гризик Т. И. «Познаю мир» с. 148
2 Правила безопасного поведения при общении с животным миром Расширить представления детей о поведении при общении с животным миром
Месяц Неделя Тема занятия Программное содержание Предварительная работа Материал Литература
Апрель 1 Царство растений Подвести детей к пониманию того, что в природе есть удивительный мир – растения, ввести и обосновать классификацию растений на дикорастущие и культурные Беседа «Лекарственные растения» Картинки с изображением различных растений Гризик Т. И. «Познаю мир» с. 152
1 Культурные растения
Закрепить у детей представления о культурных растениях, подвести к пониманию особого отношения людей к растениям, которые они выращивают, к осознанию ценности растений для людей (пища, красота, здоровье, жизнь, познакомить с интересными представителями мира растений, с особенностями их роста и развития.
Беседа «Правила личной безопасности при встрече с представителями растительного мира»
Иллюстрации и картинки с изображением культурных растений; комнатные растения; желательно принести детям букет живых цветов (например, тюльпанов) Гризик Т. И. «Познаю мир» с. 153
1 Дикие растения
Закрепить представления детей о диких растениях, рассказать об их многообразии, значении для всего живого, познакомить детей с интересными представителями мира диких растений (с лекарственными растениями вообще и с произрастающими в вашей местности в частности).
Размещение в группе новых комнатных растений
Картинки с изображением дикорастущих растений, иллюстрации с изображением ромашки (разных видов).
Правила личной безопасности при встрече с представителями растительного мира Расширить представления детей о том, как следует себя вести при встрече с представителями растительного мира; продолжать наблюдения в природе
Май Родина. Любовь к Отечеству
Закрепить понятие родина, подвести детей к пониманию того, что любить родину — это знать ее, все делать для нее (труд, защищать ее.
Итоговое занятие-викторина «Правила безопасности»
Закрепить с детьми правила личной безопасности, с которыми знакомились в течение учебного года.
Кто что знает На основе материалов уголка знаний напомнить детям все, с чем они знакомились в течение учебного года Весна
(итоговое занятие) Уточнить и систематизировать представления детей о весне Портрет марта, апреля, мая; подборка стихотворений, загадок о весне, весенних примет