Оксана Винокурова
Программа работы с одаренными детьми в ДОУ
Программа для одаренных детей составляется с целью выявление, обучение, воспитание и поддержку одарённых детей, повышение социального статуса творческой личности.
Программа направлена на развитие интеллектуальных умений обучающихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает дошкольнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления.
Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.
Публикация «Программа работы с одаренными детьми в ДОУ» размещена в разделах
Цели работы с одаренными детьми :
- выявление одаренных детей;
- создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на
данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении, которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии из способностей;
- развитие и выработка социально ценных компетенций у обучающихся.
Задачи программы :
- выявление одаренных обучающихся из числа показавших высокие результаты в ходе учебной деятельности, а также путем анализа результативности учебного труда и методов экспертных оценок педагогов и родителей;
- формирование умения учиться как базисной способности саморазвития и самоизменения (умения выделять учебную задач, организовывать свою деятельность во времени, распределять свое внимание и т. д.);
- развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;
- создание условий одаренным детям для реализации их личных творческих способностей в процессе поисковой деятельности, для их морально-физического и интеллектуального развития;
- стимулирование творческой деятельности одаренных детей;
- развитие творческого и логического мышления обучающихся;
- развитие исследовательской позиции ребенка, поддержание активности обучающихся.
Принципы работы педагога с одаренными детьми :
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип создания условий для совместной работы обучающихся при минимальном
участии учителя;
- принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Основные направления реализации программы.
создание благоприятных условий для работы с одарёнными детьми :
- внедрение передовых образовательных технологий;
- укрепление материально-технической базы;
- нормативно-правовое обеспечение деятельности;
- формирование банков данных по проблеме одарённости.
методическое обеспечение работы с одарёнными детьми :
- повышение профессионального мастерства педагогов;
- организация обмена опытом воспитателей, работающих с одарёнными детьми;
- научно-методическое и информационное обеспечение программы.
мероприятия по работе с одарёнными детьми :
- предусматривается участие способных и одарённых детей в мероприятиях различного уровня (олимпиады, конкурсы, фестивали, соревнования, выставки).
Формы работы с высокомотивированными обучающимися:
- творческие мастерские;
- групповые занятия с сильными обучающимися;
- факультативы;
- кружки по интересам;
- конкурсы;
- интеллектуальный марафон;
- спецкурсы;
- участие в олимпиадах;
- работа по индивидуальным планам.
План работы с одаренными детьми в старшей группе :
1. Изучение психологических особенностей, обучающихся (речи, мышления, памяти). Диагностика одарённых детей, результаты групповых тестирований.
2. Диагностическая работа во время проведения интеллектуальных и художественных конкурсов.
3. Регулярные консультации родителей (законных представителей) одаренных детей.
4. Пополнение методической копилки (игры, задания, карточки для дифференцированной работы, олимпиадные задания, задания повышенной трудности по развитию речи и математике, разработки интеллектуальных мероприятий, игр).
5. Использование во время познавательной деятельности различных современных средств информации: медиатеки, Интернета, компьютерных игр, электронных энциклопедий.
6. Применение в образовательной деятельности современных технологий, игровых, коммуникативных, проблемно-поисковых и здоровьесберегающих технологий.
7. Использование элементов дифференцированного обучения, направленных на творческий поиск, высокую познавательную активность, самостоятельную деятельность, а также учебную мотивацию обучающихся.
8. Проведение нестандартных форм занятий: занятие-сказка, занятие-путешествие, занятие-игра, занятие-аукцион
9. Организация участия одарённых детей в дистанционных олимпиадах на образовательных платформах
10. Участие в олимпиадах, конкурсах, мероприятиях различного уровня.
11. Совместное творчество родителей и детей. Выставки работ.
Методическая работа педагога :
заниматься самообразованием;
повышать профессиональное мастерство через курсы и вебинары;
посещать занятия других педагогов;
участвовать в педагогических чтениях, семинарах, педсоветах, конференциях, заседаниях МО педагогов;
проводить открытые занятия;
подбирать материалы и задания к проведению школьных олимпиад;
проводить занимательно-познавательные мероприятия с обучающимися объединения.
Работа с родителями.
Проведение просветительской работы среди родителей через лектории, родительские собрания, педагогический всеобуч родителей. Привлечение родителей к организации и проведению внутрисадовских мероприятий.
Родительское собрание на тему “Расширение кругозора дошкольников посредством чтения научно-познавательной литературы”.
Лекция “Развитие интеллектуальных способностей ребенка”.
Общественный смотр знаний.
Результаты реализации Программы
Ожидаемые результаты
Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:
сформировать систему работы с одарёнными детьми;
создать условия для развития одарённости и таланта у детей в современных условиях;
совершенствовать формы работы с одарёнными и способными детьми;
высокие результаты при участии в конкурсах муниципального, краевого и всероссийского уровнях.
Контроль и учет знаний и умений воспитанников.
Одним из наиболее сложных и трудных элементов учебного процесса – организация систематического контроля и учета знаний и умений воспитанников. Формы и методы проверки различны. Одним из таких методов является наблюдение, индивидуальная диагностика.
Мониторинг результативности работы с обучающимися
педагогическая диагностика развития аналитического мышления творческого потенциала;
изучение структуры интеллекта;
отслеживание уровня умственного развития обучающихся;
отслеживание уровня развития творческого мышления;
отслеживание успешности индивидуального роста и развития обучающихся.
Прогнозируемые результаты :
совершенствование и повышение качества знаний и умений воспитанников, умений применять их в нестандартных ситуациях;
призовые места или дипломы в городских олимпиадах.
развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;
развитие творческого и логического мышления обучающихся;
После изучения курса программы обучающиеся должны уметь:
- воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации; определять учебную задачу;
- ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения; владеть своим вниманием;
- сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приемами запоминания;
- владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности
использовать основные приемы мыслительной деятельности;
- самостоятельно мыслить и творчески работать;
- владеть нормами нравственных и межличностных отношений.