Мария Шлеина
Программа работы с гиперактивными детьми с использованием арттерапевтических техник
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность программы.
В последнее время родители и педагоги всё чаще сталкиваются с детьми, двигательная активность которых выходит за рамки представлений о просто подвижном ребёнке. Большинство детей дошкольного возраста отличается подвижностью, импульсивностью, непосредственностью и эмоциональностью.
С гиперактивными детьми трудно наладить контакт уже потому, что они находятся в постоянном движении: они не ходят, а бегают, не сидят, а ёрзают, не стоят, а крутятся или залезают куда-нибудь, не смеются, а хохочут, принимаются за дело или убегают, не дослушав задание до конца. Внимание их рассеянно, глаза блуждают, взгляд трудно поймать.
Публикация «Программа работы с гиперактивными детьми с использованием арттерапевтических техник» размещена в разделах
Во время коллективных занятий такие дети часто вскакивают с места, не понимают, чего хочет от них воспитатель, не могут выполнить задание до конца. Гиперактивный ребёнок получает больше всех замечаний, окриков, «отрицательного внимания»; он мешает другим детям и обычно попадает в число «изгоев». Претендуя на лидерство, эти дети не умеют подчинять своё поведение правилам или уступать другим и, как следствие, вызывают многочисленные конфликты в детском коллективе.
Благодаря играм, арттерапевтическим техникам, неречевым средствам общения и релаксационным упражнениям дошкольники достигают положительных изменений в интеллектуальном и эмоционально-личностном развитии.
В основе арттерапии лежит творческая деятельность, неограниченные возможности ребенка для самореализации и самовыражения, что помогает ему адаптироваться в реальной жизни. Ребенок может самостоятельно выбрать как вид деятельности, так и материал (краски, клей, пластилин, глину и т. д.); это является необходимой тренировкой для гиперактивных детей, которым зачастую трудно научиться делать выбор, принимать решение.
Через рисунок, игру, сказку арттерапия дает выход социально неприемлемым негативным эмоциям и чувствам, поскольку ребенок может выпустить пар, снять напряжение в процессе работы. Иногда в процессе создания продукта творчества или созерцания художественного произведения ребенок проявляет и осознает сильные чувства, переживания, мысли, которые в повседневной жизни подавляются им самим и ускользают от внимания взрослого. Для гиперактивного ребенка, привыкшего к порицаниям и низкому уровню успешности, творческая деятельность может стать одним из способов раскрытия его сильных сторон, видов деятельности, в которых он может реализовать свой потенциал, что в конечном итоге способствует повышению его самооценки и статуса в группе или в классе. Кроме того, иногда в процессе арттерапии ребенок получает возможность развить творческие способности.
Таким образом, проблема феномена гиперактивности у детей старшего дошкольного возраста продолжает оставаться одной из актуальных в психолого-педагогической теории и практике.
Цели: формирование самоконтроля двигательной активности, социально-психологическая адаптация у детей.
Задачи:
1. Расширение поведенческого репертуара во взаимодействии со взрослыми и сверстниками.
2. Развитие внимания.
3. Снятие психоэмоционального напряжения.
Участники: дети старшего дошкольного возраста, численность детей составляет 5-8 человек.
Сроки проведения и продолжительность: 1 раз в неделю, продолжительность – 30 минут.
Необходимые материалы: пластилин, бумага, гуашь, акварельные краски, цветные карандаши, крупы
Ожидаемые результаты: самоконтроль двигательной активности, социально-психологическая адаптация детей.
Тематический план
1 Знакомство
-налаживание отношений психолога с группой;
-развитие тактильного восприятия;
-снятие психоэмоционального напряжения
Содержание:
-Знакомство. Проговаривание правил
-Игра «Угадай фигурку»
-Коллаж
-Рефлексия
2 Путешествие в лес
-налаживание отношений психолога с группой и детей между собой;
-развитие произвольности и самоконтроля;
-развитие согласованности движений;
-снятие психоэмоционального напряжения;
-развитие внимания и воображения
Содержание:
-Йоговская гимнастика для малышей
-Упражнение «Прогулка в лес»
-Телесно-ориентированное упражнение «Камень и путник»
-Игра «Будь внимателен!»
-Рисование пластилином "Сказочный лес"
-Рефлексия. «Дерево настроений»
3 Волшебная страна
-развитие произвольности и самоконтроля;
-сплочение группы;
-снятие психоэмоционального напряжения;
-развитие внимания, наблюдательности
Содержание:
-Йоговская гимнастика для малышей
-Рисунок "Волшебная страна"
-Упражнение «Надоедливая муха»
-Конструктор из спичек
-Упражнение «Одно большое животное»
-Рефлексия. «Дерево настроений»
4 Шалтай-болтай
-развитие произвольности и самоконтроля;
-снятие психоэмоционального напряжения;
-развитие внимания и воображения
Содержание:
-Игра «Кричалки-шепталки-молчалки»
-Телесно-ориентированное упражнение "Слепой и поводырь"
-Рисунок отражения
-Упражнение «Шалтай-болтай»
-Рефлексия
5 Паровозик с именем
-развитие произвольности и самоконтроля;
-снятие психоэмоциональ-ного напряжения;
-развитие внимания и воображения
Содержание:
-Игра «Запретное движение»
-Рисование по сырому листу
-Игра «Паровозик с именем»
-Телесно-ориентированное упражнение «Клоуны»
-Рефлексия
6 Космическое путешествие
-развитие произвольности и самоконтроля;
-снятие психоэмоциональ-ного напряжения;
-развитие внимания и воображения
Содержание:
-Игра «Космическое путешествие»
-Упражнение «Интервью»
-Упражнение «Пловцы»
-Рисование «На другой планете»
-Рефлексия
7 Расскажем и покажем
-снятие психоэмоционального напряжения;
-развитие внимания, наблюдательности;
-раскрытие творческого самовыражения
Содержание:
-Упражнение «Расскажем и покажем»
-Игра «Испорченный телефон»
-Метод Мандала
-Рефлексия
8 Пульт управления эмоциями
-снятие психоэмоционального напряжения;
-развитие произвольности и самоконтроля;
-развитие эмоционально-выразительных движений
Содержание:
-Упражнение «Потягушечки»
-Игра «Море волнуется»
-Упражнение «Пульт управления эмоциями»
-Сказкотерапия. Сказка «Самосвал»
-Рефлексия
9 Снежный день
-снятие психоэмоционального напряжения;
-раскрытие творческого самовыражения;
-развитие произвольности и самоконтроля
Содержание:
-Упражнение «Танец снежинок»
-Игра «Ручеек»
-Упражнение «Ищем ошибки»
-Телесно-ориентированное упражнение «Снеговик»
-Рефлексия
10 Музыка цвета
-снятие психоэмоционального напряжения;
-раскрытие творческого самовыражения;
-развитие произвольности и самоконтроля
Содержание:
-Игра «Кричалки-шепталки-молчалки»
-Упражнение «Солнечный лучик»
- Рисование услышанного
-Упражнение «Сидели два медведя»
-Рефлексия