Приложение МААМ

Программа психокоррекционной работы с родителями детей с ограничениями в развитии

Анна Афанасьева
Программа психокоррекционной работы с родителями детей с ограничениями в развитии
▼ Скачать + Заказать документы

Программа психокоррекционной работы

с родителями детей с ограничениями в развитии

Нигде не найти покоя тому,

кто не нашел его в себе самом.

Франсуа де Ларошфуко

Рождение ребенка с ограничениями не только меняет жизнь родителей, но и изменяет их представление о своей роли и месте в жизни. Матери предстоит противостоять и настороженному отношению со стороны окружающих, и собственной растерянности перед обстоятельствами, и противоречивым и незнакомым чувствам к себе самой.

ЗАНЯТИЕ 1

1. Разогрев

Приветствие участников.

Игра “Имя”

Темочки:

Участники группы сидят в кругу. Каждый называет свое имя в той форме, которая ему больше нравится. Затем на первую букву имени называет качество, которое ему помогает в общении, а на последнюю — качество, которое мешает. Начинает ведущий.

Упражнение “Интервью”

Участники разбиваются на пары и интервьюируют друг друга по следующим вопросам:

— Почему дали такое имя?

— Что обозначает такое имя?

— Место рождения.

— Увлечения.

— Жизненный девиз.

Представление партнеров по кругу.

2. Правила общения

На первом занятии ведущий объясняет участникам цели и задачи предстоящей работы и основные принципы психологического тренинга, особенности групповой формы работы, знакомит с правилами работы группы.

Правила можно записать на листе ватмана и вывешивать на каждом занятии:

• Доверительный стиль общения — рассказывая другим о себе, мы надеемся на взаимность.

• Искренность в общении — если не будет искренности, мы не сможем общаться.

• Конфиденциальность происходящего в группе — никто не может говорить за пределами группы о том, что в ней происходит. Каждый должен быть уверен в том, что его личные откровения остаются в группе.

• Группа оказывает поддержку каждому (советом, возможностью выслушать, добрым словом).

• Предметом обсуждений на занятиях являются проблемы семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии.

После знакомства с правилами работы ведущий предлагает участникам рассказать о своих мыслях и ожиданиях, связанных с предстоящим занятием, и чувствах, с которыми они шли на первую встречу.

3. Основное задание

Упражнение “Мир чувств”

Ведущий. Многим людям часто бывает трудно справиться с собственными эмоциями. Так же трудно бывает понять, какие именно переживания побуждают их к тем или иным действиям. Важно научиться осознавать свои чувства, понять, как они проявляются в поведении, и учиться выражать их в вербальной форме — это поможет справиться с многими неприятными ситуациями. На каждом занятии мы будем говорить о ваших чувствах. Для того чтобы вам было легче обозначать чувства словами, мы сейчас попрактикуемся.

Участникам предлагается описать жизненные ситуации, в которых у них возникают следующие чувства: грусть, злость, радость, обида, спокойствие — и более сложные чувства, такие как стыд, вина, зависть и др.

Участницы по очереди высказываются.

Упражнение “Как я проявляю свои чувства”

Участницам раздаются карточки с незаконченными предложениями, которые необходимо продолжить.

• Стараюсь уединиться, когда я чувствую…

• Не делаю домашние дела, когда я…

• Делаю глупости, когда я…

• Делаю обидные замечания мужу (и другим близким, если я…

• Хвастаюсь, когда я…

• Дарю другим людям подарки, когда я…

• Говорю другим людям гадости, когда я…

• Начинаю больше есть, когда я…

• Говорю неправду, когда я…

Обсуждение того, как различные чувства могут проявляться в поведении.

4. Медитация-визуализация

Упражнение “Создание внутреннего личного места”

Ведущий. Займите удобное положение, закройте глаза и расслабьтесь. Представьте себя в каком-нибудь прекрасном уголке на природе. Это может быть любое место, которое вам больше нравится: лужайка, вершина горы, лес, морской берег. Оно может быть даже глубоко в океане или на другой планете. Где бы оно ни было, вам там должно быть удобно, приятно и спокойно. Принимайтесь за исследование окружающей обстановки, подмечая все детали, звуки, запахи и возникающие у вас чувства и впечатления.

А теперь займитесь обустройством этого места, чтобы сделать его обстановку комфортной и домашней. Может быть, вы захотите построить дом или другое пристанище, а может быть, просто окружите это место золотым светом, который будет защищать вас. Создавайте и расставляйте по местам необходимые вам вещи так, как вам будет удобнее и приятнее…

Можете совершить какой-нибудь ритуал, чтобы обозначить свое личное место.

С этих пор это ваше собственное личное внутреннее место, куда вы можете возвращаться всегда, когда закроете глаза и захотите оказаться там. Это место особой энергии, и вы можете посещать его каждый раз, занимаясь созидающей визуализацией.

Может оказаться, что ваше личное место время от времени изменяется независимо от вас или, может быть, вы захотите внести какие-либо изменения и дополнения. В вашем месте вы можете свободно творить, но помните, что оно должно сохранять основные качества — быть местом мира, спокойствия и абсолютной безопасности.

5. Завершение

Ведущий. Наше первое занятие закончилось. Я надеюсь, что оно заинтересовало вас, так как мы говорили здесь о том, чем вы живете и о чем думаете. Мне было приятно работать с вами. А теперь я прошу вас высказать ваше мнение по поводу занятия, что вы обо всем, что мы делали, думаете, какие чувства испытываете, как изменилось ваше состояние.

На прощание для размышления я хочу прочитать вам притчу.

Одноногий завидовал Сороконожке. Сороконожка завидовала Змее. Змея завидовала Ветру. Ветер завидовал Глазу. Глаз завидовал Сердцу.

Одноногий сказал Сороконожке:

— Подпрыгивая на одной ноге, я передвигаюсь медленнее тебя, но как ты справляешься с таким количеством ножек?

— Не знаю, как. Я двигаюсь при помощи своего естественного механизма, — ответила Сороконожка. — Разве ты не видел плюющего человека? Когда он плюет, образуются капли: большие, похожие на жемчуг, и маленькие, похожие на туман. Смешиваясь, они падают вниз, и сосчитать их нельзя. Так же и я двигаюсь при помощи моего естественного устройства и не знаю, почему это так.

Сороконожка сказала Змее:

— Я передвигаюсь при помощи множества ног, однако, не могу догнать тебя, у которой ног нет. Почему?

— Мною движет естественное устройство, — ответила Змея. — Разве можно это изменить? Зачем мне пользоваться ногами?

Змея сказала Ветру:

— Я перемещаюсь, двигая хребтом и ребрами, так как обладаю телесной формой. Ты же с воем поднимаешься в Северном океане и переносишься в Южный океан, хотя ты вовсе лишен тела. Как же это происходит?

— Да, это так. Я поднимаюсь с воем в Северном океане и переношусь в Южный океан, однако если кто-либо тронет меня пальцем, то победит меня; если станет топать ногами, то тоже меня одолеет. Хотя это и так, но ведь только я один могу ломать большие деревья и разрушать большие дома. Поэтому я использую множество маленьких непобед и превращаю их в одну большую победу.

ЗАНЯТИЕ № 2

1. Разогрев

“Игра-шутка с почесыванием”

Участники становятся в круг. Первый играющий называет свое имя: “Меня зовут Лена, я почесываюсь здесь” (почесывает, например, голову). Следующий участник говорит: “Ее зовут Лена, она почесывается здесь” (демонстрирует, дотягиваясь до головы Лены). Потом называет свое имя и показывает, где почесывается он.

2. Повторение

Психолог напоминает о том, что делали на первом занятии, и просит высказаться о состоянии, которое оно вызвало. Каким было физическое состояние? Какие чувства испытывали? Какие мысли и идеи возникали? Что снилось?

3. Основное задание

Коллаж на тему “Моя жизнь до рождения

и после рождения ребенка с ограничениями”

Участники группы получают по два листа бумаги формата А3. Психолог предлагает рассмотреть газеты и журналы и вырезать из них любые иллюстрации, заготовки и тексты, имеющие отношение к их жизни, и объединить их в коллажи. Первый лист — жизнь до рождения, второй лист — после рождения ребенка с ограничениями.

Задание выполняется в течение 30 минут под музыкальное сопровождение.

Представление работ : дать название, рассказать о своей работе так, как хотят. В процессе представления психолог может попросить прокомментировать те или иные части работы, прояснить их значение. Психолог может фокусировать внимание участников группы на цветах и символах: что они означают, о чем они говорят ему?

Просите рассказать о том, что чувствовали в процессе создания работы, до ее начала, а также после ее завершения. Попросите описать работу от первого лица, построить диалоги между отдельными частями работы.

В конце представления работ психолог обобщает высказывания, вычленяет основные проблемы и общие трудности, связанные с рождением ребенка с ограничениями.

4. Медитация-визуализация

Упражнение “Познакомьтесь со своим проводником”

Ведущий. Идите в свое внутреннее личное место и проведите там несколько минут, расслабляясь и настраиваясь…

Теперь представьте, что в этом личном месте вы стоите на дороге, уходящей вдаль… Вы идете по дороге, а навстречу вам движется существо, излучающее чистый, яркий свет…

По мере приближения вы начинаете различать, мужчина это или женщина, как он (она) выглядит, какого возраста, в какой одежде. Чем ближе он (она) подходит, тем больше деталей вы видите… Поприветствуйте этого человека и спросите, как его зовут. Пусть это будет любое имя, какое придет вам в голову, об этом не нужно заботиться.

Теперь покажите своему проводнику ваше личное место… Ваш проводник будет указывать вам на что-то, чего вы никогда до этого не замечали, вы оба будете рады общению друг с другом.

Спросите своего проводника, не хочет ли он сказать вам что-либо или дать какой-либо совет… Если хотите, можете задавать какие-то особенные вопросы… Возможно, вы получите незамедлительный ответ, в противном случае не отчаивайтесь, ответ придет к вам позже в той или иной форме…

Когда, насладившись присутствием своего проводника, вы почувствуете, что на этот раз достаточно, поблагодарите его, высказывая ему свое уважение, и попросите снова посетить ваше личное место…

Откройте глаза и вернитесь во внешний мир.

Ваш проводник может время от времени менять форму или имя, а может оставаться неизменным многие годы. В одно и то же время у вас может быть несколько проводников.

Ваш проводник ждет вас всегда, когда вам нужна помощь, поддержка, мудрый совет, творческое вдохновение, любовь или дружба. Многие люди, наладив с ним свои отношения, встречают его каждый день во время медитации.

А теперь изобразите то, что вы видели.

5. Завершение

Ведущий. Наше занятие закончилось. Я прошу вас высказать свое мнение по поводу занятия, что вы обо всем, что мы делали, думаете, какие чувства испытываете, как изменилось ваше состояние.

На прощание для размышления я хочу прочитать вам магическую метафору “Микеланджело” :

“Сидя под палящим солнцем, мальчик наблюдал, как молодой человек сосредоточенно откалывал куски от большой скальной глыбы.

— Почему ты делаешь это?

— Потому что внутри спрятан ангел и он хочет выйти наружу, — ответил Микеланджело”.

Публикации по теме:

Мир входящему Рождение ребенка - это величайшее счастье. Человек приходит в мир для того, чтобы быть счастливым и любимым. Если ребенок родился в дружной,.

Опыт работы по внедрению СВR-технологии в рамках комплексной программы «Право ребёнка на семью»Опыт работы по внедрению СВR-технологии в рамках комплексной программы «Право ребёнка на семью» Айплатова Александра Васильевна, учитель-логопед, вела работу в качестве Координатора по внедрению СВR- технологии в рамках Комплексной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа психокоррекционной работы с родителями детей с ограничениями в развитии
Опубликовано: 5 апреля 2015 в 14:44
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа психокоррекционной работы с родителями детей с ограничениями в развитии» (включая файлы) размещена пользователем Анна Афанасьева (УИ 328860) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Календарь
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД