Анна Афанасьева
Программа психокоррекционной работы с родителями детей с ограничениями в развитии
▼ Скачать + Заказать документы
Программа психокоррекционной работы
с родителями детей с ограничениями в развитии
Нигде не найти покоя тому,
кто не нашел его в себе самом.
Франсуа де Ларошфуко
Рождение ребенка с ограничениями не только меняет жизнь родителей, но и изменяет их представление о своей роли и месте в жизни. Матери предстоит противостоять и настороженному отношению со стороны окружающих, и собственной растерянности перед обстоятельствами, и противоречивым и незнакомым чувствам к себе самой.
ЗАНЯТИЕ 1
1. Разогрев
Приветствие участников.
Игра “Имя”
Темочки:
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
Участники группы сидят в кругу. Каждый называет свое имя в той форме, которая ему больше нравится. Затем на первую букву имени называет качество, которое ему помогает в общении, а на последнюю — качество, которое мешает. Начинает ведущий.
Упражнение “Интервью”
Участники разбиваются на пары и интервьюируют друг друга по следующим вопросам:
— Почему дали такое имя?
— Что обозначает такое имя?
— Место рождения.
— Увлечения.
— Жизненный девиз.
Представление партнеров по кругу.
2. Правила общения
На первом занятии ведущий объясняет участникам цели и задачи предстоящей работы и основные принципы психологического тренинга, особенности групповой формы работы, знакомит с правилами работы группы.
Правила можно записать на листе ватмана и вывешивать на каждом занятии:
• Доверительный стиль общения — рассказывая другим о себе, мы надеемся на взаимность.
• Искренность в общении — если не будет искренности, мы не сможем общаться.
• Конфиденциальность происходящего в группе — никто не может говорить за пределами группы о том, что в ней происходит. Каждый должен быть уверен в том, что его личные откровения остаются в группе.
• Группа оказывает поддержку каждому (советом, возможностью выслушать, добрым словом).
• Предметом обсуждений на занятиях являются проблемы семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии.
После знакомства с правилами работы ведущий предлагает участникам рассказать о своих мыслях и ожиданиях, связанных с предстоящим занятием, и чувствах, с которыми они шли на первую встречу.
3. Основное задание
Упражнение “Мир чувств”
Ведущий. Многим людям часто бывает трудно справиться с собственными эмоциями. Так же трудно бывает понять, какие именно переживания побуждают их к тем или иным действиям. Важно научиться осознавать свои чувства, понять, как они проявляются в поведении, и учиться выражать их в вербальной форме — это поможет справиться с многими неприятными ситуациями. На каждом занятии мы будем говорить о ваших чувствах. Для того чтобы вам было легче обозначать чувства словами, мы сейчас попрактикуемся.
Участникам предлагается описать жизненные ситуации, в которых у них возникают следующие чувства: грусть, злость, радость, обида, спокойствие — и более сложные чувства, такие как стыд, вина, зависть и др.
Участницы по очереди высказываются.
Упражнение “Как я проявляю свои чувства”
Участницам раздаются карточки с незаконченными предложениями, которые необходимо продолжить.
• Стараюсь уединиться, когда я чувствую…
• Не делаю домашние дела, когда я…
• Делаю глупости, когда я…
• Делаю обидные замечания мужу (и другим близким, если я…
• Хвастаюсь, когда я…
• Дарю другим людям подарки, когда я…
• Говорю другим людям гадости, когда я…
• Начинаю больше есть, когда я…
• Говорю неправду, когда я…
Обсуждение того, как различные чувства могут проявляться в поведении.
4. Медитация-визуализация
Упражнение “Создание внутреннего личного места”
Ведущий. Займите удобное положение, закройте глаза и расслабьтесь. Представьте себя в каком-нибудь прекрасном уголке на природе. Это может быть любое место, которое вам больше нравится: лужайка, вершина горы, лес, морской берег. Оно может быть даже глубоко в океане или на другой планете. Где бы оно ни было, вам там должно быть удобно, приятно и спокойно. Принимайтесь за исследование окружающей обстановки, подмечая все детали, звуки, запахи и возникающие у вас чувства и впечатления.
А теперь займитесь обустройством этого места, чтобы сделать его обстановку комфортной и домашней. Может быть, вы захотите построить дом или другое пристанище, а может быть, просто окружите это место золотым светом, который будет защищать вас. Создавайте и расставляйте по местам необходимые вам вещи так, как вам будет удобнее и приятнее…
Можете совершить какой-нибудь ритуал, чтобы обозначить свое личное место.
С этих пор это ваше собственное личное внутреннее место, куда вы можете возвращаться всегда, когда закроете глаза и захотите оказаться там. Это место особой энергии, и вы можете посещать его каждый раз, занимаясь созидающей визуализацией.
Может оказаться, что ваше личное место время от времени изменяется независимо от вас или, может быть, вы захотите внести какие-либо изменения и дополнения. В вашем месте вы можете свободно творить, но помните, что оно должно сохранять основные качества — быть местом мира, спокойствия и абсолютной безопасности.
5. Завершение
Ведущий. Наше первое занятие закончилось. Я надеюсь, что оно заинтересовало вас, так как мы говорили здесь о том, чем вы живете и о чем думаете. Мне было приятно работать с вами. А теперь я прошу вас высказать ваше мнение по поводу занятия, что вы обо всем, что мы делали, думаете, какие чувства испытываете, как изменилось ваше состояние.
На прощание для размышления я хочу прочитать вам притчу.
Одноногий завидовал Сороконожке. Сороконожка завидовала Змее. Змея завидовала Ветру. Ветер завидовал Глазу. Глаз завидовал Сердцу.
Одноногий сказал Сороконожке:
— Подпрыгивая на одной ноге, я передвигаюсь медленнее тебя, но как ты справляешься с таким количеством ножек?
— Не знаю, как. Я двигаюсь при помощи своего естественного механизма, — ответила Сороконожка. — Разве ты не видел плюющего человека? Когда он плюет, образуются капли: большие, похожие на жемчуг, и маленькие, похожие на туман. Смешиваясь, они падают вниз, и сосчитать их нельзя. Так же и я двигаюсь при помощи моего естественного устройства и не знаю, почему это так.
Сороконожка сказала Змее:
— Я передвигаюсь при помощи множества ног, однако, не могу догнать тебя, у которой ног нет. Почему?
— Мною движет естественное устройство, — ответила Змея. — Разве можно это изменить? Зачем мне пользоваться ногами?
Змея сказала Ветру:
— Я перемещаюсь, двигая хребтом и ребрами, так как обладаю телесной формой. Ты же с воем поднимаешься в Северном океане и переносишься в Южный океан, хотя ты вовсе лишен тела. Как же это происходит?
— Да, это так. Я поднимаюсь с воем в Северном океане и переношусь в Южный океан, однако если кто-либо тронет меня пальцем, то победит меня; если станет топать ногами, то тоже меня одолеет. Хотя это и так, но ведь только я один могу ломать большие деревья и разрушать большие дома. Поэтому я использую множество маленьких непобед и превращаю их в одну большую победу.
ЗАНЯТИЕ № 2
1. Разогрев
“Игра-шутка с почесыванием”
Участники становятся в круг. Первый играющий называет свое имя: “Меня зовут Лена, я почесываюсь здесь” (почесывает, например, голову). Следующий участник говорит: “Ее зовут Лена, она почесывается здесь” (демонстрирует, дотягиваясь до головы Лены). Потом называет свое имя и показывает, где почесывается он.
2. Повторение
Психолог напоминает о том, что делали на первом занятии, и просит высказаться о состоянии, которое оно вызвало. Каким было физическое состояние? Какие чувства испытывали? Какие мысли и идеи возникали? Что снилось?
3. Основное задание
Коллаж на тему “Моя жизнь до рождения
и после рождения ребенка с ограничениями”
Участники группы получают по два листа бумаги формата А3. Психолог предлагает рассмотреть газеты и журналы и вырезать из них любые иллюстрации, заготовки и тексты, имеющие отношение к их жизни, и объединить их в коллажи. Первый лист — жизнь до рождения, второй лист — после рождения ребенка с ограничениями.
Задание выполняется в течение 30 минут под музыкальное сопровождение.
Представление работ : дать название, рассказать о своей работе так, как хотят. В процессе представления психолог может попросить прокомментировать те или иные части работы, прояснить их значение. Психолог может фокусировать внимание участников группы на цветах и символах: что они означают, о чем они говорят ему?
Просите рассказать о том, что чувствовали в процессе создания работы, до ее начала, а также после ее завершения. Попросите описать работу от первого лица, построить диалоги между отдельными частями работы.
В конце представления работ психолог обобщает высказывания, вычленяет основные проблемы и общие трудности, связанные с рождением ребенка с ограничениями.
4. Медитация-визуализация
Упражнение “Познакомьтесь со своим проводником”
Ведущий. Идите в свое внутреннее личное место и проведите там несколько минут, расслабляясь и настраиваясь…
Теперь представьте, что в этом личном месте вы стоите на дороге, уходящей вдаль… Вы идете по дороге, а навстречу вам движется существо, излучающее чистый, яркий свет…
По мере приближения вы начинаете различать, мужчина это или женщина, как он (она) выглядит, какого возраста, в какой одежде. Чем ближе он (она) подходит, тем больше деталей вы видите… Поприветствуйте этого человека и спросите, как его зовут. Пусть это будет любое имя, какое придет вам в голову, об этом не нужно заботиться.
Теперь покажите своему проводнику ваше личное место… Ваш проводник будет указывать вам на что-то, чего вы никогда до этого не замечали, вы оба будете рады общению друг с другом.
Спросите своего проводника, не хочет ли он сказать вам что-либо или дать какой-либо совет… Если хотите, можете задавать какие-то особенные вопросы… Возможно, вы получите незамедлительный ответ, в противном случае не отчаивайтесь, ответ придет к вам позже в той или иной форме…
Когда, насладившись присутствием своего проводника, вы почувствуете, что на этот раз достаточно, поблагодарите его, высказывая ему свое уважение, и попросите снова посетить ваше личное место…
Откройте глаза и вернитесь во внешний мир.
Ваш проводник может время от времени менять форму или имя, а может оставаться неизменным многие годы. В одно и то же время у вас может быть несколько проводников.
Ваш проводник ждет вас всегда, когда вам нужна помощь, поддержка, мудрый совет, творческое вдохновение, любовь или дружба. Многие люди, наладив с ним свои отношения, встречают его каждый день во время медитации.
А теперь изобразите то, что вы видели.
5. Завершение
Ведущий. Наше занятие закончилось. Я прошу вас высказать свое мнение по поводу занятия, что вы обо всем, что мы делали, думаете, какие чувства испытываете, как изменилось ваше состояние.
На прощание для размышления я хочу прочитать вам магическую метафору “Микеланджело” :
“Сидя под палящим солнцем, мальчик наблюдал, как молодой человек сосредоточенно откалывал куски от большой скальной глыбы.
— Почему ты делаешь это?
— Потому что внутри спрятан ангел и он хочет выйти наружу, — ответил Микеланджело”.