Петрова Марина
Программа по созданию здоровьесберегающих условий «В любой день нам здоровым быть не лень»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа по созданию здоровьесберегающих условий
при организации образовательного процесса
«В любой день нам здоровым быть не лень»
Пояснительная записка.
В современных условиях возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья ребенка. Исследования последних лет констатируют ухудшение здоровья населения России. Увеличивается смертность, падает рождаемость, обостряется проблема бедности, значительная часть населения страны находится в состоянии хронического дистресса. Указанные негативные тенденции остро отражаются на здоровье подрастающего поколения. По данным Д. И. Зелинской, в течение последнего десятилетия наблюдается деселерация, т. е. замедление темпов развития юных россиян. Количество здоровых детей и подростков едва достигает пятой доли от их общего числа; около трети детей, поступивших в школу, уже имеют хроническую патологию.
Публикация «Программа по созданию здоровьесберегающих условий „В любой день нам здоровым быть не лень“» размещена в разделах
Здоровье - понятие комплексное. Оно зависит от социально-экономического положения детей, экологической обстановки в местах их проживания, качества питания, медицинского обслуживания, профилактической работы с детьми медиков и педагогов, системы оздоровительных учреждений.
Известно, что Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье «как состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней и физических дефектов». Данная формулировка справедливо критикуется за идеализацию цели, субъективное понимание благополучия, статичность в рассмотрении здоровья и абсолютизацию полного благополучия, которое ведет к уменьшению напряжения организма и его систем, а значит, и к снижению сопротивляемости и предпосылке нездоровья. Некоторые исследователи видят в здоровье реализацию специфических способностей человека к проявлению резервов организма, к устойчивости, к сопротивлению, самосохранению и саморазвитию. Очевидно, что формирование таких способностей у подрастающего поколения становится на сегодняшний день одной из самых приоритетных задач в практической деятельности российских педагогов.
Анализ определений здоровья показывает, что чаще всего встречается шесть его признаков:
- отсутствие болезней;
- нормальное функционирование организма;
- гармонизация организма и окружающей среды;
- способность человека к полноценному выполнению основных социальных функций;
- полное физическое, психическое и социальное благополучие;
- адаптация человека к усложняющейся и меняющейся окружающей среде.
Подготовка ребенка к здоровому образу жизни на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения, особенно для детей дошкольного возраста. По данным Минздравминпрома и Госкомэпиднадзора России лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40% имеют хронические заболевания. Количество детей, которые уже в начальных классах оказываются не в состоянии за отведенное время и в необходимом объеме усвоить программу, колеблется от 20% до 30% от общего числа учащихся.
Необходимо совершенствовать систему образования, активизировать детскую деятельность по здоровьесбережению, осуществлять индивидуально-дифференцированный подход в воспитании основ здорового образа жизни, обучении и развитии ребенка в условиях ДОУ и семьи.
Большое внимание необходимо уделять организации и педагогической поддержке формирования полезных привычек, установок на здоровый образ жизни, понимания самоценности здоровья и способах его сохранения.
Реализуемые цели: сохранять и укреплять здоровье детей на основе комплексного и системного использования доступных для детского учреждения средств физического воспитания; формировать у воспитанников начальные представления о здоровом образе жизни; воспитывать у детей культуру здоровья; сохранять положительное психоэмоциональное состояние детей; содействовать конструктивному партнерству семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала;
повышение адаптационных возможностей детского организма;
приоритетные направления: создание оздоровительно-развивающих условий, медико-психолого-педагогический мониторинг, оздоровительное лечебнопрофилактическое сопровождение, адаптация и реабилитация, организация режима двигательной активности детей; основы безопасности жизнедеятельности дошкольников; сотрудничество с семьей; развитие профессиональной культуры педагогов.
Ожидаемые результаты:
- желание детей посещать дошкольное учреждение;
- активность и заинтересованность дошкольников и их родителей в мероприятиях, связанных с тематикой здоровья;
- позитивные изменения психологического климата в педагогическом и детских кол-лективах;
- позитивные результаты мониторинга психосоматического здоровья воспитанников
- снижение процента заболеваемости часто и длительно болеющих детей.
Упражнения с детьми по здоровьесбережению :
1. Дыхательная гимнастика:
Упражнения: «Пузырики», «Насосики», «Говорилка», «Самолет», «Мышка и мишка», «Ветерок», «Курочка», «Пчелка», «Косим траву», «Часики», «Трубач», «Петух», «Каша кипит», «Шагом марш», «Мячи» и др.
2. Гимнастика для кистей и пальцев рук:
Пассивная зарядка.
Сгибание и разгибание пальцев.
Статическая зарядка для пальцев
Динамические движения, инсценировка сюжетов
3. Глазодвигательная гимнастика:
Упражнения на укрепление наружных мышц глаза
Упражнения на тренировку внутренних мышц глаза
Упражнения на укрепление мышц глаза
Упражнения на укрепление окологлазных мышц
Упражнения на укрепление глазных мышц, тренировку и массаж хрусталиков, улучшение кровообращения, питание глаз и лечение близорукости (метод Бейтса)
Общеукрепляющие упражнения для глаз
Упражнения, рекомендуемые для профилактики утомления
Упражнения на расслабление глаз
Направление взгляда на горизонт
Комплексы общеразвивающих упражнений, выполняемых в сочетании с движениями глаз
4. Элементы релаксации и упражнения психологической саморегуляции
5. Артикуляционная гимнастика
6. Дифференцированные физминутки
7. Спортивные и подвижные игры
8. Дни здоровья
9. Психогимнастика