Юлия Князева
Программа профилактики агрессивного поведения детей дошкольного возраста. Часть 2
▼ Скачать + Заказать документы
9. Занятия по профилактике агрессивного поведения дошкольников.
Занятие 1.
1. Приветствие. Упражнение ««Здоровалки».
Цель:вхождение детей в новую ситуацию, знакомство, создание рабочего настроения.
Ход упражнения: дети встают в круг. Каждый дошкольник представляется и здоровается по кругу со всей группой. Первымпредставляется педагог-психолог. Когда все дети по кругу представятся, они сходятся в центр круга и обнимаются.
2. Упражнение «Курица, цыплята и ястреб».
Публикация «Программа профилактики агрессивного поведения детей дошкольного возраста, Часть 2» размещена в разделах
- Агрессия, детская агрессивность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2020
Цель: побуждение каждого ребенка к активности, мобилизация психики ребенка.
Ход игры: один из дошкольников изображает курицу, а другой ястреба. Остальные дети – цыплята. Цыплята вместе с курицей бегают по комнате, клюют корм. На определенный сигнал вылетает ястреб и старается поймать цыплят. Цыплята от него убегают в очерченное место – сарай в углу комнаты. Пойманный цыпленок уходит вместе с ястребом и выбывает из игры.
3. Упражнение «Общий круг».
Цель: сосредоточить внимание детей друг на друге и установить контакт между детьми.
Ход игры: педагог-психолог собирает детей около себя и говорит: «Чтобы вы могли видеть меня и друг друга, а я могла бы видеть вас, сядьте на ковер и образуйте круг. А теперь мы с вами поздороваемся глазами. Я поздороваюсь первая с каждым из вас, глядя в глаза. Я слегка кивну головой и дотронусь до плеча того, кто рядом со мной, своего соседа. А дальше каждый из вас улыбкой и взглядом будет приветствовать своих товарищей».
Дети должны избегать словесных приветствий. А если кто–то из ребят захочет что-то сказать другому, то педагог-психолог не препятствует.
4. Упражнение «Рефлексия».
Цель: стимулировать потребность детей совершать добрые поступки. Ход упражнения: детям задаются вопросы:
1. Какие хорошие поступки ты можешь назвать? О чем хочешь рассказать?
Педагог-психолог делает предложение дошкольникам – запомнить хорошие поступки, которые сделает ребенок в следующие дни. На следующем занятии записать эти поступки в «книгу Добра»
2. Вам понравилось здороваться друг с другом в кругу? Почему?
3. А в каких случаях и ситуациях можно здороваться так же как мы это делали сегодня?
4. Вам хотелось бы попробовать это сделать самим в садике или дома?
5. Упражнение «На море».
Цель: снятие психофизиологического напряжения.
Ход упражнения: Дети лежат на коврике с закрытыми глазами. Педагог-психолог читает: «Представьте, что вы на море. Вы выходите из прохладной воды немного усталые после долгого купания. Вам очень хочется прилечь на горячий песок. Вот вы, наконец-то, дошли до песка и упали на него. Песок согревает ваше тело. Вам приятно и хорошо. Солнце греет ваше лицо. Вы лежите расслабленные, дышите спокойно и ровно. Вас ничего не беспокоит». Через 10-15 секунд педагог-психолог говорит: «А теперь откройте глаза очень медленно и посмотрите друг на друга».
Все это время играет музыка со звуками моря.
Занятие 2.
1. Упражнение «Приветствие».
Цель: способствование снятию агрессивного поведения у дошкольников и создание комфортных условий для активизации деятельности детей.
Ребята разбиваются на пары. По команде педагога-психолога дети учатся здороваться различными способами – руками, протянув правую руку к правой руке, носами, пятками, бедрами, спинами и т. д. Упражнение проводится в быстром активном темпе.
2 Упражнение «Веретено».
Цель: обучение детей подчинятся правилам, активизация каждого ребенка, организация, дисциплинирование и сплачивание играющих.
Ход игры: Дети делятся на две группы, встают друг за другом. Звучит команда «Начинаем!» и дети, которые стоят первыми должныочень быстро, как веретено, обернуться вокруг себя. Затем сосед берет ребенка за талию и оборачиваются в веретено уже вдвоем и так происходит до тех пор, пока все ребята не дойдут до последнего в ряду.
Победителем становится та группа, в которой дети обернулись быстрее. Музыкальное сопровождение: «Лезгинка». Такая игра проводится несколько раз. Желательно, чтобы каждая из подгрупп побыла победителем.
3 Упражнение «А я …»
Цель: формирование потребности у дошкольников делать добрые дела, обучение четкому дифференцированию добрых и злых поступков и усвоение моральных норм.
Ход упражнения: Напоминание детям о задании на прошлом занятии (книга «Добра»). Выяснение поступков, которые дети смогли совершить за этот период времени. Обсуждение совместно с педагогом-психологом этих поступков и занесение их в «книгу Добра». Совместное с детьми, выделение ребенка, который больше всех совершил хороших поступков.
4. Упражнение «Мама устала»
Цель: закреплениеумения дифференцировать понятия «зло» и «добро».Понимание моральной стороны поступков. Обучение дошкольников способам выражения сострадания, сочувствия и сопереживания. Развитие эмпатии.
Ход упражнения: Дети стоят в кругу. В центр круга ставится стул. По желанию выбирается ребенок на роль матери. Он (она) становится или садится в круг. Детям дается следующее задание: «Представьте, что мама пришла с работы очень уставшая. Вы хотите ей помочь. Как это можно сделать? Как вы это сделаете? С какими словами вы обратитесь к маме? Ребенок, который выбран на роль мамы, должен постараться выразить с помощью мимики и пантомимики ее состояние. Если детямтрудно это сделать, то педагог-психолог предлагает варианты возможного оказания помощи родителям, например что-нибудь принести или помочь накрыть на стол, либо убрать со стола и помыть посуду и другое.
5 Упражнение «Рисуем эмоции пальцами».
Цель: выражение дошкольниками своего эмоционального состояния.
Ход игры: Ребятам предлагается нарисовать пальцами свои эмоции. Дети рисуют свои эмоции гуашевой краской. Когда все закончат,педагог-психолог общается с детьми и обсуждает рисунки тех детей, которые изъявили желание.
Занятие 3.
1. Упражнение «Доброе утро». Приветствие.
Дети вместе с педагогом-психологом садятся в круг. Ребятам предлагается поприветствовать друг друга (по кругу, кому и как нравится, например: «Доброе утро Сережа. Здравствуй Ваня. Привет, Оля…и так далее.
2. Упражнение «Лохматый пес».
Цель: психофизиологическая мобилизация.
Ход игры: Ребята выбирают «пса» или кто-нибудь из детей выходит по собственному желанию. Пес сидит в стороне. Ребята очень медленно и аккуратно идут к нему. Педагог-психолог читает текст:
«Вот сидит лохматый пес,
В лапки он уткнул свой нос.
Мирно, тихо он сидит.
Мы подойдем к нему, разбудим.
Посмотрим, что же будет!
Дети подходят и хлопают в ладоши. «Пес» ловит детей. Игра повторяется 3-4 раза.
3 Упражнение «Попроси игрушку» (вербальный вариант).
Цель: обучение детей конструктивным способам общения.
Ход упражнения: Ребята делятся на пары. Один ребенок из пары (ребенок 1) берёт в руки какой-либо предмет, например, карандаш или игрушку т. д. Другой ребенок (ребенок 2) должен попросить этот предмет. Задание ребенку 1: «Ты держишь в руках предмет, который очень нужен тебе, но этот предмет очень нужен и твоему приятелю. Он будет у тебя этот предмет просить. Постарайся оставить его (этот предмет) у себя, а отдашь еготолько в том случае приятелю, если тебе действительно это захочется сделать». Задание ребенку 2: «Подбери такие нужные слова и постарайся попросить так игрушку, чтобы тебе ее отдали». Затем дети меняются ролями.
4 Упражнение «Рефлексия».
Цель: осознание детьми чувств, которые они испытывали на занятии, конструктивное поведение во взаимодействии.
Ход упражнения: Педагог-психолог обсуждает с детьмиигру «попроси игрушку». Дети по кругу делятся своими впечатлениями и эмоциями. Ребята отвечают на вопросы:
– когда было легче просить предмет (игрушку);
– когда действительно хотелось ее отдать, а когда нет;
– какие нужно было произносить слова, чтобы захотелось отдать другому предмет?
5 Упражнение «Фея (волшебник) сна»
Цель: поощрение выделившегося своей добротой и приятным общением ребенка из группы, плавное завершение занятия.
Ход упражнения: Дети сидят на стульях, которые стоят по кругу на большом расстоянии друг от друга. Звучит музыка – «Колыбельная». К ребятам подходит педагог-психолог с тоненькой палочкой в руке – это фея Фея касается плеча одного из детей палочкой и ребенок засыпает (наклоняет голову и закрывает глаза). Фея обходит всехребят, касаясь их волшебной палочкой. Через некоторое время Фея говорит: «Доброе утро, Друзья». Все просыпаются. Ребята делятся своими впечатлениями.
Занятие 4.
1. Приветствие. Упражнение ««Здоровалки».
Цель: создание рабочего настроения.
Ход упражнения: дети встают в круг. Каждый ребенок по кругу здоровается со всей группой и представляется. Первым представляется педагог-психолог. Когда все дети представятся, сходятся к центру и обнимаются вместе.
2. Упражнение «Пластилин–силач».
Цель: отреагирование агрессивных тенденций, снятие напряжения.
Ход игры: Настрой на работу. Педагог-психолог говорит: «Надеваю я передник, сразу к столику сажусь. Я творю, я не бездельник и собою я горжусь!» Сегодня мы с Вами будем работать с пластилином. «Мягкий, мягкий пластилин в ручки наши угодил. Мы помнем его еще, чтобы стало горячо».
Возьмите в руки кусочек пластилина, того цвета, который Вам хочется и со злостью его помните в руках, до тех пор пока он не станет мягким. При этом представьте свою злость. А теперь отрывайте маленькие кусочки и размазывайте их по листу, давите сильнее, чтоб получился тонкий слой.
Обсуждение с детьми: «Что у Вас получилось? На что это похоже?»
3. Упражнение «Я сердит».
Цель: формирование осознания собственных эмоций.
Перед детьми разложены картинки с изображением детей в разных эмоциональных состояниях. Ребятам предлагается найти изображение злости, гнева, радости, печали и других эмоциональных состояний. Обращается внимание на мимику лица. Педагог-психолог просит детей изобразить мимикой то, что нарисовано на рисунке и описать то, что они чувствуют.
4. Дыхательное упражнение.
Педагог-психолог: «Ребята, встаньте прямо, ноги расставьте на ширине плеч, голову опустите. Вдохните глубоко, напрягите ноги, руки сожмите в кулаки, задержите дыхание, посчитав до десяти. Выдохните и расслабьтесь. Повторить 3 раза.
Окончание занятия. Педагог-психолог: «Потекла вода из крана, я в ладони наберу. Ручки с мылом вымыть надо, грязным в группу не пойду.
Занятие 5.
1. Упражнение «Приветствие».
Цель: создание комфортных условий для активизации детей, снятие агрессивного поведения.
Ребята разбиваются на пары. По ходу игры участники меняются. По команде педагога-психолога дети здороваются друг с другом различными способами – руками, носами,пятками, бедрами, спинами, ногами. Упражнение проводится в быстром темпе.
2. Упражнение «Злой Буль».
Цель: обучение отреагированию негативного эмоционального состояния социально приемлемыми способами.
Педагог-психолог читает ребятам сказку М. Пляцковского «Сердитый дог Буль». «Дог Буль всегда рычал. Кого только он ни увидит, сразу начинает свои зубы скалить и глаза таращит. Это для того, чтобы все его боялись. Подзывает он как-то к себе утенка Крячика: «Иди сюда». «А не укусишь?» — спросил утенок. «Очень мне надо тебя кусать!»
Утенок остановился возле Буля, а тот спрашивает: «У тебя много друзей?» Утенок ответил: «Много!».
И начал считать: цыпленок Фью,козленокМармеладик, корова Мурена, поросенок.» Буль перебил его: «Хватит. Ты лучшемнескажи, почему так получается, что у тебя, такого слабенького и крошечного, столько друзей, а у меня, такого сильного и большого нет ни одного?»
Утенок замахал крылышками и ответил: «Вот еще! Кто же согласится дружить с таким вредным и злым псом? Вот если ты перестанешь на всех лаять, бросаться и пугать, тогда другое дело!»
Педагог-психолог: «Вот так бывает и с детьми. Тот, кто вредничает, злится может остаться без друзей».
3. Упражнение «Шкала злости».
На стене висит мишень. В руках у педагога-психолога мешочек, который заполнен фасолью. Педагог-психолог дает задание, обращаясь к ребенку: «Нужно постараться попасть мешочком в мишень. Главное – сила, с которой ты будешь бросать мешочек. Сила должна быть такой же, как твоя злость, недовольство и раздражение. Для этого тебе нужно вспомнить ситуации, случаи, когда ты былачем-то раздражена или злилась. Теперь возьми мешочек и скажи слова: «Я не очень сильно разозлилась (ся, когда.» и не очень сильно брось мешочек в мишень. Дальше: «Я разозлилась сильнее, когда меня толкнули», бросай мешочек в мишень с большей силой. «Я разозлилась очень сильно, когда мне не дали игрушку, в которую я очень хотела поиграть». Необходимо перечислять все ситуации, которые злят ребенка. Таким образом, это упражнение проделывают со всеми детьми.
Педагог-психолог: «В такой мешочек можно собрать злость, а потом выбросить. Для этого нужно поднести «Мешочек злости» к губам (ребята подносят кулачки к губам) и изо всей силы крикнуть в него: «Уходи, злость, уходи!».
4. Упражнение «Чудо–кактус».
Цель: гармонизация эмоционального состояния, отреагирование агрессивных тенденций, снятие напряжения.
Педагог-психолог читает сказку Сучковой Н. О. «Чудо-кактус». Звучит тихая спокойная музыка. Ребята сидят за столиками. На столиках –пластилин, салфетки для рук и шаблоны цветов из цветной бумаги.
Сказка «Чудо-кактус» На песчаных золотых просторах жил-был сердитый кактус. Он был таким колючим и мрачным, что вокруг него образовалось невидимая и огромная преграда. Всякий, кто приближался к нему ближе, чем его колючки, «ойкал» каждый раз от неприятных и болезненных уколов. Все в округе называли кактус «Дерущаяся Злюка». Вокруг только и слышалось: «Ты не ходи этой дорогой, там Дерущаяся Злюка!» или «Опять подралсяДерущаяся Злюка!», «Чаще нужно наказыватьДерущуюся Злюку, тогда он перестанет вредничать».
После таких слов колючки у кактуса росли еще больше и становились все острее, чем были раньше. В один из моментов, когда колючки стали у кактуса совсем огромными, неожиданно пошел дождь. Капли дождя были такими свежими и большими, что разбудили всех обитателей песчаных просторов. Они стали бегать под дождем, громко смеяться и прыгать через лужи. Через некоторое время дождь закончился. Выглянуло солнышко. Оно стало щекотать лучами обитателей песчаных просторов. Вдруг один из участников веселья заметил, что на кактусе стали появляться красивые прекрасные цветы. Тогда он подошел к Дерущейся Злюке, стал петь песни и смеяться.
А тем временем, цветов на кактусе становилось все больше и больше, а колючки становились все меньше. Увидев это, все жители стали смеяться, радоваться и петь песни. Они встали как можно ближе к Дерущейся Злюке и говорили: «О чудо! Колючки исчезли совсем. Теперь на кактусе было много красивых ароматных цветов. С тех пор, Дерущуюся Злюку все стали называть Чудо-Кактус.
Творческая работа. Педагог-психолог: «Сегодня мы с Вами будем работать с пластилином. «Мягкий, мягкий пластилин в ручки наши угодил. Мы помнем его еще, чтобы стало горячо. Возьмите пластилин, из которого вы будете лепить кактус. Представь себе, что он чувствовал, когда был один, какие эмоции испытывал. Вылепите его из пластилина. Какие у него были колючки и почему? Что с ним произошло потом? Украсьте свой кактус цветами».
4. Релаксационное упражнение «Улыбка».
Педагог-психолог: «Ребята, устроитесь удобнее на нашем красивом ковре и закройте глаза. Сейчас я буду говорить, а каждый из вас постарается представить то, о чем я буду рассказывать. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха. Во время каждого выдоха ты почувствуешь, как лицо вс больше и больше расслабляется. С каждым выдохом расслабляется твой рот, нос, уши, лоб, глаза. А сейчас вдохни глубоко–глубоко и задержи дыхание. Сделай сильный выдох, выдувая воздух как можно выше, чтобы он долетел, как шарик, до потолка. Повтори это ещ раз. Глубоко вдохни… Задержи воздух… Сильно выдохни, выдувая шарик до потолка. Теперь снова вдохни. Когда будешь выдыхать, улыбнись. Сделай это ещ раз – вдохни, выдохни и улыбнись пошире. Представь, что видишь перед собой на рисунке красивое солнышко, у которого ротрасплылся в широкой дружеской улыбке. Когда ты сейчас снова улыбншься, почувствуй, как улыбка переходит в руки, доходит до ладошек. Дыши и улыбайся. Почувствуй, как руки и ладони наполняются улыбающейся силой солнышка. Улыбайся и почувствуй, как твоя улыбка спускается вс ниже и доходит до ног, до самых кончиков ступней. Ощути тепло солнышка под подошвами ног. Почувствуй улыбку во всмсвом теле. Теперь снова глубоко вдохни и задержи на мгновение дыхание. Представь, что у тебя внутри, в твоей груди находится большой золотой шар.
Это настоящее солнышко внутри тебя. Когда ты будешь сейчас выдыхать, пусть это солнышко улыбается. Теперь немного потянись, выпрямись. Открой глаза и снова окажись в нашей комнате.