Юлия Князева
Программа профилактики агрессивного поведения детей дошкольного возраста. Часть 1
▼ Скачать + Заказать документы
1. Актуальность программы
У дошкольников одним, из часто проявляющихся эмоциональных состояний, является агрессия. Для психики ребенка характерными становятся обостренная восприимчивость и ранимость, неспособность противостоять неблагоприятным воздействиям. Дошкольный возраст является периодом формирования личности ребенка. В дошкольном детстве закладываются ценности и нормы, принятые в обществе, происходит воспитание нравственных и моральных качеств ребенка. Под влиянием взрослых активно формируются умения правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников.
Публикация «Программа профилактики агрессивного поведения детей дошкольного возраста, Часть 1» размещена в разделах
- Агрессия, детская агрессивность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2020
В число приоритетных задач дошкольного образования на современном этапе развития общества входит организация учебно-воспитательного процесса, направленного на социализацию ребенка, развитие его общения со взрослыми и сверстниками, на нравственное воспитание.
Одной из самых современных и сложно разрешаемых проблем в дошкольной педагогике и психологии является проблема детской агрессии. Агрессивное поведение детей дошкольного возраста является одним из самых распространенных нарушений во взаимоотношениях. Сложившееся еще в детстве агрессивное поведение, становится устойчивой чертой характера и может сохраняться на протяжении дальнейшей жизни человека. В Федеральном государственном образовательном стандарте в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в качестве основных направлений определены: воспитание уважительного отношения к окружающим; формирование готовности у детей к осуществлению совместной деятельности и умению договариваться. Важным является и умение самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками.
2. Цель и задачи программы.
Цель: формирование у дошкольников, склонных к проявлению агрессии, устойчивых поведенческих реакций, которые обеспечивают эмоциональную адекватность в контактах с окружающим миром.
Задачи:
1. Способствовать снижению уровня агрессивности и тревожности.
2. Обучать конструктивным способам регуляции эмоционального поведения.
3. Научить анализировать свое внутреннее состояние;
4. Способствовать развитию речевых средств общения, умению конструктивно общаться и взаимодействовать, находить выходы из конфликтных ситуаций.
3. Нормативно-правовое основание разработки и реализации программы.
Международные:
Конвенция ООН о правах ребенка.
Федеральные:
– Конституция РФ;
– Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка» от 24.07.1998г. №124 Ф3 (изменения и дополнения от 20.07.2000г.);
– Трудовой кодекс Российской Федерации (Федеральный Закон от 30.12.2001 г. № 197 ФЗ);
– Федеральный закон № 436-ФЗ от 29.12.2010 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;
– Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ,
– Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации десятилетия детства»;
– Приказ Министерства образования РФ № 636 от 22.10.1999. г. «Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации»;
– Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384)
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 июня 2015 года № 514н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»;
– Приказ Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. №536 «Особенности режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»;
– Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения»;
– Письмо Министерства образования РФ, департамента государственной политики в сфере защиты прав детей от 02.03.2016 г. № 07-871 «О психологической службе образования в Российской Федерации»;
– Концепция развития психологической службы в системе образования Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Минобрнауки России 19.12.2017 г.)
Региональные:
– Закон Воронежской области от 06.03.2014 г. № 24-ОЗ «О регулировании некоторых вопросов, связанных с реализацией на территориях муниципальных образований Воронежской области мероприятий по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни
4. Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации
программы.
1. Безусловное принятие ребенка педагогом (воспитателем).
2. Демократизм в построении общения и взаимоотношений взрослого и ребенка, соблюдение равноправия в контакте и безусловное принятие.
3. Всемерное поощрение достижений ребенка в процессе приобретения продуктивности в деятельности и творческой самостоятельности.
4. Символическое отреагирование детских проблем, вызывающих агрессивное поведение, их творческая проработка.
Программа построена на гуманитарном и системно–деятельностном подходах.
Гуманитарный подход предполагает гуманитаризацию процесса: признание права ребенка на разностороннее проявление способностей и развитие, постановка в центр внимания уникальной личности ребенка, человечность и равенство, справедливость, а так же человечность как норму взаимотношений в образовательном учреждении.
Системно–деятельностный подход заключается в удовлетворении потребности ребенка в создании и конструировании своего будущего. В системно–деятельностном деятельность предполагает активное взаимодействие ребенка с окружающей его действительностью и направлено на ее познание и преобразование с целью удовлетворения потребностей.
5. Участники реализации программы. Возрастные особенности детей, на которых рассчитана программа.
Участники реализации программы – старшие дошкольники в количестве 8 человек.
А. Н. Леонтьев рассматривал дошкольный возраст, как важный период в жизни человека, когда происходит первоначальный склад личности и становление важных новообразований – формируется самосознание и развиваются эмоциональная и мотивационная сферы [12, с. 36].
Эмоциональная жизнь дошкольника интенсивна и насыщена, но постепенно более уравновешенными становятся эмоциональные процессы [10, с. 37]. Уже к концу дошкольного возраста ребенок идентифицирует свои эмоциональные состояния и учится их обозначать словосочетаниями «я рад», «я сержусь» и другими.
Круг эмоций, характерных для ребенка, расширяется. Общение детей и взаимодействие способствуют появлению сочувствия по отношению к другому и сопереживания.
Агрессивное поведение, проявляющиеся в старшем дошкольном возрасте, являются показателями социальной дезадаптации. Агрессивность препятствуют развитию личности ребенка и общения его со сверстниками и взрослыми людьми[11, c. 39].Как правило, это результат негативного воспитания:
– демонстрация родителями недоброжелательного и неуважительного отношения к ребенку, неприятие и отвержение его;
– наказание за самую малейшую провинность, чрезмерно требовательное отношение и чрезмерная критика;
– отсутствие возможности проявления самостоятельности, сверхзабота, гиперопека.
Эмоциональное неблагополучие ребенка вызывает серьезные проблемы во взаимодействии с окружающим миром. Дошкольник растет агрессивным.
Личностное развитие дошкольника характеризуется обогащением чувств, возникновением возможностей предвидеть последствия своего поведения, формированием самооценки. Именно под руководством взрослого ребенок получает социальный опыт. Это путь, который позволяет раскрыть потенциал дошкольника и вступить во взрослую жизнь.
6. Планируемые результаты освоения программы.
Реализация программы будет способствовать достижению следующих результатов:
1. Профилактика, преодоление и снижение агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
2. Формирование умения у детей старшего дошкольного возраста самостоятельно снижать уровень агрессивных проявлений.
3. Позитивные изменения в системе взаимоотношений «ребенок–ребенок», «ребенок–родитель»; «ребенок–воспитатель».
4. Повышение профессиональной компетентности родителей и воспитателей в вопросах профилактики агрессивного поведения и эмоционально-волевого развития старших дошкольников.
7. Диагностические процедуры и технологии, позволяющие эффективно реализовать программу.
Результативность и эффективность Программы можно выявить путем психодиагностического обследования. В ходе реализации Программы диагностическое обследование проводится два раза – до проведения занятий по Программе – входящая диагностика и по окончанию реализации Программы – итоговая диагностика. По результатам итоговой диагностики делается вывод о динамике и об эффективности произошедших изменений у каждого ребенка.
При проведении психодиагностического обследования используется следующий психодиагностический инструментарий:
1. Графическая методика «Кактус». М. А. Панфилова.
2. Методика «Межличностные отношения ребенка». Рене–Жиль.
3. Методика диагностики агрессивного поведения детей (структурализированное наблюдение, проводимое воспитателем). Г. П. Лаврентьева.
Идеи большинства упражнений, входящих в состав Программы, не являются авторскими разработками. Они описаны в специальной литературе. Однако, процедуры их проведения во многих случаях модифицированы, а компоновка авторская.
8. Реализацияпрограммы. Сроки, этапы, алгоритм.
Объем программы : рассчитана на 10 занятий. Частота встреч – 1 раз в неделю. Продолжительность одного занятия – 20 минут.
Наполняемость группы – 8 человек. Основанием для зачисления ребенка в группу являются результаты первичной диагностики, в ходе которой определяются дети, которые имеют склонность к агрессивному поведению. Форма работы с детьми – подгрупповая.
Примерная структура занятия
1. Вводная часть. Ритуалы приветствия, подвижные игры, способствующие сплочению группы, созданию положительного эмоционального фона и настрою на совместную работу.
2. Основная часть. Игры, игровые ситуации, беседы с детьми, этюды, имеющие целью профилактику агрессивного поведения и обучение бесконфликтному общению детей.
3. Заключительная часть. Игры на расслабление и упражнения на релаксацию и дыхание.
В процессе проведения занятий решаются следующие задачи:
1. Снизить эмоциональное напряжение и агрессивные проявления; обучить понимать эмоциональное состояние другого человека и развивать умение выразить своё.
2. Формировать социальное доверие между детьми, оказать помощь в преодолении негативных переживаний и снятия агрессивных импульсов во взаимодействии с другими детьми и взрослыми. Воспитать уверенность в себе.
3. Способствовать формированию адекватной самооценки у детей. Корректировать поведение и учить распознавать эмоции по внешним сигналам, тренировать психомоторные функции.
4. Обучать умению самостоятельно решать проблемы. Формировать самостоятельность, уверенность и новые формы поведения, знакомить с приемами саморасслабления.
5. Развивать навыки общения, способствующие построению бесконфликтного общения. Учить осознавать своё поведение.
Основная часть занятия занимает примерно 70% времени занятия
В процессе проведения занятий использовались следующие методы:
1. Игровые методы (в начале занятия) – подвижные игры с целью создания у дошкольников позитивного настроения и формирования уверенности. Укрепление психомоторного комплекса.
2. Игровые методы (в основной части занятия).
3. Метод бесед и обсуждений.
4. Метод релаксации и снятия мышечного напряжения (применяется в конце занятия) способствует снятию психоэмоционального напряжения и усталости.