Ольга Аксёнова
Программа подгрупповых занятий для детей с ОВЗ «Безопасный интернет»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа подгрупповых занятий для детей с ограниченными возможностями 9-17 лет «Безопасный Интернет»
Пояснительная записка
Актуальность программы. Формирование у школьников с нарушениями развития навыков эффективного поведения в сети Интернет - новая и крайне актуальная педагогическая задача. На современном этапе развития общества ведущая роль закрепилась за информационной сферой. Средства массовой информации (СМИ) и коммуникации (СМК) приобрели значение сильных воспитательных сил. Они закладывают ценности и жизненные ориентации, формируют мировоззрение современных детей и подростков, порой преобладая над воспитательным институтом - семья.
Темочки:
- Безопасность в сети интернет для дошкольников
- Интернет. Конспекты занятий об интернете для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОБЖ. Безопасность жизнедеятельности
- ОВЗ. Конспекты коррекционных занятий
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Темочки
Интернет стал неотъемлемой частью жизни человека и количество детей- пользователей неуклонно растет. Современные дети используют кардинально другие инструменты и способы получения информации, принципиально другие системы коммуникации, окружающая их смешанная реальность не могут не влиять на когнитивное и личностное развитие ребенка. Вместе с тем все более актуальными становятся вопросы интернет - безопасности, так как стремительное овладение Интернетом детьми и подростками сопряжено с их недостаточной осведомленностью как о рисках и угрозах цифрового мира, так и о возможностях поведения с ними.
Обеспечение психологической и информационной безопасности ребенка и подростка с ограниченными возможностями здоровья в интернете является важнейшей задачей современного общества, во многом это задача семейного воспитания. В Национальной стратегии действий в интересах детей, определяющем основные направления государственной политики в сфере защиты детства, зафиксировано, что акцент должен быть на создании и внедрении программ обучения детей и подростков с особенностями развития правилам безопасного поведения в интернет-пространстве, а также профилактике интернет-зависимости.
В условиях образовательной среды, основной задачей которой является не только обучение и воспитание школьников, но также их личностное развитие, социализация, на первый план выходит необходимость рассмотрения психологического аспекта информационной безопасности. Она связана с воздействием недоброкачественной информации на психологическое состояние личности, что несёт угрозу интеллектуальному и духовно-нравственному состоянию человека, а также угрозу его физическому здоровью. Кроме того, проблема формирования компетенций, способствующих обеспечению информационно-психологической безопасности наиболее актуальна именно для подросткового и старшего школьного возраста, так как в это время ведущей деятельностью становится интимно-личностное общение со сверстниками. Однако в реальной жизни удовлетворение этой потребности не всегда возможно и по мере взросления школьники всё чаще для общения с друзьями используют инфокоммуникационные технологии. Это обуславливает крайнюю важность сформированности у подростков представлений о рисках интернет-пространства и последствиях некорректного в нём поведения.
Цель программы
Формирование компетенций, способствующих обеспечению информационно-психологической безопасности воспитанников реабилитационного центра.
Задачи программы :
- способствовать повышению уровня информированности подростков с ограниченными возможностями об опасностях и угрозах в информационно- телекоммуникационных сетях;
- расширить репертуар стратегий поведения у воспитанников реабилитационного центра в трудных ситуациях, связанных с коммуникационными технологиями;
- содействовать профилактике совершения несовершеннолетними правонарушений в информационно-коммуникационной сфере.
Методологическими основами данной программы :
- психологическая модель цифровой компетентности (Солдатова Г. У., Зотова Е. Ю., Рассказова Е. И.). Важными для данной программы являются работы по информационно-психологической безопасности личности (Г. В. Грачев, В. А. Лисичкин, Л. А. Шелепин);
- психологии манипуляций (Э. Аронсон, Е. Л. Доценко, Ю. А. Ермаков, С. Г. Кара-Мурза, Э. Пратканис, Е. В. Сидоренко, кибер и интернет-аддикции (И. В. Бурмистров, С. А. Варашкевич, В. Гриффит, Ю. В. Фомичева, А. Г. Шмелев).
Специфика содержания программы :
соответствует возрастным и психологическим особенностям воспитанников реабилитационного центра, их задачам развития, учитывают имеющиеся интересы и жизненный опыт.
Включенность в занятия практико-ориентированных форм работы позволяет формировать не только знания, но и деятельностный компонент обучения у воспитанников. Подведение итогов занятия, получение обратной связи в системе «педагог – ребенок» позволяет развивать у участников занятий способности делать самостоятельные выводы, аналитически осмыслять и оценивать результаты и корректировать собственную деятельность.
Программа «Безопасность в сети Интернет» рассчитана на 6 подгрупповых занятий. Регулярность занятий – 1-2 раза в неделю. Продолжительность занятий – 40 минут.
Содержание и структура занятий соответствуют возрастным и психическим особенностям детей с ограниченными возможностями, их задачам развития, учитывают имеющиеся интересы и жизненный опыт.
Каждое занятие строится в соответствии с принципом смысловой целостности и имеет следующую структуру:
Формы, методы и приемы работы
Основная форма – занятие с элементами арт-методов, творческие задания сказко-терапии, малых игр (учебных, развивающих, коррекционных) и т. д. Кроме того, при реализации программы используются следующие методы и формы обучения: словесный (дискуссия, рассказ беседа, объяснение, видеометод, наглядный (демонстрация, практический; частично-поисковый, проблемный, метод мотивации интереса.
Обязательной итоговой составляющей каждого занятия программы является прием обратной связи – это высказывание участниками занятия своих мыслей, ощущений, пожеланий. Обратная связь является не только важным источником информации для специалиста, реализующего программу, но и эффективным инструментом для формирования и развития у воспитанников реабилитационного центра умения слушать и слышать других людей.
Разнообразие форм и методик, применяемых на занятии, включение психологических приёмов, видеоматериалов способствует развитию и поддержанию интереса к проблеме информационно-психологической безопасности, активизации стремления к применению полученных компетенций в реальной жизни.
Состав исполнителей
Воспитатели отделений стационарного и дневного пребываний, педагоги, имеющие высшее и среднее профессиональное образование, образовательный ценз указанных лиц подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации.
Целевая группа
Программа рассчитана на детей и подростков (от 9 до 17 лет) с ограниченными возможностями здоровья.
Материальное обеспечение курса, технические средства
обучения и контроля
Материалы: бумага формата А-4, маркеры, цветные карандаши, бумага, дидактический материал. Технические средства: компьютер или ноутбук. Необходимая мебель и оборудование.
Ожидаемые результаты программы
В ходе проведения программы дети и подростки с ограниченными возможностями должны овладеть компетенциями, способствующими обеспечению их информационно-психологической безопасности, а именно:
- владеть знаниями об интернет-рисках и угрозах в информационном пространстве;
- обладать выраженной мотивационной направленностью на поддержание ответственной позиции при пользовании информационно-коммуникационными технологиями;
- уметь анализировать и критически относиться к информации в информационно-коммуникационных сетях;
- определять наличие негативного, недостоверного, небезопасного содержания в интернете;
- владеть и применять эффективные способы и приёмы защиты от нежелательной информации и контактов в интернете;
- определять манипулятивные проявления и намерения в потребительском сегменте интернет-пространства.
Критериями эффективности реализации программы групповых занятий могут являться результаты наблюдения воспитателя (педагога, содержание обратной связи от воспитанников реабилитационного центра и их родителей (опекунов).
Тематическое планирование на курс реабилитации
ЗАНЯТИЕ 1. «Компьютеры и Интернет в нашей жизни»
Содействие осознанию влияния компьютерных технологий и Интернета на образ жизни современного человека, пониманию позитивных и негативных сторон их использования
ЗАНЯТИЕ 2. «Опасности в Сети»
Формирование представлений об интернет-рисках, последствиях от встречи с ним
ЗАНЯТИЕ 3. «Мои персональные данные»
Расширение представлений у воспитанников о персональных данных, содействие осознанию важности их нераспространения
ЗАНЯТИЕ 4. «Общение в Интернете»
Расширение представлений воспитанников о средствах общения в интернете, положительных и негативных явлениях, сопровождающих виртуальное общение
ЗАНЯТИЕ 5. «Безопасная коммуникация в Сети»
Развитие умения распознавать коммуникационные риски в процессе общения в Интернете, отработка правил общения в интернете
ЗАНЯТИЕ 6. «Дружба реальная и виртуальная»
Знакомство воспитанников с представлениями о дружбе, формирование представлений о преимуществах и слабых сторонах дружбы в реальной жизни и виртуальном пространстве