Лиана Арутюнян
Программа по здоровьесберегающим технологиям ДОУ «Вырастим здоровыми»
Программа по здоровье сберегающим технологиям ДОУ «Вырастим здоровыми».
Воспитатель Арутюнян Л. А.
МБДОУ №14
В своих книгах «Сердце отдаю детям», «Павлышская средняя школа» и др. В. А. Сухомлинский немаловажное значение придавал вопросу о здоровье детей.
Публикация «Программа по здоровьесберегающим технологиям ДОУ „Вырастим здоровыми“» размещена в разделах
«Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Если измерить все мои заботы и тревоги о детях в течение первых 4-х лет обучения, то добрая половина их о здоровье» (1,87)
Введение
Здоровье сберегающие технологии : понятие, цель и задачи
Виды здоровье сберегающих технологий, используемых в ДОУ
Формы оздоровительной работы в группе (из опыта работы)
Заключение
.Список литературы
Здоровье сберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Здоровье сберегающий педагогический процесс ДОУ - в широком смысле слова - процесс воспитания и развития детей дошкольного возраста в режиме здоровье сбережения и здоровье обогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка. В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Прежде чем начать говорить о здоровье сберегающих технологиях, определим понятие “технология”. Технология - это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным – педагогическая. Что такое здоровье сберегающие технологии?
Здоровье сберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Воспитатель планирует каждый режимный момент с учётом потребностей дошкольников. Педагогическая деятельность способствует развитию детей без излишних нагрузок и стрессовых ситуаций. Среда в ДОУ благотворно влияет на воспитанников, в ней раскрываются их интересы, формируются и совершенствуются способности. Это те условия, в которых здоровье ребёнка не страдает. А чтобы оно укреплялось и у дошкольников формировались привычки здорового образа жизни, педагог использует специальные технологии. Методиками по здоровье созиданию воспитатель делится с родителями на консультациях и мастер-классах.
Цели:
Охранять здоровье детей и формировать основы
культуры здоровья
Задачи:
Сохранение и укрепление физического и
психического здоровья детей;
Воспитание культурно- гигиенических навыков;
Формирование начальных представлений о
здоровом образе жизни.
Виды здоровье сберегающих технологий в дошкольном образовании :
медико-профuлактические;
физкультурно-оздоровительные;
технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
здоровье сбережения и здоровье обогащения педагогов дошкольного образования;
здоровье сберегающие образовательные технологии в детском саду;
технологии валеологического просвещения родителей.
Актуальность применения здоровье сберегающих технологий.
Физическое и психологическое здоровье воспитанников в ДОУ значительно ухудшилось в последнее время. В связи с этим в ДОУ необходимо уделить особое внимание воспитанию физически здорового и социально адаптированного ребенка, обеспечению его психического благополучия, а также формированию у дошкольника ответственности за свое здоровье.
Пути реализации:
внедрение здоровье сберегающих технологий и методик в учебно-воспитательный процесс ДОУ
партнёрство с родителями на основе вариативного и конструктивного диалога
Ожидаемые результаты:
Применение в работе здоровье сберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательного - образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у ребёнка- стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Здоровье сберегающие образовательные технологии используемые в работе с родителями. Много положительных эмоций, следовательно, здоровья, получают дети на оздоровительных досугах и развлечениях. Традиционно в нашем учреждении проходят «Недели здоровья» ,«Весёлые старты», игровые и спортивно – познавательные программы, театрализованные представления. В ходе данных мероприятий дети показывают уровень своего физического развития и получают эмоциональный заряд от своих достижений.
Здоровье сберегающая среда в нашей группе включает в себя: Уголок двигательной активности детей. В этом уголке размещаются следующие пособия: скакалки, -мячи разных размеров -массажные коврики и дорожки (для профилактики плоскостопия) -кегли для сбивания мячиком,
«Здоровье в порядке, спасибо зарядке»
Повышение знаний о значимости зарядки для
здоровья детского организма, заинтересовать детей к выполнению упражнений, вызвать положительные эмоции.
«В стране здоровья»
формировать сознательное отношение к здоровью, учить заботиться о своем здоровье, вызвать эмоциональный настрой.
«Дружим с водой и песком»
познакомить со смысловым значением закаливания, как процедуры, укрепляющей здоровье, повышение интереса к оздоровлению детского организма. Вода - залог чистоты и здоровья.
«Богатыри»
Знакомство с русскими народными традициями, с праздником Днём защитника Отечества. Развивать силу, ловкость, выносливость, быстроту. Воспитывать активность, инициативность, сочувствие и помощь другим детям.
«Малыши- крепыши»
Вызвать у детей эмоциональный отклик на игровое занятие и желание участвовать в нем;
-учить детей играть вместе, не толкать и не обижать друг друга;
-учить детей сочувствовать и сопереживать сказочному герою
-развивать мелкую моторику рук;
-развивать внимание.
«День защиты детей» Дать детям элементарные знания и представления о международном празднике; развивать силу, ловкость, выносливость, быстроту; воспитывать активность, инициативность, сочувствие и помощь другим
«Петрушка в гостях у детей»
Создать праздничное настроение; вызвать у детей эмоциональный отклик на игровое развлечение; побуждать детей бегать в разных направлениях;
закреплять навыки детей в ходьбе за воспитателем;
учить детей бегать и останавливаться по сигналу воспитателя.
Формы оздоровительной работы в группе (из опыта работы)
Дыхательная гимнастика стала неотъемлемой частью физкультурно-оздоровительной работы. Комплексы дыхательной гимнастики способствуют выработке правильного дыхания, предупреждению простудных заболеваний.
«ПАРОВОЗ»
Ходьба по участку, имитируя согнутыми руками движения колес паровоза, произнося при этом "чух-чух" и изменяя скорость движения, громкость и частоту произношения. Повторите с ребенком пять-шесть раз.
Корригирующая гимнастика включается в различные формы физкультурно-оздоровительных мероприятий : занятия, утреннюю гимнастику, в комплексы гимнастики после дневного сна.
Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей. Упражнения носят игровой, сюжетный характер, способствуют укреплению мышц спины, плечевого пояса, брюшного пресса – «мышечного корсета».
В качестве профилактики плоскостопия и болезней опорного свода стопы в различных формах физкультурно-оздоровительной работы мы используем «дорожку здоровья»
«Зимние игры с ребенком» и т. д., которые позволяют привлечь родителей к совместным усилиям по оздоровлению детского организма в течение всего пребывания в дошкольном учреждении. Таким образом, проводимая физкультурно-оздоровительная работа позволяет привлечь родителей к совместным усилиям по оздоровлению детского организма в течение всего пребывания в дошкольном учреждении.
Утренняя гимнастика благотворно действует на центральную нервную систему. Когда ребенок просыпается утром, то клетки коры его головного мозга находятся еще в полусонном состоянии. Это проявляется в сонливости, некоторой скованности движений, иногда в капризах. Недаром существует поговорка - «Встал не с той ноги».
Во время гимнастики в работающих мышцах возникают раздражения, передающиеся по центростремительным путям в головной мозг. Эти нервные импульсы возбуждают жизнедеятельность клеток коры больших полушарий. Поэтому после гимнастики появляется чувство бодрости, повышается работоспособность.
Пальчиковая гимнастика для первой младшей группы
«Замок»
На двери висит замок. (Попросить малыша сжимать ладонь в кулачек)
Кто его открыть бы мог? (Кулачки поворачивать в разные стороны)
Повертели, покрутили, (Тихонько стучать по кулачкам)
Постучали и открыли. (Попросить ребенка разжать кулачки)
Артикуляционная гимнастика для первой младшей группы
«Рыбка шевелит губами»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Смыкать и размыкать губы.
Подвижные и спортивные игры
Подвижные игры, также как и спортивные, используем для решения образовательных, воспитательных, оздоровительных задач, они развивают у детей настойчивость, смелость, решительность, инициативу, сообразительность и мышление.
Проводятся на прогулке, в групповой комнате – с малой и со средней степенью подвижности. Ежедневно.
Во время прогулок стараюсь использовать различные подвижные игры: игры с ходьбой и бегом: «Аисты», «Лохматый пес», «У медведя во бору» игры с прыжками: «По ровненькой дорожке», «Гуси лебеди»; игры с метанием: «Попади в цель», «Сбей кеглю», «Зайцы и волк» и очень много других игр. После прогулок мы с ребятами располагаемся на ковре, проводим небольшие упражнения на релаксацию, снятие мышечного напряжения и возбуждения.
Релаксация
Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом.
Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии.
Наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать свое тело.
С этой целью в своей работе мы используем специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма.
Динамические паузы
Проведение физкультминуток и частая смена видов деятельности позволяет поддерживать оптимальный темп непосредственной образовательной деятельности и препятствовать наступлению утомления у детей.
ВЫШЕЛ КЛОУН
Вышел клоун на арену,
Поклонился всем со сцены,
Вправо, влево и вперед.
Поклонился всем как мог.
Гимнастика для глаз используется:
для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости глаз
для укрепления мышц глаз
Зрительную гимнастику необходимо проводить регулярно 2-3 раза в день по 3-5 минут. Для гимнастики можно использовать мелкие предметы, различные тренажеры. Гимнастику можно проводит по словесным указаниям, с использованием стихов.
«Заяц»
Вверх морковку подними, на нее ты посмотри.
(Смотрят вверх.)
Только глазками смотри: вверх-вниз, вправо-влево.
(Глазами смотрят вверх-вниз, вправо-влево.)
Ай-да заинька, умелый! Глазками моргает.
(Моргают глазками.)
Глазки закрывает.
(Глазки закрывают.)
Зайчики морковки взяли, с ними весело плясали.
(Прыгаем, как зайчики).
Заключение.
Таким образом применение в работе здоровье сберегающих технологий. повышает результативность воспитательного образовательного процесса, формирует у педагога и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепления здоровья воспитанников. Все рассмотренные выше здоровье сберегающие технологии имеют оздоровительную направленность, поэтому эту деятельность нужно использовать в комплексе, чтобы она сформировала у детей стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Список литературы.
Яковлева Л. В., Юдина Р. А. Физическое развитие и здоровье детей 2-5лет. Программа ”СТАРТ
Буцинская П. П., ВасюковаВ. И., Лескова П. Г., Общеразвивающие упражнения в детском саду. – М., 1990
Викулов А. Д., Бутин И. М. Развитие физических способностей детей. – Ярославль: 1996.
Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду. – М., 1973.
Пензулаева Л. И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 2-3 лет. – М. : Владос, 2001
ПензулаеваЛ. И. Физкультурные занятия с детьми 2-3 лет. – М., 1988.
Сенкевич Е. А, Большева Т. В. Физкультура для малышей. – СПб., 1999г.