Марина Николаевна Иванова
Программа по экономическому воспитанию «Полезная экономика» для воспитанников детских домов
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Основания для разработки модуля:
• Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», гл. X, ст. 75 «Дополнительное образование детей и взрослых»; ст. 79 «Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья».
• Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 г. № 761 о Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы; ч. V «Равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства».
• Конвенция о правах ребёнка от 13.12.1989
Публикация «Программа по экономическому воспитанию „Полезная экономика“ для воспитанников детских домов» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Детский дом, дом ребенка. Материалы для педагогов детского дома
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
• Постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. N 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» п. 30.
• Устав ГКОУ «Таремский детский дом» от 01.12.2015г. гл. 2 «Цели и виды деятельности», 2.2. п. а)
• Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 11040 от 26.10.2012 года, серия 52Л01 №0000553.
• Программа «Подготовка воспитанников детских домов к самостоятельной жизни в современном обществе» Нижегородской области от 28.12.2011года № 3590)
Направленность Модуль «Полезная экономика» направлен на формирование основ экономической компетенции воспитанников детского дома, обеспечивающих им успешную социализацию в самостоятельной жизни. Содержание модуля не только обеспечивает овладение экономическим мышлением воспитанников, но формирует навыки осознанного, ответственного экономически грамотного поведения в самостоятельной жизни, стремления занять более достойное место в обществе. Модуль учитывает возрастные и индивидуальные особенности воспитанников.
Модуль «Полезная экономика» по содержанию является социально-педагогическим; по функциональному предназначению - учебно-познавательным, специальным; по форме организации - индивидуально ориентированным, групповым.
Педагогическая целесообразность данного модуля заключается в социальной адаптации, психолого-педагогическом сопровождении воспитанников в условиях, созданных только на базе нашего детского дома, а также в их дальнейшей самостоятельной жизни.
Актуальность Данный модуль является частью дополнительной образовательной программы «Подготовка воспитанников детских домов к самостоятельной жизни в современном обществе». Эта программа нацелена на создание такой воспитательно-образовательной среды, которая поможет подготовить успешного выпускника с активной жизненной позицией, сильной волей, ответственностью за свое поведение.
В настоящее время без экономических знаний нельзя чувствовать себя полноценным членом общества, экономическая подготовка необходима при любом виде деятельности. Сегодня жизнь требует, чтобы каждый ребенок знал, что такое потребности и ограниченность возможностей для их удовлетворения; умел делать осознанный выбор, руководствуясь принципом рациональности; понимая назначение денег, представляя, из чего складывается бюджет семьи; для чего нужны деньги, какие расходы первичны и т. д.
Дети-сироты, длительное время находящиеся на полном государственном обеспечении, в сфере экономического мышления и поведения имеют пассивную жизненную позицию, которая характеризуется ожиданием помощи извне, неуверенностью в своих силах.
Выходя из детского дома, ребятам приходится сталкиваться с реальной жизнью, решать возникающие проблемы самостоятельно, они испытывают значительные трудности в выборе дальнейших жизненных путей.
Экономическое образование сегодня особенно важно для детей-сирот. Умение планировать бюджет и распоряжаться карманными деньгами, которое у домашнего ребенка воспитывается на примере родителей, у детей, находящихся под опекой государства, практически не формируется.
Модуль «Полезная экономика» позволяет познакомить наших воспитанников с теми экономическими понятиями и явлениями, которые необходимы в реальной жизни. Предлагаемые мероприятия и занятия проходят в игровой доступной форме и носят интегрированный характер, позволяющий знакомить детей с основами экономики в тесной связи с занятиями по математике, развитию речи, изобразительной деятельности, чтение художественной литературы расширяет кругозор детей.
Практическая значимость
модуля «Полезная экономика» состоит в том, что он готовит воспитанников к самостоятельной жизни и может быть применима не только в стенах детского дома, но и в других образовательных организациях в виде кружковых и факультативных занятий.
Образовательный комплекс
модуля реализуется в рамках Программы «Подготовка воспитанников детских домов к самостоятельной жизни в современном обществе» на базе ГКОУ Таремский детский дом по адресу Павловский район, с. Таремское.
Контингент обучающихся
Модуль рассчитан на воспитанников детского дома трех возрастных групп 7-10 лет, 10-14 лет, 14-18так; для детей, как с нормальным интеллектом, так и воспитанников с задержкой психического развития или обучающихся по школьной программе VIII вида.
Продолжительность реализации
Срок реализации для каждой возрастной группы – 1 год.
Продолжительность работы по модулю составляет 27 рабочих часов.
Режим занятий
занятия организуются 3 раза в месяц по 1 часу в каждой возрастной группе
(I – 7-10 лет, II – 10-14 лет, III – 14-18 лет).
Установленная продолжительность одного занятия – 1 академический час;
Принципы построения занятий
• доступность;
• систематичность;
• открытость.
Цель:
Формирование основ экономической компетенции воспитанников детского дома, обеспечивающих им успешную социализацию в самостоятельной жизни.
Задачи:
Обучающие:
• Познакомить воспитанников с экономическими понятиями терминами, объяснить их смысл.
• Изучить с детьми составляющие семейного бюджета – источники доходов, расходы и способы экономии в домашнем хозяйстве.
• Изучить с детьми виды экономических потребностей, жизненно важных для людей.
• Расширить представления о сбережениях и их назначении.
Развивающие:
• Развивать умение правильно анализировать и устанавливать причинно-следственные связи экономических проблем
• Развивать способность переноса экономических знаний в практическую деятельность
• Развивать процесс осмысления хозяйственной ситуации и принятие решений, повышающих эффективность трудовой деятельности (экономическое мышление)
• Закреплять в устной речи экономические термины и понятия.
Воспитательные :
• Воспитывать сознательное отношение к финансовым расходам, бережливость и экономность.
• Формировать умение принимать активную позицию в решении социально-экономических задач, обогащение личного опыта.
Прогнозируемый результат
Воспитанники должны знать :
• Основные статьи расходов в семье
• Правила учета расходов
• Порядок расчета квартплаты
• Периодичность и порядок оплаты коммунальных услуг
• Порядок планирования крупных покупок
• Примерную стоимость одежды, обуви, мебели и т. д.
Воспитанники должны уметь :
• Подсчитывать расходы
• Планировать расходы на день, две недели
• Снимать показания счетчика, подсчитывать стоимость
израсходованной электроэнергии, заполнять квитанции
• Оплачивать коммунальные и др. платежи
• Планировать крупные покупки.
Форма занятий
• деловая игра;
• экономическая игра;
• круглый стол;
• ролевая игра;
• экскурсия;
• мозговой штурм;
Методы организации процесса обучения
• беседа;
• практикум;
• анкетирование;
• наблюдение;
• рассказ;
• объяснение;
• решение практических задач;
Оценка качества освоения
• текущий контроль;
• итоговый контроль;
(анкетирование, тесты, практические задания)
Содержание модуля
Учебно-тематический план младший школьный возраст
№ месяц тема
Коли-чество часов материал
Разработка занятий Литературный материал Игры Проблемные ситуации и упражнения Дополнительный информационно-познавательный материал, другое
1 сентябрь О потребностях и возможностях
1 Беседа В. М. Гаршина «Лягушка – путешественница»
загадка Игра «Хочу и надо»
Проблемная ситуация Картинки
иллюстрации
2 октябрь
Бюджет семьи
1 Рассказ предметные картинки презентация
проблемленая ситуация
3 ноябрь Расходы на удовлетворение культурных потребностей 1 Беседа «Пословицы и поговорки»
игра «Наоборот» Экономические задачи
4 декабрь Экономия в домашнем хозяйстве 1 Беседа Загадки о бытовой технике Проблемные ситуации Просмотр мультфильма «Трое из Простоквашино»
5 январь Сбережения (накопления)
1 Беседа стихотворение «Три копейки»
Решение задач
Просмотр мультфильма «Как появились деньги»
Презентация «Дом, где живут деньги»
6 февраль Расходы семьи 1 Беседа «Источники доходов»
Игра «Да, нет»
Практическое задание
7 март Расход на день 1 Беседа Дидактическая игра «Семья» Составление расходов на день
8 апрель Расходы на питание и содержание жилища 1 Рассказ Пословицы Проблемная ситуация
9 май Планирование крупных покупок 1 Беседа Экономическая игра «Что самое нужное?» Таблички с названиями покупок Практическая работа
Учебно-тематический план средний школьный возраст
месяц тема
Коли-чество часов материал
Разработка занятий, бесед Литературный материал (пословицы, изречения, проза и др.) игры Проблемные ситуации и упражнения Дополнительный информационно-познавательный материал, другое
1 сентябрь Наши потребности 1 Беседа загадки Экономическая игра «Хочу-надо» опыт с водой
2 октябрь Бюджет семьи 1 Ш. Галиев «Три копейки»
"Загадки-складки и загадки-обманки" Ситуационная игра Практическая работа
Упражнение "Расходы семейного бюджета»
Тест "Экономическая игротека"
Практическая работа
3 ноябрь Расходы на удовлетворение культурных потребностей и некоторые текущие расходы. 1 Беседа- рассуждение Игра «Что важнее» Таблички с названиями потребностей
Практическая работа:
подсчет текущих расходов.
4 декабрь Экономия в домашнем хозяйстве. 1 Круглый стол
Загадки о бытовой технике Дидактическая игра «Верщки- корешки»
Дидактическая игра «Мамина помощники» Проблемные ситуации
5 январь Сбережения их назначение. Хранение денег в Сбербанке. 1 Беседа А. Толстой «Золотой ключик»
Деловая игра помоги Буратино- где могут расти деньги» Буклеты,
рекламные листы.
бланки Встреча с работниками Сбербанка
6 февраль Основные статьи расходов семьи. 1 Беседа Загадки Дидактическая игра «Кому что нужно» Проблемные ситуации Разгадывание кроссворда, решение задач
7 март Планирование расходов с учётом бюджета и состава семьи. 1 Деловая игра
«Как человеку жить по средствам своим»
игровые ситуации, схемы семейных бюджетов, демонстрационные карточки в виде кроссвордов Упражнение в планировании расходов на день
8 апрель Расходы на питание и содержание жилища. Оплата жилой площади, коммунальных услуг. 1 Беседа
«Дом вести – не лапти плести»
Деловая игра
Бланки квитанций
Таблички с показаниями счетчиков Практическая работа
заполнение квитанций
9 май Планирование и приобретение крупных покупок. 1 Беседа за круглым столом
«Тратить или копить?»
Классификация: обязательные, желательные, престижные покупки. Таблички-Ценники на товары, крупные покупки Практическая работа-изготовление плаката «Золотые правила экономики»
Учебно-тематический план старший школьный возраст
месяц тема
Коли-чество часов материал
Разработка занятий, бесед Литературный материал (пословицы, изречения, проза и др.) игры Проблемные ситуации и упражнения Дополнительный информационно-познавательный материал, другое
1 сентябрь Защита прав потребителя. 1 Викторина Проблемные ситуации документ
«Защита прав потребителей»
таблички Презентация
«Потребности человека»
2 октябрь
Бюджет семьи 1 Дискуссия
Познавательная ролевая игра “ Бюджет семьи”. Таблички
Презентация
Практическая работа
кроссворд
3 ноябрь Расходы на удовлетворение культурных потребностей и некоторые текущие расходы. 1 Беседа- рассуждение
«Культурные потребности, текущие расходы»
Перечень «Корзина продуктов первой необходимости» Упражнения в подсчёте расходов на удовлетворение культурных потребностей.
Презентация
4 декабрь Экономия в домашнем хозяйстве. 1 Рассказ воспитателя
«Сад, огород – дополнительный доход» Проблемные ситуации Презентация
5 январь Сбережения их назначение. Хранение денег в Сбербанке. 1 (Экскурсия в Сбербанк)
Ознакомительный Рассказ
Буклеты и рекламные листы о накопление сбережений, способах размножения сбережений (Встреча с сотрудниками банка)
презентация
6 февраль Основные статьи расходов семьи. 1 Обсуждение
«Основные расходы семьи - питание, одежда, жильё и культурные потребности»
Проблемные ситуации Рекламные листы о продаже товаров Разгадывание кроссворда, решение задач
7 март Планирование расходов на день; две недели с учётом бюджета и состава семьи. 1 Круглый стол Деловая игра
«Доживём до зарплаты» Упражнение в планировании расходов на день, на две недели
8 апрель Расходы на содержание жилища. Оплата жилой площади, коммунальных услуг. 1 Рассказ
«Квитанция в дом - деньги вон?»
квитанции, карточки с заданиями Практическая работа: снятие показаний счётчика, расчёт стоимости израсходованной электроэнергии, заполнение квитанций
9 Май
Планирование крупных покупок. 1 Беседа
«Разумная трата денег» Экономическая игра «Дом-полная чаша» Практическая работа-составление плана крупных покупок, оказание материальной помощи родственникам
Условия реализации модуля
Реализация модуля предполагает наличие учебного кабинета, оборудованного учебными партами в комплекте с учебными стульями, компьютером и ноутбуком для демонстраций видеоматериалов, презентаций, проктором с экраном, также имеется демонстрационный стеллаж, флипчарт; групповое помещение, оборудованное мебелью, дидактическим и игровым материалом, канцтоварами, наглядными пособиями для организации воспитания, развития детей школьного возраста, для практической работы.
Список методической литературы
1. Методические материалы учебного курса по финансовой грамотности для учащихся 2- 4 классов
2. Статья: Володина, М. Б. Формирование экономических представлений у младших школьников / М. Б. Володина. — Молодой ученый. — 2014. — № 6 (65). — С. 684-685. Электронный ресурс: https://moluch.ru/archive/65/10879/
3. Митросенко С. В., Лобанова О. Б., Колокольникова З. У., Пильчук М. Д., Махняева М. Ю., Цыганкова А. С. Проблемы экономической социализации приемных детей-сирот в условиях села // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 4.
https://science-education.ru/ru/article/view?id=26561 ( дата обращения: 07.11.2023).
4. Галкина Л. Н. Экономическое образование детей дошкольного возраста [Текст] : учебно-методическое пособие Л. Н. Галкина. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015 - 89 с.
5. Хаустова, В. Н. Экономическое образование и воспитание младших школьников / В. Н. Хаустова, Н. А. Науменко, Н. Н. Солошенко. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 6-8.
6. Интернет-ресурсы:
a. https://fincult.info/upload/iblock/c2e/Uchebnoe_posobie.pdf
b. https://www.solnet.ee/school/p8_50.html
c. https://fmc.hse.ru/chforms
d. https://studwood.ru/1518015/ekonomika/eksperimentalnoe_issledovanie_urovnya_sformirovannosti_ekonomicheskih_predstavleniy_mladshih_shkolnikov