МААМ-картинки

Программа по экономическому воспитанию «Полезная экономика» для воспитанников детских домов

Марина Николаевна Иванова
Программа по экономическому воспитанию «Полезная экономика» для воспитанников детских домов
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка

Основания для разработки модуля:

• Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», гл. X, ст. 75 «Дополнительное образование детей и взрослых»; ст. 79 «Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья».

• Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 г. № 761 о Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы; ч. V «Равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства».

• Конвенция о правах ребёнка от 13.12.1989

Публикация «Программа по экономическому воспитанию „Полезная экономика“ для воспитанников детских домов» размещена в разделах

• Постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. N 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» п. 30.

• Устав ГКОУ «Таремский детский дом» от 01.12.2015г. гл. 2 «Цели и виды деятельности», 2.2. п. а)

• Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 11040 от 26.10.2012 года, серия 52Л01 №0000553.

Программа «Подготовка воспитанников детских домов к самостоятельной жизни в современном обществе» Нижегородской области от 28.12.2011года № 3590)

Направленность Модуль «Полезная экономика» направлен на формирование основ экономической компетенции воспитанников детского дома, обеспечивающих им успешную социализацию в самостоятельной жизни. Содержание модуля не только обеспечивает овладение экономическим мышлением воспитанников, но формирует навыки осознанного, ответственного экономически грамотного поведения в самостоятельной жизни, стремления занять более достойное место в обществе. Модуль учитывает возрастные и индивидуальные особенности воспитанников.

Модуль «Полезная экономика» по содержанию является социально-педагогическим; по функциональному предназначению - учебно-познавательным, специальным; по форме организации - индивидуально ориентированным, групповым.

Педагогическая целесообразность данного модуля заключается в социальной адаптации, психолого-педагогическом сопровождении воспитанников в условиях, созданных только на базе нашего детского дома, а также в их дальнейшей самостоятельной жизни.

Актуальность Данный модуль является частью дополнительной образовательной программы «Подготовка воспитанников детских домов к самостоятельной жизни в современном обществе». Эта программа нацелена на создание такой воспитательно-образовательной среды, которая поможет подготовить успешного выпускника с активной жизненной позицией, сильной волей, ответственностью за свое поведение.

В настоящее время без экономических знаний нельзя чувствовать себя полноценным членом общества, экономическая подготовка необходима при любом виде деятельности. Сегодня жизнь требует, чтобы каждый ребенок знал, что такое потребности и ограниченность возможностей для их удовлетворения; умел делать осознанный выбор, руководствуясь принципом рациональности; понимая назначение денег, представляя, из чего складывается бюджет семьи; для чего нужны деньги, какие расходы первичны и т. д.

Дети-сироты, длительное время находящиеся на полном государственном обеспечении, в сфере экономического мышления и поведения имеют пассивную жизненную позицию, которая характеризуется ожиданием помощи извне, неуверенностью в своих силах.

Выходя из детского дома, ребятам приходится сталкиваться с реальной жизнью, решать возникающие проблемы самостоятельно, они испытывают значительные трудности в выборе дальнейших жизненных путей.

Экономическое образование сегодня особенно важно для детей-сирот. Умение планировать бюджет и распоряжаться карманными деньгами, которое у домашнего ребенка воспитывается на примере родителей, у детей, находящихся под опекой государства, практически не формируется.

Модуль «Полезная экономика» позволяет познакомить наших воспитанников с теми экономическими понятиями и явлениями, которые необходимы в реальной жизни. Предлагаемые мероприятия и занятия проходят в игровой доступной форме и носят интегрированный характер, позволяющий знакомить детей с основами экономики в тесной связи с занятиями по математике, развитию речи, изобразительной деятельности, чтение художественной литературы расширяет кругозор детей.

Практическая значимость

модуля «Полезная экономика» состоит в том, что он готовит воспитанников к самостоятельной жизни и может быть применима не только в стенах детского дома, но и в других образовательных организациях в виде кружковых и факультативных занятий.

Образовательный комплекс

модуля реализуется в рамках Программы «Подготовка воспитанников детских домов к самостоятельной жизни в современном обществе» на базе ГКОУ Таремский детский дом по адресу Павловский район, с. Таремское.

Контингент обучающихся

Модуль рассчитан на воспитанников детского дома трех возрастных групп 7-10 лет, 10-14 лет, 14-18так; для детей, как с нормальным интеллектом, так и воспитанников с задержкой психического развития или обучающихся по школьной программе VIII вида.

Продолжительность реализации

Срок реализации для каждой возрастной группы – 1 год.

Продолжительность работы по модулю составляет 27 рабочих часов.

Режим занятий

занятия организуются 3 раза в месяц по 1 часу в каждой возрастной группе

(I – 7-10 лет, II – 10-14 лет, III – 14-18 лет).

Установленная продолжительность одного занятия – 1 академический час;

Принципы построения занятий

• доступность;

• систематичность;

• открытость.

Цель:

Формирование основ экономической компетенции воспитанников детского дома, обеспечивающих им успешную социализацию в самостоятельной жизни.

Задачи:

Обучающие:

• Познакомить воспитанников с экономическими понятиями терминами, объяснить их смысл.

• Изучить с детьми составляющие семейного бюджета – источники доходов, расходы и способы экономии в домашнем хозяйстве.

• Изучить с детьми виды экономических потребностей, жизненно важных для людей.

• Расширить представления о сбережениях и их назначении.

Развивающие:

• Развивать умение правильно анализировать и устанавливать причинно-следственные связи экономических проблем

• Развивать способность переноса экономических знаний в практическую деятельность

• Развивать процесс осмысления хозяйственной ситуации и принятие решений, повышающих эффективность трудовой деятельности (экономическое мышление)

• Закреплять в устной речи экономические термины и понятия.

Воспитательные :

Воспитывать сознательное отношение к финансовым расходам, бережливость и экономность.

• Формировать умение принимать активную позицию в решении социально-экономических задач, обогащение личного опыта.

Прогнозируемый результат

Воспитанники должны знать :

• Основные статьи расходов в семье

• Правила учета расходов

• Порядок расчета квартплаты

• Периодичность и порядок оплаты коммунальных услуг

• Порядок планирования крупных покупок

• Примерную стоимость одежды, обуви, мебели и т. д.

Воспитанники должны уметь :

• Подсчитывать расходы

• Планировать расходы на день, две недели

• Снимать показания счетчика, подсчитывать стоимость

израсходованной электроэнергии, заполнять квитанции

• Оплачивать коммунальные и др. платежи

• Планировать крупные покупки.

Форма занятий

• деловая игра;

экономическая игра;

• круглый стол;

• ролевая игра;

• экскурсия;

• мозговой штурм;

Методы организации процесса обучения

• беседа;

• практикум;

• анкетирование;

• наблюдение;

• рассказ;

• объяснение;

• решение практических задач;

Оценка качества освоения

• текущий контроль;

• итоговый контроль;

(анкетирование, тесты, практические задания)

Содержание модуля

Учебно-тематический план младший школьный возраст

№ месяц тема

Коли-чество часов материал

Разработка занятий Литературный материал Игры Проблемные ситуации и упражнения Дополнительный информационно-познавательный материал, другое

1 сентябрь О потребностях и возможностях

1 Беседа В. М. Гаршина «Лягушка – путешественница»

загадка Игра «Хочу и надо»

Проблемная ситуация Картинки

иллюстрации

2 октябрь

Бюджет семьи

1 Рассказ предметные картинки презентация

проблемленая ситуация

3 ноябрь Расходы на удовлетворение культурных потребностей 1 Беседа «Пословицы и поговорки»

игра «Наоборот» Экономические задачи

4 декабрь Экономия в домашнем хозяйстве 1 Беседа Загадки о бытовой технике Проблемные ситуации Просмотр мультфильма «Трое из Простоквашино»

5 январь Сбережения (накопления)

1 Беседа стихотворение «Три копейки»

Решение задач

Просмотр мультфильма «Как появились деньги»

Презентация «Дом, где живут деньги»

6 февраль Расходы семьи 1 Беседа «Источники доходов»

Игра «Да, нет»

Практическое задание

7 март Расход на день 1 Беседа Дидактическая игра «Семья» Составление расходов на день

8 апрель Расходы на питание и содержание жилища 1 Рассказ Пословицы Проблемная ситуация

9 май Планирование крупных покупок 1 Беседа Экономическая игра «Что самое нужное?» Таблички с названиями покупок Практическая работа

Учебно-тематический план средний школьный возраст

месяц тема

Коли-чество часов материал

Разработка занятий, бесед Литературный материал (пословицы, изречения, проза и др.) игры Проблемные ситуации и упражнения Дополнительный информационно-познавательный материал, другое

1 сентябрь Наши потребности 1 Беседа загадки Экономическая игра «Хочу-надо» опыт с водой

2 октябрь Бюджет семьи 1 Ш. Галиев «Три копейки»

"Загадки-складки и загадки-обманки" Ситуационная игра Практическая работа

Упражнение "Расходы семейного бюджета»

Тест "Экономическая игротека"

Практическая работа

3 ноябрь Расходы на удовлетворение культурных потребностей и некоторые текущие расходы. 1 Беседа- рассуждение Игра «Что важнее» Таблички с названиями потребностей

Практическая работа:

подсчет текущих расходов.

4 декабрь Экономия в домашнем хозяйстве. 1 Круглый стол

Загадки о бытовой технике Дидактическая игра «Верщки- корешки»

Дидактическая игра «Мамина помощники» Проблемные ситуации

5 январь Сбережения их назначение. Хранение денег в Сбербанке. 1 Беседа А. Толстой «Золотой ключик»

Деловая игра помоги Буратино- где могут расти деньги» Буклеты,

рекламные листы.

бланки Встреча с работниками Сбербанка

6 февраль Основные статьи расходов семьи. 1 Беседа Загадки Дидактическая игра «Кому что нужно» Проблемные ситуации Разгадывание кроссворда, решение задач

7 март Планирование расходов с учётом бюджета и состава семьи. 1 Деловая игра

«Как человеку жить по средствам своим»

игровые ситуации, схемы семейных бюджетов, демонстрационные карточки в виде кроссвордов Упражнение в планировании расходов на день

8 апрель Расходы на питание и содержание жилища. Оплата жилой площади, коммунальных услуг. 1 Беседа

«Дом вести – не лапти плести»

Деловая игра

Бланки квитанций

Таблички с показаниями счетчиков Практическая работа

заполнение квитанций

9 май Планирование и приобретение крупных покупок. 1 Беседа за круглым столом

«Тратить или копить?»

Классификация: обязательные, желательные, престижные покупки. Таблички-Ценники на товары, крупные покупки Практическая работа-изготовление плаката «Золотые правила экономики»

Учебно-тематический план старший школьный возраст

месяц тема

Коли-чество часов материал

Разработка занятий, бесед Литературный материал (пословицы, изречения, проза и др.) игры Проблемные ситуации и упражнения Дополнительный информационно-познавательный материал, другое

1 сентябрь Защита прав потребителя. 1 Викторина Проблемные ситуации документ

«Защита прав потребителей»

таблички Презентация

«Потребности человека»

2 октябрь

Бюджет семьи 1 Дискуссия

Познавательная ролевая игра “ Бюджет семьи”. Таблички

Презентация

Практическая работа

кроссворд

3 ноябрь Расходы на удовлетворение культурных потребностей и некоторые текущие расходы. 1 Беседа- рассуждение

«Культурные потребности, текущие расходы»

Перечень «Корзина продуктов первой необходимости» Упражнения в подсчёте расходов на удовлетворение культурных потребностей.

Презентация

4 декабрь Экономия в домашнем хозяйстве. 1 Рассказ воспитателя

«Сад, огород – дополнительный доход» Проблемные ситуации Презентация

5 январь Сбережения их назначение. Хранение денег в Сбербанке. 1 (Экскурсия в Сбербанк)

Ознакомительный Рассказ

Буклеты и рекламные листы о накопление сбережений, способах размножения сбережений (Встреча с сотрудниками банка)

презентация

6 февраль Основные статьи расходов семьи. 1 Обсуждение

«Основные расходы семьи - питание, одежда, жильё и культурные потребности»

Проблемные ситуации Рекламные листы о продаже товаров Разгадывание кроссворда, решение задач

7 март Планирование расходов на день; две недели с учётом бюджета и состава семьи. 1 Круглый стол Деловая игра

«Доживём до зарплаты» Упражнение в планировании расходов на день, на две недели

8 апрель Расходы на содержание жилища. Оплата жилой площади, коммунальных услуг. 1 Рассказ

«Квитанция в дом - деньги вон?»

квитанции, карточки с заданиями Практическая работа: снятие показаний счётчика, расчёт стоимости израсходованной электроэнергии, заполнение квитанций

9 Май

Планирование крупных покупок. 1 Беседа

«Разумная трата денег» Экономическая игра «Дом-полная чаша» Практическая работа-составление плана крупных покупок, оказание материальной помощи родственникам

Условия реализации модуля

Реализация модуля предполагает наличие учебного кабинета, оборудованного учебными партами в комплекте с учебными стульями, компьютером и ноутбуком для демонстраций видеоматериалов, презентаций, проктором с экраном, также имеется демонстрационный стеллаж, флипчарт; групповое помещение, оборудованное мебелью, дидактическим и игровым материалом, канцтоварами, наглядными пособиями для организации воспитания, развития детей школьного возраста, для практической работы.

Список методической литературы

1. Методические материалы учебного курса по финансовой грамотности для учащихся 2- 4 классов

2. Статья: Володина, М. Б. Формирование экономических представлений у младших школьников / М. Б. Володина. — Молодой ученый. — 2014. — № 6 (65). — С. 684-685. Электронный ресурс: https://moluch.ru/archive/65/10879/

3. Митросенко С. В., Лобанова О. Б., Колокольникова З. У., Пильчук М. Д., Махняева М. Ю., Цыганкова А. С. Проблемы экономической социализации приемных детей-сирот в условиях села // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 4.

https://science-education.ru/ru/article/view?id=26561 ( дата обращения: 07.11.2023).

4. Галкина Л. Н. Экономическое образование детей дошкольного возраста [Текст] : учебно-методическое пособие Л. Н. Галкина. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015 - 89 с.

5. Хаустова, В. Н. Экономическое образование и воспитание младших школьников / В. Н. Хаустова, Н. А. Науменко, Н. Н. Солошенко. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 6-8.

6. Интернет-ресурсы:

a. https://fincult.info/upload/iblock/c2e/Uchebnoe_posobie.pdf

b. https://www.solnet.ee/school/p8_50.html

c. https://fmc.hse.ru/chforms

d. https://studwood.ru/1518015/ekonomika/eksperimentalnoe_issledovanie_urovnya_sformirovannosti_ekonomicheskih_predstavleniy_mladshih_shkolnikov

Публикации по теме:

«Экономика для малышей». Фотоотчёт об участии воспитанников в городском конкурсе«Экономика для малышей». Фотоотчёт об участии воспитанников в городском конкурсе «Экономика для малышей» фотоотчёт об участии воспитанников в городском конкурсе Дата 12 ноября 1841 года считается днём рождения Сбербанка.

Конспект занятия для воспитанников 5–7 лет «Встреча в клубе знатоков «Что? Где? Когда?» по экономическому воспитаниюКонспект занятия для воспитанников 5–7 лет «Встреча в клубе знатоков «Что? Где? Когда?» по экономическому воспитанию Почему мы сегодня обращаемся к экономическому воспитанию детей дошкольного возраста? Ребёнок с раннего детства знакомится с экономическими.

Перспективный план по экономическому воспитанию дошкольников на апрель АПРЕЛЬ 1. Беседа «Что такое сберегательный банк» Цель. Дать дошкольникам понятие о сберегательном банке, разъяснить, что в банке деньги.

Перспективный план по экономическому воспитанию дошкольников на декабрь ДЕКАБРЬ 1. «Дороже – дешевле» Цель. Формировать знания детей о разных видах товаров, их классификации; учить использовать жизненный опыт.

Перспективный план по экономическому воспитанию дошкольников на февраль ФЕВРАЛЬ 1. Дидактическая игра «Товарный поезд» Цель. Закрепить знания детей о месте изготовления товара; классифицировать товар по месту.

Перспективный план по экономическому воспитанию дошкольников на январь ЯНВАРЬ 1. Дидактическая игра «Собери вместе» Цель. Расширить представления детей о товарах; научить группировать их по разным признакам.

Перспективный план по экономическому воспитанию дошкольников на май МАЙ 1. Предприятия нашего города Цель. Сформировать у детей первичные представления о заводах и фабриках нашего города: местонахождении,.

Перспективный план по экономическому воспитанию дошкольников на март Использование разнообразных форм работы позволяет сделать процесс познания экономики интересным, доступным. Главное - говорить ребенку о.

Перспективный план по экономическому воспитанию дошкольников на ноябрь Представленный перспективный план будет полезен для воспитателей при планировании на НОЯБРЬ 1. Чтение рассказа «Лесная экономия» (детский.

Перспективный план по экономическому воспитанию дошкольников на сентябрь В старшем дошкольном возрасте немаловажное значение уделяется экономическому воспитанию дошкольников. В процессе экономического воспитания,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа по экономическому воспитанию «Полезная экономика» для воспитанников детских домов
Опубликовано: 21 ноября 2023 в 13:04
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа по экономическому воспитанию «Полезная экономика» для воспитанников детских домов» (включая файлы) размещена пользователем Марина Николаевна Иванова (УИ 532393) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД