Елена Усаевич
Программа по выявлению предпосылок одаренности в первой младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
«В каждом ребёнке – солнце,
только дайте ему светить…»
Шалва Амонашвили
В настоящее время мы переживаем большие изменения в развитии современного общества. Эпоха социально-экономических перемен, вхождение в информационно-техническое пространство, изменение общественного сознания диктует необходимость создания нового поля образовательной деятельности в России. Большое влияние на совершенствование всей системы образования в стране оказывает социальный заказ общества. Говоря о единых образовательных стандартах в новой системе образования, моделью успешного современного человека должна стать творческая, активная личность, способная проявить себя в нестандартных условиях, которая может гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях.
Темочки:
- Работа с одаренными детьми
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2020
Одним из путей решения данной проблемы является выявление предпосылок одаренности еще на раннем этапе развития ребенка (с 2-х лет, а, в дальнейшем, создание условий для развития выявленных способностей, в частности, работа с одарёнными и способными детьми, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их возможностей.
Все дети с рождения наделены определенными задатками и способностями, однако, не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие не востребованности.
Самым сенситивным периодом для выявления и развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и легкость манипулирования ими. “Родовыми” чертами дошкольного возраста является фантазия, творческое воображение, нестандартность мышления, кроме этого, проявляется особая чувствительность, отзывчивость на окружающее.
Исходя из этого, для развития творческих способностей в образовательных учреждениях необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия воспитателей, узких специалистов, родителей.
Целью работы является выявление предпосылок к одаренности и разработка индивидуальных образовательных маршрутов по их развитию у детей 1 младшей группы. и создание условий для построения образовательного процесса, направленного на продуктивное психическое, интеллектуальное и творческое развитие одаренных детей, на реализацию и совершенствование их способностей.
В нашей работе можно выделить следующие задачи:
1. анализ педагогической и психолого-педагогической литературы по выявлению предпосылок одаренности у детей младшего дошкольного возраста.
2. Разработать систему мониторинга и развития предпосылок одаренности учащихся;
3. Выявить детей с предпосылками одаренности;
4. Составить индивидуальные маршруты психолого-педагогического сопровождения одаренных детей;
5. Скоординировать и интегрировать деятельность педагогов, специалистов и родителей в этом направлении;
6. Разработать план мероприятий для развития творческих способностей детей
Методами исследования являются:
1. Теоретические: изучение и анализ научной литературы, изучение и обобщение современной российской и зарубежной практики.
2. Эмпирические:
- Экспертное оценивание поведения детей родителями, воспитателями;
- Различные варианты метода наблюдения за детьми
- Экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей (рисунков, стихов, технических моделей) профессионалами;
- Проведение психодиагностического исследования с использованием различных психометрических методик для выявления предпосылок одаренности
Место проведения: МАДОУ МО «СГО» д/с № 7 «Огонек» г. Светлый.
Выборка состоит из детей 1 младшей группы.
Практическая значимость: проведенное нами исследование поможет выявить детей, у которых есть предпосылки одаренности, для организации индивидуальной работы по выявленным направлениям.
Ожидаемые конечные результаты реализации программы.
Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:
- активизировать инициативы и творчество детей в разных областях деятельности;
- повысить качество образования и воспитания воспитанников;
- разработать основы для развития одаренности и талантов у детей в современных условиях;
- обеспечить равные возможности в развитии способностей;
- повысить профессиональное мастерство педагогов, работающих с одаренными детьми;
Используемые методики для проведения работы:
1) Анкета для родителей «Предпосылки одаренности у детей»
Цель: совершенствовать работу по приобщению родителей к совместным занятиям с детьми; формирование у родителей чувства ответственности за развитие творческих способностей у детей, как в детском саду, так и дома.
2)Беседа с родителями
Цель: уточнить ответы на анкетирование, выявить необходимость родителей в оказании помощи в организации занятий с детьми в домашних условиях.
3) Анкета для воспитателей для выявления одаренности.
Цель: выявить в каких видах деятельности проявляется одаренность детей.
4) Опросник по раннему детству для воспитателей.
5) Методика оценки общей одарённости А. И. Савенкова
Цель: оценка общей одарённости ребёнка его родителями и сравнение ее результатов с оценками воспитателей, для исключения предвзятости.