МААМ-картинки

Программа по самообразованию «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников»

Вера Невская
Программа по самообразованию «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

"Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников на базе опытно-исследовательского центра «Экспериментариум»" - программа по самообразованию

Актуальность темы:

По своей природе ребенок активен и любознателен. Чувство любознательности у детей расценивается как стремление к новым знаниям, это помогает обогащать жизненный опыт, дает новые впечатления. Поэтому нет ничего удивительного в том, что ребенок стремиться всюду побывать, все увидеть, потрогать и попробовать на вкус. Исследовать и познавать для малыша так же естественно и жизненно необходимо, как дышать и двигаться. Его стремление познавать неизведанное перерастает в особенное поведение, в котором ребенок саморазвивается, растет интеллектуально и физически.

Публикация «Программа по самообразованию „Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников“» размещена в разделах

Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию. Он настроен на познание окружающего мира: рвет бумагу и смотрит что получается; проводит опыты с разными предметами; измеряет глубину снежного покрова на участке, объем воды. Детское экспериментирование пронизывает жизнь маленького человека, присутствует всюду, в том числе и в игре. Наша задача заинтересовать малыша и пробудить задатки к экспериментированию. Поэтому именно сегодня в дошкольном образовании особенно остро стоит вопрос организации предметно-пространственной среды, обеспечивающий возможность экспериментальной и исследовательской деятельности как одной из ведущих в период дошкольного детства.

У каждого ребенка индивидуальные познавательные способности. Способности обнаруживаются не в знаниях, умениях и навыках, как таковых, а в динамике их приобретения.

Исследовательская деятельность для дошкольника – это главный источник для получения представлений о мире.

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи:

- изучить научно-методическую литературу и интернет источников по теме;

- создать условия для развития у детей среднего и старшего дошкольного возраста интереса к исследовательской, поисковой деятельности, экспериментированию, способствовать формированию научного мировоззрения;

- пополнить экспериментальную среду необходимыми веществами и материалами;

- развивать познавательную активность детей в процессе исследовательской деятельности и экспериментирования;

- создавать предпосылки формирования практических и умственных действий у детей;

- обеспечить богатство сенсорных и эмоциональных впечатлений, развивать чувство гармонии, способность восторженности и удивлению, переживанию прекрасного и возвышенного;

- привлекать детей к проектной деятельности, в том числе совместно с родителями;

- подготовить и реализовать перспективный план по опытно-исследовательской деятельности с детьми среднего и старшего дошкольного возраста;

- подготовить и реализовать план по взаимодействию с семьями воспитанников;

- разработать консультации и памятки для родителей.

- провести совместный мастер-класс (игру) совместно с детьми и родителями.

Формы работы с детьми:

- совместная деятельность взрослого и ребенка, в том числе проектная;

- самостоятельная деятельность детей;

- наблюдения;

- чтение художественной литературы;

- изобразительная деятельность;

- трудовая деятельность.

Методы и приемы работы с детьми:

Практические, проблемно-поисковые.

Дети должны научиться:

- самостоятельно выделять и ставить проблему, которую необходимо решить;

- предлагать возможные варианты решения;

- исследовать предметы и явления окружающего мира, применяя методы поисковой деятельности.

Работа педагога:

- изучение научно-педагогической литературы;

- разработка перспективных планов, конспектов образовательной деятельности по теме;

- организация занятий в рамках опытно-экспериментальной деятельности, проведение игр-экспериментов на досуге и наблюдений во время прогулок;

- проведение диагностики по усвоению программы по данной тематике;

- проведение консультации для родителей о необходимости детского экспериментирования в детском саду и дома;

- участие в педагогических семинарах, конференциях, вебинарах с целью предоставления информации о проделанной работе и достигнутых результатах;

- знакомство с передовым педагогическим опытом по данной тематике;

- проведение открытых занятий (для администрации ДОУ, воспитанников и педагогов других групп, родителей);

- привлечение детей к проектной деятельности, в том числе совместно с родителями;

- обучение на курсах повышения квалификации.

Этапы создания и содержание системы работы:

Теоретический:

1. Подбор методической литературы по теме: «Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ» (сентябрь-октябрь)

2. Изучение нормативных документов и научно-методической литературы, в которых говорится о значимости и способах организации опытно-экспериментальной деятельности дошкольников (ФГОС и разработанные в его рамках учебные программы) (сентябрь)

3. Изучение практического опыта коллег по интересующей тематике: педагогических журналов и газет, информационных интернет-порталов для воспитателей (ознакомление с организацией детского экспериментирования в ДОУ, конспектами занятий, подборками опытов и экспериментов для детей дошкольного возраста (сентябрь-октябрь)

4. Изучение актуальности темы (сентябрь)

5. Изучение рекомендаций к организации работы (сентябрь)

6. Разработка перспективного плана работы с родителями и общественностью (сентябрь)

7. Ознакомление с методическим пособием «Организация опытно экспериментальной работы в ДОУ» под редакцией Н. В. Нищева (сентябрь-октябрь)

8. Планирование работы в разных возрастных группах (сентябрь)

Практический

1. Составление перспективно-тематического планирования опытно-экспериментальной деятельности (сентябрь)

2. Организация исследовательской деятельности в ДОУ (сентябрь-октябрь)

3. Оформление картотеки по опытно-экспериментальной деятельности (октябрь)

4. Создание «копилки» опытов и экспериментов (сентябрь-апрель)

5. Проведение опытов и экспериментов (в соответствии с календарно-тематическим планированием) (сентябрь-апрель)

6. Проведение открытого занятия для воспитателей и родителей (февраль)

7. Создание проекта «Удивительный мир яйца», защита проекта на педагогическом совете в форме презентации. Публикация на сайте презентации «Удивительные мир яйца» (январь-март)

8. Консультация для педагогов «Значение ОЭД в развитии ребенка» (май)

9. Проведение опытов и экспериментов: (январь-май)

- «Приключение песчинки»

- «Куда исчезает вода после дождя»

- «Что такое почва и для чего она нужна»

- «Зачем растениям солнечный свет»

- «Воздух-невидимка»

- «Мыльные пузыри»

- «Что тяжелее, камень или вата?»

10. Оформление опыта работы педагогической деятельности (сентябрь-апрель)

11. Создание проекта «Фиалка: от листочка до цветочка». Защита проекта «Фиалка: от листочка до цветочка» в форме презентации. Публикация на сайте презентации (ноябрь-апрель)

12. Оформление стенгазеты для родителей на тему «Как мы работали над проектом «Фиалка: от листочка до цветочка»» (май)

13. Опыты эксперименты с луком «Луковичные барышни». Публикация в социальной сети работников образования детских работ в соавторстве с педагогом «Луковичные барышни» (февраль, март)

14. Разработка и проведение НОД:

- «Как веточка березы весну встречала» (февраль)

- «Как фасолинка с водой подружилась» (март)

- «Чем весна пахнет» (апрель)

16. Публикация собственного опыта педагогической деятельности в социальной сети работников образования (май)

Работа с родителями

1. Консультации для родителей на темы:

- «Организация детского экспериментирования в дома»;

- «Научите ребенка любить живую природу».

2. Индивидуальные консультации на интересующие темы экспериментирования.

3. Игра-практикум для детей и родителей «Экспериментариум – страна чудес и превращений»

4. Задание на лето: «Я во саду ли, в огороде» - фотоотчет

Заключительные выводы и планирование дальнейшей работы

1. Продолжить работу с детьми по данному направлению.

2. Корректировка планов.

3. Работа с литературой

Мониторинг и отчет по экспериментальной деятельности в ДОУ

Для оценивания результатов и эффективности экспериментальной деятельности воспитанников педагогом проводится мониторинг по следующим критериям:

- умение постановки проблемы воспитанниками;

- грамотное формулирование вопросов;

- выбор способов исследования;

- умение описывать наблюдения во время опытной деятельности;

наличие мыслительных умений (анализирование, сравнивание, обобщение, систематизация);

- степень самостоятельности в проведении эксперимента;

- способность к умозаключениям, выводам, подведению итогов;

- умение фиксировать результаты экспериментирования.

О высоком уровне опытно-экспериментальной деятельности свидетельствует устойчивая мотивация к проведению практических исследований, в том числе в самостоятельной деятельности (на прогулках, в опытно-исследовательской лаборатории «Экспериментариум», дома). Ребенок с развитым исследовательским типом мышления проявляет инициативу в выборе материалов и инструментов для проведения опытов, определяет проблемные вопросы, проверяет собственные предположения опытным путем, стремится довести начатое до конца, чтобы узнать и зафиксировать результат эксперимента.

Для выявления отношения воспитанников к экспериментальной деятельности и определения уровня овладения практическими навыками воспитатель проводит мониторинг, заполняя анкеты на каждого воспитанника несколько раз в течение учебного года (в сентябре, в середине года, в мае). Мониторинг выявляет степень самостоятельности на всех этапах детского экспериментирования, для имеющих низкие показатели воспитанников педагог подбирает приемы коррекции.

Результаты работы в рамках опытно-экспериментальной направленности показывают личностные изменения воспитанников. Дети становятся самостоятельнее, расширяется круг их интересов, они инициативны в выдвижении и проверке гипотез, ищут необычные подходы к решению проблемных ситуаций. Таким образом, занятия по детскому экспериментированию выполняют социальный заказ на воспитание разносторонне развитой личности и закладывают в детях качества успешных исследователей.

Оформление и оборудование опытно-исследовательской лаборатории «Экспериментариум»

Важным условием организации опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является создание развивающей предметно-пространственной познавательной среды. В нашем это отдельное помещение, имеющее зону познавательного развития, экспериментально-исследовательскую зону, зеленую зону (отдельные стеллажи и на подоконниках) для наблюдений за растениями и трудовой деятельности, выставочную зону, интерактивную среду, библиотеку. На базе «Экспериментариума» возможно проведение кружка по познавательно-исследовательской деятельности.

Зона экспериментирования подразумевает место для демонстрации опытов и экспериментов, защиты проектов воспитанников и для тематических выставок.

Для хранения познавательной литературы, материалов для опытов и приборов выделяются стеллажи, доступ к которым открыт всем ребятам.

Для проведения опытов продумывается место: демонстрационный стол, столы и стульчики для воспитанников. Необходимо размещение наглядных правил техники безопасности при проведении опытов (например, в виде плаката или мнемотаблицы).

В «Экспериментариуме» имеется центр воды и песка. Экспериментируя с этими веществами, дети не только получают знания, но и совершенствуют мелкую моторику, а также восстанавливают баланс эмоционального состояния (занятия с водой и песком успокаивают, устраняют симптомы переутомления, снимают напряжение мышц).

Интерактивный пол поражает реальностью происходящего. Он поможет воссоздать картины космоса, подводного мира, позволяет почувствовать атмосферу сезонных изменений в природе, прикоснуться к тайнам живой и неживой природы. Великое множество различных развивающих и познавательных игр придают процессу познания положительную эмоциональную окраску, обеспечивает лучшее восприятие, богатство сенсорных ощущений.

Комплект интерактивного пола с ПО «Экологическая тропа» включает в себя 40 игр и эффектов:

- Стирание: первый слой изображения стирается от шагов и жестов

- Цветы хризантемы разлетаются от движении и возвращаются

- Перья: Любые изображения разлетаются

- Пламя за следует за ногами

- Лепестки: Лепестки разлетаются от шагов и слетаются обратно.

- Бабочки появляются и летают

- Салют: Под шагами взрывы салюта

- Шарики. Игра, шарики летают, разгоняйте движением.

- Лед: лед трескается при ходьбе.

- Под водой: Море с рабами, рыбы плавают, вода взаимодействует.

- Осень, листья опадают от движения

- Облака расходятся, открывая изображение

- Созвездие мерцает при движении ногой.

- Игра: Поймай и лопни шарик, водяные брызги

- Летающие фрукты

- Муравьи

- Наступите на лягушку и она будет учить детей словам

- Божья коровка улетает при ходьбе и пр.

В интерактивных эффектах возможно заменять изображения самостоятельно, так же звуковое сопровождение. Возможно клонирование измененных эффектов и добавление в список как новые. Установка работы по желаемому временному алгоритму.

Материальное оснащение опытно-исследовательской лаборатории «Экспериментариум»

1. Интерактивный комплект (доска и проектор ультра короткофокусный в комплекте с настенным креплением и видеокабелем)

2. Ноутбук с предустановленным ПО

3. Акустическая система с креплением

4. Ноутбук для самостоятельной и практической деятельности воспитанников

5. Документ-камера

6. МФУ струйное

7. Фотоаппарат

8. Штатив для фотоаппарата

9. Доска мобильная магнитно-маркерная (передвижная поворотная) зона

10. Лупа ручная (5-кратное увеличение)

11. Коробка для изучения насекомых с лупой

12. Сачок для ловли бабочек

13. Учебный цифровой микроскоп «Моя первая лаборатория»

14. Комплект песочных часов

15. Набор хим. посуды и принадлежностей для демонстрационных работ

16. Набор «Я учусь переливать и отмерять»

17. Набор «Я учусь пересыпать и отмерять»

18. Набор «Я учусь выращивать растения»

19. Комплект лабораторного оборудования для экспериментов с природой и окружающей средой

20. Комплект лабораторного оборудования для экспериментов с водой и воздухом

21. Комплект лабораторного оборудования для экспериментов со светом и звуком

22. Комплект лабораторного оборудования «Наблюдение за погодой»

23. Комплект лабораторного оборудования «Весовые измерения»

24. Комплект лабораторного оборудования «Фильтрация воды»

25. Комплект лабораторного оборудования «От зародыша до взрослого растения»

26. Комплект лабораторного оборудования «Природа звука»

27. Эксперименты с мыльными пузырями

28. Набор для опытов «Строение Земли»

29. Набор инструментов для ухода за растениями на участке: лопатки, лейки

30. Комплект интерактивного пола с ПО «Экологическая тропа»

31. Комплект для игр с водой и песком трехсекционный

32. Прибор для очищения и увлажнения воздуха

33. Тактильная дорожка 7 элементов

34. Сенсорная тропа для ног (подушечек 12 шт)

35. Массажный коврик со следочками

36. Мат складной для выходов на природу «Солнышко»

А также:

- природные материалы: песок, камни, глина, грунт, образцы древесины, листья, зерна;

- сосуды: стаканы, миски, баночки, мензурки, колбы;

- медицинские материалы: латексные перчатки, пинцет, одноразовые шприцы без иглы, ватные диски, марля и бант;

- вещества: соль, сахар, марганцовка, пищевые красители, мука;

- фартуки, защитные очки, шапочки или косынки, перчатки, нарукавники.

Список литературы

1. Программа «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы Москва. Мозаика – Синтез 2015 г.

2. Виноградова Н. Ф. «Рассказы – загадки о природе», «Вентана – Граф», 2007 г.

3. Дыбина О. В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М. : Сфера 2005 г.

4. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.

5. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М. : Сфера, 2004

6. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2

7. Смирнов Ю. И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб, 1998.

8. Экспериментальная деятельность детей 4 – 6 лет: из опыта работы/авт. – сост. Л. Н. Мегнщикова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 130с.

9. Перспективное планирование по программе «От рождения до школы» изд. – «учитель», 2011г.

10. Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации 2 – е изд. – М: Мозаика – синтез. 2006г.

11. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации – издательство Арки 2005г.

12. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, А. А. Москва 2012 г.

Публикации по теме:

Опытно-экспериментальная деятельность дошкольниковОпытно-экспериментальная деятельность дошкольников Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу продолжить рассказ об опытно-экспериментальной деятельности в нашей группе. На этот раз мы проводили.

Опытно-экспериментальная деятельность детей на музыкальных занятиях Опытно-экспериментальная деятельность детей на музыкальных занятиях. 1. Музыка или шум?Цель: Научить определять происхождение звуков и различать.

Опытно-экспериментальная деятельность с водой и воздухом в подготовительной группеОпытно-экспериментальная деятельность с водой и воздухом в подготовительной группе Цель: формировать знания о плавучести предметов, понять механизм погружения и всплытия подводной лодки. Материалы и оборудование: несколько.

Опытно-экспериментальная деятельность «Свойства бумаги» в средней группеОпытно-экспериментальная деятельность «Свойства бумаги» в средней группе Цель мероприятия:познакомить детей со свойствами бумаги. Задачи: - знакомить детей с одним из способов исследовательского поведения - сравнение.

Опытно-экспериментальная деятельность «Свойства воды в твердом состоянии»Опытно-экспериментальная деятельность «Свойства воды в твердом состоянии» Опытно-экспериментальная деятельность "Свойства воды в твердом состоянии" Дорогие друзья и гости моей странички, доброе время суток.

Опытно-экспериментальная деятельность в нашей группе продолжается  (фотоотчет)Опытно-экспериментальная деятельность в нашей группе продолжается  (фотоотчет) В умывальной комнате также проводили опытно-экспериментальную деятельность с целью представления детям о том, что в помещении вода появляется,.

Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе «Царица-водица»Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе «Царица-водица» Опыты несомненно помогают увидеть и изучить получше этот мир. Если описывать словами какое-то явление, ребенку будет непонятно и не интересно.

«Ознакомление с воздухом и некоторыми его свойствами». Опытно-экспериментальная деятельность старших дошкольников Ознакомление с воздухом и некоторыми его свойствами. Цели и задачи: показать, что воздух есть вокруг нас, в воде, что мы дышим воздухом.

Почему говорят «Как с гуся вода»? Опытно-экспериментальная деятельностьПочему говорят «Как с гуся вода»? Опытно-экспериментальная деятельность Цель: Установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме. Объяснить смысл выражения "Как с гуся вода". Оборудование: Перья.

Работа с радужным песком. Опытно-экспериментальная деятельностьРабота с радужным песком. Опытно-экспериментальная деятельность Материал подготовила воспитатель ГБДОУ детский сад №3 Приморского района, г. Санкт-Петербург, Белоусова Л. Е. Задачи: • Вовлечение детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа по самообразованию «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников»
Опубликовано: 27 декабря 2019 в 16:28
+86Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа по самообразованию «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Вера Невская в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 23.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД