Татьяна Карабина
Программа по робототехнике для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная общеобразовательная программа
«РобоЛаборатория»
Разработчик программы : Карабина Т. В.
(стартовый уровень)
Возраст обучающихся: 6-7 лет
Срок реализации: 1 год
Целевой раздел:
1.1. Введение
Для полноценного развития ребенка необходима интеграция интеллектуального, физического и эмоционального аспектов в целостном процессе обучения. Конструкторская деятельность, как никакая другая, реально может обеспечить такую интеграцию. Конструирование роботов с детьми 5 — 7 лет — это первая ступенька для освоения универсальных логических действий и развития навыков моделирования, необходимых для будущего успешного обучения ребенка в школе по направлению «Образовательная робототехника». Конструирование в рамках программы - процесс творческий, осуществляемый через совместную деятельность педагога и детей, детей друг с другом, позволяющий провести интересно и с пользой время в детском саду.
Публикация «Программа по робототехнике для детей 6–7 лет» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Робототехника. Программы дополнительного образования
- Роботы и робототехника. Программирование
- Темочки
1.2. Пояснительная записка
Одной из приоритетных задач ФГОС является интеллектуальное и творческое развитие дошкольников. Для ее реализации рекомендуется использовать образовательный робототехнический конструктор нового поколения. Конструирование полностью отвечает интересам детей, их способностям и возможностям, поскольку является основной детской деятельностью. Следовательно, благодаря ей ребенок особенно быстро совершенствует навыки и умения, развивается умственно и эстетически. Известно, что тонкая моторика рук связана с центрами речи, значит, у занимающегося конструированием ребенка быстрее развивается речь. Ловкие, точные движения рук дают ему возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма.
Цель образовательной деятельности — удовлетворить естественное любопытство и любознательность детей, их потребность в игре и новых впечатлениях, желание работать руками, стремление познать окружающий мир, свойства предметов и их взаимодействие в статике и динамике.
Актуальность программы обусловлены важностью создания условий для всестороннего и гармоничного развития дошкольника. Для полноценного развития ребенка необходима интеграция интеллектуального, физического и эмоционального аспектов в целостном процессе обучения. Конструкторская деятельность, как никакая другая, реально может обеспечить такую интеграцию. Конструирование роботов с детьми 5 — 7 лет — это первая ступенька для освоения универсальных логических действий и развития навыков моделирования. В программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение дошкольника в динамичную деятельность, на обеспечение понимания математических понятий, на приобретение практических навыков самостоятельной деятельности. Предлагаемая система логических заданий и тематического моделирования позволяет педагогам формировать, развивать, корректировать у дошкольников пространственные и зрительные представления, а также поможет детям легко, в игровой форме освоить математические понятия и сформировать универсальные логические действия.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что конструирование в рамках программы - процесс творческий, осуществляемый через совместную деятельность педагога и детей, детей друг с другом, позволяющий провести интересно и с пользой время в детском саду. Работа с конструктором «Технолаб» обеспечивает реализацию «специфически детских» видов деятельности детей дошкольного возраста – игровой и конструктивной, а также является средством развития конструктивной деятельности детей. Программа предназначена для воспитателей дошкольных учреждений и призвана помочь организации увлекательных совместных занятий с детьми.
Цель программы : формирование основ понимания детьми конструкций предметов, обучение детей определять последовательность операций при изготовлении различных видов роботов.
Задачи программы :
Обучающие:
• формирование представлений о роботе, способах конструирования из деталей конструктора.
Развивающие:
• расширение кругозора об окружающем мире, обогащение эмоциональной жизни, развитие художественно-эстетического вкуса;
• развитие психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приемов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение);
• развитие регулятивной структуры деятельности (целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекция и оценка действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
• развитие сенсомоторных процессов через формирование практических умений.
Воспитывающие:
• формирование представлений о гармоничном единстве мира и о месте в нем человека с его искусственно создаваемой предметной средой.
Этапы обучения работы с конструктором «Технолаб» :
Обучение детей с конструктором «Технолаб» состоит из 4 этапов обучения:
1. Установление взаимосвязей. При установлении взаимосвязей ребёнок как бы «накладывает» новые знания на те, которыми он уже обладает, расширяя, таким образом, свои познания.
2. Конструирование. Учебный материал лучше всего усваивается тогда, когда мозг и руки «работают вместе». Работа с конструктором «Технолаб», базируется на принципе практического обучения: сначала обдумывание, а затем создание моделей. В каждом задании для этапа «Конструирование» приведены подробные пошаговые инструкции. При желании можно специально отвести время для усовершенствования предложенных моделей, или для создания и программирования своих собственных.
3. Рефлексия. Обдумывая и осмысливая проделанную работу, дети углубляют понимание предмета. Они укрепляют взаимосвязи между уже имеющимися у них знаниями и вновь приобретённым опытом. В разделе «Рефлексия» дети исследуют, какое влияние на поведение модели оказывает изменение ее конструкции.
4. Развитие. Процесс обучения всегда более приятен и эффективен, если есть стимулы. Поддержание такой мотивации и удовольствие, получаемое от успешно выполненной работы, естественным образом вдохновляют детей на дальнейшую творческую работу.
На занятиях дети могут работать как индивидуально, так и небольшими группами, или в командах – это зависит от доступного количества конструкторов «Технолаб». По завершении работы, можно устроить выставку готовых моделей роботов.
Возрастная группа: 6-7лет,
Сроки реализации – программа рассчитана на 1 учебный год, стартовый уровень.
Форма организации занятий – групповая. Наряду с групповой формой работы во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к обучающимся.
Длительность занятий – 30 минут, самостоятельная игровая деятельность 15 минут.
Количество занятий в неделю – 2 раза.
Количество обучающихся в группе: 14 человек.
1.3. Принципы и подходы к формированию программы :
При разработке программы учитывались следующие принципы:
1. Принцип научности: предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками; - содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.
2. Принцип целостности: основывается на комплексном принципе построения непрерывности и непрерывности процесса поисково- исследовательской деятельности; предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагога и детей.
3. Принцип систематичности и последовательности: обеспечивает единство обучающих, развивающих и воспитательных задач, развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников.
4. Принцип доступности: предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми и приоритетности ведущего вида деятельности – игры; предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников.
5. Принцип активного обучения: предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач.
6. Принцип наглядности обучения: наглядное пособие всегда средство познания, основа формирования чувственного образа представления из которых с помощью умозаключений, делается обобщающий вывод.
7. Принцип результативности: предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.
8. Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей
Подходы:
• Личностно-ориентированный - предполагает концентрацию внимания педагога, на целостность личности ребенка, заботу о развитии духовной личности с эмоциональными, эстетическими, творческими задатками и возможностями развития;
• Субъектно- деятельностный – признает за ребенком активность, самостоятельность, инициативность, избирательность, творчество, стремление к сотрудничеству и взаимодействию в детских видах деятельности (культурных практиках);
• Культурологический - особое взаимодействие педагога и воспитанника, предусматривающее учет региональных особенностей в содержании и организации конструктивного образования;
• Деятельностный - предполагает получение знаний и умений в процессе самостоятельной деятельности воспитанника, стимулирует развитие у ребенка способности решать важные проблемно-творческие задачи, находящиеся в зоне его ближайшего и отдаленного развития.
1.4. Характеристика возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет)
Показатели Содержание
Ведущая деятельность Ролевая игра и игры с правилами. Усложнение игровых замыслов; длительные игровые объединения
Познавательная деятельность
Условия развития ребенка на данном этапе Собственный широкий кругозор, умелость в каком-либо деле.
Объект познания Причинно-следственные связи между предметами и явлениями
Способ познания Познавательное общение со взрослыми и сверстниками; самостоятельная деятельность, экспериментирование
Мышление Образно-схематическое мышление. Словесно-логическое мышление (Слушают и понимают).
Восприятие Ставит цель, изучает свойства того или иного предмета, сравнивает предметы между собой.
Воображение Становится произвольным, ребенок сам порождает какие-либо идеи и придумывает (воображает) план ее реализации.
Произвольность познавательных процессов Выполняет инструкции взрослого, придерживаться игровых правил. (Прилегает волевые усилия).
Личные особенности
Форма общения Ребенок осознает особенности взаимоотношений между сверстниками и взрослыми и особенности своей личности. В этом возрасте взрослый должен эмоционально поддерживать значимость личности ребенка, его самоценности. (вне ситуативно-личностное).
Отношения со сверстниками Собеседник, партнер по деятельности. Открытие новой соц. позиции – позиции школьника. (Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни).
Отношения со взрослыми Источник эмоциональной поддержки. Устанавливает правила поведения и регулярно следует 5 правилам. Решает конфликты со сверстниками, пользуясь приемами замещения, убеждения и обсуждения
Эмоции Развитие высших чувств: интеллектуальных, моральных, эстетических.
Речь Развитие внутренней речи (речь «про себя»).
Ведущая потребность Общение
Новообразования Внутренний план действий. Проявление произвольности всех психических процессов. Возникновение соподчинения мотивов. Самосознание. Обобщенное и вне ситуативное отношение к себе. Возникновение первой целостной картины мира. Появление учебно-познавательного мотива.
1.5. Ожидаемые конечные результаты, важнейшие целевые ориентиры.
Планируемый результат конструкторской деятельности направлены на формирование у воспитанников способности и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире, на развитие изобразительных, конструкторских способностей, формирование элементарного логического мышления. Все эти направления тесно связаны, один вид деятельности не исключает развитие другого, а даже вносит разнообразие в творческую деятельность. Играя образовательным конструктором, дети успешно владеют основными приемами умственной деятельности, ориентируются на плоскости и в пространстве, общаются, работают в группе, в коллективе, увлекаются самостоятельным техническим творчеством. Для ребенка важно, чтобы результаты его творческой деятельности можно было наглядно продемонстрировать: это повышает самооценку и положительно влияет на мотивацию к деятельности, к познанию.
Целевые ориентиры
Дети будут знать:
-понятие робот, виды роботов;
-числа от 5 до10.
Дети будут уметь:
- называть и конструировать объемные модели;
- конструировать колесных роботов;
- конструировать роботов специального назначения;
- сравнивать и классифицировать объекты по 1 - 2 свойствам;
- определять число деталей в простейшей конструкции модели и их взаимное расположение;
- ориентироваться в понятиях «вверх», «вниз», «направо», «налево»;
- считать и сравнивать числа от 1 до 10;
- конструировать плоские и объемные модели по образцу, по модели, по схеме, по условию, по собственному замыслу, овладеть навыками каркасного конструирования;
- планировать этапы создания собственного робота;
Личностные результаты освоения программы воспитанником направлены на:
- развитие произвольности восприятия (зрительного, слухового, тактильного);
- развитие произвольности внимания (повышение устойчивости, концентрации, переключаемости, распределения, увеличение объёма запоминаемого материала);
- развитие творческого воображения (умение придумывать необычные, оригинальные модели, прорабатывать и детализировать их, использовать разнообразие образов в своей деятельности);
а также на развитие умений:
- устанавливать эмоциональные контакты со сверстниками и взрослыми для реализации общего замысла;
- работать в парах, малых группах, договариваться и вести диалог;
- участвовать в совместной коммуникативной деятельности (в процессе обсуждения, поиска информации, презентации моделей).
Форма и сроки проведения промежуточной и итоговой аттестации
- наблюдение за работой детей на занятиях;
- участие детей в проектной деятельности;
- в выставках творческих работ дошкольников;
- итоговые выставки для родителей / май/
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
При разработке образовательной программы учитывались общие тенденции развития образования: гуманизация образования, направленность на сбережение и укрепление здоровья детей, интеграция образования в общество, непрерывность и преемственность ступеней и уровней образования, информатизация образования. Организация образовательного процесса производится в соответствии с Уставом ОУ, учебным планом, ООП МДОУ № 12.
2.1. Формы, методы и технологии реализации образовательной деятельности
С целью активизации образовательного процесса, повышения уровня заинтересованности детей, более успешного освоения программного материала предусматриваются такие формы организации образовательной работы, как:
- дидактические игры;
- проектная деятельность;
- продуктивная и творческая деятельность;
- экспериментально- исследовательская деятельность;
- познавательное чтение;
- демонстрация обучающих фильмов, презентаций;
- рассматривание схем, таблиц;
- моделирование ситуаций;
- обыгрывание построек.
Методы Приемы
Наглядный Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе.
Показать информацию на экране в игровой форме
Объяснительно- иллюстративный Обучающиеся получают знания в ходе беседы, объяснения, дискуссии через экранное пособие в "готовом" виде.
Информационно- рецептивный Обследование деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных, тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа). Совместная деятельность педагога и ребенка Позволяет моделировать таких роботов в движении, которые нельзя увидеть в повседневной жизни
Репродуктивный Воспроизводство знаний и способов деятельности ( форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогии) Воспроизводство знаний и способов деятельности. Деятельность обучаемых носит алгоритмический характер, выполняется по инструкциям, предписаниям, правилам.
Практический Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы.
Проблемный Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов, самостоятельное их преобразование. Прежде чем излагать материал, перед обучающимися необходимо поставить познавательную задачу, сформулировать проблему, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показать способ решения поставленной задачи.
Игровой Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.
Частично- поисковый Заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач в ходе подготовки и реализации творческих проектов.
Исследовательский Демонстрация вспомогательного материала, иллюстрирующего тему занятия, просмотр дидактического материалы, методических таблиц, схем и пособий. Обучающиеся становятся свидетелями и соучастниками научного поиска.
Словесный Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей.
При реализации образовательной программы в основном используются следующие виды педагогических технологий:
1. Репродуктивная технология (или технология объяснительно- иллюстративного обучения). Практически все программы технической направленности предполагают освоение воспитанниками довольно больших массивов информации, знаний, систематики (в области конструирования, моделирования) и т. д., которые не всегда легко организовать в рамках игровой, проектной или иных технологий. Педагог самостоятельно отрабатывает удобные модели занятия, основанные на интеграции видов детской деятельности и современных технологиях. Построение каждого занятия осуществляется в определенной системе, которая зависит от цели и типа занятий (первично-ознакомительные, углубленно- познавательные, по обобщению и систематизации знаний и умений, формированию практических умений). В целом в обучении конструированию и моделированию наиболее эффективным представляется интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь всех видов детской деятельности.
2. Игровая технология. Игра – «вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением». Специально организованная и педагогически управляемая игра может считаться педагогической технологией, так как обладает «четко поставленной целью обучения и соответствующими ей педагогическими результатами, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно- познавательной направленностью». В программах технической направленности наиболее перспективны дидактические игры, которые способствуют усвоению конструктивных знаний, запоминанию фактического материала. Это особенно целесообразно при реализации исследовательских проектов.
3. Технология проектно-исследовательской деятельности. Эта технология в наибольшей степени отвечает методологии научного познания моделирования и позволяет детям приобрести опыт реального, пусть небольшого исследования. Перспективным направлением деятельности по обеспечению возможностей для творческого развития детей педагогический коллектив МДОУ № 12 считает организацию проектно-исследовательскую деятельность своих воспитанников. Организация проектно- исследовательской деятельности в учреждении рассматривается как эффективный способ развивающего обучения, как мощная инновационная технология. Исследовательская деятельность способствует развитию у детей таких качеств личности, как целеустремленность, трудолюбие, коммуникабельность, самостоятельность, пытливость и значительно расширяет кругозор и обогащает жизненный опыт.
3.1. Методическое обеспечение программы
Методические и дидактические материалы:
- Схемы
- Конструктор «Технолаб» 1 и 2 части.
- наборы картинок с реалистичным и стилизованным изображением разных роботов в соответствии с учебно- тематическим планом работы;
- презентации, учебные фильмы, тексты художественных произведений (по темам занятий);
Материально-техническое обеспечение образовательной программы :
- конструкторы «Технолаб»;
- CD диск с рабочими материалами «Технолаб».
- сортировочные контейнеры для деталей;
- мультимедийная система: интерактивная доска, проектор, ноутбук.
- столы, стулья (по росту и количеству детей).
Список использованных источников и литературы:
1. Абдулгалимов Г. Л, Гулюта А. А, Казагачев В. Н. Робототехника - массовый вид детского и молодежного технического творчества. // Информационные технологии в образовании. XXV Международная конференция-выставка. Сборник трудов Ч. II. - М. : Издательский отдел факультета ВМК МГУ имени М. В. Ломоносова, 2015. С. 21-22.
2. Абдулгалимов Г. Л., Казагачев В. Н., Гулюта А.
3. Каширин, Д. А. Конструирование роботов с детьми. Рабочая тетрадь для детей подготовительной группы ДОО. Часть 2. : образовательный робототехнический модуль (предварительный уровень) : 5-8 лет / Д. А. Каширин, А. А. Каширина. – М. : Издательство «Экзамен». – 2015. – 192 с.
4. Концепция развития дополнительного образования детей (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
5. Куцакова, Л. В. Конструирование из строительного материала. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада / Л. В. Куцакова. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ. – 2013. – 64 с.
6. Мой первый робот. Идеи: рабочая тетрадь для детей старшей, подготовительной к школе группы ДОО. 5-8 лет / Д. А. Каширин, А. А. Каширина. – М. : Экзамен. – 2015. – 280с. : ил.