саковец оксана
Программа по познавательному развитию «Развивайка» для одаренных детей 2–3 лет на учебный год
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Начиная с раннего возраста, ребёнок учится обращению с формами, количеством, а так же пространством и временем. Основываясь на практическом опыте повседневной жизни, он приобретает математические знания и умения, способность формулировать словами математические задачи и решения, постигает математические закономерности, овладевает схемами действий при решении математических задач. Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия – элементы программы, определяющие ее новизну.
Публикация «Программа по познавательному развитию „Развивайка“ для одаренных детей 2–3 лет на учебный год» размещена в разделах
- Младшая группа
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2024
Актуальность программы «Развивайка» заключается в развитие логического мышления, оно подразумевает формирование логических приёмов мыслительной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умений выстраивать простейшие умозаключения, учитывая возрастные возможности детей данного возраста.
Нестандартные задания – это мощное средство активизации умственной деятельности. Все занятия проводятся в занимательной игровой форме. В игре детей привлекает не заложенная в ней обучающая задача, а возможность выполнить игровые действия, проявить активность, добиться результата. Для успешного и непринужденного обучения математическим основам детям необходимы игры особого рода, в которых содержание игры и практические действия были бы интересными и предоставляли возможность для проявления самостоятельности и инициативы детей. При этом для выполнения и решения поставленных обучающих задач возникала бы объективная необходимость практического применения математических знаний, умений и навыков. Для реализации данной программы нами были выбраны учебно-методические пособия, такие как: блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, различный дидактический материал.
Цель программы «Развивайка» : развитие познавательных и творческих способностей детей, а также логико-математической компетенции.
Задачи:
• Познакомить с дидактическими играми и правилами этих игр.
• Знакомить детей с основными геометрическими понятиями (круг, квадрат, треугольник, длиннее – короче, больше – меньше, выше - ниже, толще – тоньше).
• Развивать у детей мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация, обобщение). Пространственные представления и познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение, мелкую моторику рук, умение моделировать на плоскости, умение создавать изображение по образцу, схеме.
• Формировать способность расставлять предметы по порядку, представления о цвете предметов, умение делить целое на части и составлять целое из частей, умение следовать устным инструкциям.
• Воспитывать интерес к интеллектуальным играм, любознательность.
• Повышать уровень педагогической компетенции родителей по формированию логического развития детей.
Ожидаемые результаты:
К концу обучения по программе основным результатом должно стать развитие у детей познавательных процессов (внимание, память, речь, воображение, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, деятельностных способностей (интерес к познанию, исполнение правил игры, в общении и коммуникации:
• Развитие представления о разновидностях дидактических игр и основных приемах игры в них. Проявление интереса в заданиях на развитие логического мышления.
• Развитие мелкой моторики пальцев.
• Повышение уровня знаний родителей по логико-математическому развитию. Создание родителями дома условий для дидактических игр и правильная их подборка.
Основные методы и приемы совместной деятельности.
Для реализации программы по интеллектуальному развитию и воспитанию дошкольников используются следующие методы:
- словесные (рассказы педагога, чтение художественных произведений, беседы, словесные игры);
- наглядные (работа с иллюстрациями, схемами, логическими цепочками, заучивание стихотворений);
- практические (элементарные опыты, моделирование, игры на развитие логического мышления, на развитие речи и пр.);
Формы: групповая - основная форма работы на занятиях; индивидуальная форма.
Структура программы для одарённых детей «Развивайка».
Возраст детей, участвующих в дополнительной образовательной деятельности 2-3 года. Срок реализации программы 1 год. Игра - занятие проводится в течение учебного года 1 раз в неделю, во второй половине дня, длительность 10-15 минут.
1. Введение в игровую ситуацию 1мин.
2. Актуализация и затруднения в игровой ситуации 3мин.
3. Открытия детьми нового знания 9мин.
4. Эмоциональная устойчивость на успех 2мин.
Взаимодействие с родителями:
• Семинар-практикум по развивающим играм для детей 2-3 лет;
• Индивидуальные беседы с рекомендациями для каждого конкретного ребенка;
• Подбор и демонстрация специальной литературы, направленной на развитие логического мышления;
• Разъяснительная и образовательная работа.
Развивающая среда в группе.
Интеллектуальный цент с учебно-методическими пособиями, такими как: блоки Дьенеша; палочки Кюизенера; Бизиборды: подбор дидактических игр; Волшебные колокольчики; Цветные стульчики и т. д.
Календарный учебный график.
№ Наименование
оказываемой
услуги Группа Форма
органи
зации Учебный год Учеб-
ных
недель Количе-
ство часов
в
неделю всего
1. «Развивайка» вторая
группа
раннего
возраста
подгрупповая Начало
учебного
года
окончание
учебного
года
27 1 27
Учебно-тематический план
(группа раннего возраста)
Месяц
Тема
Количество часов
Время
Октябрь Знакомство с учебно-игровым пособием «Математический планшет»
1
«Зонтик»
1
«Коляска»
1
«Самокат»
1
Ноябрь Знакомство с учебно-игровым пособием кубики Дьенеша
1
«Роботы»
1
«Рыбки»
1
«Загадка»
1
Декабрь
«Звёздочки»
1
«Ёлочные игрушки»
1
«Конфеты»
1
«Горка»
1
Январь
Знакомство с учебно-игровым пособием палочками Кюизенера
1
«По красной дорожке друзья идут к Антошке»
1
«На жёлтой дорожке угадай, чьи эти ножки»
1
Февраль
«Сказка Колобок»
2
«Сказка Заюшкина избушка»
1
«Закрывай скорей окошки- ты спасешь мышей от кошки»
1
Март
Знакомство с учебно-игровым пособием Блоки Дьенеша
1
«Бусы для мамы»
1
«Пряничный домик»
1
«Собачка»
1
Апрель
«Человек»
1
«Клоун»
1
«Сказочное солнышко»
1
«Пароход»
1
Методическое обеспечение
(группа раннего возраста)
№
Тема
Цель
Форма проведения
Методы
приемы
Материалы
1
Знакомство с учебно-игровым пособием «Волшебные колокольчики». Познакомить с
математическим планшетом, с помощью резинок изобразить то, что хочет ребёнок. Занятие-творчество
(фантазия) Сказка,
показ. Дидактическое пособие «Волшебные колокольчики» и игровой альбом.
2
«Зонтик» Закреплять
умение детей
ориентироваться
по карточкам схемам. Формировать знания о геометрических фигурах. Развивать мелкую моторику рук, внимание, воображение. Игра –занятие
Д/и
Словесное объяснение показ, наблюде-
ние Дидактическое пособие «Волшебные колокольчики» и игровой альбом.
3
«Коляска»
Закреплять
умение детей
ориентироваться
по карточкам схемам.
Развивать знания о геометрических фигурах,
мелкую моторику рук, внимание. Игра –занятие
Д/и
Словесное объяснение показ. Дидактический
игровой альбом.
4
«Самокат» Закреплять
умение детей
ориентироваться
по карточкам схемам, знания о транспорте.
Развивать знания о геометрических фигурах,
мелкую моторику рук, внимание. Игра –занятие
Д/и
Словесное объяснение показ. Дидактический
игровой альбом.
5 Знакомство с учебно-игровым пособием кубики Дьенеша Формировать умение выкладывать кубики определенного цвета путем наложения на картинку. Познаватель-
ная игра Д/и
Словесное объяснение показ.
Учебно-игровое пособие
«Кубики Дьенеша» и альбом заданий «Сложи узор»
6 «Роботы»
Развивать познавательный процесс, знания о геометрических фигурах, мелкую моторику, умение ориентироваться на плоскости. Продолжать знакомство с цветом. Игра-занятие Д/и
Словесное объяснение показ.
Учебно-игровое пособие
«Кубики Дьенеша» и альбом заданий «Сложи узор»
7 «Рыбки»
Развивать знания о рыбах, геометрических фигурах, мелкую моторику. Формировать умение ориентироваться на плоскости. Продолжать знакомство с цветом. Игра-занятие Д/и
Словесное объяснение показ.
Альбом заданий «Сложи узор»
8 «Загадка»
Закреплять представления о геометрических фигурах, о цвете и форме. Продолжать формировать умение ориентироваться на плоскости.
Развивать мелкую моторику, внимание. Занятие-творчество
(сказка)
Д/и
Словесное объяснение показ.
Альбом заданий «Сложи узор»
9 «Звёздочки»
Формировать представление о времени суток, понятие «один-много». Продолжать формировать умение ориентироваться на плоскости.
Развивать мелкую моторику, внимание. Познаватель-ная игра Д/и
Словесное объяснение показ.
Альбом заданий «Сложи узор»
10 «Ёлочные игрушки»
Закреплять умение выкладывать изображение по карточке-заданию. Развивать фантазию, воображение (придумывание и выкладывание своих елочных игрушек с использованием кубиков других цветов).
Занятие-творчество (фантазия) Д/и
Словесное объяснение показ.
Альбом заданий «Сложи узор»
11 «Конфеты»
Закреплять умение выкладывать изображение по карточке-заданию. Развивать фантазию, воображение, мелкую моторику, внимание. Игра-занятие Д/и
Словесное объяснение показ.
Альбом заданий «Сложи узор»
12 «Горка»
Формировать представление о времени года «Зима», о играх в зимнее время. Закреплять умение выкладывать изображение по карточке-заданию. Развивать фантазию, воображение, мелкую моторику, внимание. Игра-занятие Д/и
Словесное объяснение показ.
Альбом заданий «Сложи узор»
13 Знакомство с учебно-игровым пособием палочками Кюизенера Вызвать интерес к игре с палочками Кюизенера и желание действовать с ними. Способствовать формированию элементарных математических и пространственных представлений. Развивать логическое мышление, внимание, память, мелкую моторику рук.
Занятие-творчество
(фантазия) Д/и
Словесное объяснение показ.
Учебно-игровое пособие
«Палочки Кюизенера» и альбом «Волшебные дорожки».
14 «По красной дорожке друзья идут к Антошке» Закреплять названия основных цветов, развивать умение группировать, классифицировать палочки (полоски по цвету). Развивать речь детей. Активизировать словарь: «одинаковый», «такая же», «тоже красивая» и т. д. Игра-занятие Д/и
Словесное объяснение показ.
Учебно-игровое пособие
«Палочки Кюизенера» и альбом «Волшебные дорожки».
15 «На жёлтой дорожке угадай, чьи эти ножки» Закреплять эталоны цвета. Упражнять в различении цветов. Развивать память, внимание. Игра-занятие Д/и
Словесное объяснение показ.
Учебно-игровое пособие
«Палочки Кюизенера» и альбом «Волшебные дорожки».
16 «Сказка Колобок»
Развивать логическое мышление, внимание, память, мелкую моторику рук, речь детей. Закреплять названия основных цветов, умение выкладывать изображение по карточке-заданию. Занятие-творчество
(сказка)
Д/и
Словесное объяснение показ.
Учебно-игровое пособие
«Палочки Кюизенера» и альбом «Волшебные дорожки».
17 «Сказка Заюшкина избушка»
Развивать логическое мышление, внимание, память, мелкую моторику рук, речь детей. Закреплять названия основных цветов, умение выкладывать изображение по карточке-заданию. Занятие-творчество
(сказка)
Д/и
Словесное объяснение показ.
Учебно-игровое пособие
«Палочки Кюизенера» и альбом «Волшебные дорожки».
18 «Закрывай скорей окошки- ты спасешь мышей от кошки» Развивать логическое мышление, внимание, память, мелкую моторику рук, речь детей, умение группировать, классифицировать палочки (полоски по цвету). Закреплять названия основных цветов, умение выкладывать изображение по карточке-заданию. Игра-занятие Д/и
Словесное объяснение показ.
Учебно-игровое пособие
«Палочки Кюизенера» и альбом «Волшебные дорожки».
19 Знакомство с учебно-игровым пособием Блоки Дьенеша
Познакомить детей с геометрическими фигурами, формой предметов, размером, цветом. Развивать мыслительные умения : (сравнивать, анализировать, классифицировать информацию). Развивать познавательные процессы восприятия, памяти, внимания, воображения. Воспитывать познавательный интерес к играм с блоками Дьенеша. Игра-занятие Д/и
Словесное объяснение показ.
Учебно-игровое пособие
«Блоки Дьенеша» и альбом «Маленькие логики».
20 «Бусы для мамы»
Мотивировать детей к самостоятельному усвоению элементарных навыков алгоритмической культуры мышления. Развивать познавательные процессы восприятия, памяти, внимания, воображения Игра-занятие Д/и
Словесное объяснение показ.
Учебно-игровое пособие
«Блоки Дьенеша» и альбом «Маленькие логики».
21 «Пряничный домик» Развивать познавательные процессы восприятия, памяти, внимания, воображения. Развивать способности к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения, проявления инициативы и самостоятельности в игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. Занятие-творчество
(сказка)
Д/и
Словесное объяснение показ.
Учебно-игровое пособие
«Блоки Дьенеша» и альбом «Маленькие логики».
22 «Собачка» Развивать внимание, память, обобщать, сравнивать и анализировать, делать выводы, объяснять, развивать связную речь. Закреплять умение выкладывать изображение по карточке-заданию. Игра-занятие Д/и
Словесное объяснение показ.
Учебно-игровое пособие
«Блоки Дьенеша» и альбом «Маленькие логики».
23 «Человек»
Закреплять название частей тела человека, знания геометрических фигур. Развивать внимание, память, мелкую моторику рук, речь. Закреплять умение выкладывать изображение по карточке-заданию. Игра-занятие Д/и
Словесное объяснение показ.
Учебно-игровое пособие
«Блоки Дьенеша» и альбом «Маленькие логики».
24 «Клоун»
Закреплять название частей тела человека, знания геометрических фигур. Развивать внимание, память, мелкую моторику рук, речь. Закреплять умение выкладывать изображение по карточке-заданию. Игра-занятие Д/и
Словесное объяснение показ.
Учебно-игровое пособие
«Блоки Дьенеша» и альбом «Маленькие логики».
25 «Сказочное солнышко»
Развивать внимание, память, обобщать, сравнивать и анализировать, делать выводы, объяснять, развивать связную речь. Закреплять умение выкладывать изображение по карточке-заданию. Занятие-творчество
(сказка)
Д/и
Словесное объяснение показ.
Учебно-игровое пособие
«Блоки Дьенеша» и альбом «Маленькие логики».
26 «Пароход»
Развивать познавательные процессы восприятия, памяти, внимания, воображения. Развивать способности к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения, проявления инициативы и самостоятельности в игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. Игра-занятие Д/и
Словесное объяснение показ.
Учебно-игровое пособие
«Блоки Дьенеша» и альбом «Маленькие логики».
Список литературы:
1. А. Бостельман «Математика в любое время!» под ред. Н. А. Воробьёва изд. Национальное образование / Москва 2016 г.
2. Л. В. Михайлова-Свирская «Математика повсюду» изд. Национальное образование / Москва 2015 г.
3. А. В. Белошистая «Развитие логического мышления у дошкольников» Москва 2013 г.
4. А. В. Белошистая «Математическое развитие дошкольников : вопросы теории и практики. Курс лекций» Москва 2004 г.
5. Математический планшет для малышей. Альбом с заданиями для игры. – Спб.
6. Блоки Дьеныша для самых маленьких. Альбом с заданиями для игры. – Спб.
7. Блоки Дьеныша для малышей. Альбом с заданиями для игры. – Спб.
8. Волшебные дорожки. Палочки Кюизенера для самых маленьких 2-3 лет. Альбом с заданиями для игры. – Спб.